Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВЛИЯНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ АКЦИЙ ПО СБОРУ МАКУЛАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАНЫХ БАТАРЕЕК

Масштаб воздействия человеческого общества на природу все более возрастает, негативно  влияя на условия жизни самого человека. Во многом это происходит из-за недостаточного уровня экологической культуры членов общества. Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств [1].

Основной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры личности.  В экологическом воспитании можно выделить две стороны: первая — экологическое сознание, вторая — экологическое поведение. Экологическое сознание-это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле [2].  Экологическое сознание формируется на уроках естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. Экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности [3].

Для исследования экологической культуры школьников мы проверили их отношение к использованным химическим источникам тока (ХИТ).

Подростки уже являются активными потребителями элементов автономного питания, в тоже время они мало задумываются о последствиях попадания использованных батареек на свалки и мусоросжигательные заводы вместе с бытовым мусором.

Мы провели предварительный опрос учащихся 5-11 классов нашей школы на предмет их поведения по отношению к использованным батарейкам. На выбор давалось пять вариантов ответа описывающих поступок ученика после того как он выяснил, что батарейка нуждается в замене. Мы получили следующие результаты:

1 — просто в мусор 62%

2 — меня это не интересует 18%

3 — я не пользуюсь батарейкам 10%

4 — я накапливаю батарейки, но не знаю, куда их деть 5%

5-я накапливаю батарейки и сдаю их в специализированные пункты 5%

Исходя из этих результатов, мы сделали вывод о крайне беспечном отношении школьников к таким токсичным бытовым отходам как химические источники тока (ХИТ).

В связи с вышеизложенным, мы поставили себе цель повлиять на экологическую культуру школьников при помощи ряда внеклассных мероприятий.   Мы провели в школе три крупные кампании с интервалами в полгода и проанализировали влияние наших мероприятий на экологическое поведение школьников:

  1. сбор использованных батареек 1-28 февраля 2014г
  2. сбор макулатуры 10-31октября 2014
  3. сбор использованных батареек 1-28 февраля 2015г

Каждая из кампаний включала в себя ряд мероприятий, в подготовке и проведении которых были задействованы ученики разных возрастных категорий. Все три кампании были построены по одному плану и включали максимально разнообразные виды деятельности:

  1. Проведение предварительного опроса учащихся.
  2. Разъяснительная деятельность.
  3. Акция по сбору использованных батареек или макулатуры.
  4. Выявление и награждение победителей акций.
  5. Проведение итогового опроса среди учащихся.

В качестве базового класса для проведения акций был выбран 10 класс, так как именно в 10 классе в учебном плане есть предмет экология, который с трудом воспринимался учащимися, прожившими большую часть жизни в условиях мегаполиса. Для увеличения интереса учащихся к предмету мы усилили природоохранную часть курса в приложении к межпредметному (биология, география, химия) освоению знаний.

Разъяснительная деятельность включала в себя все возможные формы и методы творческого участия школьников с учетом возрастных особенностей. Основной целью разъяснительной работы было вовлечение как можно большего количества учащихся в природоохранную деятельность и налаживание передачи знаний в этой области по горизонтали, от ученика к ученику. Провели следующие мероприятия:

Учащиеся базового класса получили задание разработать информационные листовки по различным вопросам, касающимся переработки отработанных ХИТ и макулатуры. Это заставило учеников изучить проблему. После чего они смогли обменяться своими знаниями и составить из своих материалов информационный стенд, который был размещен в холле школы. Помимо стенда учащиеся базового класса разработали несколько разъясняющих проблематику презентаций и показали их во всех классах школы.

Для вовлечения учеников разного возраста мы провели конкурс рисунков, лучшие из которых были вывешены в холле школы в дополнение к информационному стенду.

После проведения разъяснительной работы мы протестировали активное экологическое поведение школьников, проведя акции по сбору отработанных ХИТ или макулатуры. Проведение опроса позволило выявить изменение в отношении учащихся к проблеме.

