Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Результаты государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) являются показателем уровня освоения программы среднего общего образования и практически единственным источником данных для анализа и оценки многих характеристик системы образования Российской Федерации, связанных с качеством образования. В современных условиях невозможно достичь максимальной эффективности процедуры ГИА без использования информационных технологий, которые, в свою очередь, бурно и интенсивно развиваются именно под воздействием стоящих перед системой образования Российской Федерации стратегических и тактических задач. Эти перемены несут системе образования существенную выгоду, однако при этом они требуют и гораздо более серьезного внимания к сфере безопасности.

Решение задач обеспечения информационной безопасности процедуры ГИА на всех этапах ее проведения (формирование, организация хранения и доставки контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ)), гарантирования конфиденциальности вариантов КИМ, используемых участниками единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) при выполнении экзаменационной работы является, несомненно, важным в условиях постоянно возрастающего количества информационных угроз и рисков, а также недостаточного уровня обеспечения информационной безопасности в существующих информационных системах (далее – ИС).

Ключевым элементом управления информационными рисками, является эффективная методология их снижения за счет реализации определенных контрмер, направленных на ликвидацию уязвимостей и ликвидацию угроз в ИС. В связи с этим особый интерес представляют вопросы, связанные с разработкой организационно-технологических и методических подходов к обеспечению конфиденциальности вариантов КИМ, используемых участниками ЕГЭ при выполнении экзаменационной работы. Схема проведения ЕГЭ, при которой варианты КИМ генерируются за небольшой промежуток времени до начала экзамена, позволяет сократить время существования вариантов КИМ, и, соответственно, риск утечек информации о составе заданий в конкретных вариантах существенно снижается. Сложность, однако, представляет задача обеспечения одинаковой трудности вариантов в процессе их генерации, что требует разработки соответствующих научных и технологических решений, а также проведения работ по специализированной разметке банка заданий, из которых планируется генерировать варианты КИМ [1-4].

В качестве инструментария, позволяющего генерировать варианты КИМ, предлагается использовать технологию и программное обеспечение формирования КИМ, включенную в функциональные возможности платформы online-gia.ru.

Апробация технологии и программного обеспечения формирования КИМ, включая подготовку банков заданий для проведения автоматической генерации вариантов КИМ, прошла в 12 регионах Российской Федерации. По каждой экзаменационной модели в процедуре выполнения обучающимися разработанных вариантов КИМ участвовали более 10 000 экзаменуемых.

Апробация проводилась на информационной платформе https://www.online-gia.ru (рисунок 1).

Рисунок 1. Информационная платформа проведения апробации моделей проведения ГИА

Апробация представляла собой процедуру выполнения обучающимися разработанных вариантов КИМ, причем каждый обучающийся выполнял задания выданного ему варианта КИМ. Алгоритм проведения апробации представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Алгоритм проведения апробации

Для проведения апробации были разработаны инструктивно-методические материалы для всех категорий участников апробации: организаторов, учителей, обучающихся. Пример алгоритма работы учителя в автоматизированной системе online-gia.ru представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Алгоритм работы учителя в автоматизированной системе

Апробационный экзамен предусматривал выполнение экзаменационной работы как в бумажном формате, так и с использованием информационно-коммуникационных технологий. По результатам апробации каждой образовательной организации были предоставлены сводные результаты по всем участникам апробации из данной организации (в рамках личного кабинета).

Основными параметрами КИМ являются статистические характеристики тестовых заданий и вариантов в целом. Основными параметрами тестовых заданий являются:

Для проведения апробации были разработаны в информационной системе 20 экзаменационных моделей, которые включали 9 предметов по программе среднего общего образования, из них 1 предмет (иностранные языки) – отдельно базовый и углубленный уровень, 11 предметов по программам основной школы. КИМ содержали:

задания с выбором ответа (к каждому заданию приводится несколько вариантов ответа, из которых верен только один);

задания, к которым требуется дать краткий ответ;

задания, в которых ответы необходимо привести в виде последовательности цифр;

задания с развернутым ответом.

Разработанная технология формирования КИМ позволила компоновать варианты КИМ по учебным предметам. По каждому предмету в ИС генерировались варианты КИМ. Компоновка происходила с учетом следующих условий:

использование заданий из банка заданий, в котором хранятся задания с уникальными идентификаторами и свойствами;

варианты КИМ соответствуют установленной спецификации КИМ для проведения экзамена по учебному предмету;

варианты КИМ имеют одинаковую трудность;

задания в вариантах КИМ не имеют тематических пересечений: одно задание не служит подсказкой к другой.

В роли экспертов, оценивающих характеристики и качество предложенных заданий, выступили учителя. Оценка каждого задания производилась по следующим пунктам:

  1. Значимость умения (комплекса умений), которое проверяет задание, для достижения предметных или метапредметных результатов обучения.
  2. Значимость элемента содержания, которое проверяется данным заданием для государственной итоговой аттестации.
  3. Уровень сложности задания.
  4. Соответствие задания учебной программе.

