Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИДЕЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Неслучайно в конце XX-го века в мировом сообществе возник системно-целостный взгляд на человека и мир, науку и образование, включающий в себя гуманистическую составляющую и требующий от человека новой системы ориентаций, основанной на подлинных ценностях, а также предполагающий осознание и решение глобальных проблем. Это системно-целостное миропонимание получило название глобалистики, методологической основой, которой является философия космизма [4, с.108]. Неслучайным является и обращение современных отечественных исследователей к идеям философии русского космизма, в том числе и к идее формирования у человека глобально-космической ответственности. Оно продиктовано остротой ситуации, которая сложилась на планете к началу XXI века и, безусловно, нуждается в скорейшем и кардинальном разрешении многих глобальных проблем.

Так уже в XIX веке в творчестве В.Ф.Одоевского впервые предваряется идея ответственной регуляции природы. В учении А.В.Сухово-Кобылина о Всемире описывается будущее человечества, которое видится мыслителю как положительная и успешная деятельность всемирного государства, дается понятие ответственной расы. Ответственная раса, по мнению русского философа, — это гуманная, умная и сильная раса, способная обеспечить всеобщий мир, братство и выход к солярному (солнечному), а затем и к сидерическому (звездному) этапам развития человеческой цивилизации [3, с. 35].

Николай Федорович Федоров как основоположник русского космизма предчувствовал многие проблемы ХХ и XXI веков. Уверенный в том, что современная цивилизация приведет человечество к полной моральной деградации, Н.Ф.Федоров разработал проект построения общества братства и родства, дружбы и любви. Логика его рассуждений была такова: всякие цели и идеи (классовые, национальные, политические, экономические и т.д.) ведут к разобщению, розни и недоверию, а потому не могут быть общими. Начинать построение цивилизации братства и родства следует с объединения людей в едином общем деле борьбы со смертью. Жизнь – это добро, смерть – зло. Смерть одного человека – зло, смерть миллионов людей – страшное зло. Но может быть неотвратимая и тотальная смерть – это смерть, которая из бытия стерла бы полностью жизнь на планете. Это угроза космическая, ибо, как считал Федоров, планета Земля, возможно, является единственным питомником жизни в нашей Галактике или даже Вселенной, и именно поэтому ответственность человека за ее судьбу есть не только глобальная, но и космическая ответственность [2, с.106].

В самой объемной работе Константина Эдуардовича Циолковского под названием «Этика или естественные основы нравственности», над которой он к тому же трудился дольше всего, ученый поставил перед собой уникальную задачу: попытался вывести нормы этики из фундаментальных законов природы и убедить тем самым людей в бессмысленности нарушения этих норм. Обращаясь к анализу человеческой деятельности, мыслитель выдвинул во главу угла проблемы этики и развил мысль о том, что от того, какие идеалы и ценностные ориентиры будут сформированы в человеке, зависит не только судьба каждого, но и всего человечества, планеты, судьба всей Вселенной, так как будущее человека самым тесным образом связано с освоением космического пространства. И совсем не безразлично, какие нравственные ценности он понесёт с собой в Космос, чем будет руководствоваться в процессе своей преобразовательной космической деятельности. К.Э.Циолковский писал также в этой книге о целенаправленном строительстве нового Человека, новых формах организации общества, причем во вселенских масштабах. Но этим грандиозным задачам должна обязательно соответствовать новая этика («супраморализм»), ядром которой является нравственная ответственность.

Согласно воззрениям Циолковского, человек не только испытывает на себе влияние Космоса и природных процессов, поскольку он их порождение и составная часть, но, будучи носителем разума, человек способен оказывать воздействие на Космос, на ход развития окружающего Мира, при этом он несёт нравственную ответственность за свою деятельность по отношению к окружающей природе, планете и Космосу. Подчеркнем, всё происходящее на Земле, в том числе и воспитание человека, рассматривалось им в тесном единстве с космическими процессами. С этой точки зрения Земля не только представляет собой космическое тело, подчиняющееся в своём движении в мировом пространстве законам Космоса, но и служит своеобразной «лабораторией» по воспитанию совершенных людей. Именно выход в Космос, по его убеждению, объединит людей во имя достижения этой высокой цели, поможет человечеству стать более разумным, ответственным и нравственным. Объединение должно быть, — писал учёный в книге «Очерки о Вселенной», — «ибо этого требуют выгоды существ». «Человечество сольётся в одно целое и будет управляться единым избранным разумом… Когда объединится человечество…,  то оно будет идти к могуществу гигантскими шагами» [5, с. 44].

