Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВОИНСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

Анализ современных исследований позволяет предположить значимость традиций в формировании гражданской позиции личности молодого человека в целом и будущего офицера в частности. Для определения содержательных и структурных характеристик понятия «воинские традиции» и его роли в формировании гражданской позиции будущего офицера необходимо уточнить такое понятие, как традиции. В аспекте исследуемой проблематики представляет интерес точка зрения М.В. Захарченко, высказавшего предположение, что в 1960-х гг. обозначился общетеоретический интерес к традиции. По мнению учёного, это обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, повсеместной интенсификацией процессов модернизации, востребовавших средства для конструктивного освоения конкретных традиций. Во-вторых, как ответ теории на прагматические запросы, отчасти как «незаинтересованные знания»: самопознание, создающее предпосылки для более глубокого осмысления феноменов наследования в культуре [7, с. 5].

Существует и другая точка зрения Л.П. Разбегаевой, согласно которой «человечество пытается ответить на «вызов» со стороны природной и социальной среды, в различных сферах общественного сознания, в том числе и образовании, возрастает внимание к исследованию данного феномена, тогда как ранее это понятие привычно связывалось с достаточно ограниченной сферой культуры, с историей, этнографией, антропологией [11, с. 67].

Важность исследования взаимосвязи образования с традицией обусловлена международным опытом. Так, согласно распространённому мнению, одним из главных факторов быстрой индустриализации Японии и её успехов в области просвещения было плодотворное использование традиционных систем отношений в промышленности, торговле и других сферах социальной жизни [10, с. 91]. А.Р. Нурутдинова отмечает, что «феномен современной Японии» был бы невозможен: 1) без своеобразных, удивительно отстроенных и устойчивых отношений и ценностных установок, связывающих людей, поколения, кланы и группы. Многовековая традиция общественного бытия оказалась той основой, которая обеспечивает прогрессу небывалые темпы и результаты и придала оттенок национальной уникальности; 2) без трансляции этой традиции в последующие поколения и, в частности, без длительного и специального культивирования определённого типа образованности японца [10, с. 91].

Проблема традиций – аспект не только педагогический, она рассматривается на междисциплинарной основе в контексте философии, культурологии, социологии и других наук о человеке и обществе. М.В. Захарченко рассматривает исследуемое понятие с философской точки зрения «в перспективе проблематики самоорганизации человека, понимая последнюю как синергию природы и свободы в продуцировании общественной связи людей. Традиция конфигурируют такие элементы общественной реальности как наследование, преемственность, накопление, социальная регуляция, источники познания, формы познавательной активности, символическая деятельность, межличностная коммуникация. Этот подход, утверждающий традицию как универсальный феномен общественной реальности, лежит в русле отечественной философской традиции, ориентированной, прежде всего, на осмысление места человека в мире и меры его ответственности в исторической практике» [7, с. 12].

С.К. Бондырева и Д.В. Колесов понятие «традиция» рассматривают в аспекте жизнедеятельности общества, особенно в плане его стабильности и преемственности поколений. По мнению учёных, традиции являются способом накопления жизненно важного общественно значимого опыта. Традиции относятся и к содержанию множества индивидов данного общества, и к облику, который оно обретает в сравнении с другими, как по содержанию традиций, так и по соотношению традиционной и инновационной деятельности большинства граждан [3, с. 5-6].

С учётом предмета нашего исследования определим возможности использования профессиональных традиций в процессе формирования гражданской позиции будущего офицера в период его обучения в вузе. С этой целью проведён анализ сущностных характеристик понятия «традиции» применительно к военной профессии. В военной энциклопедии советского периода, изданной в восьмидесятые годы XX столетия, содержится термин «традиции боевые», который понимается, как «исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение обычаи и нормы поведения, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы» [12, с. 82]. В данном определении чётко прослеживается специфика воинской службы.

А.Н. Вырщиков и М.Б. Кустамарцев рассматривают понятие боевые традиции через, призму верности российских (советских) воинов образцово выполнять свой священный долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине [5, с. 123]. По мнению учёных, данный опыт, пронизывая российскую национальную идею, выступает в четырёх ипостасях: идея служения Отечеству (идеал гражданственности и патриотизма); идея подвига и жертвенности во имя Родины (отражение культурно-исторических особенностей российского менталитета), связи прошлого и будущих перспектив; идея коллективизма, толерантности как ориентирующей и движущей силы социально-политического и созидательно-экономического процесса; идея консолидации российского общества через патриотизм как национальное, профессиональное, поликультурное явление. Консолидация населения явится условием развития его национального сознания через идеалы и ценности патриотизма, идею служения Отечеству и пронизывающую всё общество идею долга, что, в свою очередь, обеспечит стремление молодёжи к служению Отечеству, созиданию его славы и величия [5, с. 124]. На наш взгляд, данное толкование понятия «боевые традиции» учитывает современные особенности развития общества, изменяющиеся ценностные ориентации молодых людей.

