Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖНАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Результаты исследования проблемы дифференциации и интеграции научного знания [5], теоретико-методологического обоснования условий междисциплинарного синтеза (П.С. Гуревич, Н.П. Дубинин, Ю.И. Ефимов, Б.М. Кедров и др.), полученные в прошлом столетии в области философии, и комплексное исследование проблем человека (В.П. Алексеев, Т.И. Алексеева, И.В. Блауберг, А.В. Воропаева, В.П. Казначеев, Б.Ф. Ломов, И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин и др.) послужили, как известно, прочной основой для постановки и решения одной из фундаментальных задач педагогики – выявления условий, механизма взаимодействия и интеграции собственно педагогических знаний и знаний других наук о человеке, востребованных образовательной практикой. В этом направлении на рубеже XX и XXI столетий отечественные ученые приступили к исследованию межпредметных и междисциплинарных связей в высшем педагогическом образовании (А.И. Еремкин, В.И. Журавлев, В.К. Кириллов, И.И. Кириченко, Р.Б. Лотштейн, Е.Н. Орлова, Н.А. Сорокин и др.).

Однако использование полученных результатов позволило установить, что внедрение в образовательный процесс вуза ограниченного числа бинарных связей педагогики с другими науками о человеке не обеспечивает его высокую эффективность, так как в условиях традиционного предметоцентрированного обучения посредством односторонних междисциплинарных связей не возникает интеграционный процесс, а происходит лишь в незначительной степени обобщение познавательного опыта студентов. В то же время в отечественной дидактике и психологии множественными исследованиями было доказано, что построение образовательного процесса на интегративной основе способствует заметному повышению его качества, так как в интегративной образовательной среде развиваются образовательные способности обучающихся (В.В. Давыдов, А.Я. Данилюк, Л.П. Доблаев, К.Ю. Колесина, В.Т. Фоменко и др.).

В результате выполненных исследований в педагогике высшей школы в 90-е и 2000-е годы был установлен научный факт, доказывающий, что процесс интеграции в учебно-познавательной деятельности возникает лишь в том случае, если взаимодействует множество учебных дисциплин, представляющих науки о человеке [2; 4; 6]. Вместе с тем практика показывает, что образовательный процесс в педагогическом вузе строится на основе государственных образовательных стандартов и ООП, которыми предусмотрено изучение лишь немногих учебных дисциплин о человеке. Таким образом, возникла необходимость в поиске путей решения проблемы интеграции высшего педагогического образования посредством использования образовательного потенциала множественных многосторонних межнаучных связей педагогики, то есть на основе  межнаучной коммуникации.

Выполненное нами исследование, посвященное теоретико-методологичес-кой разработке и технологическому использованию межнаучной коммуникации в профессионально-педагогической подготовке студентов, позволило сделать следующие выводы [7].

Во-первых, основу построения интегративной образовательной системы должен составлять развивающий образовательный ресурс вуза. Поиск наиболее оптимального способа его разработки мы ограничили созданием с помощью экспертов, представляющих науки о человеке, базы межнаучных данных о человеке. Это, в свою очередь, привело к постановке другой фундаментальной задачи, решение которой помогает ответить на вопрос, каким должно быть содержание высшего педагогического образования в этой системе. Промежуточные результаты нашего исследования показали, что реализация классического – собственно педагогического инварианта содержания даже с помощью новейших информационно-коммуникационных средств обучения не приводит к его интеграции. Чтобы решить возникшую перед нами задачу, мы разработали на основе межнаучной коммуникации содержательную модель высшего педагогического образования путем обоснования в нем межнаучных конструкций, явившихся эффективным дидактическим средством, обеспечивающим в учебно-познавательной деятельности студентов межзнаниевое взаимодействие и интеграцию собственно педагогических знаний и знаний других наук о человеке. Тем самым была доказана возможность содержательной интеграции в системе профессионально-педагогической подготовки студентов посредством использования развивающего потенциала взаимодействующих наук о человеке.

Во-вторых, многократный поиск студентами всесторонней информации об изучаемых педагогических фактах, явлениях, процессах и системах путем обращения с информационными запросами в базу межнаучных данных способствует постепенному овладению языками наук о человеке и выработке метаязыка, который обеспечивает формирование межнаучной информации и выработку межнаучного знания. Таким образом, в дидактике высшей педагогической школы мы установили неоспоримый факт, указывающий на то, что на основе межнаучной коммуникации в образовательном процессе постепенно достигается языковая интеграция. Такие формируемые в сознании студентов ключевые понятия на межнаучной основе, как: методология педагогики, закономерности, принципы, системы  обучения и воспитания, качество образования, его средства, методы, формы и множество других понятий приобретают качественно новое – межнаучное содержание и позволяют всесторонне и целостно видеть и осознавать актуальные проблемы современной школы и прогнозировать возможные пути их решения. Именно этим путем, как показали результаты нашего исследования, формируется и развивается метазыковая культура студентов, позволяющая им преодолевать информационные барьеры в поиске межнаучной информации на стыках наук о человеке, всесторонне и целостно прогнозировать развитие педагогических явлений, процессов и систем. В принципе так же сформировался язык современной педагогической науки, который включает более 80% заимствованных из других наук понятий, терминов и словосочетаний.

