Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является развитие интеллектуально-творческих способностей детей. Большинство педагогов понимают уникальность личности каждого ребенка. Несмотря на это, в своей практике далеко не каждый педагог принимает ребенка с его уникальными проявлениями. Часто от педагогов можно услышать: «Чем он лучше других? Все они одинаковые!» Обучение и воспитание дошкольников в современной дошкольной образовательной организации нивелирует индивидуальные способности ребенка в связи с недифференцированным содержанием обучения и воспитания. Система дошкольного образования нуждается в корректировке, она должна являться основным звеном программы развития творческой личности, направлять содержание образования детей на развитие индивидуальных способностей.

Бесспорно, начинать следует с педагогов.  Педагог обязан четко видеть цели своей деятельности, которые обязательно должны найти научное подтверждение. Ведь все мы разные, и видим одно и тоже все равно, по-своему. В воспитании личности с раннего возраста педагогу не уместно ограничиваться рамками: «А я считаю…!» и т.п. Свои педагогические убеждения каждый педагог должен подкреплять изученными фундаментальными научными трудами.

Являясь педагогом-практиком (воспитатель ДОУ), работу по выявлению и развитию творческих способностей детей организую, основываясь на анализ работ основоположников развития одаренности и способностей Я.А. Коменского, Ф. Фребеля, И.Г. Песталоцци. Труды К.Д. Ушинского, который подчеркивает связь органов чувств человека с деятельностью мозга и не только головного, но и спинного, показали мне необходимость раннего развития чувств ребенка, как основу развития способностей у детей. Полностью поддерживаю мнение Бехтерева В.М, что лишь научный подход к воспитанию, обучению и развитию детей может привести к успеху.

При разработке дидактических материалов для развития интеллектуальных и творческих способностей у дошкольников с помощью экологического воспитания я опиралась на труды Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.Г. Ковалева, А.М. Матюшкина, Н.П. Карповой и др., которыми определены компоненты способностей и одаренности детей от рождения и до окончания школы по разным направлениям способностей.

Определив цели своей деятельности педагогу необходимо определиться со средствами их воплощения. Конечно, для реализации поставленных целей необходим педагогический опыт, но случается, что его оказывается недостаточно, если педагог не обладает педагогическим тактом. Педагогический опыт имеет такое же большое значение, как и педагогический такт. Ведь лишь тактичный педагог будет стремиться к индивидуальному подходу к каждому воспитаннику, нарабатывая опыт, освоит разработку методов улучшения своей работы, сможет тактично, вежливо и дружелюбно сотрудничать с семьями своих подопечных, будет стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, а также сплотит педагогический коллектив возле своих воспитанников для более успешного их воспитания, обучения и развития.

Безусловно, необходим творческий подход воспитателя к своей педагогической деятельности. Каждый педагог обязан быть «артистом», ведь развивать творческие способности детей возможно лишь в том случае, если сам являешься творческой личностью, постоянно стремящейся к саморазвитию. Бесспорным является факт, что истинный педагог будет относиться к детям с большой теплотой и любовью, это необходимо каждому ребенку, ведь дети творят не столько для себя, сколько для тех, кого любят.

Для улучшения своей педагогической деятельности и содержания дошкольного образования в сторону развития творческих способностей детей, педагогу целесообразно использовать экологическое воспитание, несущее объединяющую функцию содержания образования. Идеи о сущности человека и его взаимоотношении с природой, а также теория и методика экологического воспитания раскрыты у С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Н.Н. Кондратьевой, С.А. Веретенниковой, Ф.Г. Фокиной, О.М. Газиной и др.

Экологическое воспитание является отличным помощником в развитии творческих способностей дошкольников, ведь именно в процессе ознакомления с окружающей природой происходит естественное развитие способностей ребенка, его творческой личности. Наглядно-образное, наглядно-чувственное мышление, свойственное дошкольнику, непосредственное восприятие красот природы, ее связей и закономерностей позволяют сформировать интеллект ребенка, развивать творчество.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Сегодняшние авторские и комплексные программы экологического воспитания для детей дошкольного возраста недостаточно направлены на развитие творческих способностей детей, в связи с чем, выявление педагогических условий развития творческих способностей дошкольников в процессе экологического воспитания является важной задачей каждого педагога.

