Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА – БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

В последнее время, как в России, так и за рубежом все активнее предпринимаются попытки разработать соответствующие методы диагностики многих компетенций. Следует отметить, что педагогическая диагностика характеризуется большими возможностями воздействовать на динамику, результат педагогического эксперимента и включает в себя многообразие методов и средств.

Большинство отечественных и зарубежных исследователей полагают, что компетенции динамичны, поскольку они не являются неизменным качеством в структуре личности человека, а способны развиваться, совершенствоваться или полностью исчезать при отсутствии стимула к их проявлению. Поэтому можно говорить об уровне сформированности компетенций и его мониторинге.

В нашем исследовании мы рассматриваем интеллектуально-коммуникативную компетенцию студента вуза – будущего экономиста как интегративное, профессионально-значимое качество личности, характеризующееся устойчивой положительной мотивацией к успешной коммуникативной деятельности, потребностью в усвоении знаний теоретических основ коммуникации и готовностью применять коммуникативные стратегии в дальнейшей профессиональной деятельности экономиста.

Для решения задачи диагностики необходима акцентуация внимания на компонентах интеллектуально-коммуникативной компетенции, которыми являются:  мотивационно-смысловой, когнитивно-интеллектуальный, деятельностно-коммуникативный и рефлексивно-творческий. Все они взаимосвязаны и интегративны, а формирование интеллектуально-коммуникативной компетенции студента вуза – будущего экономиста представляет управляемый процесс в обучении и имеет определенную динамику.

Объективность оценки сформированности компетенции связана с  систематизацией и уточнением критериев, по которым выносится оценочное суждение. В современных источниках под критерием понимают показатель, признак, на основе которого формируется оценка качества объекта, процесса; мерило такой оценки [3, с. 144].

Основным показателем эффективности функционирования модели выступает продвижение студента на более высокий уровень. В формировании интеллектуально-коммуникативной компетенции у студентов целесообразно выделить три уровня: репродуктивный, эвристический и креативный.

На репродуктивном уровне воспринятые и зафиксированные в памяти знания проявляются в умении воспроизвести, применить усвоенную информацию для решения простейших интеллектуально-коммуникативных задач. Уровень характеризуется неустойчивой способностью контролировать, осознавать и корректировать свою интеллектуально-коммуникативную деятельность. На этом уровне минимальная готовность сформирована, но недостаточна.

На эвристическом уровне происходит обобщение представлений, категорий, понятий. Уровень характеризуется продуктивной деятельностью, умением применять знания, полученные в ходе теоретического обучения, на практике. В процессе интеллектуально-коммуникативного взаимодействия студенты сталкиваются с определенными трудностями и получают в процессе их преодоления субъективно новую информацию. Это уровень средней готовности, который характеризуется наличием способности контролировать, осознавать и корректировать свою интеллектуально-коммуникативную деятельность.

На креативном (творческом) уровне продуктивная деятельность уже связана с использованием усвоенной информации и приобретенных навыков для поиска новых творческих путей решения интеллектуально-коммуникативных задач. Она характеризуется способностью свободно оперировать знаниями, категориями, речевыми клише, и направлена на применение знаний и умений в нестандартных для студента ситуациях. Такой уровень можно считать оптимальным.

При переходе с уровня на уровень степень сформированности интеллектуально-коммуникативной компетенции возрастает.

Диагностику уровня сформированности компетенций целесообразно проводить с помощью соответствующих диагностических средств: анкет, опросников, тестов и т.д. Каждый из индикаторов диагностического теста (или их совокупность) позволяет оценить какое-либо личностное качество студента, влияющее на его компетенцию, или какой-либо аспект его профессиональной подготовки. Об этом свидетельствует зарубежный и отечественный опыт проведения исследований.

Для определения уровня сформированности интеллектуально-коммуникативной компетенции  студентов вуза – будущих экономистов был использован комплекс диагностических методик.

Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик [7].

В соответствии с исследуемыми компонентами интеллектуально-коммуникативной компетенции, мы определили следующие критерии оценки уровня ее сформированности: мотивационно-смысловой, когнитивно-интеллектуальный, деятельностно-коммуникативный и рефлексивно-творческий.

Диагностику уровня  сформированности интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов вуза – будущих экономистов мы предлагаем проводить отдельно по каждому критерию.

