Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Различные методики обучения плаванию, выделенные по способу формирования навыков обучаемых, по величине  охвата их двигательного потенциала, по особенностям взаимодействия преподавателя и обучаемых, по характеру двигательной деятельности занимающихся в зависимости от ситуаций, обладают различным обучающим потенциалом. Однако, методики, базирующиеся на индивидуальных двигательных представлениях обучаемых,  являются наиболее доступными для их восприятия [2, с. 141-144].

Действующие модели обучения (последовательная, последовательно-параллельная, целостно-раздельная, интенсифицированная, с использованием технических средств обучения) обладают различным потенциалом для формирования навыков плавания. Наибольшими возможностями, на наш взгляд, обладает индивидуально-опосредованная модель обучения, напрямую связанная с индивидуальным двигательным опытом человека [3, с. 110-113].

Индивидуализированное обучение плаванию как гуманистически направленная технология современного прикладного образования обладает всеми характеристиками, способными обеспечить индивидуальное двигательное развитие и индивидуализацию образовательного процесса. Профессионально проводимые занятия, направленные на обучение в рамках имеющегося  двигательного опыта, позволяют творческим путем отыскать «индивидуально-рациональный» способ плавания для каждого занимающегося [5, с.134-137].

В целях повышения качества образовательного процесса, максимального достижения поставленных целей обучающего и воспитательного характера должны быть созданы необходимые для этого условия: сформировать у преподавателя умение оценивать индивидуальные особенности движений  обучаемых, а именно стилевые вариации их передвижений в воде. Это обстоятельство педагогического процесса является основополагающим для индивидуализированного обучения плаванию, так как навыки оценивания  стилевых особенностей передвижений обучаемых представляет собой первый шаг к управлению их индивидуальным развитием. Среди технологий обучения, способных обеспечить индивидуальное двигательное развитие в условиях водной среды, ведущее место отводится тем из них, которые вовлекают занимающихся в соучастие по формированию собственного двигательного потенциала [4, с. 128-131]. Подобные технологии подразумевают двойственный посыл процесса обучения, совместное построение преподавателем и обучаемым индивидуального способа плавания, содержащего элементы, различающиеся по рациональности, но наиболее освоенные и приемлемые для формирования персональных плавательных движений конкретного занимающегося.

Отсюда логичен переход к поиску адекватных путей совершенствования индивидуальных особенностей техники передвижений в воде. Условие индивидуально-ориентированного преобразования, предполагает согласованность методики обучения с индивидуальными двигательными возможностями обучаемых и направленностью их совершенствования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

При выборе методики обучения плаванию предпочтение было отдано той из них, которая была бы реализуема в рамках имеющихся дидактических возможностей, диктовалась насущной необходимостью педагогической ситуации и предполагала наибольшую эффективность и результативность обучения. Реализуемость методики заключалась в том, чтобы она могла удовлетворять всем ограничениям дидактического, временного, процессуального, организационного, технического и иного характера, возникающим при ее применении.

Таким образом, реализуемость методики рассматривалась как минимум в трех аспектах: дидактическом, временном и организационном.

Дидактический аспект предусматривал исследование возможностей обучения навыкам передвижений в воде:

а) на основе традиционных методов с возвратом к начальному обучению плаванию;

б) путем переучивания на иные способы плавания;

в) посредством замещения отдельных элементов сложившегося стереотипа  движений без изменения его общей структуры.

Временной аспект предполагал оценку возможности выполнения всех методических приемов и действий, составляющих разрабатываемую методику, с сохранением последовательности и этапов обучения в установленные сроки в рамках существующих программ профессионального образования.

Организационный аспект охватывал сферу взаимодействия преподавателя и обучаемых посредством методов организации занимающихся.

