В современных экономических условиях во всех сферах производства работодателями востребованы специалисты не только обладающие глубокими познаниями в профессиональной деятельности, но и способные быстро ориентироваться в стремительно возрастающем потоке информации, адаптироваться к изменяющимся условиям, а при необходимости изменить профиль своей деятельности. Поэтому в настоящее время подготовка студентов профессиональных образовательных учреждений ориентирована на развитие творческого потенциала и профессиональной мобильности выпускников, считаем что формирование исследователькой культуры позволит будущему специалисту реализовать себя в выбранной профессии.
В научной литературе широко освещены вопросы формирования культуры научно-исследовательского труда, построения идеальной модели научного исследования и научно-исследовательской деятельности, культуры труда исследователя.
Психологические и педагогические основы формирования учебно-исследовательской культуры обучающихся освещены в научных трудах Г.В.Макотровой [1, с. 23], И.В.Носаевой [2, с. 20], А.Л.Шиховой [3, с. 261]. Тем не менее, в трудах ученых отсутствует комплексное рассмотрение проблемы формирования исследовательской культуры студентов среднего профессионального образования в учебно-познавательной деятельности.
Проблема формирования исследовательской культуры студентов не является новой, так как психолого-педагогические подходы к исследовательской деятельности заложили уже М.В.Ломоносов [4, с. 382]; Н.И.Новиков [5, с. 208] и др. В работах дидактов М.И.Махмутова [6, с. 288-291], И.Я.Лернера [7, с. 186], М.Н.Скаткина [8, с. 96] акцентируется внимание на том, что исследовательский метод является условием формирования интереса и потребности в творческой деятельности обучающихся.
В.И.Загвязинский, полагает, что «основами исследовательской культуры является определённая система ценностных ориентиров, знаний, умений и навыков, традиционных и инновационных подходов, способностей и личностных качеств, необходимых для успешного исследовательского поиска» [9, с. 96]. В.В.Краевский показывает, что «современный учитель должен выполнять не только образовательные и воспитательные функции, но и быть исследователем-специалистом. Ни знание самой педагогической науки, ни практический опыт не могут заменить специальной подготовки к новой профессии – научно-исследовательской, хотя и является необходимой предпосылкой для такой подготовки [10, с. 297–318]. И.Ф.Исаев характеризует исследовательскую культуру как «интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее её самоопределение и творческое саморазвитие» [11, с. 337]. В предъявляемой И.В.Носаевой модели исследовательской культуры личности выделяются четыре взаимосвязанных компонента: 1) знание о самой исследовательской деятельности; 2) мотивы и ценностные ориентации исследовательской деятельности; 3) исследовательские умения; 4) опыт исследовательской деятельности [7, с. 17].
Необходимой характеристикой современного специалиста в области образования является владение исследовательской культурой. Считаем, что исследовательские умения необходимы современному студенту, чтобы эффективно реализоваться в быстро меняющемся мире.
Исследовательская культура является специфической формой познавательной активности студентов, в которой они не только усваивают данный изучаемый материал, но и постоянно приобретают практический опыт планирования, организации, контроля и коррекции деятельности, имеющей проблемно-поисковый, исследовательский характер. Это, в свою очередь, означает, что исследовательская культура выражается не только в умениях применять научные знания для решения учебных задач, но и в способности определять средства и способы достижения познавательных целей, обосновывать и аргументировать полученные результаты.
Существуют разные формы исследовательской культуры: 1) высокая степень умений; 2) способ личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение); 3) некоторый итог саморазвития индивида; 4) форма проявления способностей и индивидуального стиля учебной деятельности.
Исследовательскую культуру характеризуют следующие параметры:
- умение определять тему исследования;
- умение использовать технику формулировки вопросов;
- умение формулировать исследовательские гипотезы;
- умение планировать исследование;
- умение работать с книгой;
- умение оформлять научно-исследовательскую работу;
- навыки конспектирования и умение осуществлять планирование;
- знание основ представления результатов исследования;
- умение составлять план выступления;
- умение структурировать исследовательскую работу;
- умение использовать разнообразные информационные ресурсы для реализации целей исследования;
- знание основ анализа и оценки исследовательской работы [12, с. 45].
Конечно, формирование исследовательской культуры человека — это длительный процесс. Необходимо, чтобы образовательное пространство включало в себя практически все аспекты жизнедеятельности человека и создавало все необходимые условия для формирования исследовательской культуры студентов.
В формировании исследовательской культуры ученые выделяют следующие компоненты:
- Гносеологический, т.е. обеспечение базой специальных знаний о способах и источниках получения научной информации, технологии поисково-творческой деятельности, методиках научного исследования.
- Мотивационный, т.е. готовность и стремление студента к самостоятельной и исследовательской деятельности.
- Практически-действенный, т.е. овладение будущими специалистами исследовательскими умениями и навыками, которые обеспечивали бы рациональное и эффективное осуществление его профессиональной деятельности.
