Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ДИАГНОСТИКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В современном мире, наряду с ускорением ритма жизни, ухудшается экологическая обстановка, у людей все чаще наблюдаются эмоциональные срывы, физические и психические расстройства. Именно поэтому в современном обществе возникает острая потребность в правильной организации досуга. Полноценный отдых, досуг, создают в жизни современного человека необходимый баланс и гармонию. От того, как организован досуг, зависит морально-психологический климат в обществе, культурный уровень, физическое и нравственное здоровье. Вот почему все более важное значение приобретает анимационная деятельность человека, т.е. сфера восстановления и воспроизводства его живых сил, в том числе через систему физического воспитания и досуговую занятость. К основным социальным функциям организации спортивно-оздоровительной анимации относятся: адаптация человека к изменениям в современном обществе; оздоровление и формирование здорового образа жизни; рекреационные аспекты организации досуга и т.д. Спортивно-оздоровительная анимация, наряду с обеспечением традиционных анимационных функций — рекреации, развлечения, отвлечения и обеспечения познавательно-эстетических потребностей, призвана выполнять следующие функции: развитие и укрепление здоровья, развитие личностных компетенций и удовлетворение потребности в самоопределении.

Спортивно-оздоровительная анимация охватывает все возрастные группы населения страны; является наиболее эффективной системой, компенсирующей негативные последствия городской среды обитания. Процесс социализации включает 2 плана действий: 1) адаптация к социуму, функционирующая преимущественно на врожденном механизме саморегуляции человека, 2) самоопределение в социуме, определение своего места в нем посредством осознанного отношения к происходящим событиям, принятие или отторжение их.

На психологическом уровне спортивно-оздоровительная анимация является средством развития таких важнейших для психического благополучия индивида качеств, как волевая саморегуляция, психологическая устойчивость, активность, вера в себя, сосредоточенность.

На социальном уровне спортивно-оздоровительная анимация способствует становлению новой социальной идентичности личности и тем самым является фактором укрепления ее устойчивости. Освоение новых социальных ролей, развитие коммуникабельности, коллективизма и умения работать на групповой результат – вот те преимущества, которые можно получить, приобретая услугу спортивно-оздоровительной анимации. Все это позволяет признать спортивно-оздоровительную анимацию важнейшим направлением досуговой деятельности.

В этой области существует ряд проблем: при организации не всегда уделяется должное внимание содержанию и качеству программ, не проработаны соответствующие методики организации анимационных программ, что делает их менее привлекательными.

В настоящее время ощущается дефицит специалистов этой области, в основном они приходят в анимацию из двух профессиональных сфер: профессиональные спортсмены и менеджеры-аниматоры. Обоим необходимо получить специальную подготовку по ряду дисциплин. Первым – специальную подготовку по анимации, основам режиссуры, организационному менеджменту, социальной психологии. Вторым по теории физической культуры и спорта, по физиологии тренировки, по методологическим особенностям построения тренировки, а также по личной физической подготовленности. Все это требует достаточно серьезных усилий [1,2].

Особую роль в становлении студента первого курса данного направления играет внеучебное направление, которое структурируется на следующие блоки: информационный, культурно-досуговый, здоровьесберегающий или здоровьеформирующий, социально-психологический, профориентационный, познавательный. Профессиональная психологическая адаптация представляет собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (психофизиологический аспект), адаптации субъекта деятельности к профессиональным задачам, орудиям труда, выполняемым операциям и т. д. (профессиональный аспект) и адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды (социально-психологический аспект). Критериями социально-психологической адаптации могут служить отношение к организации, к малой группе, к руководителю, удовлетворенность отношениями с сотрудниками. Общими показателями адаптированности являются удовлетворенность содержанием и условиями труда.

Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям. Это и есть индивидуальность человека. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, определить отношение человека к тому или иному явлению, касающемуся прежде всего категорий общечеловеческих ценностей. Степень соответствия психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал, являющийся важнейшей интегральной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции.

Коммуникативные качества человека также являются одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности определяются наличием опыта и потребности общения, уровнем конфликтности. Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль.

Один из важных проблемных аспектов инновационного образования – необходимость формирования и широкого применения в образовательной практике культуры многокритериальной постановки и решения инновационных задач. Широко распространенная однокритериальная постановка, сводящаяся к поиску одного оптимального варианта, обладает серьезными методологическими и мировоззренческими ограничениями. Многокритериальная постановка дает образное описание специфики инновационной деятельности, способствует развитию обликового мышления и требует поиска компромиссов. Только многокритериальная постановка дает возможность интегральной оценки спортсмена и тренера.

Важнейшей особенностью процесса физического воспитания является необходимость количественной оценки эффективности оздоровительных методик физического воспитания и здоровья в целом [3,4]. Эффективность оздоровительной методики рассматривалась на примере использования средств атлетической гимнастики для студентов с астеническим синдромом на основе анализа динамики функциональных показателей, показателей физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья и других показателей. Сравнение полученных результатов проводилось как внутри каждой из групп, так и между ними; между исходными, промежуточными и конечными результатами двух лет обучения.

Проблема измерения уровня здоровья стала особенно актуальной в связи с проблемой выживания как отдельного человека, так и общества в целом. Традиционные методы оценки эффективности оздоровительных методик, разрабатываемых программ физической подготовки представляются недостаточными и практически непригодными для количественной оценки здоровья обследуемых. Решение данной задачи невозможно без разработки теории и практики количественной оценки здоровья. Причем существенным моментом является освоение технологии измерения и оценки не только врачами и тренерами, но и отдельным человеком.

 

Список литературы:

  1. Васильева О.С., Правдина Л.Р. Активный туризм – возможный путь комплексного оздоровления человека //3-я Всероссийская конференция «Психология и психотерапия». – СПб, 2001.–76 с.
  2. Васильева О.С., Правдина Л.Р. Психотерапевтические ресурсы физической культуры // Вестник РГУ, 2000.– 34 с.
  3. Таран В.А. Инструментальное обеспечение процесса физического воспитания (часть I): Монография. – М.: МПА-ПРЕСС, 2004.– 314 с.
  4. Таран В.А. Инструментальное обеспечение процесса физического воспитания (часть II): Монография. – М.: МПА-ПРЕСС, 2004.– 324 с.[schema type=»book» name=»ДИАГНОСТИКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» author=»Безверхая Лилия Федоровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found