Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ДИАЛОГ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Федеральный государственный стандарт СПО  ориентирует педагогический коллектив  на  необходимость смены традиционного педагогического понимания механизма построения процесса обучения, толчком которого служит не овладение  усредненного  для всех знания, а собственный запрос образовательной услуги через общение, рефлексию, творческое действие, замешанные на интересе «Я».. Эта деятельность характеризуется  открытием себя и выражением себя с другими «Я». Введением обучаемого в ситуацию, побуждающему выбирать ценностные основания своего обучения,  поиску  смысла происходящего, рефлексии себя, т.е. выстраивания  самого себя через запрос образовательной услуги в диалоге с преподавателями-тьюторами профессионального колледжа.

Ключевым вопросом в этом случае является вопрос- как это практически осуществить. Педагогический коллектив Новоуренгойского многопрофильного колледжа пришел к убеждению, что  это возможно осуществить в режиме учебного диалога, содержанием которого является образовательная потребность — запрос обучающегося. Только через диалог можно вмешаться в смыслопоисковый процесс, т.к. диалог всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Данные положения заложены в основу общих компетенций ФГОС СПО.

Анализ процесса обучения в профессиональном колледже показывает, что студент большей частью овладевает не предметом своей будущей профессиональной деятельности, а его познавательно-информационным аспектом. В этом и вся сложность проблемы, что подготовка специалиста не может  быть обеспечена какими-то логико-структурными преобразованиями в содержании предмета и лишь внедрением новых технологий обучения. Речь идет о формировании соответствующей установки у преподавателя, ведущего предмет и студента, об осознанном принятии ими новой позиции по отношению к  предмету, к деятельности  которые должны  быть усвоены. Человек существует в постоянном внутреннем диалоге с самим собой, обсуждая внутренний опыт с самим собой, оформляет его в мыслительных конструкциях, поступках, высказываниях. В диалоге продуцируются процессы самопознания, которые имеют несколько уровней протекания: рефлексивное самопознание, познание самого себя, наконец, профессионально-значимым умениям обучающийся может быть обучен в диалоге с учителем, с другими обучающимися.

Каждый, кто попробовал себя как организатор  учебного диалога, понял, что существуют определенные трудности его ведения. И каждый преподаватель уверен, что диалог действительно является  методологическим средством  образовательного маркетинга в случае его позиционирования в профессиональном колледже.   Так как, каждый из педагогов, проживая диалоговую ситуацию, становится на ступеньку выше в профессиональном росте.  Учебный  диалог становится для  педагогического коллектива тем методологическим основанием деятельности, которое обеспечивает  личностный рост всех субъектов образовательного пространства через формирование у них общих компетенций. И это благодаря тому, что рождается новое пространство образования — образовательный маркетинг, которое невозможно без сотрудничества и со-творчества.

 Движению к проблеме ведения диалога должно предшествовать проектирование деятельности  саморазвития обучающегося. Проектирование определялось как «проживание» того, что должно быть. Фактически в этом определении подчёркивалось два момента: идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо необходимого в будущем».

Первая часть понимания – это определение, что сегодня образование «есть, прежде всего, история и путь становления собственно человеческого в человеке» во всех его дарах и обретениях. И в то же время способ утверждение каждым собственного образа, своего лица.  В данном контексте образования обучение  приобретает новое содержание, и потому в образовательном процессе обучения в его ЗУН-овском аспекте  уже не может принята как достаточное. В каждой конкретной образовательной ситуации в зависимости от интересов и целей участников процесса имеет значение то, что развивает личность и индивидуальность. Это значит, что   должно признаваться за каждым студентом право выбора собственного пути развития  в профессиональном становлении через создание условий — заказа образовательной услуги.

Вторая часть нашего понимания – это организация деятельности – взаимообогащения.  В данной части существует  два вопроса. Первый вопрос – выяснение содержания понятия «совместность – взаимообогащение».  Второй  вопрос –  практическая организация субъектов «поля»  личностного становления.

Содержание первого вопроса предлагается в следующей связке: мышление > мыследеятельность  > коллективная мыследеятельность  > системо-мыследеятельность. Если расшифровать, то совместимость обучающихся и умение работать к команде это – взаимообогащение, которое есть:

Второй  вопрос, вопрос практической деятельности доказывает необходимость «выращивание» общности в этой связке мыследеятельности, где происходит процесс «очищения» себя от ЗУН-овской парадигмы образования и процесс присвоения ключевых понятий новой педагогики, таких как «новое содержание образования», «образование личности», «образовательный запрос личности».

