В структуре деятельности учителя физической культуры на уроке, как и в профессиональной деятельности спортивного тренера, выделяют гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и двигательный компоненты. Последний компонент акцентирует наше внимание, поскольку именно он демонстрирует специфику деятельности специалиста физической культуры. И здесь имеет место говорить о двигательных компетенциях будущих учителей/тренеров, заключающихся в технике выполнения упражнений преподавателем по физической культуре или двигательных элементов соревновательных упражнений тренером. Правильный показ упражнений определяет эффективность учебно-воспитательного процесса. И поскольку демонстрация упражнений занимающимся требует большой физической силы, гибкости, быстроты реакции, специалисту по физической культуре необходимо в особой степени обладать психомоторными компетенциями.
На сегодняшний день категория психомоторики представлена почти во всех образовательных областях. Особое место она занимает в системе профессиональной подготовки физического воспитания и спорта. Все предъявленные классы психомоторики согласуются с деятельностью преподавателя/тренера. И с этих позиций все психомоторные компетенции можно продифференцировать в следующие группы:
1 – специально-двигательные способности [8, 10]: силовые способности, гибкость, быстрота, выносливость;
2 – специализированные восприятия [2, 5, 6, 8, 11]: чувства ритма, темпа, времени, равновесия, пространства, предмета/объекта, партнера, соперника;
3 – реакции [6, 7]: на движущийся предмет/объект, звук, свет;
4 – координационные способности [3, 8, 11, 12]: двигательная координация, слухо-двигательная, зрительно-двигательная, рече-двигательная, интегративная (слухо-рече-зрительно-двигательная).
На сегодняшний день анализ научной и учебно-методической литературы, а также документальных материалов учебных дисциплин, позволил выделить базовый курс, способствующий формированию психомоторных компетенций у студентов институтов физической культуры, коим является «Музыкально-ритмическое воспитание». Данная дисциплина для этого обладает широким потенциалом возможностей.
Основными задачами курса являются воспитание чувства ритма с последующим формированием, на его основе, ритма двигательной деятельности, имеющего свое выражение в психомоторных компетенциях комплексного (интегративного) плана. Для этого дисциплина «Музыкально-ритмическое воспитание» использует средства из различных областей физической культуры и искусства: базовая гимнастика, художественная гимнастика, ритмическая гимнастика, танец, музыка.
Все представленные средства имеют свою, внутреннюю, интеграцию, проявляющуюся в кумулятивном эффекте занятий, где одни средства дополняют другие с целью закрепления приобретенного в процессе урока навыка [1]. Программа дисциплины «Музыкально-ритмическое воспитание» построена так, чтобы осуществлялся положительный перенос навыков: каждый предыдущий приобретенный навык должен иметь свое отражение в каждом последующем с тем, чтобы, в конечном итоге, сформировать психомоторные компетенции дидактической деятельности специалиста по физической культуре.
Данное положение явилось основанием для исследования проблемы формирования ритма двигательной дидактической деятельности в целях воспитания психомоторных компетенций у будущих преподавателей физической культуры. Исследование осуществлялось на базах Государственного университета физического воспитания и спорта Республики Молдова и Факультета физического воспитания и спорта (ФФВС) Западного университета г. Тимишоара в Румынии.
В рамках предварительного, констатирующего, этапа исследования проводилось установление теоретико-эмпирических задач формирования профессиональных компетенций (гностических и операциональных: по С.Н. Данаилу [4]) ритма двигательной деятельности, необходимых будущим учителям физической культуры для проведения урока.
Результаты социологического опроса и педагогических наблюдений, позволили внедрить в учебный план первого курса (I и II семестры) ФФВС (Румыния) дисциплину Музыкально-ритмическое воспитание, содержание которой направлено на углубленное формирование ритма двигательной деятельности, являющегося основой для воспитания психомоторных способностей [9]. Были пересмотрены учебные программы таких дисциплин, как Гимнастика, Легкая атлетика, Гандбол, Волейбол, Плавание, на предмет включения специализированных заданий, способствующих улучшению формирования ритма двигательной деятельности у студентов первого курса.
В этот же период была разработана программа специализированного курса «Методика формирования ритма двигательной деятельности у студентов ФФВС» и методология ее применения; определены критерии педагогического контроля; зарегистрированы показатели ритма двигательной деятельности.
В последующем периоде данного этапа был осуществлен констатирующий эксперимент, в рамках которого были выявлены положительные эффекты применения программы дисциплины «Музыкально-ритмическое воспитание» путем проведения тестирования психомоторных способностей.
На формирующем этапе эксперимента осуществлялась реализация разработанной программы специализированного курса со студентами первого года обучения: экспериментальная группа (n = 49) и контрольная группа (n = 42), которые были протестированы по следующим параметрам: музыкальный слух, чувство ритма, слуховая, зрительная и двигательная память, двигательная координация (табл. 1).
