Сегодня в глобализующемся информационном обществе серьезным структурным и системным изменениям подвергаются все социальные сферы жизнеобеспечения общества. Особенно это касается сферы высшего профессионального образования, так как именно эта сфера обеспечивает общество специалистами, способными эффективно функционировать в стремительно изменяющихся условиях. Соответственно, каждый год рынок труда предъявляет все новые требования к выпускникам вузов, иногда даже в тех областях, которые, по мнению обывателя, совершенно далеки от наиболее подверженных изменениям областей научно-технического прогресса, тем более что информационные технологии в современном мире проникают во все сферы, не только научно-технические, но и гуманитарные, серьезным образом изменяя и структуру профессиональной деятельности специалиста, и профессиональные компетенции, востребованные на рынке труда.
Физкультурно-спортивное образование – та область профессиональной деятельности, которая также требует концептуального пересмотра принципов подготовки специалистов. Это обусловлено и все возрастающей ролью спорта и физической культуры в мире, где в условиях возрастающей дигитализации и технологической модернизации индустриальной и социокультурной жизни общества пересмотру подвергаются ценности, идеалы, нормы и модели поведения, и серьезными изменениями концепта «спорт», и актуализацией процесса гуманистического осмысления роли личности сегодня.
Сегодня сфера спорта, включая Олимпийское движение, не только чрезвычайно бурно развивается и приобретает все большее значение, но и трансформируется под влиянием политических, экономических и социокультурных процессов современного мира. Не всегда эти трансформации могут быть оценены как позитивные, но культурные смыслы и дискурсивные практики данных процессов, без всяких сомнений, отражают тенденции развития человеческой цивилизации.
Спорт институализируется, представляя сегодня сложную социальную систему организаций и учреждений, которая тесно соприкасается и взаимодействует с другими социальными институтами: политикой, в том числе международной (МОК, НОКи, национальные комитеты по развитию спорта), экономикой (производство спортивных товаров, строительство спортивных объектов), культурой («строительство» тела и духа с его разветвленной инфраструктурой); с другими социальными сферами: медициной и фармакологией (исследования резервов человеческого организма и проблем допинга), бизнесом (обширная сфера получения прибылей в обслуживании сферы спорта); с рекламой, масс-медиа и даже с шоу-бизнесом.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что физическая культура и спорт – это сферы, где реализуются гуманитарные составляющие физической активности человека, где проявляется не только физические, но и социокультурные потребности индивидуальности, и в силу этого гуманитарная составляющая процесса подготовки специалистов по физической культуре и спорту (ФКиС) выводит его далеко за рамки освоения технологичных тренировочных процессов, оздоровительных техник и соревновательной деятельности, и даже за рамки содержания комплекса гуманитарных дисциплин, традиционно входящих в академические стандарты. Все это делает проблему развития, а, возможно, и принципиального пересмотра гуманитарной подготовки выпускников физкультурно-спортивных вузов чрезвычайно актуальной.
Помимо традиционных академических гуманитарных дисциплин (истории, философии, родного и иностранных языков) сегодняшний рынок труда требует от специалистов по ФКиС коммуникативных компетенций, связанных с речевой деятельностью не только в устной и письменной форме, но и с деятельностью в цифровом пространстве. В связи с постоянным умножением информационных потоков требуется сформированная медиаграмотность. Выпускник должен понимать высокую ценность социокультурной значимости физической культуры и спорта и в своей профессиональной деятельности способствовать повышению социального статуса данной сферы жизнедеятельности общества, уметь формировать позитивный образ спорта и физической культуры в массовом сознании.
Все большее значение приобретает способность специалиста к саморазвитию, адаптации к постоянно изменяющимся требованиям общества. Современное общество, предъявляя определенные требования к выпускнику вуза, актуализирует проблему обеспечения конкурентоспособности будущего специалиста, рассматривая образование как процесс становления его личности [1]. Гуманитарное знание рассматривает человека в совокупности его биологических, социальных и культурных функций, но при этом ставит во главу угла личность, индивидуальность, прежде всего Человека [5], а не носителя определенных функций и компетенций. Именно поэтому гуманитарная компонента в рамках подготовки специалиста закладывает основы профессиональной конкурентоспособности человека на рынке труда, основы его востребованности как специалиста.
С возрастанием роли гуманитарного образования, повышающего общекультурное развитие личности, а не только с получением профессии, напрямую связаны сегодня надежды на развитие поистине культурной функции системы образования в целом и в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта, в частности [4].
