Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – ДНИ ПОГРУЖЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ФГОС-2

Рассмотрим в данной статье  образовательную технологию Дней погружения как способа новой организации деятельности учащихся, создающей возможности раскрытия образовательного потенциала учащихся и педагогов с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС-2).

Дни погружения – многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология, выстроенная на методологии полицентрического подхода,  осуществляемая на протяжении  нескольких часов.

Особенности Дней погружения: интегративный характер содержания и полицентрический подход как методологическая основа  их проведения; актуальность  для реализации в организациях общего образования  требований  ФГОС-2.

Полицентрический подходметодологический подход, предполагающий обновление содержания образования за счет интеграции разных форм постижения действительности, развитие мотивации и самореализацию всех участников образовательного процесса на основе гуманизации и демократизации  образовательного процесса.

  1. I. В основе образовательной технологии лежат концептуальные идеи современного образования: гуманизации, социализации, демократизации образовательного процесса, его личностной и развивающей направленности, позволяющей создать условия для личностного развития и самореализации каждого ее участника. В основу психолого-педагогических обоснований Дней погружения как одной из форм интегративных полицентрических модулей как образовательной технологии положены идеи

В реализации Дней погружения прослеживается воплощение основных принципов построения современного образовательного процесса: научности и прикладной направленности, системно-деятельностного подхода и  гражданственности, преемственности и систематичности, интеграции и дополнительности,  единства групповых и индивидуальных форм деятельности, соответствия возрастным и индивидуальным  особенностям учащихся, сознательности и творческой активности участников образовательного процесса, здоровьесбережения и здоровьесозидания, направляемого развития образовательного процесса. Сохраняют свое значение и получают новые грани осмысления такие педагогические принципы, как наглядность, природосообразность и культуросообразность образовательного процесса.

  1. II. Содержательный блок в технологии всегда представлен интегративным содержанием. Интеграция имеет много уровней обобщения: от сравнительно легко реализуемых внутритемных и внутрипредметных связей – к межпредметным связям на уровне (в восходящем порядке) фактов, понятий, закономерностей, философских и общенаучных идей. Нам представляется наиболее эффективной интеграция на уровне объединения в едином процессе познания процесса (объекта, события, проблемы и т.п.) разных форм постижения действительности: научного познания,  искусства, философии, народной культуры, жизненного опыта и др. Именно на таком интегративном содержании выстроено современное экологическое образование и образование для устойчивого развития.

III. Организационно-практический блок  технологии в ее основных этапах отражает психолого-педагогические основания построения современного образовательного процесса и потому имеет сходство с технологией педагогических мастерских.

  1. Индуктор – фактор, вызывающий познавательный интерес, эмоциональный настрой на деятельность, свидетельствующий о личной значимости постигаемого. Таким внешним фактором может быть фото- или видеосюжет, проблема, поразительный факт, случай из жизни, фантастический рассказ, загадка, музыкальное произведение и многое другое.

Индукция как актуализация, «разворачивание» внутреннего (личный опыт) и внешнего (заданная тема) смыслов. На этом этапе выявляется образ понятия, который в процессе обогащения его интегративными знаниями в ходе занятия преобразуется в интегративное понятие.

  1. Самоконструкция и социоконструкция, социализация, в ходе которых осуществляется создание и предъявление созданного индивидуально и в группе продукта. В это время развиваются умения рефлексивной деятельности: соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников Дня погружения; формирование и корректировка коммуникативных умений; идет интенсивная работа с источниками информации, развитие познавательной сферы.

Показателем правильного построения этапов данной технологии, как и в педагогических мастерских, является «разрыв» – внутренний конфликт несоответствия своего старого знания новому, который направляет к дальнейшему поиску.

  1. Рефлексия как самоанализ, осмысление своей деятельности, осознание своих внутренних изменений и «разрывов», интеллектуального и эмоционального развития, что способствует становлению человека как индивидуальности. Очень желательна по итогам данной технологии пострефлексия, или индивидуальная рефлексивная работа участников после «проживания» Дня погружения, которая направлена на дальнейшее проектирование и выстраивание индивидуальной картины мира человека, осознание и совершенствование своей личности.
  2. IV. Диагностический блок представлен в наиболее полном виде на этапе рефлексии и пострефлексии. Рефлексия – самооценивание образовательного процесса, которое позволяет вычленить главное в образовательном событии, как для целостного постижения окружающего мира, так и для постижения своей индивидуальности, социального окружения.

 Как правило, рефлексивные суждения учащиеся выражают письменно,  по желанию авторов могут быть высказаны и вслух. Суждения по выбору учащихся могут быть подписаны или представлены в анонимной форме.

Для учеников первых – вторых классов возможна самая простая форма выражения своих впечатлений (луч в цвет настроения, выбор смайлика и т.п.). Для учащихся начальных классов допустима помощь в виде начальных слов рефлексивных высказываний. Наиболее значимыми показателями удовлетворенности учащихся Днем погружения является их поведение и эмоциональное состояние, интерес и готовность к дальнейшей познавательной деятельности.

Педагогическое наблюдение, анкетирование учащихся, педагогов, а подчас – и родителей, принимавших участие в Дне погружения, также позволяет проанализировать эффективность данного формата  образовательной технологии интегративных полицентрических модулей/

Образовательная технология в формате Дня погружения имеет (по классификации Г.К. Селевко) следующие характеристики:

Проведение полицентрических Дней погружения требует соблюдения следующих основных организационно-педагогических условий:

Актуальность результатов, достигаемых при использовании образовательной технологии Дней погружения,  определяется их соответствием новым федеральным государственным образовательным стандартам, позволяя

— расширить и углубить предметные образовательные результаты,

— формировать у них умения работать в команде, находить новую информацию, видеть и уметь решать проблемы и реализовывать другие универсальные учебные действия, отраженные в метапредметных образовательных результатах; способствуют самоорганизации школьников;

Технология Дней погружения позволяет достичь социально и лично значимых образовательных результатов для школьников:

— осознание своих жизненных ценностей, способностей и возможностей;

— умения сосредоточиться на выполняемом деле;

— уважение к другим людям, принятия возможности иных точек зрения;

— осознание преимуществ коллективного взаимодействия;

— формирование активной жизненной позиции школьников

— их будущий профессиональный выбор.

За последние годы в школах и лицеях Санкт-Петербурга были проведены Дни погружения различной тематики.

Посвященные юбилейным датам:

    Посвященные  окружающей среде:

  Человековедение:

Мы полагаем, что интегративные полицентрические модули в формате Дней погружения как образовательная технология может войти в практику деятельности многих образовательных учреждений, оживит и обогатит современный образовательный процесс.

Литература

  1. Алексеев, С.В. Профильная эколого-образовательная программа: уч.-метод. пособие / С.В.Алексеев, Н.В. Груздева. – СПб: СМИОПресс, 2000. – 104 с.
  2. Мы – “ЗА” устойчивое развитие: опыт проведения Дня погружения: Методические рекомендации /под ред. Н.В.Груздевой. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 96 с.
  3. День погружения  «Экология и культура». Методические рекомендации / Под ред. Н.В.Груздевой.  – СПб.: СПб АППО, «Крисмас+», 2014.  –128с .
  4. День погружения «Экология и культура». Методические рекомендации / Под ред. Н.В.Груздевой.  – СПб.: СПб АППО, «Крисмас+», 2014.  –136 с.[schema type=»book» name=»ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – ДНИ ПОГРУЖЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ФГОС-2″ author=»Груздева Наталья Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found