Учёный К.Э.Циолковский постоянно думал о том, как спасти и уберечь человечество от разного рода природных катаклизмов (как земных, так и космических). Он предупреждал, что в результате своей неразумной деятельности по отношению к природе, люди наносят себе огромный вред, истощая природные богатства Земли, её ресурсы, что может привести к страшным последствиям. Ещё в 1902 году К.Э.Циолковский составил план спасения человечества, включив в него такие разделы как: «Спасение от катастроф земных, от перенаселения, … спасение в случае понижения солнечной температуры» [6, с 34] и т.п. Он очень надеялся решить общечеловеческие проблемы с помощью образования и научно-технического прогресса, когда учёные всего мира, объединившись, создадут мощные корабли-ракеты для космических рейсов в поисках пригодного для людей жилища где-то там, в необъятных просторах Космоса. К.Э.Циолковский был убежден, что в мироощущении новых поколений все большую роль будут играть категории Мира, Жизни, Человека, жизнетворчества и ответственности.

Перед человечеством, как считал Владимир Иванович Вернадский еще в середине XX века, стоит проблема нравственной, глобальной ответственности за преобразование природы на планете. Он подчеркивал, что человек как одно из звеньев геокосмической жизни должен своей деятельностью способствовать сознательному и нравственному управлению силами природы. В своей работе под названием «Начало и вечность жизни» ученый обращал внимание на то, что человек несет ответственность перед будущими поколениями за достижение возможно быстрого результата, не смотря ни на что. Для В.И.Вернадского человек, как и все живое, не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом. В отличие от других животных, человек наделен разумом и способностью научно мыслить. Следовательно, изучив природные процессы, он может сознательно и с наименьшими вредными последствиями изменять природу, делать биосферу пригодной к жизни для всех последующих поколений.

Также ученый считал, что нравственное преображение общества произойдет на основе любви каждого человека ко всему человечеству. Но эта любовь не является простым созерцанием, она тесно связана с сознательной деятельностью. В будущем, думал он, человек, благодаря любви к отдельным лицам, будет способен полюбить все человечество как единое целое. Через такую любовь, соединяющую потребности личности и общества, человек получит возможность использовать все свои силы для осуществления идеала, в котором индивидуальное органически сочетается с общезначимым. Такой идеал, по мнению Вернадского, должен быть близок как всему человечеству, так и каждой отдельной личности. Поэтому главная роль в его создании должна принадлежать науке и образованию [1,с. 243].

В работе «Мысли натуралиста о природе и человеке» известный русский мыслитель, ботаник и микробиолог Николай Григорьевич Холодный впервые вводит понятие антропокосмизма, а также противопоставляет антропокосмизм антропоцентризму, который, по его мнению, сосредотачивает главные усилия и концентрирует почти все внимание на человеке как центральной фигуре мироздания, оставляя в тени то, что его окружает, тогда как антропокосмизм стремится более или менее равномерно осветить светом сознания весь Космос. И сам человек при этом освещается отраженными лучами, поскольку его природа и судьба находят свое правильное объяснение только в свете знаний о Космосе в целом. Человек признается Н.Г.Холодным составной частью Космоса и мощным фактором дальнейшей эволюции природы в обитаемом им участке Мироздания. При этом фактором, действующим сознательно, что налагает на него громадную ответственность, т.к. делает его прямым участником процессов космического масштаба и значения. Интересной, на наш взгляд, является и мысль ученого о космическом чувстве, под которым подразумевается живое и глубокое ощущение всей полноты, многообразия и красоты космической жизни и нашей связи с этой жизнью, объединяющее в себе элементы эстетического и интеллектуального восприятия Космоса. Выделим особо, с идеей антропокосмизма Н.Г. Холодный связывал надежду на совершенствование человека. В ней он видел определенную линию развития самого человека – его интеллекта, чувств, воли, которая, по его мнению, является самым прямым и кратчайшим путем к достижению высоких духовных, нравственных целей. Эта линия развития позволяет осознать каждому человеку свою связь с природой, с мирозданием, с Космосом. На этом пути, считал он, можно успешно решать воспитательную задачу – развивать чувства любви к природе и бережное отношение к ней. Это и будет, по мнению мыслителя, космическое чувство ответственности, единения со всем человечеством как носителем космической жизни.

