Массовое ознакомление россиян с восточной физической культурой началось после середины восьмидесятых годов прошлого столетия. Этот процесс обусловил необходимость разработки глубоких и всесторонних обобщений, теоретико-методологических основ исследований в контексте «Восток-Запад». Так, СВ. Калмыковым [4] выдвинута концепция, обосновывающая необходимость анализа и синтеза достижений культур Востока и Запада в сфере физической культуры и спорта. Ее актуальность состоит в том, что при разработке индивидуального подхода в спортивных единоборствах недостаточно учитывается роль этнокультурных факторов в индивидуализации учебного и тренировочного процессов, влияние культурно-исторических традиций, а также индивидуальных этногенетических особенностей спортсменов. В отечественной спортивной педагогике до сих пор недостаточно специальных исследований по этой проблеме. Существующие теоретико-методологические подходы зачастую не базируются на репрезентативных данных экспериментальных исследований и требуют уточнений в свете новейших достижений отечественной спортивной педагогики, психологии спорта и других смежных научных дисциплин. Особая актуальность исследований в данном направлении обусловлена и тем, что всестороннее и глубокое изучение единоборств на современной научной и экспериментальной основе открывает широкие возможности для дальнейшего совершенствования используемых в настоящее время методов подготовки спортсменов-единоборцев и дает практически неисчерпаемый материал для разработки новых, более эффективных методик.
Для применения в современных условиях традиционных восточных методов необходимы не только их научное изучение и экспериментальное обоснование механизмов их воздействия, но и модификация и адаптация применительно к культурно-историческим условиям нашей страны, доминирующим в ней социально-психологическим типам личности. С другой стороны, необходимо осуществлять тщательный отбор, принципы и критерии которого должны включать лучшие достижения и традиции как восточных, так и западных систем диагностики психофизиологического и биоэнергетического состояний человека. Сравнительный анализ индивидуализации подготовки единоборцев в восточных и западных системах дает обширную методологическую и эмпирическую базу для интеграции и взаимообогащения различных культурно-исторических традиций, что особенно важно для нашей страны, исторически сформировавшейся как межцивилизационный феномен, который развивается в условиях постоянного диалога и взаимодействия культур Востока и Запада [4].
Теоретико-методологической основой изучения спортивной деятельности в контексте «Восток-Запад» являются различия в концептуальных подходах к решению проблемы индивидуального «Я» и субъектно-объектных отношений. Так, в западных школах спорта основной упор делается на развитие дискурсивно-логического мышления, вербальную мотивацию действий, четкое осознание субъектом деятельности границ своего индивидуального «Я», в восточных же школах — на развитие интуиции и образно-чувственного восприятия, спонтанность и естественность реакции, отсутствие вербальной мотивации действий. Таким образом, наиболее важной отличительной чертой восточной методологии индивидуализации подготовки единоборцев является отношение к проблеме индивидуального «Я», которая является центральной проблемой бытия во всех религиозно-философских учениях, заложивших методологические основы восточных единоборств (буддизм, даосизм, индуизм, конфуцианство и др.).
Поскольку вся картина мира у западного человека сфокусирована вокруг индивидуального «Я», то весь окружающий мир рассматривается как объект познавательной и преобразовательной деятельности и всякая деятельность протекает в жестких рамках отношений субъект-объект. Особенно ярко субъектно-объектные отношения проявляются в западных видах единоборств, для которых характерно четкое осознание спортсменом себя как субъекта деятельности, ведущего бескомпромиссное противоборство с другими субъектами, выступающими для него как объект экспансии его индивидуального «Я».
Для восточных учений в целом характерно негативное отношение к индивидуальному «Я», которое рассматривается как главное препятствие к духовному, нравственно-психологическому и физическому совершенствованию человека.
При этом автор указывает, что при проведении исследований в рамках вышеуказанной концепции придется столкнуться с объективными трудностями, «…которые обусловлены противоречием между необходимостью широкого историко-культурологического рассмотрения материала и узкой углубленной специализацией ученых (например, в области теории и методики спортивной тренировки ) [4, с. 11].
