Социально-экономические преобразования, происходящие в стране в целом, и в системе образования в частности, требуют непрерывного совершенствования знаний, навыков, умений, профессиональных и личностных качеств у выпускников высших учебных заведений. Решение данной проблемы, в значительной, а часто и в решающей, степени зависит от профессорско-преподавательского состава, уровня его педагогического мастерства, профессионально-педагогической компетентности, творческого подхода к решению образовательных задач.
В связи с этим кадровое обеспечение образовательного процесса педагогами-профессионалами правомерно назвать одним из важных направлений повышения его качества. Но, безусловно, надо признать, что профессионалами в педагогической деятельности становятся не сразу. Это достаточно долгий, зачастую тернистый путь, который, по мнению авторов статьи, должен начинаться с ответа на вопросы: готов ли человек, вступающий на этот путь, реализовать себя в педагогической деятельности? Если готов, то на каком уровне и что целесообразно сделать, чтобы повышать этот уровень, двигаясь к педагогическому мастерству?
Проблеме оценки подготовленности педагогов к профессиональной деятельности, свойствам и качествам, обусловливающим успешность педагогической деятельности, уделялось значительное внимание в трудах отечественных психологов и педагогов (А.П. Акимова, Н.А. Аминов, В.П. Беспалько, Н.В. Бордовская, И.А. Бочкарева, З.Ф. Есарева, О.Ю. Ефремов, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Г.Б. Скок, Г.И. Хозяинов, В.А. Якунин и др.). Однако надо признать, что ответу на вопрос – насколько готов начинающий преподаватель качественно осуществлять свою профессиональную деятельность – внимания сегодня уделяется не достаточно. Другими словами, как таковой диагностики и оценки готовности преподавателя к решению образовательных задач не осуществляется. Готовность оценивается, по сути, лишь по формальным признакам: наличию диплома, стажу работы, в процессе проверок, контроля занятий, мероприятий государственной аккредитации и т.п. Последствиями такой формальной оценки становятся: трудности вхождения в педагогическую деятельность, адаптации к ней; низкое качество учебной, методической и воспитательной работы; неправильное построение отношений с обучающимися, о чем свидетельствуют частые педагогические конфликты, негативные эмоции, связанные с переживанием неудач в профессиональной деятельности, быстрое профессиональное выгорание и другие проблемы.
Такое положение обусловливает настоятельную необходимость разработки и реализации в образовательных организациях системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей. В статье предложены сформулированные и апробированные авторами теоретические и методические аспекты системы диагностики подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей вузов.
При представлении системы диагностики и оценки подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности, безусловно, необходимо определиться с сущностью данного феномена. Основываясь на позиции ряда авторов [1, 2 и др.], под диагностикой и оценкой подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей нами понимается совместная познавательно-преобразующая деятельность участников образовательного процесса по распознаванию, оценке и использованию для совершенствования профессиональной деятельности преподавателей вузов достоверной информации об уровне их профессиональной компетентности и подготовленности к педагогической деятельности. При этом важно отметить, что она является составной, но относительно самостоятельной, со своей сущностью и спецификой, частью процесса профессионального образования в высшем учебном заведении. Основной целью диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей вузов является совершенствование процесса их профессионального развития как преподавателей высшей школы.
Организация и осуществление диагностики и оценки подготовленности начинающих преподавателей высшего учебного заведения к педагогической деятельности предполагает решение ряда проблем как теоретического, так и практического плана. Важнейшая задача состоит в представлении данного процесса как системы. Системный подход представляет собой конкретно научную методологию познания сложных объектов. Сущность данного подхода к исследованию объективной реальности заключается в том, что объекты познания изучаются как системы.
По нашему мнению, наиболее полно исследовала проблему сущности и содержания педагогических систем Н.В. Кузьмина. Она считает, что «педагогическую систему можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [3, с. 10]. Для создания педагогической системы необходимыми и достаточными являются следующие компоненты:
- педагогическая цель;
- информация, ради усвоения которой создается система;
- средства педагогической коммуникации;
- объекты системы;
- ее субъекты [Там же, с. 12].