Открыть для детей красоту природы и научить творчески смотреть на нее дело не из легких. Для этого взрослые, окружающие ребенка сами должны уметь жить в гармонии с природой, а дети мгновенно впитают и применят в жизни стиль поведения взрослых. Дети чрезмерно наблюдательны и внимательны к словам окружающих взрослых, хорошо отличают положительное и отрицательное в их действиях. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, познание и творческое осмысление.  Ребенок успешнее развивается через творческую деятельность. Творчество – это основная составляющая детства. Творчество взрослых, привнесенное в развитие ребенка – это залог успешного и способного человека с развитым творческим потенциалом в будущем.

Творчество в современном мире невозможно переоценить. Творческие профессии очень актуальны и востребованы. Развивая в детях творческие способности, мы растим целеустремленных людей, которым легче найти свой жизненный путь в нашем непростом мире. Прививая детям любовь к окружающему, воспитывая уважение к природе, мы закладываем все самое лучшее в своих воспитанников. Природа действует на ребенка целебно и благотворно. Через экологическое воспитание развитие творческих способностей дошкольников проходит естественно и эффективно. Так как природа – это мы все.

Общаясь с природой, ее явлениями, ребенок накапливает бесценный опыт, развивает психические процессы, учится видеть и чувствовать прекрасное. При помощи взрослого ребенок способен проникнуться природой, проявлять к ней великодушие, сострадание, заботу. Идя по жизни с детства рядом с природой, ребенок не только открывает для своего познание новизну окружающего мира, он способен стать в этом мире творческой силой. Важнейшей задачей взрослых, ведущих ребенка за руку по жизни, создать для него условия, способствующие развитию всесторонне развитой и творческой личности.

Развитие творческих способностей в детстве необходимо для взрослой жизни. Речь не идет о том, что каждый ребенок должен вырасти артистом или знаменитой личностью. Бесспорно, для проявления таких творческих способностей необходимы определенные врожденные задатки. Но подходя к решению жизненных проблем творчески, — человеку легче с ними справиться. Развивая в каждом воспитаннике творческие способности, мы приближаем ребенка к становлению его интересной личностью и творческим человеком.

Успешное развитие способностей возможно лишь при развитии психических процессов ребенка. Экологическое воспитание является надежным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста и при правильной организации педагогической работы, создании педагогических условий способствует развитию психических процессов (восприятия, мышления, речи, воображения, памяти) и способностей (интеллектуальных, творческих, и т.д.)

С целью развития творческого потенциала у дошкольников средствами экологического воспитания, педагоги применяют такие формы и методы работы как экскурсия, наблюдение, беседа, исследовательская, экспериментальная и проектная деятельности, эколого-природоведческие игры, игры-путешествия, знакомят детей с энциклопедической и природоведческой литературой и др. Однако, даже самому опытному и творческому педагогу непосильна в полной мере данная задача без взаимодействия с родителями своих подопечных.

Ведь дети растут в семье. А учатся они в первую очередь тому, что видят в своей семье и от взрослых, окружающих ребенка.  Многие родители убеждены, что развитие их детей – это прямая обязанность дошкольного учреждения, некоторые не хотят понимать, что именно они играют самую важную роль в том, каким вырастет их ребенок. Но бесспорным является факт, что именно в семье закладываются основы личности ребенка, его характера, жизненная позиция и развитие способностей.

В своей практике приходилось сталкиваться с мнением родителей о том, что творчество второстепенно. Родителям видится более важным развитие речи, мышления и памяти ребенка, многие вообще забывают о воображении и творчестве. Конечно, перечисленные процессы крайне важны для каждого ребенка, но игнорировать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Для того чтобы помочь родителям своих воспитанников осознать важность творчества в жизни ребенка, в своей практической деятельности я применила план психолого-педагогического сотрудничества с родителями, направленный на развитие творческих способностей у дошкольников через экологическое воспитание в ДОО и семье.

