Одним из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки является двигательная координация. Высокий уровень её развития служит фундаментом успехов в различных видах спорта, особенно в тех, в которых окончательный результат обусловливается высоким уровнем технической подготовленности [4, с.20]. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей — важный компонент состояния здоровья [2, с.17].
Объект исследования. Процесс развития координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом.
Предметом исследования методика развития координационных способностей у мальчиков 11-12 лет занимающихся кикбоксингом.
Цель. Исследовать эффективность разработанной методики на развитие координационных способностей у мальчиков 11-12 лет занимающихся кикбоксингом.
Гипотеза. Предполагается, что развитие координационных способностей у мальчиков 11-12 лет занимающихся кикбоксингом будет эффективным если:
– проанализировать специальную научно-методическую литературу по развитию координационных способностей в спортивной деятельности;
– разработать специальные упражнения на развитие координационных способностей у мальчиков 11-12 лет занимающихся кикбоксингом;
– внедрить в учебно-тренировочный процесс и апробировать специальные упражнения на развитие координационных способностей мальчиков 11-12 лет занимающихся кикбоксингом.
Задачи:
- Провести анализ научно-методической литературы по развитию координационных способностей в спортивной деятельности.
- Разработать специальные упражнения на развитие координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом.
- Внедрить в учебно-тренировочный процесс и апробировать специальные упражнения на развитие координационных способностей — кикбоксеров 11-12 лет.
В основу построения многолетней стратегии технической подготовки в спорте и при занятиях оздоровительными упражнениями должна быть заложена информация о возрастных и квалификационных особенностях развития двигательных координаций различных видов движений. Это позволит реализовать принцип, сформулированный В. К. Бальсевичем [1, с.30], о соответствии педагогических акцентов характеру биологического развития человека или «выработать двигательные навыки с учетом онтогенеза моторики» по Н. А. Бернштейну [7, с.45].
При осуществлении двигательных действий исполнители отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под КС мы понимаем возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательным действием и регулированию им. В соответствии с этим главными критериями оценки КС мы считаем следующие четыре основных признака: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики [5, с.5].
Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространствами и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих к нервным), имеют выраженные возрастные особенности [3, с.5-6].
Существует иные трактовки критических (сенситивных) периодов развития. Так, одни авторы просто связывают их с моментами перехода от одних, довольно условно выделяемых возрастных периодов, к другим. Критические периоды рассматриваются и как фазы наибольшей реализации потенций организма в онтогенезе, и как периоды, когда специфическое воздействие на организм вызывает определенную повышенную ответную реакцию, причем фазы, в пределах которых можно получить оптимальный результат такого воздействия именуются «сенситивными периодами».
Педагогические воздействия таких периодов вполне очевидно. На этом акцентировал внимание еще Л.С. Выгодский (1935), призывая устанавливать оптимальные сроки обучения с учетом границ критических периодов развития детей. По его представлениям, факторы, воздействующие на ребенка в процессе обучения и воспитания, могут давать принципиально различный эффект в зависимости от периода его развития (в одни периоды –оптимальный эффект, в другие – нейтральный, в иные – даже отрицательный). Лишь зная особенности периодов онтогенеза и соответственно нормируя воздействия, можно рационально управлять индивидуальный развитием, оптимально строить процесс обучения и воспитания.
Исследуя все факторы, влияющие на способности заниматься кикбоксингом, был сделан выбор возраста, наиболее благоприятного для начала изучения данного вида спорта. Необходимо учитывать, что с начала рождения двигательная координация находится в процессе становления и до 6 лет является несовершенной. К 3 годам дети, как правило, осваивают структуру ходьбы и лишь к 5-ти летнему возрасту овладевают элементами ходьбы и бега, свойственными взрослым [6, с.7]. В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. Установление основных этапов развития различных двигательных асимметрий и уточнение их возрастных норм открывает новые перспективы в управлении движениями [8, с.112-116].
Сегодня придерживаются мнения, что в онтогенезе развития двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных действий достигается в возрасте 10-12 лет. В это же время происходит резкое увеличение способностей организма к росту мускулатуры и развития способностей к усвоению нового материала. Кроме того в данном возрасте наиболее благоприятно воспитывать скорость и гибкость. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке.