Учебный диалог в первый год обучения в профессиональном колледже определен как общение между преподавателем, преподавателем-тьютором и учащимися, затем как условие рождения субъект — субъектных отношений, а теперь как глубинное общение. Если в первый год смысл учебного диалога  представлялся как развитие мысли, как универсальной и всеобщий способ мышления», то теперь как методологическое средство организации « Запроса» и «Деятельности».

По внешней дидактической форме диалог напоминает проблемную ситуацию, имеет её необходимые атрибуты: противоречие, дефицит ориентировочных основ действия, информации, целостного представления о ситуации, но, с другой стороны, личностно-смысловой диалог не ставит целью «снятие» этой проблемности. Для личности важно уяснение коллизии и того, что возникшая перед ней проблема «достойна» быть человеческой неизменной проблемой. Таким образом, диалогическая ситуация характеризуется не только объективной проблемностью, но и значимостью самого факта обнаружения этой проблемности для субъекта. Вести диалог – значит, приобщать других к своей проблеме. Отклик педагога на проблему обучающегося служит для последнего подтверждением её значимости, стимулом для образования нового смысла. Потребность в диалоге – духовная потребность человека и, как все потребности такого рода, является ненасыщенной. Отсюда принципиальная незавершённость диалога.

Внутренне же содержание диалога связано с диалогической природой личности, с тем, что она существует в постоянном внутреннем диалоге с самой собой. Обсуждая внутренний опыт с самой собой, личность оформляет его в мыслительных конструкциях, текстах, поступках, высказываниях, в общих компетенциях в целом.

В диалоге продуцируются процессы самопознания, которые имеют несколько уровней протекания: рефлексивное самопознание (чаще всего неорганизованное, спонтанное), познание себя «от другого» и, наконец,  процесс самопознания способов организации деятельности, которым обучающийся  обучён в диалоге с преподавателем.

Что же нужно, чтобы диалог состоялся? Чтобы две стороны проявили готовность искать «образовательную истину»? Прежде всего,  необходим материал, проблема, которые бы побудили к этому. Объективно существующую проблему нужно представить в виде субъективно значимого вопроса. Диалог предполагает вопросы, задачи, проблемы, рассчитанные не столько на интерес к ним, сколько на интерес к личности, к которой они адресованы. Главная характеристика участника диалога – готовность к поиску смысла ценностей и коллизий, с которым он столкнулся в диалогической ситуации. Ведущей характеристикой ситуации такого общения выступает восприятие партнёра в его самозначимости, т. е. не как средство для чего-то, а как собственной цели общения

В  логике этих рассуждений встала проблема  в  вопросе совершенствования методики и техники ведения диалога –  уровень  ведения диалога  педагогом, переход  от вопросно-ответной формы  диалога к содержательному, смысловому диалогу.  Весь вопрос в том, готов ли вести такой диалог сам преподаватель? От чего этот уровень зависит?

Коллектив профессионального колледжа, находясь в поиске ответа на этот вопрос, за эти годы осознал, что  уровень ведения диалога  состоит в  интеллектуальном богатстве  самого педагога, его собственном интересе и свободном владении на этой основе многообразием средств обеспечения основных образовательных процессов, ориентированных на личный запрос каждого студента. И такой опыт приходит лишь в  постоянном общении-диалоге.

Список литературы:   

  1. Слободчиков В. Новое образование как путь к новому обществу. Новые ценности образования. Кн. 5–м. Инноватор, 1996.-211с.
  2. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе // Психологические основы проектирования образования, автореф. докт. псих. н. М., 1994. -25с.
  3. Степанова В.Е. Учебный диалог как методологическая основа саморазвития // Учебный диалог – основа развития Мышления и Деятельности. Якутск, 2002.-4с.
  4. Степанова В.Е. Проектирование образовательного процесса или вхождение в мир новых ценностей образования // Проектирование собственного саморазвития. Якутск, 2000.-3с.
  5. Философско-психологические проблемы развития образования / под. ред. В.В. Давыдова, 1981.-315с.
  6. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Автореф. диссертация, докт. псих. н. М., 1993.-21с.
  7. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований // Педагогика и логика. М., 1993.-13с.[schema type=»book» name=»ДИАЛОГ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА» description=»В статье раскрывается использование в образовательном процессе профессионального колледжа диалога как средства образовательного маркетинга при формировании общих компетенций обучающихся. » author=»Клочков Александр Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found