Данный подход послужил основой для разработки системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей вузов. При этом нами учитывались следующие положения:
- Высшее учебное заведение само по себе сложная система, которая состоит из взаимосвязанных подсистем – элементов, целесообразно функционирующих в одном организме учебного заведения. В числе подсистем единой системы вуза можно назвать следующие взаимодействующие подсистемы: административную (руководство вузом), образовательную, воспитательную, научно-исследовательскую, хозяйственную и т. д. К ним необходимо отнести и предлагаемую систему диагностики и оценки подготовленности преподавателей к педагогической деятельности. Каждая из подсистем вносит свой вклад в общий процесс функционирования вуза, и все они должны быть направлены на решение общей задачи – повышение качества подготовки специалиста, формирование у него необходимых социально и профессионально важных качеств.
- Диагностика и оценка подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности имеет динамический характер. В связи с этим при моделировании системы диагностики и оценки важно учитывать то, что ее элементам присуща определенная последовательность. Это позволяет выделить в процессе диагностики и оценки ряд этапов, содержание которых определяется по ведущему виду деятельности и решаемым задачам [4, с. 58-59].
Основными компонентами системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей вуза являются: цель диагностики и оценки подготовленности преподавателей к педагогической деятельности; задачи диагностики и оценки; субъекты системы диагностики и оценки; объекты диагностики и оценки; условия функционирования системы диагностики и оценки; методы диагностики и оценки; методики и средства диагностики и оценки; результат диагностики и оценки.
Рисунок. 1. Модель системы диагностики и оценки подготовленности
к педагогической деятельности начинающих преподавателей вуза
Цель – один из ведущих и системообразующих компонентов системы, определяющий содержание деятельности ее субъектов и объектов. В качестве цели предлагаемой системы нами определяется объективная оценка подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей вуза, позволяющая прогнозировать успешность данной деятельности и своевременно вносить коррективы в процесс профессионального развития преподавателей.
Следующий компонент – задачи диагностики и оценки подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности. В них находит свою конкретизацию цель системы. Задачи можно разделить на две группы: задачи изучения и задачи преобразования. К задачам изучения относятся:
определение пригодности преподавателей к педагогической деятельности;
выявление доминирующей мотивации педагогической деятельности;
изучение коммуникативных и организаторских способностей;
выявление степени удовлетворенности педагогической деятельностью;
определение уровня сформированности педагогических умений;
определение активности участия в научной работе;
прогнозирование успешности педагогической деятельности.
К задачам преобразования относятся:
доведение информации об уровне подготовленности к педагогической деятельности;
определение направлений совершенствования подготовленности к педагогической деятельности, повышения профессиональной компетентности;
выбор целесообразных психолого-педагогических воздействий;
внесение корректив в процесс профессионального становления и развития начинающих преподавателей.
Третьим компонентом системы являются субъекты системы диагностики и оценки. Под субъектами системы мы понимаем людей, осуществляющих планирование, организацию и проведение мероприятий по диагностике и оценке. В качестве субъектов выступают заведующие, профессора, доценты и наиболее опытные, авторитетные преподаватели кафедр.
Следующим компонентом системы являются объекты диагностики и оценки. Объектами выступают начинающие преподаватели вуза и качества, обусловливающие успешность их педагогической деятельности.
Важным компонентом являются условия функционирования системы диагностики и оценки. Их можно разделить на два взаимосвязанных вида: материальные и социально-психологические. К материальным условиям, прежде всего, необходимо отнести:
условия организации и проведения диагностики и оценки (материальная база, методическое обеспечение и т. д.);
условия для совершенствования и самосовершенствования начинающих преподавателей;
возможности по стимулированию формирования и развития преподавателями качеств, детерминирующих успешность педагогической деятельности.