Учитывая важность координационных способностей в этом возрасте, нами были подобраны специальные упражнения для их совершенствования в тренировочном процессе у юных спортсменов. За основу были взяты следующие упражнения:
– на точность варьирования качественных параметров строго регламентированного двигательного действия в серии попыток (постепенное увеличение или уменьшение, чередование резко контрастных, сближение величин грубых и тонких дифференцировок);
– на способность приспособления и перестроения двигательного действия в обычных и затрудненных условиях;
– на вестибулярную устойчивость с дальнейшей способностью к согласованию ритма и темпа двигательных действий.
Апробация подобранных упражнений проводилась на базе МБУ ДО СДЮСШОР 1 г. Сургут. В эксперименте приняла группа спортсменов из 12 человек в возрасте 11-12 лет, третьего года обучения. Для оценки координационных способностей спортсменов — кикбоксеров в начале и в конце эксперимента мы использовали метод контрольных испытаний, который включал в себя следующие тесты:
1) для оценки реагирующей способности использовался тест «ловля линейки»;
2) для оценки способности к сохранению равновесия применялась проба Ромберга – «пяточно-носочная» поза;
3) для оценки способности к ориентации в пространстве использовали тесты: «попадание в цель», тест «слаломный бег» и «ходьба по гимнастической скамейке».
Анализ полученных данных, представленных в табл. 1 показал положительную динамику координационных способностей у юных спортсменов во всех пяти тестах:
– реагирующая способность (тест «ловля линейки») улучшилась на 43%;
– способность к сохранению равновесия (тест «пяточно-носочная поза») улучшилась на 406 %;
– способность к ориентации в пространстве в тесте «слаломный бег» на 81%, в тесте «попадание в цель» на 177%, в тесте «ходьба по гимнастической скамейке» на 61%.
Таблица 1.
Динамика координационных способностей у юных кикбоксеров за период исследования
Контрольные испытания
(тесты) |
Результат
(среднее значение) |
Динамика результатов % | |
Начало исследования | Конец исследования | ||
«Ловля линейки» (см) | 9,5 | 4,1 | 43 |
«Пяточно-носочная» поза (сек) | 17,2 | 70 | 406 |
«Слаломный бег 30м» (сек) | 4,7 | 3,8 | 81 |
«Попадание в цель» (кол-во раз) | 5,8 | 10,3 | 177 |
«Ходьба по гимнастической скамейке» (сек) | 2,8 | 1,7 | 61 |
Таким образом, можно сделать вывод, что полученная в ходе эксперимента положительная динамика результатов координационных способностей у юных спортсменов свидетельствует об эффективности подобранных упражнений, и может быть рекомендована для использования в тренировочном процессе у юных кикбоксеров.
Литература
1.Бальсевич, В. К. Физическая активность че- ловека/В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. – Киев: Здоров ’я, 1987. – 224с.
2.Бернштейн, Н. А. Очерки о физиологии дви- жения и физиологии активности/Н. А. Берн- штейн. – М.: Медицина, 1966. – 349с.
3.Волков, В.М. К проблеме развития двига- тельных способностей // Теория и практика физиче- ской культуры. — 1993.- 41с.
4.Маслюков, А.В. Совершенствование коор- динационных способностей школьников. Учеб. мет. пособие. Сургут 2005.-70с.
5.Лубышева Л.И. Физическая культура и со- временная социальная практика // Материалы ме- тод. конф. – Казань, 1999. – 400с.
6.Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-коор- динационных качеств как фактор оздоровления де- тей и подростков. – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. – 18c.
7.Лях В.И. Критерии определения координа- ционных способностей // Теория и практика физи- ческой культуры. -1991.-№11.-40с.
8.Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. — М.: ТВТ Дивизион, 2006.– 290с.[schema type=»book» name=»ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МАЛЬЧИКОВ 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИКБОКСИНГОМ.» description=»В статье представлены результаты исследования координационных способностей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся кикбоксингом.» author=»Тополев Юрий Юрьевич» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2017-01-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.12.2016_33(1)» ebook=»yes» ]