Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВЛИЯНИЕ ГИМНАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность. Воспитание физических качеств содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма [2, c. 96].

Одним из важных физических качеств является гибкость. Гибкость — свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств, как сила, быстрота реакции и скорость движения, выносливость, увеличивать энерготраты и снижать экономичность работы и зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок [4, c. 122].

Следовательно, повышение показателей развития гибкости  у школьников старшего школьного возраста должно стать приоритетным направлением школьного физического воспитания, что предполагает соответственно разработку методик, обеспечивающих прирост показателей гибкости  за период их обучения в школе [9,  c.114].

Объект исследования — развитие гибкости у школьников старшего школьного возраста.

Предмет исследования — средства и методы гимнастики, способствующие развитию гибкости у школьников старшего школьного возраста.

В арсенале средств физического воспитания должны широко использоваться гимнастика, занятия по программе школы и производственных училищ, спорт и туризм [8, c. 59].

Физические упражнения оказывают положительное влияние на умственную деятельность и работоспособность лишь в том случае, если они не вызывают переутомления. Важно помнить, что сильными не рождаются, сильными становятся в результате мышечной деятельности [1, c. 69; 6, с. 12].

Подвижность суставов проявляется в двух формах: при пассивных и активных движениях. Пассивное движение осуществляется с помощью партнёра или собственной силой (например, сгибание кисти левой руки правой). Активное движение выполняется за счёт сокращения мышц, участвующих в движении. Величина активной подвижности всегда меньше пассивной, которая является резервом для увеличения первой [7, c. 99].

Если систематически выполнять специальные упражнения на растягивание, то за короткий срок (6-8 месяцев) можно достичь амплитуды предельно возможных движений в суставах. Так, например, при систематической тренировке мышечно-связочного аппарата сгибание ноги в тазобедренном суставе возможно до упора ноги о туловище [3, c. 217; 5, с. 73].

Тестирование. Для определения показателей гибкости мы использовали следующие тесты: выкрут рук и продольный шпагат.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе СОШ №2 города Набережные Челны в 2013/2014 учебный год. В эксперименте приняли участие школьники, обучающиеся в 10 – 11 классах.. Экспериментальную группу составили 20 человек (10 девушек и 10 юношей).в ЭГ проводились дополнительные занятия с использованием разработанных комплексов гимнастических упражнений 2 раза в неделю. Контрольная группа представлена так же 20 студентами (10 девушек и 10 юношей), которые посещали только уроки физической культуры.

В таблице 1 представлены результаты в тесте «выкрут рук».

Таблица 1

Результаты теста «Выкрут рук»

Показатель

Основные

статистические характеристики

Контрольная

группа

Экспериментальная группа
Сентябрь Март Сентябрь

Март

м ж м ж м ж м ж
Выкрут  рук

(см)

Среднее

значение

79,67 74,67 79,0 73,91 77,33 74,17 73,47 66,76
T рас.

T кр.=2,22

1,99 2,12 2,38 2,30 1,99 2,12 2,38 2,30
Стандартное

отклонение

9,07 13,51 3,61 14,22 10,26 13,16 11,44 12,94
Коэффициент

вариации

11,39 18,10 4,56 19,23 13,27 17,74 14,85 18,0
Стандартная

ошибка

5,24 3,90 2,08 4,10 5,93 3,80 6,43 3,74

Рис.1. Показатели выкрута рук у девушек КГ и ЭГ

 

Рис.2. Показатели выкрута рук у юношей КГ и ЭГ

Показатели гибкости, рассчитанные по углу в тазобедренном суставе в положении «продольный шпагат» дают более полную картину о развитии гибкости. Так, этот показатель в начале учебного года у контрольной группы составил 172 градуса, в конце обследуемого периода — 174 градуса. В контрольной группе соответствующие показатели составили также 172 градуса в начале исследования и достигли 179 градуса  в конце исследования. Разница по этому показателю в обычной группе составила всего 2 градуса, в экспериментальной группе — 7 градусов. Эти различия весьма существенны и статистически достоверны (t = 4,17 при р < 0, 01).

Таблица 2

Показатели развития гибкости в градусах в контрольной группе

Ф.И.О.

Тест на гибкость до (см), град

Тест на гибкость после (см), град

Средние показатели гибкости, см. -1,4/ 172 0,87/174

в экспериментальной группе

Средние показатели

гибкости, см

— 1,4/172 +1,31/178

Рис.3. Показатели развития гибкости в градусах контрольной  и экспериментальной групп

В результате анализа полученных данных, мы видим, что произошел некоторый прирост показателей. На наш взгляд это связано с тем, что средства гимнастики являются основными для развитие гибкости в любом возрастном периоде.

Таким образом, результаты проведенных нами исследований подтверждают гипотезу исследования, о том что занятия по экспериментальной методике оказали положительное влияние на развитие показателей гибкости детей       старшего школьного возраста.

 

Список литературы

  1. Авдеев Н.Н. В. Здоровье как ценность и предмет научного исследования : мир психологии, 2000. — № 1. – С. 68-72.
  2. Бароненко В.А. Культура физического воспитания студентов педагогического вуза: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2004. – 156 с.
  3. Биохимия мышечной деятельности: Учеб. для студентов вузов физ. воспитания и спорта. Киев: Олимпийская литература, 2000. – 503 с.
  4. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1997. – 143 с.
  5. Булкова Т.М. Улучшение физического состояния студентов вузов физической культуры на основе реализации индивидуальных программ. Теория и практика физической культуры, 2007. — № 4. – С. 73-74.
  6. Волжанин С.Е. Повышение уровня физической подготовленности студентов вуза средствами атлетизма: Автореф. дис. . канд. пед. наук.Улан-Уде, 2007. – 24 с.
  7. Давыдов О.Ю. Физическая подготовка студентов подготовительного отделения технического вуза: Монография. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005. – 131 с.
  8. Моченов В.П. Всемирный саммит по физической культуре. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2000.-№ 1.-С. 56-63.
  9. Швардыгулин А.В. Методика проведения занятий гимнастикой в вузе: учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 160 с.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ГИМНАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» author=»Кудяшева Альбина Наильевна, Кудяшев Наиль Хасанович, Ашрафуллина Гульназ Шамилевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found