Было проведено анкетирование родителей (56 человек) на темы: «Роль творчества в Вашей жизни» и «Творческий потенциал Вашего ребенка». Анализ результатов анкетирования показал довольно низкие результаты: 54% родителей (по их мнению), не обладают творческим потенциалом. Проведя доверительную беседу в непринужденной обстановке выяснилось, что многие родители предполагают в себе наличие творческих способностей и имеют желание развивать их в своих детях, но некоторые ссылаются на чрезмерную занятость, а многие просто не знают, как это делать. Родители очень активно принимали участие в беседе, обсуждали, размышляли, даже спорили, что показывает важность и актуальность для них данной темы.

Безусловно, родителю, не обладающему научно-педагогическими знаниями и навыками трудно соответствовать педагогу. Следовательно, родительско-педагогическое сотрудничество во всестороннем развитии ребенка, в том числе и в развитии творческих способностей у дошкольников через экологическое воспитание,- очень важно.

Родители были приглашены за круглый стол для участия в беседе, в которой были выявлены их представления о способностях детей. Они были ознакомлены с понятиями «способности», «творческие способности», «одаренность»; с необходимостью развития творческого потенциала детей в семье. Получили рекомендации по выявлению и развитию творческих способностей у детей через экологическое воспитание.

Ведь взрослые, желающие видеть своего ребенка творческой личностью, должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка. Педагогу необходимо осведомить родителей о том, что творческие способности – это стремление к познанию, умение познавать новое, живость ума, видение нестандартного в привычном, стремление к открытиям, свободное воображение. Донести до понимания родителями информацию о том, что развивать творческие способности у детей средствами экологического воспитания рекомендуется через ознакомление с природой и окружающим миром, с помощью рисования, лепки, аппликации, чтения экологической художественной литературы, прослушивания музыки, развивающих игр и др. Дети очень любят фантазировать. Взрослым, окружающим ребенка, можно сочинять вместе с ребенком экологические сказки, главными героями которых будут несуществующие животные и растения. Очень важно поддерживать творческую инициативу ребенка. Родителям не стоит сравнивать своих детей с другими, требовать от них «шаблонного» восприятия мира. Ребенок видит мир по-своему, это заложено в него природой. Не следует это нарушать. Взрослый может нарисовать воздушный шарик, а ребенок увидит в рисунке целую вселенную. Не надо требовать запоминания правильного названия. Ведь правильное оно, лишь только с точки зрения взрослого. А у ребенка творческий взгляд на мир! В завершении беседы родителей ожидал приятный сюрприз: дети самостоятельно изготовили открытки с красочными форзацами, в которые вклеили списки экологических семейных игр, распечатанные заранее воспитателем.

Для родителей был организован мастер-класс «От гербария к флористике», в котором они с удовольствием приняли участие. Создание гербария из засушенных растений — это увлекательный семейный досуг, который является эффективным способом развития творческих способностей детей в семье через экологическое воспитание.

Гениальный ученый Ян Амос Коменский сказал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Взрослея, дети становятся сдержаннее, реже шалят, играют. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

К сожалению, многие семьи объединяют лишь проведенные выходные в кафе или торговых залах. Кто-то из родителей чрезмерно радуется тому, что их дети провели замечательные выходные у бабушек или родственников. Большинство горды тем, что они способны оплатить центры детского развития, считая при этом, что этим свой родительский долг они выполняют сполна.

