Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Главной целью высшего образования является подготовка высокопрофессиональных, конкурентоспособных квалифицированных кадров, способных обеспечивать социально-экономическое и культурное развитие нашей страны, независимо функционировать в условиях рыночной экономики по выбранной специализации.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования третьего поколения кардинальным образом изменили ориентиры отечественной системы образования. Наряду с традиционными и известными образовательными системами и формами организации учебного процесса по физическому воспитанию на первый план были поставлены приоритеты развития общекультурных и профессиональных компетенций.

В связи с этим приобретает актуальность внедрения в учебный процесс Северо-Западного института управления (СЗИУ) по физической культуре новых форм организации и методов формирования физической культуры студента. Система должна быть направлена на корректировку деятельности студента с традиционных целей (развитие физических качеств) на инновационные (формирование общих компетенций в области физической культуры). То есть система должна оказать помощь студенту в выстраивании стратегии здорового образа жизни, способности управлять своим физическим состоянием в зависимости от личностных и профессиональных задач.

Формирование общих компетенций в области физической культуры ведёт к переориентации образовательного процесса с обязательным использованием ECTS как критерии академических результатов и модульных технологий организации образовательного процесса.

Компетентностный подход при организации образовательного процесса подразумевает изменение общей структуры дисциплины, форм организации как теоретических, так и практических разделов, принципов взаимодействия преподавателя и студента. И это значит, что приоритетными в работе преподавателя являются диалогические методы общения, совместные поиски истины, разнообразие творческой деятельности. Все это возможно реализовать при использовании интерактивных методов обучения [2, с. 272].

Интерактивное обучение – это способ познания, реализовываемый в виде общей деятельности преподавателя и обучающихся. Принцип интерактивной организации образовательной деятельности предполагает, что процесс обучения является целенаправленным, дифференцированным, диагностируемым и управляемым. Все участники этого процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, вместе ищут пути решения проблемы, оценивают действия однокурсников и свои личные шаги, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [1, с. 50–53].

Актуальность модернизации процесса физического воспитания и всеобщее применение активных и интерактивных технологий обучения обусловлены особенностями усваивания изучаемого материала. Из практики образовательного процесса на кафедре « Физической культуры и спорта» в СЗИУ было выявлено, что лекция (восприятие на слух) усваивается на 10-12%; презентация (зрительное восприятие) – на 40-45%, а активная деятельность студентов – более чем на 90%. Этот фактор и подтолкнул преподавательский состав нашей кафедры к совершенствованию процесса физического воспитания студентов.

Целью совершенствования процесса физического воспитания является создание доброжелательной атмосферы, когда студент испытывает свою умственную состоятельность, свою значимость, что делает сам процесс обучения более продуктивным и эффективным. В сравнении с привычными на протяжении многих лет формами проведения занятий, в интерактивном обучении устанавливаются доверительные отношения между преподавателем и обучаемым. Во время процесса активность преподавателя не может преобладать над инициативностью студента, и целью преподавателя становится дать возможным проявить студентам свою активность и предприимчивость.

При организации интерактивного обучения важно соблюдать следующие условия:

Педагогический процесс физического воспитания студентов с применением интерактивных образовательных технологий предполагает совершенно новую от привычной логику образовательного процесса. В её сути лежит формирование иного опыта и его теоретического понимания через применение. Интерактивное обучение усиливает мотивацию и повышает заинтересованность студентов в обсуждение проблем, что дает эмоциональный заряд к дальнейшей активности студентов в поиске решения, стимулирует их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным и предметным. Интерактивные технологии помогают устанавливать личные контакты, обмениваться информацией; эффективно управлять своей деятельностью и временем, выдвигать и формулировать идеи и свои проекты [3, с. 176].

Методы интерактивного обучения применительно как при изучении теоретического материала, так и на практических учебных и самостоятельных занятиях по физической культуре. Одним из используемых интерактивных методов является метод проектов. Так, например, студентам 3 курса, студентам вечернего и заочного обучения, которые уже сформировали некоторые представления о проведении занятий, их целях и т.д., предложено спроектировать занятие (подготовить обдуманный и обоснованный план занятия), соответствующее поставленным целям и задачам. Этот метод очень эффективен при работе в тренажерном зале. Подобные проектные занятия позволяют студентам более глубоко понять, для чего необходимы те или иные тренажёры, упражнения, и какое влияние они оказывают на организм.

В организации образовательного процесса специальных медицинских групп (СМГ) также эффективны интерактивные формы обучения. Студенты распределяются по минигруппам в зависимости от заболеваний. Далее преподаватель лишь регулирует процесс: подготавливает необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. С помощью компьютерных технологий удобно проводить контроль над выполнением письменных заданий таких как:

Такой формат занятий помогает налаживать эмоциональные контакты между учащимися, снимает нервную нагрузку обучающихся, тем самым  обеспечивает выполнение  воспитательных задач.

И в заключении можно сделать вывод, что внедрение интерактивных методов в образовательный процесс по физическому воспитанию позволяет улучшить контроль над усвоением знаний и способность применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях. Интерактивные технологии формируют устойчивую потребность в занятиях физической культурой и в дальнейшем мотивируют студентов придерживаться здорового образа жизни.

 

Список литературы:

  1. Куликова Л.Г. Научно-исследовательская деятельность студентов в вузе на основе интерактивного подхода // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. – 2011. – № 9. – с. 50–53.
  2. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 272с.
  3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения.- М.: Академия,2008.-176с.[schema type=»book» name=»ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ» description=»Авторы статьи рассматривают формы и методы интерактивного обучения в образовательном процессе по физическому воспитанию в вузах. Актуальность применения интерактивных технологий обусловлена требованиями, которые предъявляет ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы через формирование общекультурных и профессиональных компетенций.» author=»Морозова Лада Владимировна, Морозов Олег Германович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found