Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Под внутренней системой оценки качества образования понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным процессом, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ разрабатывается в соответствии с « Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.

Система оценки качества образования сегодня является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях.

В качестве источников  данных для оценки качества образования используются:

Целями системы оценки качества образования в ДОУ  являются:

Задачами построения системы оценки качества образования являются:

Для оценки качества образования в ДОУ необходимо создать или адаптировать диагностический инструментарий. В качестве примера приведем критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ и основной образовательной программы.

Критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ

Критерии Показатели
Соответствие направлениям

государственной образователь­ной политики

Степень соответствия приоритетов, целей и задач ДОУ  направлениям государствен­ной образовательной политики
Эффективность Программы развития Улучшение, существенное обогащение, кардиналь­ное преобразование существующей образователь­ной ситуации в образовательном учреждении

 

Мониторинговые исследования, подтверждающие эффективность  результатов реализации Про­граммы развития
Эффективность развития кадрового потенциала (оптимальный уровень профессиональной компетентности педагогов, оптимизация ме­тодического обеспечения образовательного про­цесса; внедрение вариативных способов работы с информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной са­мореализации и самосовершенствования;  внедре­ние технологий саморазвития и самообразования (уровень проектирования персонифицированных программ и т.д.)
Отзывы о результатах реализации Программы раз­вития (анкетирование, экспертные заключения и др.) со стороны субъектов ГОУ (учредителя, родителей, общественности, педагогов)
Изменение удовлетворенности качеством образова­тельных услуг у родителей, педаго­гов. общественности
Возможность экстраполяции результатов, полученных в ходе реализации Программы развития Описание структуры, элементов, форм,  графика и процедур реализации Программы
Наличие диагностического инструментария
Реалистичность получения итоговых результатов: соответствие миссии, ценностей, целей и задач  Программы развития ОУ требованиям современной политики в сфере образования
Инструментальность (управляемость) Программой развития: наличие научно-организационного обес­печения, способов и плана действий по достиже­нию результатов, сформированность образова­тельных ресурсов и т.д.
Возможность реализовать основные задачи и про­екты Программы развития ОУ (наличие условий и механизмов)
Доказательства востребованности результатов реа­лизации Программы развития, основанные на мнении родителей, педагогической общественно­сти.
Ресурсное обеспечение  реализации Программы развития Сформированность материально-технической базы для реализации Программы развития
Готовность кадрового потенциала для реализации Программы развития
Сформированность механизмов взаимодействия  с сетевыми партнерами (субъектами ГОУ)
Сформированность ресурсной базы для обеспечения информационных потоков
Создание служб сопровождения реализации проек­тов Программы развития и определение кураторов проектов
Сформированность

информационного пространства для реализации Программы развития

Сформированность   информационного банка дан­ных
Сформированность  внешних информационных ка­налов (Интернет-ресурсы, СМИ, открытые мероприятия и т.д.)
Степень разнообразия видов, форм, информацион­ного пространства для всех участников реализа­ции Программы развития
Сформированность документов, поддерживающих деятельность по развитию информационного про­странства ОУ
Сформированность инновационной деятельности и инновационной культуры для реализации Программы развития Сформированность системы инновационной деятельности (наличие Программы или модели инновационной работы ДО). Выделение направлений развития инноваций в соответствии с современным законодательством
  Количество инновационных методических продуктов, вклад в раз­витие районной системы образования и системы образования; их качество. Подтвержденное экспертными оценками (Экспертного совета ДОУ, внешней рецензией)
  Наличие инструментального обеспечения качества инновационной деятельности педагогов
  Тиражируемость продуктов инновационной методической деятельности (востребовннсть)

Критерии и показатели оценки качества ООП ДОУ

Критерий

Показатель

Целостность представления образовательной программы 1. Оформление образовательной программы дошкольного образования организации (далее ОП ДО) в соответствии с требованиями к локальным нормативным актам (наличие титульного листа, страницы содержания ОП ДО с указанием разделов и страниц, наименование разделов ОП ДО в соответствии с ФГОС дошкольного образования или основного общего образования)
Разработанность образовательной программы 1. Разработанность программы в соответствии со структурой ООП, определенной ФГОС дошкольного образования
2. Отражение в содержании разделов специфики возрастных особенностей детей и их учет в различных видах деятельности
Соответствие содержания разделов образовательной программы требованиям ФГОС дошкольного образования Соответствие структуры и содержания каждого раздела требованиям ФГОС ДО:

1. Целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения программы)

2. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена программой)

или (особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики содержания программы)

3. Организационный раздел (описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, описание распорядка и/или режима дня, описание традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды)
Отражение в содержании программы специфики дошкольной образовательной организации Наличие в целевом разделе ООП дошкольной образовательной организации:

1. Характеристики контингента воспитанников (пояснительная записка).

Наличие в содержательном разделе ООП дошкольной образовательной организации:

2. Описания особенностей реализации вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом специфики дошкольной образовательной организации

3. Описания способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с учетом специфики дошкольной образовательной организации
Наличие в организационном разделе ООП дошкольной образовательной организации:

4. Описания традиционных событий, праздников, мероприятий с учетом специфики дошкольной образовательной организации

5. Отражение специфики дошкольной образовательной организации в создании развивающей предметно-пространственной среды

Литература:

  1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  2. Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующих детским садом / К.Ю. Белая. – М.: Просвещение, 1996. – 393с. С.99 – 103.
  3. Григорьева, Е.А. Оценивание как метод педагогического исследования: Автореферат дис. канд. пед. Наук / Е.А. Григорьева. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.– 140с.[schema type=»book» name=»ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» description=»в статье на основе определения понятия «внутренняя система оценки качества», уточнения ее целей и задач предлагается алгоритм оценки программы развития и основной образовательной программы ДОУ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. » author=»Яковлева Галина Владимировна, Мирошниченко Оксана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found