Таблица 1.
Показатели параметров двигательной деятельности студентов первого курса контрольной и экспериментальной групп
Обозначения: К – контрольная группа; Э – экспериментальная группа; и – исходное тестирование; к – конечное тестирование.n = 91(f = 89) при ρ < 0,05, t = 1.987; ρ < 0,01, t = 2.632; ρ < 0,001, t = 3.400
Студенты экспериментальной группы обучались в рамках разработанных методических рекомендаций по формированию двигательного ритма, что должно было прослеживаться по всем учебным дисциплинам. Контрольная группа студентов обучалась согласно традиционному учебному плану.
По окончанию эксперимента было проведено повторное тестирование выше названных параметров (табл. 1).
Как видим, у обеих исследуемых групп по истечению эксперимента произошли позитивные изменения по всем параметрам. Однако, уровень сформированных умений у студентов контрольной группы значительно ниже относительно показателей студентов экспериментальной группы, что подтверждает уровень статистической достоверности (ρ < 0,001) конечных данных.
Для верификации полученных результатов было осуществлено тестирование данных параметров у исследуемых студентов через два года обучения, на 3 курсе, после прохождения ими педагогической практики (табл.2).
Таблица 2.
Параметры двигательной деятельности студентов 3 курса
n = 91(f = 89) при p < 0,05, t = 1.987; p < 0,01, t = 2.632; p < 0,001, t = 3.400
Обозначения: К – контрольная группа; Э – экспериментальная группа
Сравнивая показатели студентов исследуемых групп на первом и третьем курсах (табл. 1, 2), констатируем, что из всех параметров только результаты чувства ритма демонстрирует некоторое понижение в обеих группах. Хотя относительно друг друга, экспериментальная группа по своим показателям превосходит студентов контрольной группы на уровне статистической достоверности ρ < 0,001.
Полученные данные можно прокомментировать таким образом, что вероятно тему ритма необходимо прослеживать на протяжении всего периода обучения в вузе. При этом констатируем, что сформированное чувство ритма на начальном этапе исследование позволило превосходить студентам экспериментальной группы контрольную группу и после окончания эксперимента.
Анализ результатов исследования подтверждает тот факт, что специализированный курс, а также программа методических разработок по формированию двигательного ритма, способствовали совершенствованию учебно-воспитательного процесса студентов первого года обучения с точки зрения двигательной деятельности, проявляемой в двигательной координации и ее сущностной категории ритм.
Для этого была разработана двигательная комбинация на 32 счета, которая позволяла оценить как комплексную координацию, так и ритм ее выполнения. Комбинация включала имитацию стилей в плавании, метаний в легкой атлетике, подач в спортивных играх, прыжков с разбега, т.е. движений, характерных для изучаемых спортивных дисциплин, и исполнялась в неизменном темпе – 120 уд/мин, что поддерживалось метрономом Менцеля. Оценивание выполнения данной комбинации представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика полученных оценок за выполнение теста
комплексной координации
В целях выявления уровня сформированных двигательных компетенций студентам, участвующим в исследовании, было предложено спроектировать похожую комбинацию на 32 счета с включением в ее структуру элементов междисциплинарного характера с последующим ее моделированием. Разработанные студентами комбинации были оценены группой экспертов, состоящей из ведущего преподавателя и четырех ассистентов. Результаты проведенного оценивания представлены на рисунке 2.
Анализируя средние групповые оценки студентов за выполнение этих двух заданий, констатируем существенную разницу между контрольной группой
Рисунок 2. Динамика полученных оценок за проектирование и моделирование комбинации комплексной координации
Для подтверждения эффективности реализованной программы была осуществлена корреляция между оценками по спортивным дисциплинам по завершении эксперимента и параметрами психомоторных способностей, что отражено в таблице 3.
Таблица 3.
Корреляционные значения специализированных дисциплин и параметров профессиональных способностей студентов экспериментальной группы (конечное тестирование: n = 49)
Здесь мы наблюдаем 13 тесных связей (r = 0,71-0,85), а также 12 средних связей (r = 0,58-0,69). В сравнении с исходными корреляционными значениями количество тесных связей возросло в 2,17 раза. Особо можно отметить такие дисциплины, как Гимнастика, где к одной тесной связи (r = 0,77 – двигательная координация) добавилось еще три (r = 0,72 – зрительная память; r = 0,83 – двигательная память; r = 0,72 – чувство ритма), а также Легкая атлетика, не имевшая ни одной тесной связи на исходном тестировании, но которая приобрела после окончания педагогического эксперимента две тесные связи (r = 0,76 – двигательная память; r = 0,73 – слуховая память), где последняя связь первоначально была на уровне умеренной.