Как уже было сказано, гуманитаризация современного высшего образования осуществляется как за счет наполнения образовательной программы гуманитарным содержанием, то есть включения в учебные планы различных гуманитарных дисциплин, так и за счет формирования у студентов системы гуманитарных ценностей и установок. Таким образом, происходит приобщение студентов к гуманитарной культуре в рамках учебно-воспитательного процесса.
В основе деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта лежит, прежде всего, коммуникационный аспект. Поэтому формирование речевой культуры, повышающей общекультурный уровень, способствует проявлению гуманистических начал и совершенствованию психических качеств и свойств личности. Осознание значимости таких дисциплин речеведческого цикла, как культура речи, риторика, культура делового общения, речевая коммуникация, в системе саморазвития выпускника, повышения его общекультурного уровня становится важной составляющей модели профессиональной подготовки специалиста в области физической культуры и спорта.
Очевидно, что к какой бы сфере деятельности ни готовились выпускники физкультурных вузов, им предстоит работа с людьми, предполагающая многогранное, прежде всего, вербальное общение с ними. Через речь, как известно, завоёвывается авторитет, так необходимый любому специалисту. В процессе совместной деятельности индивидуумы вступают в определенные отношения. Поскольку эти отношения (независимо от рода деятельности) формируются в процессе общения – речи, то роль риторики в этом трудно переоценить. Овладение риторикой делает будущих специалистов способными к предметно-практической речи и практической деятельности, повышает общую культуру личности [2]. Продуктивность же деятельности специалистов во многом зависит от их общекультурного потенциала, сформированного как до, так и особенно во время обучения в вузе.
Поэтому исходное концептуальное положение, которое лежит в основе преподавания курса риторики будущим специалистам в области физической культуры и спорта, заключается в том, что в основе деятельности таких специалистов лежит коммуникация, и, следовательно, выпускник физкультурного вуза должен свободно владеть речью, умением общаться, взаимодействовать с собеседником, другими людьми и в определенных случаях воздействовать на них. Риторика должна заложить основы профессиональной компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта, что предполагает формирование готовности и способности решать множество разнообразных коммуникативных задач [4].
При этом имеется в виду не только обучение ораторскому искусству (это лишь одно из направлений работы), а последовательная работа, направленная на активизацию мыслеречевой деятельности будущих специалистов. Отсюда и задача курса «Риторика» сводится к формированию у учащихся физкультурного вуза коммуникативной компетентности, которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого и неречевого поведения и, наконец, собственно коммуникативные умения – умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, цели.
На наш взгляд, главным ценностным ориентиром специалиста должно стать оптимальное в любой жизненной ситуации речевое поведение, при котором специалист не только компетентен и эрудирован, но и гибко оперирует своими знаниями, добиваясь заданной цели. Такое умение, определяемое совокупностью качеств: гибкостью мышления, быстрой переключаемостью с одного вида деятельности на другой, конструктивностью общения с оппонентом, учетом интересов и потребностей собеседника, умением предвосхитить его реакцию, способностью мгновенно преодолеть «аудиторный шок» в официальном общении и другими, — и совершенствует предмет «Риторика».
Риторика – комплексная наука: её фундаментальной базой служат лингвистика, педагогика, логика, психология, логика, эстетика и культурология. Кроме того, по мнению ряда ученых, риторика находится на рубеже между сообщением и искусством, сохраняя общие для них черты [2; 3]. Но чем более тесна связь риторики с искусством, тем очевиднее и сильнее ее воздействие на личность. А личностные качества специалиста с давних времен прогрессивные умы человечества считали определяющим фактором успеха.
Проблемы общения практически всегда представляли не только познавательный интерес. Обращение к ним являлось насущной потребностью для жизнедеятельности людей во все периоды развития общества. Естественно, что в эпоху динамичных перемен в обществе внимание к вопросам человеческого общения неуклонно возрастает. Вновь встает вопрос о значении таких качеств человека, как честность, порядочность, и таких общечеловеческих и психологических черт личности, как сопереживание, сочувствие, взаимоуважение, взаимопонимание, в определенной мере сомнение в правоте тех или иных своих поступков и, наконец, человечность. Все перечисленные гуманистические качества можно в равной степени считать значимыми как для спорта (например, в работе спортивных судей, допускающих преднамеренные ошибки, то есть предвзятость, причинами которой являются необъективность, непорядочность, нечестность), так и для риторики, и все они воспитываются и формируются в результате занятий спортом и обучения риторическому мастерству.
Кроме того, формируя языковую личность специалиста, риторика оказывает положительное воздействие и на эмоции, воображение, эстетику, мотивацию, волю, интеллект, нравственность как психические процессы, свойства и способности личности. Именно в силу этих своих качеств она необходима специалисту в области физической культуры и спорта.