Следует отметить, что к такому выводу мы пришли благодаря тому, что основывались в своем исследовании на методологических положениях развития педагогического знания и на научно обоснованных рекомендациях по заимствованию понятий, широко используемых в обороте других наук о человеке и не только [3].

В-третьих, на межнаучной основе студенты овладевают методами и приемами научного и учебного исследования, которые широко применяются в других науках, сопряженных с педагогикой. Действительно, использование новейших данных наук о человеке в педагогике и образовании позволяет не только расширять представления студентов о том, какими способами они были получены, но и овладевать ими. Например, на стыках педагогики с нейролингвистикой они познают методы и приемы нейролингвистического программирования в обучении, воспитании и развитии школьников; использование межнаучной связи педагогики и социологии обеспечивает возможность овладения методами и приемами их социометрической диагностики; реализация межнаучных связей психологии, медицины и педагогики позволяет осуществлять отбор и целесообразное применение некоторых психотерапевтических приемов в образовании детей и взрослых.

Оптимальная возможность поиска разносторонней информации, ее обработки, формирования межнаучной информации и межнаучных знаний в развивающей образовательной системе способствуют выработке обобщенных учебно-познавательных и исследовательских умений студентов, которые составляют основу интеграции методов познания и исследования в образовательном процессе.

Благодаря методической интеграции, возникающей в условиях межнаучной коммуникации, многие общенаучные методы, как известно, стали достоянием педагогической науки: индуктивно-дедуктивный метод, моделирование, межнаучный и междисциплинарный синтез, метод аналогий, метод системного анализа и другие методы.

В-четвертых, в развивающей образовательной среде, сформированной посредством воплощения в нее множественных многосторонних связей педагогики с другими науками о человеке, для эффективной реализации их потенциала в подготовке компетентных студентов-будущих педагогов требуется разработка интегративной образовательной технологии [7]. Необходимость ее разработки и применения вытекает из самой природы развивающей образовательной среды, в которой посредством межнаучных связей педагогики происходит межзнаниевое взаимодействие, формирование и развитие целостных – межнаучных знаний и метаязыка, выработка обобщенных учебно-познавательных умений с учетом информационных, познавательных, исследовательских потребностей, индивидуальных особенностей, когнитивного стиля, творческих способностей и других характеристик каждого студента. Это означает, что на основе межнаучной коммуникации в учебно-познавательной деятельности возникает интеграционный процесс, обеспечивающий органичную взаимосвязь информационно-поисковой, проблемно-ориентирующей и личностно-ориентирующей технологий обучения, образующих в совокупности технологию системного типа – интегративную образовательную технологию. Объективность полученных нами результатов исследования касательно технологической интеграции в развивающей образовательной среде подтверждается тем, что они в значительной степени коррелируют с ранее полученными результатами исследования технологий такого вида [1].

Таким образом, использование образовательного потенциала межнаучной коммуникации в высшем педагогическом образовании позволяет создать развивающий образовательный ресурс, который обеспечивает его содержательную, языковую, понятийную, методическую и технологическую интеграцию, а, следовательно, способствует реализации компетентностного подхода на качественно новом образовательном уровне.

Список литературы:

  1. Гузеев В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии: дисс. … докт. … пед. наук. – М., 1998. – 390 с.
  2. Интеграция образовательных и научных ресурсов в контексте развития высшего образования в Тюмени: мат. науч.-практ. семинара. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2005. – 146 с.
  3. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследова-вателей. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2001. – 244 с.
  4. Тихонкина Н.Г. Моделирование процесса интеграции психолого-педагоги-ческой составляющей в содержание высшего технического образования: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Новосибирск, 2000. – 16 с.
  5. Урсул А.Д. Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция научного знания. – М.: Наука, 1983. – 394 с.
  6. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения: учебное пособие к спецкурсу. – Л.: ЛГПИ, 1990. – 82 с.
  7. Хроменков П.А. Развивающая образовательная среда педвуза в условиях межнаучной коммуникации: монография. – М.: ИИУ МГОУ, 2013. – 196 с.[schema type=»book» name=»ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖНАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ» description=»В статье представлены результаты авторского исследования проблемы развития высшего педагогического образования на основе межнаучной коммуникации, которая обеспечивает его содержательную, методическую, языковую и технологическую интеграцию. Обосновывается необходимость разработки развивающего ресурса в образовательной среде вуза и доказывается эффективность образовательного процесса посредством внедрения в него широкого спектра множественных многосторонних межнаучных связей педагогики.» author=»Хроменков Петр Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found