К социально-психологическим условиям относятся:
межличностные и групповые взаимоотношения в педагогическом коллективе, как по горизонтали, так и по вертикали;
социально-психологический и педагогический статус субъектов системы.
Значимым компонентом системы выступают методы диагностики и оценки. В зависимости от решаемых задач методы делятся на следующие группы:
сбора информации об уровне подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности;
накопления и представления информации;
анализа информации;
организационных и психолого-педагогических воздействий;
оценки эффективности воздействий.
В процессе функционирования системы методы реализуются в своей совокупности, неразрывно друг от друга.
Следующим компонентом системы являются методики и средства диагностики и оценки. В качестве методик и средств в предлагаемой системе выступают опросники, программы наблюдения, планы бесед, алгоритмы анализа действий, математические средства, позволяющие накапливать, анализировать, интерпретировать информацию о подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности, прогнозировать ее успешность.
Последним компонентом системы является результат диагностики и оценки, в качестве которого выступают данные об уровне подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности.
Таким образом, система диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей вуза – это целостная совокупность компонентов (цель, задачи, субъекты, объекты, условия, методы, методики и средства, результат), которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой и подчинены цели системы.
Как уже отмечалось, в процессе диагностики и оценки выделяется ряд этапов, содержание которых определяется по ведущему виду деятельности и решаемым задачам.
Первый этап – диагностический. На данном этапе проводится изучение объектов диагностирования и оценки. Осуществляется сбор и первичное распознавание информации о подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности. Во время этого этапа используются следующие методы: опрос, наблюдение, беседы, экспертная оценка, методы математической статистики.
Второй этап – аналитический. В его ходе происходит интерпретация и анализ полученной информации. Производится оценка уровня подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности, как по отдельным критериям, обусловливающим ее успешность, так и в целом. Результаты анализа и оценки фиксируются. На основе проведенного анализа и оценки делается заключение об уровне подготовленности начинающего преподавателя к педагогической деятельности.
Третий этап – прогностический. На данном этапе, на основе сделанного ранее заключения, делается прогноз об успешности педагогической деятельности. Результаты анализа, оценки и прогноза доводятся персонально до самих преподавателей, заведующих, профессоров, доцентов, ведущих преподавателей кафедр.
Четвертый этап – рекомендательный. В его ходе намечается комплекс организационных и психолого-педагогических мер по повышению уровня подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности. Реализация намеченных мер осуществляется как субъектами системы, так и самими преподавателями. Причем приоритет нами отдается именно преподавателям, поскольку самосовершенствование, саморазвитие способствует их становлению в качестве активно действующего субъекта как предлагаемой системы, так и образовательного процесса в целом.
Пятый этап – оценочный. На данном этапе формулируется вывод об эффективности проведенных мероприятий диагностики и оценки, при необходимости вносятся коррективы.
Первые три этапа носят познавательный характер, четвертый и пятый – преобразовательный.
Заключая рассмотрение теоретических и методических аспектов организации диагностики подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности, отметим, что проведенная опытно-экспериментальная работа по апробации предложенной системы подтвердила ее эффективность. Ее реализация в образовательном процессе в высшем учебном заведении позволяет совершенствовать процесс профессиональной адаптации, становления и развития преподавателей, повышать уровень их профессиональной компетентности в сфере педагогической деятельности.
Список литературы:
- Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. СПб: Питер, 2010. – 352 с.
- Ефремов О.Ю., Мелетичев В.В. Психолого-педагогическая диагностика в деятельности преподавателя ввуза. СПб.: ФВУ ПВО, 2000. — 42 с.
- Кузьмина Н.В., Григорьева Е.А., Якунин В.А. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980. – 145 с.
- Кусакин М.Ю., Мелетичев В.В. Диагностика подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей: монография. – СПб.: СПб АППО, 2012. – 136 с.[schema type=»book» name=»ДИАГНОСТИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» author=»Кусакин Михаил Юрьевич, Мелетичев Вадим Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]