Оценка реализуемости методики проводилась на основе комплексного рассмотрения показателей, характеризующих обучение навыкам плавания, воспитание необходимых физических качеств и развитие индивидуальных двигательных возможностей обучаемых с учетом уровня их подготовленности на начало обучения, действующих учебных программ и прогнозов их выполнения.

Разрабатываемая индивидуально-ориентированная методика замещения была апробирована в процессе обучения плаванию студентов академии государственной службы.

Для участия в эксперименте были отобраны испытуемые, предрасположенные к попеременной структуре гребковых движений.

Отдельные элементы сложившихся самобытных способов передвижений в воде замещались  более рациональными движениями без изменения общего стереотипа плавания.

Обучение проводилось в течение 10 учебно-тренировочных занятий по 1 часу каждое.

Студенты контрольной группы обучались способу плавания кроль на груди  целостно-раздельным методом [1, с. 78-80].

Условие индивидуально-ориентированного преобразования определило два этапа разрабатываемой методики обучения. На 1-ом этапе предполагалось преобразование малоэффективных элементов, на 2-ом – интегрирование всех элементов в единый способ передвижения в воде.

Преобразование целостной комбинации плавания проводилось в следующих направлениях: формирование улучшенного способа  на основе вновь изученного элемента, подчинение техники осваиваемого элемента сложившемуся стереотипу движений и согласование преобразуемого двигательного действия с дыханием.

Изменения техники плавания оценивались по техническим и скоростным параметрам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты эксперимента отражены в таблице.

                                                                                                       Таблица

 

 

 

Показатели

 

Экспериментальная

группа

 

Контрольная

группа

До

эксперимента

После

эксперимента

 

До

эксперимента

После

эксперимента

 

Скорость плавания,  м/c 0,71±0,02 0,73±0,03 0,63±0,02

 

0,66±0,04

 

Темп гребков, цикл/мин 62,1±0,8

 

52,9±0,1 53,0±0,3

 

52,6±0,5

 

«Шаг» плавания, м 0,68±0,04

 

0,84±0,05

 

0,74±0,06

 

 

0,76±0,03

 

 

Из данных таблицы видно, что возрастание скорости передвижения испытуемых экспериментальной группы произошло за счет достоверного увеличения на 19,0% «шага» передвижения и одновременного снижения на 14,8% темпа гребков. В контрольной группе незначительный прирост скорости сопровождался возрастанием «шага» передвижения лишь на 2,7% и уменьшением темпа гребков на 0,7%.

ВЫВОДЫ

Соблюдение условия индивидуально-ориентированного преобразования движений при обучении плаванию улучшает технику и скорость передвижения в воде. Согласованность применяемой методики обучения с индивидуально-сложившимися стереотипами плавания сокращает время освоения улучшенных вариаций техники.

Список литературы:

  1. Булгакова,Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. — М. : Физкультура и спорт, 2001. – С. 78-80.
  2. Понимасов, О.Е. Функциональная координация движений как фактор экзистенциальности типологических комбинаций техники прикладного плавания /О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. –  № 2 (108). – С. 141-144.
  3. Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. — № 7 (101). – С. 110-113.
  4. Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. — № 8 (102). – С. 128-131.
  5. Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2013. — № 11 (105). — С. 134-137.[schema type=»book» name=»ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» description=»В статье разработаны методические подходы к обучению плаванию, связанные с индивидуальными двигательными навыками занимающихся. Сформулировано условие индивидуально-ориентированного преобразования, подразумевающее согласованность методики обучения с имеющимися дидактическими возможностями. Установлено, что избирательное замещение отдельных элементов техники плавания при сохранении общей структуры сложившегося стереотипа движений ведет к улучшению способа передвижения в воде. Реализация сформулированного условия предполагает первоначальное преобразование малоэффективных элементов с последующим интегрированием всех освоенных движений в единый способ передвижения в воде. Представлены результаты изменений технико-скоростных показателей способов плавания, полученные в результате педагогического эксперимента. » author=»Понимасов Олег Евгеньевич » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found