СВ. Калмыков [4] на примере даосско-буддийской субкультуры Восточно-азиатского региона (в контексте проблемы влияния различных религиозно-философских учений на теоретические и практические основы восточно-азиатских единоборств) разработал сравнительную классификацию различий Востока и Запада. Данная классификация является основанием для совершенствования методологии изучения индивидуальных особенностей и совершенствования подготовки как спортсменов-единоборцев, так и представителей различных видов спорта.
В целом концепция индивидуализации подготовки спортсменов в контексте культурных традиций Востока и Запада ценна как в философском, так и в культурно-историческом, этнокультурном и психолого-педагогическом аспектах, ее сущность органически связана с глобальными интегративными процессами в развитии спортивного движения.
Также следует отметить труды известных отечественных специалистов, в которых представлена теория и методология научных исследований в аспекте «Восток-Запад» [1,2; 7; 8].
Как части физической культуры спортивно-боевым единоборствам присущи три категории функций: 1) общекультурные; 2) специфические; 3) внутренние. Общекультурные функции: 1) эстетические; 2) этические; 3) экологические; 4) познавательные. Специфические функции: 1) обеспечение личной безопасности; 2) профессионально-прикладные; 3) психофизической направленности; 4) развивающие и оздоравливающие; 5) образовательные; 6) рекреативно-реабилитационные. К внутренним отнесены те функции, которые имеет каждый вид спортивно-боевых единоборств по отношению к специфическим.
Принципами спортивно-боевых единоборств являются: 1) принцип благопристойности; 2) целостности; 3) единства и гармонии противоположностей; 4) концентрации и осознанности; 5) воспитывающего выполнения двигательного действия [2].
Основополагающим принципом восточных единоборств является достижение цели мирными средствами. Этот принцип применим и в военном искусстве, и в политике. Согласно традиционной китайской военной мысли и практически всех школ боевых искусств, самая лучшая война и самая лучшая схватка те, которые предотвращены [3]. Война и схватка — самые крайние средства, к ним прибегают тогда, когда не удалось победить соперника другими средствами: политическими, дипломатическими, психологическими, экономическими и т.д., немирные средства считаются в китайской традиции наименее достойными. Военный классик Сунь-цзы (VI-V вв. до н.э.) утверждал: «…тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая: сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго. Он обязательно сохраняет все в целости и тем самым оспаривает власть в Поднебесной» [цит. по 5, с. 29].
Рассматривая ушу как первооснову всех восточных систем психофизической подготовки и единоборств, А.А. Трескин [11] определяет его как целостное явление традиционной культуры: «комплексная система боевых искусств Китая, впитавшая в себя за тысячелетнюю историю традиционную философию, религиозные воззрения, методы военно-физической подготовки, этические нормы, уникальный педагогический опыт, объединена общим названием «ушу» [11, с. 87]. В своем исследовании автор пришел к выводу о том, что боевые искусства детерминированы: 1) внешней политикой Китая, которая санкционировала развитие и становление ушу; 2) изначально народная природа боевых искусств способствует трансформации ушу во всенародное явление, способствующее укреплению государственности; 3) взаимосвязь ушу с различными слоями общества приводит к стратификации внутри самого феномена — выделяются народные и аристократические вариации боевых искусств.
В разработку проблемы подготовки спортсменов в аспекте «Восток-Запад» существенный вклад внесли зарубежные авторы. Так, Yung С. Lee [15] показывает ушу как одну из видов восточных техник оздоровления и самообороны. Автор рассматривает вопросы восточной медицины и военно-прикладных искусств, а также дает иллюстрированные комментарии к комплексам Тайцзицюань. P. Huard, M. Wong [13] рассматривают культуру боевых искусств Китая, Японии и Индии и других стран как одно из проявлений общей культуры тела. Авторы дают описание различных даосских техник, которые классифицированы на 4 группы: 1) пестование жизненной силы (ян цзин); 2) пестование духа (ян шень); 3) сосредоточение на Едином; 4) собственно дыхательные практики (гун фу). Р.У. Смит, А. Питтмэн [10] указали на связь внутренних направлений ушу с ритуальным танцем, который нашел свое применение в боксе Ба-гуа как средство развития быстроты перемещений. Речь идет об элементах ритуального танца, сохранившихся в традиции ушу, когда перемещение по кругу отождествляется с передвижением по Вселенной. Таким образом, тело воина, исполняющего типовые формы (тао лу), осуществляет ритуальное единение макрокосма и микрокосма, то есть космогония раскрывается через ритуал. Солидный материал по ушу представлен в работах Лян Шоуюйя, Ян Цзюньмина «Эмейская школа багуа-чжан» [6], а также Ян Цзюньмина «Тайцзи: теория и боевая сила» [12]. Раскрывая историю ушу, авторы предприняли попытку изложить традиционное китайское понимание его истории. Е. Medeiros [14] с помощью метода исторической интроспекции обобщил различные, в том числе многовековые мифологические свидетельства о боевых искусствах — с древности до наших дней. Изучение данных о боевых искусствах — в контексте общественно-исторических факторов позволяет создать определенные представления о роли боевых искусств в истории Китая.
