Различные методики обучения плаванию, выделенные по способу формирования навыков обучаемых, по величине охвата их двигательного потенциала, по особенностям взаимодействия преподавателя и обучаемых, по характеру двигательной деятельности занимающихся в зависимости от ситуаций, обладают различным обучающим потенциалом. Однако, методики, базирующиеся на индивидуальных двигательных представлениях обучаемых, являются наиболее доступными для их восприятия [2, с. 141-144].
Действующие модели обучения (последовательная, последовательно-параллельная, целостно-раздельная, интенсифицированная, с использованием технических средств обучения) обладают различным потенциалом для формирования навыков плавания. Наибольшими возможностями, на наш взгляд, обладает индивидуально-опосредованная модель обучения, напрямую связанная с индивидуальным двигательным опытом человека [3, с. 110-113].
Индивидуализированное обучение плаванию как гуманистически направленная технология современного прикладного образования обладает всеми характеристиками, способными обеспечить индивидуальное двигательное развитие и индивидуализацию образовательного процесса. Профессионально проводимые занятия, направленные на обучение в рамках имеющегося двигательного опыта, позволяют творческим путем отыскать «индивидуально-рациональный» способ плавания для каждого занимающегося [5, с.134-137].
В целях повышения качества образовательного процесса, максимального достижения поставленных целей обучающего и воспитательного характера должны быть созданы необходимые для этого условия: сформировать у преподавателя умение оценивать индивидуальные особенности движений обучаемых, а именно стилевые вариации их передвижений в воде. Это обстоятельство педагогического процесса является основополагающим для индивидуализированного обучения плаванию, так как навыки оценивания стилевых особенностей передвижений обучаемых представляет собой первый шаг к управлению их индивидуальным развитием. Среди технологий обучения, способных обеспечить индивидуальное двигательное развитие в условиях водной среды, ведущее место отводится тем из них, которые вовлекают занимающихся в соучастие по формированию собственного двигательного потенциала [4, с. 128-131]. Подобные технологии подразумевают двойственный посыл процесса обучения, совместное построение преподавателем и обучаемым индивидуального способа плавания, содержащего элементы, различающиеся по рациональности, но наиболее освоенные и приемлемые для формирования персональных плавательных движений конкретного занимающегося.
Отсюда логичен переход к поиску адекватных путей совершенствования индивидуальных особенностей техники передвижений в воде. Условие индивидуально-ориентированного преобразования, предполагает согласованность методики обучения с индивидуальными двигательными возможностями обучаемых и направленностью их совершенствования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
При выборе методики обучения плаванию предпочтение было отдано той из них, которая была бы реализуема в рамках имеющихся дидактических возможностей, диктовалась насущной необходимостью педагогической ситуации и предполагала наибольшую эффективность и результативность обучения. Реализуемость методики заключалась в том, чтобы она могла удовлетворять всем ограничениям дидактического, временного, процессуального, организационного, технического и иного характера, возникающим при ее применении.
Таким образом, реализуемость методики рассматривалась как минимум в трех аспектах: дидактическом, временном и организационном.
Дидактический аспект предусматривал исследование возможностей обучения навыкам передвижений в воде:
а) на основе традиционных методов с возвратом к начальному обучению плаванию;
б) путем переучивания на иные способы плавания;
в) посредством замещения отдельных элементов сложившегося стереотипа движений без изменения его общей структуры.
Временной аспект предполагал оценку возможности выполнения всех методических приемов и действий, составляющих разрабатываемую методику, с сохранением последовательности и этапов обучения в установленные сроки в рамках существующих программ профессионального образования.
Организационный аспект охватывал сферу взаимодействия преподавателя и обучаемых посредством методов организации занимающихся.
Оценка реализуемости методики проводилась на основе комплексного рассмотрения показателей, характеризующих обучение навыкам плавания, воспитание необходимых физических качеств и развитие индивидуальных двигательных возможностей обучаемых с учетом уровня их подготовленности на начало обучения, действующих учебных программ и прогнозов их выполнения.
Разрабатываемая индивидуально-ориентированная методика замещения была апробирована в процессе обучения плаванию студентов академии государственной службы.
Для участия в эксперименте были отобраны испытуемые, предрасположенные к попеременной структуре гребковых движений.
Отдельные элементы сложившихся самобытных способов передвижений в воде замещались более рациональными движениями без изменения общего стереотипа плавания.
Обучение проводилось в течение 10 учебно-тренировочных занятий по 1 часу каждое.
Студенты контрольной группы обучались способу плавания кроль на груди целостно-раздельным методом [1, с. 78-80].
Условие индивидуально-ориентированного преобразования определило два этапа разрабатываемой методики обучения. На 1-ом этапе предполагалось преобразование малоэффективных элементов, на 2-ом – интегрирование всех элементов в единый способ передвижения в воде.
Преобразование целостной комбинации плавания проводилось в следующих направлениях: формирование улучшенного способа на основе вновь изученного элемента, подчинение техники осваиваемого элемента сложившемуся стереотипу движений и согласование преобразуемого двигательного действия с дыханием.
Изменения техники плавания оценивались по техническим и скоростным параметрам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты эксперимента отражены в таблице.
Таблица
Показатели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
До
эксперимента |
После
эксперимента
|
До
эксперимента |
После
эксперимента
|
|
Скорость плавания, м/c | 0,71±0,02 | 0,73±0,03 | 0,63±0,02
|
0,66±0,04
|
Темп гребков, цикл/мин | 62,1±0,8
|
52,9±0,1 | 53,0±0,3
|
52,6±0,5
|
«Шаг» плавания, м | 0,68±0,04
|
0,84±0,05
|
0,74±0,06
|
0,76±0,03
|
Из данных таблицы видно, что возрастание скорости передвижения испытуемых экспериментальной группы произошло за счет достоверного увеличения на 19,0% «шага» передвижения и одновременного снижения на 14,8% темпа гребков. В контрольной группе незначительный прирост скорости сопровождался возрастанием «шага» передвижения лишь на 2,7% и уменьшением темпа гребков на 0,7%.
ВЫВОДЫ
Соблюдение условия индивидуально-ориентированного преобразования движений при обучении плаванию улучшает технику и скорость передвижения в воде. Согласованность применяемой методики обучения с индивидуально-сложившимися стереотипами плавания сокращает время освоения улучшенных вариаций техники.
Список литературы:
- Булгакова,Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. — М. : Физкультура и спорт, 2001. – С. 78-80.
- Понимасов, О.Е. Функциональная координация движений как фактор экзистенциальности типологических комбинаций техники прикладного плавания /О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 2 (108). – С. 141-144.
- Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. — № 7 (101). – С. 110-113.
- Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. — № 8 (102). – С. 128-131.
- Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2013. — № 11 (105). — С. 134-137.[schema type=»book» name=»ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» description=»В статье разработаны методические подходы к обучению плаванию, связанные с индивидуальными двигательными навыками занимающихся. Сформулировано условие индивидуально-ориентированного преобразования, подразумевающее согласованность методики обучения с имеющимися дидактическими возможностями. Установлено, что избирательное замещение отдельных элементов техники плавания при сохранении общей структуры сложившегося стереотипа движений ведет к улучшению способа передвижения в воде. Реализация сформулированного условия предполагает первоначальное преобразование малоэффективных элементов с последующим интегрированием всех освоенных движений в единый способ передвижения в воде. Представлены результаты изменений технико-скоростных показателей способов плавания, полученные в результате педагогического эксперимента. » author=»Понимасов Олег Евгеньевич » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]