Мотивационно-смысловой критерий. Учитывая то, что мотивационно-смысловой компонент оказывает существенное влияние на динамику развития интеллектуально-коммуникативной компетенции, в первую очередь мы предлагаем выявить уровень сформированности мотивационно-смысловой сферы студентов. Для более точного определения уровня сформированности мотивационно-смыслового компонента ИКК студентов считаем необходимым использовать две методики: диагностику мотивации студентов к учебной деятельности А.А. Реан и В.А. Якунина (модификация Н.Ц. Бадмаевой) [2] и методику определения доминирующих мотивов, предложенную О.С. Гребенюк[4].

С этой целью среди студентов вуза – будущих экономистов было проведено адаптированное к предмету исследования анкетирование на определение мотивов учения и творческой деятельности. Для получения более точного результата применялись разработанные автором анкеты-шкалы. Шкалирование позволило быстро получить данные об исходном состоянии мотивации учения в целом и у каждого студента в отдельности [4, c. 85].

Диагностика мотивации студентов к учебной деятельности была проведена по методике А.А. Реан и В.А. Якунина (модификация Н.Ц. Бадмаевой). Методика разработана на основе опросника. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престиж [2, с.151-154].

Когнитивно-интеллектуальный критерий. Когнитивно-интеллектуальный компонент определяет уровень знаниевой базы и интеллектуальное развитие студента. Поэтому для исследования уровня сформированности данного компонента интеллектуально-коммуникативной компетенции нами был разработан когнитивно-интеллектуальный критерий и проведено  тестирование студентов, как на определение уровня знаний (когнитивный критерий), так и на выявление уровня развития их интеллекта (интеллектуальный критерий).

Таким образом, ведущим методом исследования на данном этапе являлось тестирование, которое позволило с известной вероятностью оценить уровень знаний и способностей каждого студента.

В тест отбирают минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности. Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднюю арифметическую и на, так называемые, процентные нормы. Такая интерпретация тестовых результатов называется нормативно-ориентированной [1].

Для проверки уровня сформированности когнитивно-интеллектуального компонента ИКК мы использовали тестовый материал федерального Интернет — тестирования в сфере профессионального образования ФЭПО-8, предназначенный для тестирования студентов вторых курсов экономических специальностей (когнитивный критерий).

С целью диагностирования уровня развития интеллектуальных способностей (интеллектуальный критерий) студентам был предложен тест Д.Векслера AWISC, разработанный для исследования интеллекта (IQ) взрослых людей в возрасте от 16 до 64 лет. Следует заметить, что валидность (надежность) теста Д.Векслера составляет  0,97. Тест представляет собой 11 субтестов: 6 тестов составляют вербальную (словесную) группу и 5 – невербальную (наглядную) [9].

На основе полученных данных по когнитивному и интеллектуальному критериям мы рассчитали средний показатель уровня сформированности когнитивно-интеллектуального компонента ИКК и выразили его в процентах.

По деятельностно-коммуникативному критерию мы определили уровень сформированности деятельностно-коммуникативного компонента интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов вуза – будущих экономистов и использовали методику оценки общего уровня общительности на родном языке, разработанную  В.Ф. Ряховским, а также методику определения  коммуникативных навыков и умений «Коммуникативный минимум», разработанную Г.С. Никифоровым. Базовый коммуникативный минимум представляет собой перечень требований к практическим и теоретическим знаниям, навыкам и умениям к специалисту в виде анкеты, состоящей из 14 вопросов [6].

Результаты анкетирования обрабатывались с использованием следующих шкал: «Подготовительная фаза», «Контактная фаза», «Эмоции в разговоре», «Фаза понимания», «Фаза убеждения», «Фаза завершения», «Управление разговором», внутри которых определялось среднее значение (из двух вопросов) по каждой шкале в отдельности. В итоге подсчитывалась сумма средних набранных баллов по всем шкалам. Результаты анкетирования были интерпретированы в трехбалльную систему: один балл получили студенты, набравшие в результате тестирования от  0 до 30 баллов (репродуктивный уровень); два балла – от 30 до 60 (эвристический уровень) и три балла – свыше 60 (креативный уровень). Данный коммуникативный минимум может быть определен как стандарт и является основой для оценки (аттестации) коммуникативной компетентности  специалиста [6].

Таким образом, уровень коммуникативных навыков и умений определялся по результатам двух тестов, причем приоритет отдается второй методике.

По рефлексивно-творческому критерию мы определили уровень сформированности  рефлексивно-творческого компонента интеллектуально-коммуникативной компетенции студентов. В первую очередь мы рассмотрели его составные элементы: рефлексивные и творческие способности. Рефлексивно-творческие проявления у студентов являются основой для дальнейшего формирования их рефлексивно-творческих (креативных) способностей, которые играют важную роль для успешной учебной деятельности, а значит, способствуют успешному формированию интеллектуально-коммуникативной компетенции.