В контексте вышеизложенного логично рассмотреть классификацию ответственности по признаку масштабности, (а также уровню развития сознания человека). Различают личную, социальную, глобальную и космическую ответственности. Личная или другими словами персональная ответственность подразумевает, в первую очередь, ответ перед самим собой за свои слова и поступки. Ответственность — это важнейшая форма саморегуляции человека и одно из значимых качеств личности, способной дать отчет своим действиям, а также принять на себя вину за их результат. Социальная ответственность понимается как мера соответствия действий личностей и социальных групп взаимным требованиям, действующим правовым и общественным нормам, общим интересам. В социальную входит ответственность не только перед обществом, но и за социум.

Понятие глобальной ответственности еще шире. Сюда входит ответственность за природу (экологическая ответственность), сохранение биосферы и ноосферы, т.е. жизни на планете во всех ее проявлениях, за решение всех глобальных проблем, созданных человеческой цивилизацией. Глобальная ответственность является способом поддержания мира (целостности общества и общественного согласия, социальной справедливости и усовершенствования общественных отношений), сохранения Земли как общего Дома для всех жителей планеты, где люди – одна семья, и каждый человек должен активно участвовать в мироустройстве. Глобальная ответственность означает нравственную установку человека, основанную на глубоком понимании смысла последствий своей деятельности на планете.

Но планета Земля – космическое тело, поэтому и в космическую ответственность входит сохранение планеты, как части Космоса. Космическая ответственность – это ответственность и за деятельность человека в околоземном, космическом пространстве (например, за созданный уже космический мусор на орбите). В Космос нужно нести высокую духовность и нравственность, а не «звездные» войны, внедряющиеся в сознание современной молодежи с помощью ТВ и американских фильмов. По Космосу можно «шагать» только с чистыми ногами и только с чистым сердцем. По-другому просто не получится. Нести все земные проблемы на Луну, Марс (именно там будут строиться первые города) не стоит. Их надо решить здесь и сейчас.

Конечно, все начинается с воспитания личной ответственности. Научившись отвечать за свои слова и действия, молодой человек с творческим мышлением постепенно научится осознавать и чувствовать свою неразрывную связь, солидарность со всем человечеством и миром, увязывать настоящее с прошлым и будущим, осуществлять оценочный подход к последствиям человеческой деятельности на планете и в Космосе.

Список литературы:

1.Вернадский В.И. Дневники, письма, фрагменты из научных трудов // Начало и вечность жизни. – М.: Наука, 1978. –650с.

2.Меденица Владимир   Амо, ergo sum, или этические проблемы иммортологии / Русская философия сегодня (идеи и направления): материалы этико-философского семинара им. А.Платонова / под ред. В.П.Фетисова – Воронеж: 2009. – 256с.

3.Самохвалова В.И. Метафизика глобализации. От утопии к антиутопии: дис. …д-ра филос. наук – М.: 2004. — 350с.

4.Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. / сост. Тюмасева З.И., Богданова Е.Н., Щербак Н.П. – СПб.: Питер, 2004. – 464с.

5.Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной – М.: Наука, 1992. – 540с.

  1. Циолковский К.Э. Будущее Земли и человечества. – Калуга: Изд-во автора, 1928. — 34с.[schema type=»book» name=»ИДЕЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» author=»Пушкина Ирина Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found