Данные результаты позволяют утверждать эффективность разработанной программы по целенаправленному формированию ритма двигательной деятельности у студентов. Наличие тесных и средних корреляционных связей между исследуемыми категориями говорит о возможности процесса переноса навыка в рамках специализированного курса и спортивных дисциплин, где ритм является основой для построения любой двигательной деятельности.
Список литературы:
- Афтимичук, О. Проблема формирования интегративных координационных качеств в рамках дисциплины „Музыкально-ритмическое воспитание” // Buletin Ştiinţific. Seria: Educaţia fizică şi sport. Vol. I: Simpoz. Internaţ.: Educaţia prin Sport. – Piteşti: Univ. din Piteşti, 2005. – Nr.9/1. – Р. 217-220.
- Афтимичук, О.Е. Координационная подготовка тренера по оздоровительной аэробике // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: Науч. тр. XVI-ой Междунар. науч.-практ. конгресс-конф., пос. Навомихайловкий. – Ростов-на-Дону, 2013. – Т. II. – С. 95-102.
- Афтимичук, О.Е. Ритм общения в структуре коммуникативной дидактической деятельности учителя физической культуры и методика его формирования. В кн.: Духовно-физическое воспитание личности в образовательном пространстве физической культуры. Монография / Под обш. ред. Т.Т. Ротерс. – Луганск: Изд-во ГУ «ЛНУ им. Т. Шевченко», 2013. – С. 317-365. (404 с.)
- Данаил, С.Н. Современные проблемы физкультурного образования в контексте разработок теории деятельности и личности // Ştiinţa culturii fizice. Chișinău: USEFS, 2006. – 4. – Р. 79-89.
- Евженко, Н. Значимость ритмичности в системе обучения двигательным действиям юных ватерполісток // Молода спортивна наука України: зб. наук. праць з галузі фізичного виховання, спорту і здоров’я людини. Вип. 17: у 4-х т. – Львов: ЛДУФК, 2013. – Т.1. – С. 62-66.
- Крайждан, О.М., Афтимичук О.Е. Воспитание координационных способностей в художественной гимнастике: Монография. – Кишинев: Valinex, 201 – 195 с.
- Полевая-Секэряну, А.Г., Афтимичук, О.Е. Проблема ритма в структурной организации двигательного действия борцов // Система профессиональной подготовки в спортивных единоборствах: Матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. – М.: РГУФКСиТ, 2008. – С. 88-94.
- Полевая-Секэряну, А.Г., Афтимичук, О.Е. Интенсификация учебно-тренировочного процесса дзюдоистов средствами ритмического воспитания и музыки: Монография. – Кишинев: Б.и., 2015 (Tipogr. «Valinex SRL»). – 170 p.
- Aftimichuk O.Е., Kuzneţova Z.M. Rhythm importance in the system of professional pedagogical and sports training // Russian electronic scientific journal: Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, – № 2(35). – Р. 6-14.
- Faur, M.-L., Aftimiciuc O. Ritmul ca baza în activitatea motrică a profesorului de educaţie fizică // Probleme actuale privind perfecţionarea sistemului de învăţământ în domeniul culturii fizice: Mater. conf. ştiinţ. jubiliare internaţ. – Chişinău: INEFS, 2001. – Р. 38-41.
- Faur, M.-L., Aftimiciuc O., Danail S. Ritmul activităţii motrice în sistemul pregătirii profesionale pedagogice a profesorului de educaţie fizică: Monografia. – Chişinău: Valinex, 2014. – 151 р.
- Gönczi-Raicu, M., Aftimiciuc, O., Danail, S. Competenţe de coordonare complexă în cadrul activităţii didactice integrative a profesorilor de educaţie fizică: Monografia. – Chişinău: Valinex, 2014. – 160 p.[schema type=»book» name=»ВОСПИТАНИЕ РИТМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» description=»Анализ изысканий проблемы профессиональной деятельности учителя показывает, что двигательная дидактическая деятельность является базовой. Данному вопросу посвящен широчайший круг исследований, но, наряду с этим, проблеме ритмического компонента в структуре исследуемой деятельности учителя (как системно-образующего любого вида человеческой деятельности), не уделено достаточного внимания. Особенно это актуально для преподавателя по физической культуре, деятельность которого предполагает широкий арсенал двигательных компетенций по видам спорта, входящих в учебные программы по физической культуре, где ритм является основополагающим фактором. В работе обосновано внедрение курса методических разработок по формированию знаний и умений ритма двигательной дидактической деятельности в учебный план подготовки будущих учителей физической культуры. » author=»Афтимичук Ольга Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]