В продолжение исследований вышеперечисленных авторов нами определены теоретико-методологические основы проблемы «Восток-Запад» в спорте, проанализированы классификации различий их культур, раскрыта теория деятельности в спорте, обоснована технология соревновательно-тренировочной деятельности в единоборствах, показаны возможности инструментальных методов, сочетающих в себе опыт восточной культуры и аналитический подход в науке западной культуры [9].
Список литературы:
- Воронов И.А. Восточно-азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств (историко-психологическое и экспериментальное исследование): дис. …д-ра психол. наук / И.А. Воронов. – СПб., 2005. – 481 с.
- Гагонин С.Г. Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока: дис. …д-ра пед. наук / С.Г. Гагонин. – СПб., 1999. – 327 c.
- Зиганьшин Р.М. Духовно-религиозные основы боевых искусств традиционного Китая: автореф. дис. …канд. филос. наук / Р.М. Зиганьшин. – М., 2006. – 24 с.
- Калмыков С.В. Индивидуализация подготовки спортсменов-единоборцев в контексте культурных традиций Востока и Запада: дис. … д-ра пед. наук в виде науч. доклада / С.В. Калмыков. – М., 1994. – 60 с.
- Конрад Н.И. Синология / репринт с изд. 1977 г. / Н.И. Конрад. – М.: Ладомир, 1995. – 621 с.
- Лян Шоуюй. Эмейская школа Багуа-чжан / Шоуюй Лян, Цзюньмин Ян. – Киев: София, 1999. – 400 с.
- Малявин В.В. Боевые искусства: Китай, Япония / В.В. Малявин; сост., пер. с кит., старояп., вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. – М.: Астрель, Изд-во ACT, 2002. – 416 с.
- Маслов А.А. Социально-исторические и политические аспекты ушу и его роль в культурной традиции Китая: дис. …д-ра ист. наук / А.А. Маслов. – М., 1995. – 692 с.
- Сагалеев А.С. Соревновательно-тренировочная деятельность спортсменов-единоборцев в условиях межкультурного диалога Востока и Запада: дис. …д-ра пед. наук / А.С. Сагалеев.-Улан-Удэ, 2012.-392 с.
- Смит Р.У. Ба-Гуа: бокс восьми триграмм / Р.У. Смит, А. Питтмэн; пер. с англ. А.Курчанова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 106 с.
- Трескин А.А. Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия: дис. …канд. пед. наук / А.А. Трескин. – М., 1999. – 137 с.
- Ян Цзюньмин. Тайцзи: теория и боевая сила / Цзюньмин Ян; пер. с англ. А. Костенко. – Киев: София, 2002. – 304 с.
- Huard P.Oriental methods of mental and physical fitness / P. Huard, М.Wong. – N.Y., 1977. – 279 с.
- Medeiros E. The complete history and philosophy of Kung Fu / Е.Medeiros. – Rutland: Charles E. Tuttle Co., Inc., 1974. – 118 p.
- Yung С. Lee. Theory and science of Kung-fu / С.Lee Yung.–Costa Mesa, California, 1975. – 211 p.[schema type=»book» name=»ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В АСПЕКТЕ «ВОСТОК-ЗАПАД»» description=»В статье рассмотрена концепция о взаимодействии, взаимообогащении культур Востока и Запада в сфере физической культуры и спорта. Приведены данные некоторых авторов, а также показаны результаты собственных исследований в этом направлении.» author=»Сагалеев Андрей Сергеевич, Дашибальжиров Баир Дашиевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]