В наше непростое время взрослым, окружающим ребенка, конечно же сложно везде успеть, найти на все время. Для сплочения семьи, развития творческих способностей и закрепления нравственно-экологического опыта у детей, педагогами могут быть рекомендованы семейные игры экологического и природоведческого содержания. Они станут отличным помощником для достижения поставленной цели. Ведь игра —  это ведущая форма деятельности дошкольников. А.М. Горький подчеркивал важность игры в детском познании мира: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Семейные игры, игры с родителями являются необходимым условием всестороннего развития детей. Взрослые с теплотой вспоминают свое детство, большая часть которого была направлена на игровую деятельность.     К сожалению, современные дети тратят драгоценное время своего детства на компьютеры, телевизоры и т.п., заменяя ими движение, общение и творческое развитие. В этом есть и вина взрослых, которые могли бы, например, вместо покупки планшета обучить игре своего детства и поиграть с детьми в нее. Что может быть лучше активного и творческого досуга на природе всей семьей? Каждый родитель может сделать игру семейной традицией общения взрослых с детьми. Ведь так приятно дарить своим детям любовь и радость! Для того, чтобы играть с ребенком не нужно быть педагогом, нет необходимости для родителя в подборе правильных форм и методов работы. Это задача педагогов. Просто нужно быть примером для своего ребенка. Во время игры необходимо быть спокойными и терпеливыми. Любить своего ребенка и наслаждаться совместным времяпровождением. Подражая взрослым у детей развивается воображение.

Запоминающимися оказались слова дедушки одного из воспитанников, произнесённые во время беседы: «Меня ко взрослой жизни и творческому подходу к ней воспитала щелочка света в папином кабинете, которую я видел в любое вечернее время до рассвета. Папа проводил со мной 15-20 минут в день после работы. Правда, к этим минутам папа готовился и обдумывал что и для чего он мне скажет. Но чаще всего он посвящал их игре со мной. Я очень ему благодарен за это. Это одни из самых светлых воспоминаний моего детства…».

В замысле игры раскрывается творчество ребенка. Ведь именно в игре он может быть актером, летчиком, проявляет декораторские способности. Игра сближает всех участников, дети раскрываются, проявляют свою непосредственность и развивают творческий потенциал. Игра – это детская импровизация, в которой выражаются мысли и чувства ребенка, реализуются мечты. В.А. Сухомлинский писал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Семейные игры различны. Словесные и дидактические: «Волшебные экранчики», «Рифмы», «Что это такое?», «Назовите растение», «Да-нет», «Узнай и назови», «Вершки и корешки», «Следы на снегу», «Что будет, если …?», «Угадай, какая птица поет?», «Угадай, что в руке?», «Замысловатые вопросы», «Цепочка», «Кто где живет», «Придумай, во что можно превратить», «Вопрос – ответ», «Почтальон принес письмо» и другие.

Подвижные игры идеальны для проведения на природе в выходные. Для всех членов семьи важно израсходовать нерастраченную энергию и накопленную усталость. Природа – идеальное место для семейного досуга и развития детского творчества с помощью совместных дидактических игр: «Ходят капельки по кругу», «Сокол и лиса», «Летает, плавает, бегает», «Картошка», «Цветы»; игры с мячом «Я знаю», «Птицы, рыбы, звери», «Воздух, земля, вода» и другие.  

Рекомендуемыми играми в семье являются настольные игры: «Лото», «Эрудит», «Выбери нужное», «Две корзины», «Береги природу», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Какого растения не стало?» и т.д.  Эти игры развивают внимание, память, логическое мышление.

Ничто не мешает сделать игру самостоятельно, своими руками, придумать собственные правила. Это может быть настольная или любая другая игра. Для ребенка это будет очень ценно и дорого. Это сблизит родителей с детьми, а дети получат опыт организации и реализации собственных проектов, которые способствуют развитию творческих способностей.

Развитие своей семьи, насыщенность ее истории, будущая жизнь наших детей с творческим подходом к ней, — зависит только от нас.

Литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Просвещение, М.,1968.
  2. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.
  3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999.
  4. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. — М.: Просвещение, 1966.[schema type=»book» name=»ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» description=»Статья посвящена научно-педагогическому осмыслению актуальности экологической воспитанности как средства развития творческого потенциала дошкольников в системе воспитания всесторонне развитой личности. Особое внимание обращается на облик педагога в современной системе дошкольного образования. Автором теоретически обоснованы и на практике выявлены цели, задачи, формы и виды психолого-педагогического сотрудничества с родителями, направленного на развитие творческих способностей у дошкольников через экологическое воспитание в ДОО и семье. » author=»Каргашилова Елена Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found