Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В последние годы в системе дошкольного и школьного образования произошли определенные перемены: внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Как указывает Л.Е. Никонова, понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа  [4].

Очень близко по содержанию к понятию «патриотизм» стоит понятие «гражданственность».

Патриотизм — любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде [5].

Гражданственность — интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится [5].

Ещё К.Д. Ушинский говорил, что высшая сфера патриотизма -гражданственность. Патриотизм гражданина должен вспыхивать ярким пламенем не только тогда, когда Отчизне грозит опасность. Он должен гореть ровным, светлым огнем при выполнении им повседневных обязанностей [3].

В то же время, в самом общем виде, патриотизм и гражданственность — два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики лич­ности и социальных общностей и указывают на качество их социального раз­вития.

Патриотизм можно понимать как осознанную позицию принятия на се­бя ответственности не только за себя лично, но и за свою страну. Тогда как гражданственность понимается в аналогичном ключе как принятие ответственности не только за себя лично, но и за себя как гражданина своей страны.

Вопросы воспитания молодого поколения  в духе любви к Родине и преданности Отечеству законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания учёных на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времён.

В 40-50 гг. ХХ века появились исследования Е.И. Радиной и А.П. Усовой по патриотическому и интернациональному воспитанию детей. А.П. Усова указывала на необходимость воспитания любви к Родине с раннего детства. Она придавала большое значение народному творчеству в патриотическом воспитании дошкольников.

В 60-70 годах понятие патриотизма рассматривалось как составная часть понятия нравственности, но при этом главный акцент делался не на познание ребёнком своей страны, а чувственному её восприятию.

В 70-80 годах появились исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребёнка. В основу патриотического воспитания был положен механизм нравственного воспитания, предполагающий единство знаний, отношений, поведения.

Вопрос о содержании и методах патриотического воспитания дошкольников на примере формирования у них положительного отношения к Советской Армии был рассмотрен Л.И. Беляевой.

К концу ХХ века идеи патриотического воспитания освещаются в исследованиях Е.В. Бондаренко, З.В. Коваленко, М.П. Чумаковой и других. Так М.П. Чумакова отмечает, что для патриотизма характерны любовь к Отечеству, его культуре, традициям, социальная активность, направленная на укрепление экономической и политической мощи государства.

В своей работе С.А. Козлова отмечает, что чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, преумножать богатство своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Также она отмечает, что важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним [3].

В педагогических исследованиях нет однозначного определения понятия «патриотизм». Некоторые учёные рассматривают патриотизм как нравственное чувство (В.В. Белоусова, Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, Д.Н. Щербакова и др.), другие (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, В.Т. Есипов, Ф.Ф. Королёв, И.П. Тукаев и др.) определяют патриотизм как моральный принцип, третья группа исследователей относит патриотизм к нравственным качествам (И.С. Марьенко, Н.П. Егоров, Ю.П. Сокольникова, Р.А. Полуянова и др.).

Определяя патриотизм, как нравственное качество, Л.Р. Болотина включает в это понятие гордость за социальные и культурные достижения своей страны, уважение к историческому прошлому Родины и её традициям [4].

В пособии Н.В. Ипполитовой указывается, что содержание понятия «патриотизм» включает в себя следующие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни и другие социально-политические аспекты [2].

Структуру понятия патриотизма предлагает Л.И. Божович. [4] Она выделяет ряд компонентов патриотизма:

1.Интеллектуальный компонент — характеризует знания, взгляды, убеждения человека.

2.Деятельностный компонент – активный характер патриотизма, проявляется в практической деятельности человека.

3.Волевой компонент – связан с высшими нравственными ценностями, человек действует осознанно, управляет своими поступками, преодолевая возникающие препятствия.

4.Потребностно-мотивационный компонент – объясняющий поведение человека, характеризует потребности, мотивы, интересы человека.

5.Эмоциональный компонент побуждает человека к дальнейшей деятельности, к преодолению препятствий на пути к поставленной цели. Это способствует формированию умений и навыков, необходимых для практической деятельности, и развитию чувств и мотивации более высокого уровня.

Данные компоненты, по мнению Л.И. Божович, тесно связаны и представляют собой единое целое, отсутствие одного компонента приводит к нарушению целостности структуры патриотизма.

Принимая во внимание данную структуру и содержание понятия «патриотизма» (предложенные И.В Блауберг, И.Е. Кравцовой, Л.Р. Болотиной), Н.В. Ипполитова в своей монографии даёт определение понятия «патриотическое воспитание» следующим образом: «Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленного на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения» [3].

Как отмечает в своих исследованиях Е.А. Казаева, анализ педагогической литературы по данной проблеме показывает, что, признавая патриотическое воспитание как необходимую составную часть воспитательной работы, разные ученые относят его к разным направлениям [2]. Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие, и их большинство, (В.В. Белоусова, Н.И. Болдырев, И.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Т.И. Щукина и др.) – как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и др.) выделяют его в самостоятельный раздел. На наш взгляд, вполне правомерна последняя точка зрения, что объективно обусловлено сущностью патриотизма и содержанием данного понятия. Кроме того, в условиях деполитизации системы образования в современном обществе идейно – политическое воспитание подрастающего поколения утратило прежнее значение и не выделяется в отдельный раздел воспитательной работы.

Таким образом, цель, задачи и содержание патриотического воспитания в современных условиях определяется с учётом его особенностей, обусловленных изменениями, происходящими в современном обществе. Цель данного процесса определяется, как воспитание убеждённого патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы, а воспитание такого патриота необходимо начинать с дошкольного детства.

 

Используемая литература:

  1. История дошкольной педагогики [Текст]/ под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989. – 352 с.
  2. Казаева, Е. Гражданственность как интегративное качество личности [Текст] / Е. Казаева //Дошкольное воспитание. – 2005. — №5. – С. 85-88.
  3. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] /С.А. Козлова. – М.: Академия, 1998. – 160с.
  4. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Е. Никонова. – Мн.: Народная асвета, 1991. – 117 с.
  5. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. – С. 185[schema type=»book» name=»ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ» author=»Андреева Наталья Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found