Опыт и здравый смысл показывают, что умелое владение словом — сильный показатель успеха во всех областях, а в особенности — профессиональной. Важность владения словом особенно благотворна в образовании, это вызвано тем, что речевая способность преподавателя — включая мастерство разговорного английского, высокая степень культурной грамотности и способность синтезировать сложные идеи к обзору информации — являются ключевым знаменателем компетентности.
Имидж современного преподавателя состоит из множества элементов, которые способствуют развитию и успешности. Так как урок иностранного языка имеет свою специфику, преподаватель иностранного языка не может не учитывать этого. Коммуникативный подход к процессу обучения иностранному языку подразумевает в первую очередь формирование иноязычных умений при помощи коммуникативной обучающей технологии. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.[4] Вербальный имидж – вербальная продукция человека (что он говорит, как он говорит, тембр его голоса, словарный запас и культура речи в целом).
Повышение эффективности преподавания английского языка тесно связано с системой современных психолого-педагогических воздействий, основным среди которых является речь преподавателя, что особенно обнаруживается в практической работе преподавателя иностранного языка. В его работе речь представляет собой главное средство обучения и воспитания, т.к. именно она способствует коммуникативности занятий, стимулирует обучающихся, является средством формирования активной личности, вызывает положительные изменения в мотивации изучения языка. Обучающая и воспитательная значимость речи преподавателя иностранного языка выявляется в эмоциональном воздействии на обучающихся. Наблюдения за студентами показали, что эмоционально богатая, живая речь понимается и усваивается ими гораздо лучше, а кроме того вызывает желание подражать, следовать ей. Выразительность речи раскрывает и уточняет, создает образы и ярко иллюстрирует семантическую сторону высказывания, такую речь необходимо систематически развивать. Искренняя увлеченность предметом, заинтересованность процессом обучения, а также честность высказываний придает определенную силу, красоту речи преподавателя.
Для успешного владения вербальным имиджем, рассмотрим основные составляющие речевого поведения, которые необходимы для того, чтобы у студентов сложился положительный образ преподавателя. К факторам эффективности речевого взаимодействия относятся: технология общения, публичные выступления, речевое мастерство.
Речевое мастерство педагога складывается из многочисленных компонентов, важные из которых – культура и риторическая действенность речи. Факторами, составляющими речевое мастерство педагога является культура речи, речевой слух, дикция, владение техникой речи, начитанность, вербальная память, импровизационные способности, позволяющие осуществлять ролевое и позиционные говорение, разрешая проблемы общения. [2, c. 59]
Культура речи – это речевое мастерство, умение выбирать стилистически уместный вариант, умение выразительно и доходчиво доложить мысль.
Компоненты структуры речи: правильность речи – нормы ударения и нормы грамматики, точность речи, логичность, чистота речи, выразительность, богатство и разнообразие (словарный запас А.С.Пушкина 21290 слов, у современного взрослого человека 10 – 12 тыс.слов, у преподавателя – 12000 слов), уместность речи, языковые и речевые стили.
Педагогу необходимо знать, что:
— точность и выразительность речи достигается использованием синонимов (спортсмен – знаменитый, выдающийся, известный);
— тафтология снижает качество речи (свободная вакансия, своя автобиография);
— большое значение имеет интонация: логическая (ее цель выделить смысл) и эмоционально-экспрессивная (цель – передать свои чувства, переживания, отношения);
— засоряют речь слова – паразиты (вот, так сказать, как говориться);
— не воспринимается речь с растягиванием слов, с остановками и неопределенными звуками («э-э», «м – м»);
— не рекомендуется использовать жаргонизмы («пруха», «сделать»);
— не рекомендуется использовать штампы и шаблоны (заострить вопрос, так сказать, как говорится);
— культуры речи не мыслима без норм литературного произношения.[3]
Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности преподавателя английского языка. Чтобы речь преподавателя была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на студентов, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира учителя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов.
Список литературы:
- Калюжный А.А. Психолого-педагогические особенности формирования имиджа учителя // Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы: Матер. второго междунар.симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2004 г. С. 203-207
- Калюжный А.А. , Кусаметова Г.К. Речевое мастерство как составляющая имиджа педагога//Имиджелогия-2011: развитие и продвижение территорий: Матер. девятого междунар.симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2011 г. С. 58-61
- Техника и культура речи [Электронный ресурс] / Студопедия URL: https://studopedia.org/10-57001.html ](дата обращения 27.04.2015 )
- Цедрик Т.В. Из опыта работы преподавателя английского языка[Электронный ресурс] / URL: (дата обращения 26.04.2015)[schema type=»book» name=»ВЕРБАЛЬНЫЙ ИМИДЖ КАК ОДНА ИЗ УСПЕШНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» description=» В данной статье рассматривается вербальный имидж как одна из успешных составляющих имиджа преподавателя английского языка. Рассмотрены основные составляющие речевого мастерства.» author=»Кусаметова Гульсум Кубжасаровна, Сагынай Алмагуль Саржановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]