Под внутренней системой оценки качества образования понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным процессом, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ разрабатывается в соответствии с « Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.
Система оценки качества образования сегодня является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях.
- Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования в ДОУ осуществляется посредством:
- системы должностного контроля (в соответствии с Положением о должностном контроле, программой контроля за образовательным процессом, циклограммой организации видов и форм контроля);
- мониторинга качества образования;
- мониторинга качества условий реализации ООП ДОУ;
- общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ).
В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
- образовательная статистика;
- мониторинговые исследования;
- социологические опросы;
- отчеты педагогов;
- посещение педагогических мероприятий.
Целями системы оценки качества образования в ДОУ являются:
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ;
- получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования и предоставляемых услуг;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.
Задачами построения системы оценки качества образования являются:
- формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики об уровне профессиональной компетентности педагогов, созданных условий для реализации ООП ДОУ и мониторинга качества образования;
- изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ (самоаудит);
- определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям ФГОС ДО и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования;
- определение степени соответствия основной образовательной программы ДОУ нормативным требованиям;
- обеспечение доступности качественного образования;
- оценка уровня индивидуального развития воспитанников;
- выявление факторов, влияющих на качество образования в ДОУ;
- содействие повышению квалификации педагогов ДОУ, обеспечивающих реализации ООП ДОУ;
- определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
- расширение общественного участия в управлении образованием в ДОУ; содействие подготовке родителей, как общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
Для оценки качества образования в ДОУ необходимо создать или адаптировать диагностический инструментарий. В качестве примера приведем критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ и основной образовательной программы.
Критерии оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ
Критерии | Показатели |
Соответствие направлениям
государственной образовательной политики |
Степень соответствия приоритетов, целей и задач ДОУ направлениям государственной образовательной политики |
Эффективность Программы развития | Улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации в образовательном учреждении
|
Мониторинговые исследования, подтверждающие эффективность результатов реализации Программы развития | |
Эффективность развития кадрового потенциала (оптимальный уровень профессиональной компетентности педагогов, оптимизация методического обеспечения образовательного процесса; внедрение вариативных способов работы с информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования; внедрение технологий саморазвития и самообразования (уровень проектирования персонифицированных программ и т.д.) | |
Отзывы о результатах реализации Программы развития (анкетирование, экспертные заключения и др.) со стороны субъектов ГОУ (учредителя, родителей, общественности, педагогов) | |
Изменение удовлетворенности качеством образовательных услуг у родителей, педагогов. общественности | |
Возможность экстраполяции результатов, полученных в ходе реализации Программы развития | Описание структуры, элементов, форм, графика и процедур реализации Программы |
Наличие диагностического инструментария | |
Реалистичность получения итоговых результатов: соответствие миссии, ценностей, целей и задач Программы развития ОУ требованиям современной политики в сфере образования | |
Инструментальность (управляемость) Программой развития: наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по достижению результатов, сформированность образовательных ресурсов и т.д. | |
Возможность реализовать основные задачи и проекты Программы развития ОУ (наличие условий и механизмов) | |
Доказательства востребованности результатов реализации Программы развития, основанные на мнении родителей, педагогической общественности. | |
Ресурсное обеспечение реализации Программы развития | Сформированность материально-технической базы для реализации Программы развития |
Готовность кадрового потенциала для реализации Программы развития | |
Сформированность механизмов взаимодействия с сетевыми партнерами (субъектами ГОУ) | |
Сформированность ресурсной базы для обеспечения информационных потоков | |
Создание служб сопровождения реализации проектов Программы развития и определение кураторов проектов | |
Сформированность
информационного пространства для реализации Программы развития |
Сформированность информационного банка данных |
Сформированность внешних информационных каналов (Интернет-ресурсы, СМИ, открытые мероприятия и т.д.) | |
Степень разнообразия видов, форм, информационного пространства для всех участников реализации Программы развития | |
Сформированность документов, поддерживающих деятельность по развитию информационного пространства ОУ | |
Сформированность инновационной деятельности и инновационной культуры для реализации Программы развития | Сформированность системы инновационной деятельности (наличие Программы или модели инновационной работы ДО). Выделение направлений развития инноваций в соответствии с современным законодательством |
Количество инновационных методических продуктов, вклад в развитие районной системы образования и системы образования; их качество. Подтвержденное экспертными оценками (Экспертного совета ДОУ, внешней рецензией) | |
Наличие инструментального обеспечения качества инновационной деятельности педагогов | |
Тиражируемость продуктов инновационной методической деятельности (востребовннсть) |
Критерии и показатели оценки качества ООП ДОУ
Критерий |
Показатель |
Целостность представления образовательной программы | 1. Оформление образовательной программы дошкольного образования организации (далее ОП ДО) в соответствии с требованиями к локальным нормативным актам (наличие титульного листа, страницы содержания ОП ДО с указанием разделов и страниц, наименование разделов ОП ДО в соответствии с ФГОС дошкольного образования или основного общего образования) |
Разработанность образовательной программы | 1. Разработанность программы в соответствии со структурой ООП, определенной ФГОС дошкольного образования |
2. Отражение в содержании разделов специфики возрастных особенностей детей и их учет в различных видах деятельности | |
Соответствие содержания разделов образовательной программы требованиям ФГОС дошкольного образования | Соответствие структуры и содержания каждого раздела требованиям ФГОС ДО:
1. Целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения программы) |
2. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена программой)
или (особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики содержания программы) |
|
3. Организационный раздел (описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, описание распорядка и/или режима дня, описание традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды) | |
Отражение в содержании программы специфики дошкольной образовательной организации | Наличие в целевом разделе ООП дошкольной образовательной организации:
1. Характеристики контингента воспитанников (пояснительная записка). |
Наличие в содержательном разделе ООП дошкольной образовательной организации:
2. Описания особенностей реализации вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом специфики дошкольной образовательной организации |
|
3. Описания способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с учетом специфики дошкольной образовательной организации | |
Наличие в организационном разделе ООП дошкольной образовательной организации:
4. Описания традиционных событий, праздников, мероприятий с учетом специфики дошкольной образовательной организации |
|
5. Отражение специфики дошкольной образовательной организации в создании развивающей предметно-пространственной среды |
Литература:
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989.- 192с.
- Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующих детским садом / К.Ю. Белая. – М.: Просвещение, 1996. – 393с. С.99 – 103.
- Григорьева, Е.А. Оценивание как метод педагогического исследования: Автореферат дис. канд. пед. Наук / Е.А. Григорьева. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.– 140с.[schema type=»book» name=»ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» description=»в статье на основе определения понятия «внутренняя система оценки качества», уточнения ее целей и задач предлагается алгоритм оценки программы развития и основной образовательной программы ДОУ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. » author=»Яковлева Галина Владимировна, Мирошниченко Оксана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]