Процессу формирования исследовательской культуры студенты учатся с самого начала вовлечения в учебный процесс. Проявляется это в осознании проблемы; умении выдвигать гипотезу; аргументированно ее защищать; самостоятельно работать с научной литературой; выступать с сообщениями, докладами, рефератами и научными исследованиями.
Как мы знаем, взаимодействие преподавателя и студента, связанное с выполнением исследовательской деятельности, реализуется в трех основных формах: руководство, обсуждение, консультирование. В них отражается переход от развернутого и последовательного сопровождения студента к свернутому и эпизодическому, предоставляющему ему возможность для проявления максимальной самостоятельности, активности и своеобразия при выполнении исследования.
Руководство обычно охватывает весь период и этапы исследования от обсуждения темы будущего исследования до обсуждения варианта выступления при защите выполненной работы.
Обсуждение как форма сопровождения предполагает относительно систематическое или эпизодическое отслеживание преподавателем хода и результатов исследования студента, предоставляя последнему достаточную самостоятельность в работе.
Консультирование предполагает максимальную самостоятельность и активность студента при проведении исследования и обращение к преподавателю на отдельных этапах работы и в отдельных ситуациях. Обращение преподавателя к различным формам взаимодействия со студентом способствует формированию у последнего индивидуальной исследовательской системы.
Так, формирование самостоятельности студента в учебной деятельности решается в ходе обучения частным задачам: умения слушать, записывать лекцию, самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, интернет-источниками, обрабатывать, систематизировать полученный материал.
Формирование исследовательских умений обеспечивается в процессе обработки умений планировать исследование, подбирать адекватные задачам исследовательские методы, грамотно проводить качественный и количественный анализ экспериментальных данных, оформлять результаты исследования.
Следуя принципу последовательного усложнения работы студентов, можно использовать разнообразные типы самостоятельных разработок преподавателя по дисциплине:
I этап — учебно-исследовательская работа студентов, включает проведение несложных исследований в рамках определенного предмета. На этом этапе студенты приобретают один из важных навыков исследования – умение работать с первоисточником, самостоятельно находить и анализировать информацию.
II этап — написание реферата по предложенной преподавателем, либо выбранной самим студентом тематике. Роль преподавателя определяется как консультативная. Студенты могут представить свой реферат на одном из занятий по предмету, в своей группе, на другом отделении, в другой группе. Здесь усваиваются и закрепляются некоторые методы и подходы к исследованию, способы работы с литературой, приобретаются навыки оформления и публичной защиты [13, с. 72].
В итоге последовательной организации исследовательской деятельности у студента складывается та личностная исследовательская система, которая способствует раскрытию его потенциала и возможностей, позволяет стимулировать студента к выполнению все более перспективных и масштабных исследований, осуществлять необходимое и достаточное для него сопровождение.
Далее студент учится методологии научного исследования, учится моделировать, анализировать полученные результаты. И как завершающий этап – это практическая реализация задач исследовательской деятельности: анализ полученных результатов, выводы, рекомендации.
Таким образом, весь комплекс последовательной организации исследовательской деятельности помогает формированию у студента исследовательской культуры, способствует созданию системы теоретических знаний и практических умений, позволяет формировать отношение к науке, как важнейшему средству диагностики, проектирования, прогнозирования и личного совершенства, что и составляет профессиональную компетентность.
Список литературы:
1.Макотрова Г.В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся гимназии. Текст.: автореф. дисс. к.п.н. / Г.В.Макотрова. Белгородский гос. ун-т. Белгород, 2001. — 23 с.
2.Носаева И.В. Педагогические условия формирования исследовательской культуры учащихся на начальном этапе образования. Текст.: автореф. дисс. к.п.н. \ И. В. Носаева. СПб., 2001. — 20 с.
3.Шихова А.Л. Развитие исследовательской культуры студентов среднего специального учебного заведения. Текст. : дис. канд: пед. наук. \ А.Л.Шихова. Киров, 2007. — 261 с.
4.Ломоносов М.В. Для пользы общества. Текст. / М.В.Ломоносов; состав, и авт. предисл. А.С. Елеонская. М.: Советская Россия, 1990. — 382 с.
5.Новиков А.М. Основание педагогики /Пособие для авторов учебников и преподавателей. Текст. / А. М. Новиков. М.:, 2010. — 208 с.
6.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. Текст./ М.И.Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 288-291 с.
7.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Текст. / И.Я.Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
8.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Текст. / М.Н.Скаткин. 2 -е изд. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
9.Загвязинскиий В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980.-96с.
10.Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Снаткина. М.:Просвещение, 1982. – 297–318 с.
11.Исаева З.А. Формирование профессионально-исследовательской культуры педагога в системе университетского образования. Дисс…д.п.н. Алматы, 1997. – 337 с.
12.Грибанова О.С. Исследовательская работа студентов // Специалист.М.,2005. – № 4.- 45с.
13.Дуранов М.Е., Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессионально педагогической деятельности. Челябинск, 1996. — 72с.[schema type=»book» name=»ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ » author=»Кусаметова Гульсум Кубжасаровна, Колганатова Мейрамгул Жумабеккызы» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]