Мы согласны с точкой зрения современных исследователей военной педагогики, заключающейся в том, что данный вопрос имеет глубокие исторические корни. А.И. Мурзин отмечает, что «традиции русского воинства формировались с самого начала создания воинских дружин, позже отрядов, призванных защищать родную землю от иноземных захватчиков: подвиги героев запечатлевались в народном эпосе, о них слагались песни, баллады, они находили отражение в литературе и изобразительном искусстве. Военная история российского Отечества – это богатейшая сокровищница ярких примеров мужества, стойкости, боевого мастерства и героизма русских солдат и офицеров» [9, с. 153]. Аналогичной точки зрения придерживаются В.В. Дудилин, П.А. Дроздов, утверждающие, что «наиболее ярко лучшие качества нашего народа проявились в двух отечественных войнах: Отечественной войне 1812 г. и Отечественной войне 1941-1945 гг., когда решалась судьба независимости всего государства. Примеры массового героизма показывали войны и гражданское население как в войне 1812 г., так и в годы борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Мы бережно храним в памяти имена героев, как знаменитого Бородинского сражения, так и битвы под Москвой, Сталинградского и Курского сражений. Так, из века в век в горниле жесточайших битв и сражений зарождались, крепли и формировались лучшие боевые и воинские традиции» [6, с. 46].

Исследователь В.П. Масягин отмечает, что лучшие отечественные традиции сохранены и в современный период. Они заключаются в следующем: ни при каких обстоятельствах не спускать своего флага перед противником, предпочитая гибель сдаче в плен; воевать малой кровью; не обижать мирного жителя; пленному пощада; драться до последней капли крови; внимательное отношение к подвигам подчинённых и забота о своевременном награждении героев; защита командира в бою; коллективная выработка решения в экстремальной ситуации [8, с. 102]. Следует отметить, что В.П. Масягин в своих исследованиях глубоко анализирует воинские традиции применительно к Военно-Морскому флоту, однако, многие из них характерны и для других родов войск.

С.И. Волгин в понятие «воинские традиции» вкладывает следующее содержание, понимая их, как «устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы общественных отношений в армии (на флоте) в виде порядка, правил и норм поведения, военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта. Смысловой основой любой, в том числе и воинской традиции, является её ценностное содержание, воспроизводящееся и транслирующееся от одного поколения к другому через закреплённые образцы поведения и объекты наследия. Следовательно, традиции аксиологичны, то есть, как продукт культурно-исторического наследия сами являются ценностью и одновременно выступают как форма сохранения и передача ценностей» [4, с. 14-15].

Обращает на себя внимание тот факт, что в научной литературе существует несколько определений традиции в контексте профессии военного: боевые традиции (А.Н. Вырщиков, М.Б. Кустамарцев и др.), боевые традиции (С.А. Алиева, В.П. Масягин), воинские традиции (Р.А. Алексеюк, С.И. Волгин). Боевые традиции, на наш взгляд, имеют узкую направленность и относятся только к боевым действиям военнослужащих. «Военные традиции» и «воинские традиции» имеют более широкую направленность, поскольку имеют отношение, как к повседневной жизнедеятельности военнослужащих, так и к праздничным, торжественным мероприятиям. Оба вышеперечисленных понятия мы рассматриваем как синонимичные. В исследовании мы будем придерживаться термина «воинские традиции».

Анализ источников педагогической науки и практики показывает, что в ней накоплен огромный научный потенциал, раскрывающий теоретико-методологические основы по поиску сущности и классификации теории традиций. А.И. Мурзин в своём исследовании отмечает, что «впервые попытка разработки общей теории традиций русской армии была предпринята после окончания русско-японской войны. Однако не был сформирован понятийный аппарат национальных воинских традиций России и не показан механизм их преемственности» [9, с. 154]. Учёный отмечает особую значимость в рассмотрении традиций в книге П.А. Зайончковского «Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX вв.», в работах А.И. Деникина «Старая армия» и «Офицеры» [9, с. 155].

Классификация традиций по основным сферам профессиональной деятельности предпринята В.П. Масягиным. Учёный выделяет четыре сферы профессиональной военной деятельности: 1) сфера боевой деятельности; 2) сфера учебно-боевой деятельности; 3) сфера общественно-государственной деятельности; 4) сфера воинского быта [8, с. 103]. В целом соглашаясь с данной классификацией, считаем целесообразным дополнить её такой важной сферой военно-профессиональной деятельности, как сфера воспитания.

Существуют и другие классификации. Н.В. Солинцова по следующим основаниям: по степени общности, сфере проявления и социальной направленности. Р.А. Алексеюк по сфере проявления [1, с. 88]. В контексте исследования представляет интерес классификация Р.А. Алексеюк. Исходя из сферы проявления, ученый выделяет следующие группы воинских традиций: социально-психологические, профессионально-боевые и традиции быта армии; по историческому основанию – традиции, сформировавшиеся в соответствии с этапами становления и развития Российской Армии [1, с. 98].