Уже после первой проведенной кампании по сбору батареек опрос выявил резкое изменение в отношении школьников к отработанным ХИТ [4]. Однако нас интересовал долгосрочный эффект проведенного мероприятия, поэтому мы сравнили предварительные опросы трех кампаний, проведенные до начала разъяснительной работы.

Результаты предварительных опросов всех трех кампаний представлены в таблице 2. Мы категоризировали вопросы анкетирования, что позволило наглядно сопоставить уровень экологической культуры опрашиваемых.

Таблица 2. Результаты предварительных опросов трех кампаний (%)

  Батарейки 1 Макулатура Батарейки 2
Потребительское отношение 62 41 29
Отрицание проблемы 18 25 16
Отрицание личного участия 10 16 24
Пассивное участие 5 13 12
Активное участие 5 5 19

Обращает на себя внимание, что положительные итоги проведенной работы по батарейкам в первой кампании сказались на первоначальном опросе про сбор макулатуры.  Хотя число экологически активных учащихся осталось прежним.  Эти две проблемы являлись для школьников взаимосвязанными, что показывает общий рост экологической культуры школьников по итогам проведенной работы.

Второй сбор батареек продолжил тенденцию роста экологического поведения. Область самооценки экологического сознания школьников смещается в сторону формирования природосообразных потребностей и  активного ресурсосберегающего  поведения.  При сравнении двух акций по сбору батареек, виден эффект развития экологического сознания у учащихся, что видно по разнице предварительных опросов и итоговых (Рис.1).  Кратное увеличение числа собранных батареек  (1503 до 4553 штук) свидетельствует о начале изменений в экологическом поведении учащихся,  многие из них готовились к повторной акции в течение года.  По итогам первой акции трое учащихся организовали пункты сбора батареек у себя в подъезде, что отражает появление убежденности в необходимости экологической деятельности.[5]

Рис. 1. Ответы школьников (%) в предварительных (светлые) и итоговых (темные) опросах акций по сбору батареек 2014 и 2015 гг.

  1. «Просто в мусор»
  2. «Меня это не интересует»
  3. «Я не пользуюсь батарейкам»
  4. «Я накапливаю батарейки, но не знаю, куда их деть»
  5. «Я накапливаю батарейки и сдаю их в специализированные пункты». 

Количество учащихся готовых сдавать батарейки в специализированные пункты приема выросло с 5% до 40 % в первой кампании и с 19% до 42% во второй кампании. При анализе числа вовлеченных в акциях учеников для средней и старшей школы 10% учеников собрали до 90% результата. Для младших классов характерна более равномерная активность и большая вовлеченность учеников в процесс, что указывает на  необходимость начала формирования экологического поведения еще в начальной школе

Выводы:

  1. Проведение трех экологических акций по сбору макулатуры и использованных батареек с интервалом в полгода показало устойчивый рост экологического сознания школьников.
  2. Изменение в результатах опроса выявили положительный эффект проведенных мероприятий.
  3. Регулярность акций усилила рост экологического сознания.

 

Список литературы:

  1. 1.  Гаврилов А. В., Гаврилова Л. А. Дидактические принципы экологического образования студентов в высшей школе // Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий:» Ч. I. (Минск, апрель, 1999). // Интернет-журнал «Ecologylife.ru». С.201-203.
  2. Ульянова Н. В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы // Журнал  Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск № 6/2007.  ОБЩИЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ТОЧНЫХ НАУК. С.57-61.
  3. Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, 1984г.-159с.
  4. Сушкова А.А., Сарычева А.В., Пантюхин М.С., Барк Е.Д. Общешкольный экологический проект по информированию учащихся об опасности беспечного отношения к использованным батарейкам. // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. Выпуск 16. Сборник научных трудов. Москва, 2014г. С.447-451.
  5. Барк Е.Д., Алимова А.Р. Повышение уровня экологического поведения на примере внеклассных мероприятий по сбору макулатуры и использованных батареек // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. Выпуск 17. Сборник научных трудов. Москва, 2015г. С. 306-309.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ АКЦИЙ ПО СБОРУ МАКУЛАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАНЫХ БАТАРЕЕК» author=»Барк Елизавета Дмитриевна, Алимова Асия Равилевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found