Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РАМКАХ РАЗРАБОТКИ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Контроль знаний, умений и владений студентов является важным элементом образовательного процесса, им определяется результативность, эффективность обучения. Контроль знаний студентов открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания студентов позволяет лучше изучить студентов, их индивидуальные особенности. Наиболее точно и качественно оценивать знания студентов позволяет разнообразие видов и форм контроля.

На основании Приказа Минобрнауки России [6] с 23 марта 2014 года рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю). Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине, входящей в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля), включает в себя ряд элементов, одним из которых являются типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

Сегодня в качестве инновационных средств оценки знаний, умений и владений обучающихся используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио. Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения а контроля с управляемыми параметрами качества.

Тест – это инструмент, состоящий из статистически выверенной системы заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатом, предназначенных для оценки качеств и свойств личности, изменение которых возможно в результате систематического обучения. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования: надежность, валидность и объективность. Показатель надежности характеризуется точностью и устойчивостью результатов измерения с помощью теста при его многократном применении. Валидность является отражением научного содержания учебной дисциплины и пригодностью служить средством измерения. Наиболее распространенные причины невалидности контроля: списывание, подсказка, снисходительность, чрезмерная требовательность, применение какого-либо метода при отсутствии надлежащих условий. Объективность – критерий, в котором сочетаются надежность, валидность и ряд аспектов, педагогического и этического характера [2].

Тестовое задание – одна из составляющих структуры дидактического теста, включающая в себя краткую инструкцию для обследуемого, тестовую задачу, эталон ответа (или описание четкого алгоритма выполняемых обследуемым действий).

По форме тестовые задания могут быть весьма разнообразны, но обычно их принято делить на четыре основные группы. К первой группе относятся задания закрытой формы с единственным правильным ответом из нескольких представленных (один из многих). Вторую группу составляют задания открытой формы, где ответ вводится самостоятельно в поле ввода. Третья группа представлена заданиями на установление соответствия, в которых элементом одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества. И, наконец, когда требуется установить правильную последовательность вычислений или каких-то действий, шагов, операций и т.п., используются задания на установление правильной последовательности.

Каждая из перечисленных форм позволяет проверить определенные виды знаний и соответствующие им умения и навыки студентов [4].

Задания открытой формы сложнее для тестируемого, так как легче выбрать правильный ответ из предложенных, основываясь иногда не столько на знаниях, сколько на интуиции, чем самому его сформулировать или найти в процессе решения поставленных проблем. Дописывая ответ на месте прочерка, испытуемый может предложить синонимы пропущенного запланированного разработчиком слова или изменить порядок следования элементов в пропущенной формуле, что значительно затрудняет оценку результатов тестируемых. Задания на соответствие имеют специфический вид, где под инструкцией располагаются элементы двух множеств, соответствие между которыми предлагается установить испытуемому. Слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы, справа – элементы, подлежащие выбору. Тестовые задания, разработанные в такой форме, считаются малоэффективными, так как они не позволяют охватить большой объем содержания материала [5].

Основные требования к заданиям тестов следующие:

– форма теста должна быть единообразной, унифицированной, привычной, удобной;

– термины, понятия, используемые в тестах, должны быть общеизвестны и строго соответствовать как требованиям программы, так и первоисточникам;

– задания должны быть краткими (на обдумывание одного задания должно затрачиваться не более двух минут).

– структура тестовых заданий должна соответствовать читаемым курсам и отражать наиболее значимые темы [1].

В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого испытуемого в нормативной выборке.

Оценка знаний – один из существенных показателей, определяющих степень усвоения студентами учебного материала, развития мышления, самостоятельности.

В настоящее время происходит широкомасштабное внедрение тестирования в практику работы современного вуза. Процесс этот, однако, протекает не без трудностей и проблем.

Анализируя область применения тестов и подходы к оценке знаний студентов с помощью данной методики, не следует забывать, что наряду с положительными сторонами тестирования, есть и отрицательные.

Положительные стороны тестирования: быстрый опрос с широким охватом обучаемых; высвобождение времени для решения других вопросов и задач; развитие внимания и остроты восприятия; требует системы в усвоении материала; заставляет систематически готовиться к занятиям, прослеживать связь различных тем, приучает к четкости, краткости; за небольшое время можно быстро проверить большой объем знаний; возможность коррекции отдельных вопросов темы; своевременное реагирование на ошибки отдельных обучаемых; многовариантность, исключающая возможность списывания; легко анализировать ошибки и осуществлять разноуровневый подход; возможность выбора ответа и разных его вариантов.

Отрицательные стороны тестирования: возможность ответов наугад; нечеткие формулировки вопросов или некорректные их постановки; невозможность проверить глубину знаний; ограничение развития речи, а иногда и логического мышления; различный уровень подготовки обучаемых.

Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки.

Разумное сочетание тестирования как формы проверки знаний с традиционными средствами контроля, может способствовать выработке реальной системы оценки знаний студентов и реализации главной задачи образовательного процесса – обеспечение высокого качества подготовки будущих специалистов [1,5].

 

Список использованной литературы:

  1. Белоус, В.В. Тестовый метод контроля качества обучения и критерии качества образовательных тестов / В.В. Белоус, А.С. Домников, А.П. Карпенко // Наука и образование. – 2011.
  2. Василенко, Ю.В. Тестовая система оценки знаний и ее применение в высшей школе / Ю.В. Василенко, М.Г. Подзолков, А.И. Тиняков, Е. Н. Бологов // Материалы регион. науч.-практ. конф. «Новые технологии – основа развития профессионального образовательного пространства учебно-научно-производственного комплекса» (г. Ливны, 16 марта 2007). – Орел: ОрелГТУ. – 2007.
  3. Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании. Уч. Пособие. — М.: Высшая школа, 2010.
  4. Сиренко, Н.С. Тестирование в системе методов контроля и оценки знаний в современном ВУЗе. – Инновационные образовательные технологии: научно-теоретический и научно-практический журнал. – Минск.– 2010. –№ 2.
  5. Сорокина, Е.И. Тестовая методика контроля знаний у студентов в вузе при изучении дисциплины «Основы землеустройства» / Е.И. Сорокина, М.О. Колобова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф., г. Санкт-Петербург. – 2014 г.
  6. Приказа Минобрнауки России №1367 от 19.12.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».[schema type=»book» name=»ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РАМКАХ РАЗРАБОТКИ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ» author=»Будникова Тамара Станиславовна, Трусова Елена Валентиновна, Скворцов Валерий Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found