В контексте профессиональной подготовки будущих офицеров представляет интерес мысль В.П. Масягина, отметившего, что «традиции, обладая преемственностью, устойчивостью, исторической обусловленностью, типичностью, ценностным характером, наличием общественного мнения, являются уникальным педагогическим средством для воспитания офицерского корпуса» [8, с. 129]. Аналогичные мысли содержатся у Л.П. Разбегаевой, отметившей, что процесс возвышения потребностей личности к ценностям определяется как основа становления и развития ценностных ориентаций, как трансформация потребностей в ценности личности [11, с. 126].

В опыте ценностного самоопределения личности будущего офицера воинские традиции выступают важнейшим средством формирования его гражданской позиции. Это позволяет в период профессионального обучения курсантов эмоционально обогатить их примерами воинского долга, воинской чести и тем самым повлиять на его положительную мотивацию к воинскому труду и к защите Отечества, активизировать гражданскую позицию, привить желание совершенствовать в себе данное качество. В нашем исследовании проект «Формирование гражданской позиции у будущих офицеров-авиаторов средствами воинских традиций» реализовывался на базе второго авиационного факультета (истребительской авиации) (г. Армавир) Краснодарского филиала Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. Профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Краснодар), имеющего богатые воинские традиции. Пятерым выпускникам дважды присвоено звание Героя Советского Союза, 137 – Героя Советского Союза.

Анализ педагогической теории и практики военных вузов Российской Федерации позволил выявить три ведущих направления в процессе формирования гражданской позиции будущих офицеров средствами воинских традиций. Первое направление обеспечивает комплексный подход, что достигается чёткой постановкой задач, согласованностью и координацией педагогической деятельности всех субъектов воспитания, на основе установленных координационных и субординационных связей, перспективного и текущего планирования; обеспечением дифференцированного подхода с учётом влияния воспитательного процесса на будущих офицеров; усилением воспитательного воздействия воинских традиций и ценностей в основных видах профессиональной деятельности офицерских кадров. Второе направление включает реализацию мер педагогического воздействия в различных видах воинской деятельности. Суть третьего направления заключается в создании условий для самовоспитания и самосовершенствования будущих офицеров в исследуемом направлении.

Отметим, что гражданская позиция будущего офицера является важным и значимым моральным стимулом, мобилизирующим курсанта не только на приобретение знаний в этом направлении, но и превращении их в систему действий в освоении своей будущей специальности. Процесс формирования гражданской позиции будущих офицеров средствами воинских традиций будет эффективным, если в воспитательной деятельности военных вузов, во-первых, создаются оптимальные условия для формирования у курсантов искомых качеств, во-вторых, понимается и учитывается значимость воинских традиций с учётом реалий современной воспитательной ситуации. При этом считаем, что поиск содержательных основ в исследуемом направлении должен сопровождаться глубоким анализом не только сложившейся на сегодня ситуации в высшем военном профессиональном образовании, но и осмыслением исторического опыта подготовки офицерских кадров в России.

Список литературы:

  1. Алексеюк Р.А. Анализ сущности традиций, их классификация и роль в жизни армии и общества // Педагогическое образование и наука. – 2012. – №9. – С. 94-99.
  2. Алиева С.А. Военные традиции Вооружённых Сил России – важная основа военно-патриотического воспитания старшеклассников // Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности. – М., 2007. – С. 278-284.
  3. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции. Стабильность и преемственность в жизни общества. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. – 280 с.
  4. Волгин С.И. Гражданское воспитание курсантов на основе военных традиций: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Кострома, 2007. – 21 с.
  5. Вырщиков А.Н., Кустамарцев М.Б. Духовно-нравственный потенциал патриотизма // Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях / Под общ. ред. А.К. Быкова и В.И. Луговина. – М.: Планета, 2010. – С. 107-129.
  6. Дудилин В.В., Дроздов П.А. Воспитание военнослужащих на боевых и воинских традициях // Военная мысль. – 2008. – №7. – С. 46-51.
  7. Захарченко М.В. Путь к традиции: опыт теоретического осмысления понятия традиции // Традиции и современность в педагогике / Общ. ред. И.В. Головина. – С.-Пб.: СПбАППО, 2004. – С. 3-18.
  8. Масягин В.И. Традиции офицерского корпуса ВМФ в военно-профессиональной подготовке // Высшее образование в России. – 2006. – №5. – С. 102-105.
  9. Мурзин А.И. Традиции как основа военно-патриотического воспитания курсантов военных институтов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2006. – №3. – С. 153-155.
  10. Нурутдинова А.Р. Феномен «Японского чуда»: преемственность традиций // Педагогика. – 2008. – №4. – С. 91-99.
  11. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. – Волгоград: Перемена, 2001. – 289 с.[schema type=»book» name=»ВОИНСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА» author=»Ильюх Максим Павлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found