Современные условия информационного общества требуют также от специалиста компьютерной грамотности, опять-таки независимо от специфики его профессиональной деятельности. Для мирового сообщества в наши дни характерно взаимодействие множества языков и культур, интенсивная коммуникация в профессиональных сферах благодаря бурно развивающейся сети Интернет. Невозможно себе представить современного специалиста, повышающего свой уровень без профессионального общения, без обмена опытом с коллегами и усвоения новых методик и технологий в профессиональной сфере. Такое общение было всегда, благодаря и профессиональным конференциям, и специализированным изданиям. Но сегодня владение навыками поиска информации, общения в социальных сетях и профессиональных форумах позволяет раздвинуть границы такого общения без особых финансовых и временных затрат. Глобальность интернет-пространства, скорость передачи информации позволяет осуществлять коммуникацию на всей планете без существенных задержек во времени. Все это повышает для специалиста по физической культуре востребованность таких дисциплин, как информатика, компьютерные и информационные технологии, иностранные языки, а также заставляет включать в традиционные речеведческие дисциплины разделы обучения общению он-лайн (в Интернете).
Колоссальное количество текстов (в том числе медиатекстов), которые циркулируют сегодня в глобальном интернет-пространстве благодаря средствам массовой коммуникации делает чрезвычайно востребованной еще одну область гуманитарной компоненты образовательного процесса – медиаобразование. Медиаграмотность как совокупность навыков и умений поиска информации, адекватной оценки, критического анализа и объективной интерпретации информации в медиа является обязательной сегодня для любого специалиста с высшим образованием; не является исключением и сфера физической культуры и спорта. И хотя попытки преподавать медиаобразование в России предпринимались с 20-х годов XX в., сегодня оно не только наиболее востребовано, оно должно быть серьезно реформировано с учетом трансформации реальности. Основной целью работы с медиатекстами должно стать формирование максимально объективной медиакартины мира, места в ней физической культуры и спорта как социокультурного феномена, позитивного гуманистического образа данной сферы. Медиатексты о спорте как неразрывной части культуры несут в себе некие культурологические коды и символы, позволяющие не только воспринимать определенные знания, но и осмыслять происходящее в этой сфере на уровне ценностных ориентаций, идеологических установок, моделей развития событий и интерпретации ситуаций.
Учитывая глобальность инфраструктуры сферы спорта, ее планетарный масштаб и ее взаимодействие с важнейшими социальными сферами (такими, как политика, экономика, культура), значимость критически мыслящего медиаграмотного специалиста, способного использовать медийное пространство для решения профессиональных задач, неоднократно возрастает.
В целом, можно говорить о том, что гуманитарная компонента образовательного процесса не только востребована сегодня с учетом тенденций развития информационного общества, именно она обеспечивает фундаментальность образования, так как формирует универсальные компетенции, практически не меняющиеся с развитием науки, не требующие использования справочных пособий, но при этом помогающие сформировать философско-этическую картину мира, мировоззренческие и нравственные установки выпускника.
Список литературы:
- Балицкий А. Гуманизация и гуманитаризация образования // Высшее образование в России. – № 2. — 2007. – С. 108-113.
- Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры: Учеб. пособие для вузов. – М.: Наука, 1994.- 191 с.
- Рождественский Ю.В. Современная риторика: Становление и проблемы. – М.: Высшая школа, 1988.- 221 с.
- Хазова С.А. Показатели конкурентоспособности как критерии профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту. – режим доступа [htth://www.adygnet.ru/konfer/konfifk2006/soob/3/3Нazova.htm]
- Черняев В. В. Образование по физической культуре в высшей школе как гуманитарный феномен. // Педагогическое образование и наука. — № 11 – 2010. — C. 11-16.[schema type=»book» name=»ГУМАНИТАРНАЯ КОМПОНЕНТА СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА» description=»Статья поднимает вопросы, связанные с местом и значимостью гуманитарного знания в процессе подготовки специалиста по физической культуре и спорту в современном информационном обществе. Авторы рассматривают тенденции концептуального изменения гуманитарного знания в подготовке выпускника в условиях быстро изменяющейся экономической и социокультурной жизни общества и, как следствие, трансформации требований потенциальных работодателей. Особое место в образовательном процессе информационного общества, по мнению авторов, принадлежит дисциплинам, которые формируют информационно-коммуникативные компетенции, обеспечивают медиаграмотность, позволяют специалисту по физической культуре и спорту ориентироваться в информационных потоках и повышать социальный статус сферы в массовом сознании. » author=»Волкова Марина Сергеевна, Люлевич Ирина Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]