Высокий уровень сформированности рефлексивно-творческого компонента интеллектуально-коммуникативной компетенции, в основе которого лежат хорошо сформированные рефлексивно-творческие способности, позволяет студенту – будущему экономисту наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализовывать свои  рефлексивные способности, что обеспечивает процесс саморазвития творческих проявлений, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности и достижению ее максимальной эффективности.

Для определения уровня сформированности рефлексивно-творческого компонента интеллектуально-коммуникативной компетенции в нашем исследовании мы использовали диагностику уровня развития рефлексивности по методике А.В. Карпова [5] и диагностику креативных (творческих) способностей Э. Торренса. Для получения более точного результата дополнительно был применен экспресс-метод психодиагностики креативности Д. Джонсона [8].

Диагностика уровня развития рефлексивности по методике А.В. Карпова базируется на теоретическом конструкте, который конкретизирует общую трактовку рефлексивности, а также ряд иных существенных особенностей данного свойства личности. Рефлексивность как психическое свойство представляет собой одну из основных граней той интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. [5, с. 45-57].

Также мы провели диагностику креативных (творческих) способностей студентов по методике Э. Торренса, адаптированной Ворониным, в процессе которой студентам было предложено выполнить творческое задание, состоящее из 10 незаконченных фигур. Количество баллов, полученное студентами, являлось показателем их креативности, способности выдвигать оригинальные идеи и избегать легких и очевидных ответов.

С целью получения более точного результата по рефлексивно-творческому критерию дополнительно был проведен экспресс-метод психодиагностики креативности Д. Джонсона [8].

Опросник креативности состоял из восьми характеристик творческого мышления (поведения) и был проведен в качестве самооценки студентов. Заполнение опросника потребовало от студентов минимальной затраты времени (10–30 минут).

По итогам проведения диагностики, полученные результаты по каждому критерию были зафиксированы в сводной таблице данных по уровням сформированности компонентов ИКК. Отметим, что количественная оценка интеллектуально-коммуникативной компетенции осуществлялась нами путем усреднения оценок по выделенным критериям: креативный уровень проявления каждого критерия оценивался в 3 балла; эвристический уровень проявления — в 2 балла; репродуктивный уровень — в 1 балл.

Uик — оценка интеллектуально-коммуникативной компетенции (ИКК) студентов вуза – будущих экономистов;

К1 — оценка по мотивационно-смысловому критерию;

К2 — оценка по когнитивно-интеллектуальному критерию;

К3 — оценка по деятельностно-коммуникативному компоненту;

К4 — оценка по рефлексивно-творческому критерию.

Результаты диагностики отражены нами в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности ИКК студентов

Количество студентов

(чел.)

Показатель                                        Уровни
I

Репродуктивный

II

Эвристический

III

Творческий

кол-во % кол-во % кол-во %
125 К1 62 49,60 53 42,40 10 8,00
К2 59 47,20 55 44,00 11 8,80
К3 69 55,20 50 4,00 6 4,80
К4 72 57,60 51 40,80 2 1,60
Uик 66 52,4% 53 42% 7 5,6%

Таким образом, по итогам проведения диагностики мы определили, что у большинства студентов вуза – будущих экономистов интеллектуально-коммуникативная компетенция  сформирована недостаточно.  В частности, основная часть студентов продемонстрировала неудовлетворительный уровень: репродуктивный уровень имеют 66 студентов, что соответствует 52,4 %; эвристический уровень —  53 человека (42% соответственно)  и лишь 7 человек показали высокий уровень (5,6 %) и достигли креативного уровня сформированности компетенции. Полученные результаты подтверждают необходимость целенаправленного формирования интеллектуально-коммуникативной компетенции  студентов – будущих экономистов с внедрением специальных методов и средств в образовательный процесс вуза.

 

Список литературы:

1.Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. 2 изд. М.: Центр тестирования, 2002г. – 239с.

2.Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004.

3.Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

4.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б., Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие. Калининград: Калинингр. ун-т., 2000. – 572 с.

5.Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. Т. 24. – № 5., 2003.

6.Никифоров Г.С. Психология менеджмента: учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. – 639с.

7.Сивицкий В.Г. Психодиагностика: учеб. пособие. Минск: ЗАО «ВЕДЫ», 2003, 46с.

8.Туник Е.Е.  Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство СПб.: ИМАТОН, 1998. –  170с.

9.Филимоненко Ю.И. Тест Векслера: диагностика уровня развития интеллекта (взрослый вариант): методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2004. – 112 с.[schema type=»book» name=»ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА – БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ» author=»Фокина Олеся Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found