Анализ анкет учителей позволил выработать направления доработки апробируемых проектов экзаменационных моделей.

Данные о структуре апробируемых КИМ представлены в таблице 1. Данные о количестве участников, средних баллах и основным параметрам КИМ по предметам представлены в таблице 2.

Таблица 1

Данные о контрольных измерительных материалах

Предмет Класс Время (мин) Общее кол-во заданий Кол-во заданий с выбором ответа Кол-во заданий с кратким ответом Кол-во заданий с развернутым ответом Макс первичный балл
Английский язык 9 120 42 20 22 55
Биология 9 180 32 26 1 5 49
География 9 120 24 16 4 4 29
Информатика 9 150 21 18 3 24
История 9 180 28 22 2 4 41
Литература 9 235 5 5 26
Математика 9 235 24 6 13 6 37
Обществознание 9 150 20 14 0 6 30
Русский язык 9 235 15 6 7 2 39
Физика 9 180 26 17 3 6 45
Химия 9 120 20 15 5 38
Английский язык (базовый уровень) 11 180 66 42 23 1 75
Английский язык (углубленный уровень) 11 180 66 36 29 1 75
Биология 11 180 25 19 6 45
География 11 180 24 11 4 9 35
Информатика 11 235 27 2 21 4 35
История 11 210 33 21 5 7 41
Обществознание 11 180 25 15 1 9 50
Физика 11 235 30 16 6 8 54
Химия 11 180 40 32 3 5 64

Таблица 2

Информация о количестве участников,

проценте выполнения заданий и средних баллах по предметам

Предмет Вариант Кол-во участников Средний % выполнения Средний первичный балл Стандартное отклонение Средняя надежность экзаменационной работы Асимметрия распределения Эксцесс

Класс 9

1 Английский язык КИМ1 5 716 53 28,70 13,77 0,88 -0,20 -1,05
КИМ2 4 530 49 25,72 13,18 0,87 0,02 -0,90
2 Биология КИМ1 5 347 55 24,53 8,36 0,81 0,18 -0,60
КИМ2 5 015 54 25,88 8,75 0,82 0,04 -0,71
3 География КИМ1 5 077 56 16,14 5,33 0,76 -0,19 -0,46
КИМ2 4 928 53 15,41 4,84 0,74 -0,21 -0,13
4 Информатика КИМ1 5 648 41 9,73 5,01 0,85 0,14 -0,79
КИМ2 5 276 40 9,62 5,03 0,84 0,21 -0,64
5 История КИМ1 5 556 51 19,94 7,74 0,81 0,001 -0,56
КИМ2 5 096 48 18,83 7,56 0,82 0,051 -0,58
6 Литература КИМ1 5 748 52 13,43 6,65 0,62 -0,09 -0,83
КИМ2 4 269 51 13,26 6,63 0,64 -0,09 -0,82
7 Математика КИМ1 10 218 44 16,27 5,78 0,81 0,15 0,38
КИМ2 9 906 40 14,57 5,55 0,80 0,31 0,46
8 Обществознание КИМ1 6 510 60 17,40 5,64 0,77 -0,35 -0,37
КИМ2 6 159 54 16,16 5,26 0,74 -0,09 -0,40
9 Русский язык КИМ1 13 986 70 26,43 7,40 0,68 -0,76 0,24
КИМ2 13 788 71 27,84 7,30 0,69 -0,91 0,59
10 Физика КИМ1 5 733 43 18,15 7,43 0,82 0,43 -0,30
КИМ2 5 538 47 20,20 7,85 0,82 0,26 -0,29
11 Химия КИМ1 5 180 39 16,28 8,84 0,80 0,50 -0,46
КИМ2 4 988 36 15,81 8,67 0,81 0,56 -0,27

Класс 11

12 Английский язык (базовый уровень) КИМ1 4 745 48 33,25 16,08 0,91 0,06 -0,89
КИМ2 5 319 46 33,00 15,81 0,91 0,23 -0,71
13 Английский язык (углубленный уровень) КИМ1 5 243 42 30,76 13,90 0,88 0,19 -0,23
КИМ2 5 169 38 28,09 23,57 0,88 -1,03 -1,65
14 Биология КИМ1 5 110 36 13,76 7,42 0,79 0,67 -0,14
КИМ2 5 067 37 14,63 7,42 0,79 0,60 -0,29
15 География КИМ1 5 178 37 12,91 6,38 0,84 0,45 -0,37
КИМ2 5 053 35 12,34 5,90 0,82 0,52 -0,12
16 Информатика КИМ1 4 989 29 9,24 5,93 0,86 1,04 1,33
КИМ2 5 167 31 10,52 5,65 0,84 0,90 1,46
17 История КИМ1 5 452 42 24,77 9,62 0,79 0,37 0,50
КИМ2 5 757 42 24,66 11,72 0,85 0,24 -0,54
18 Обществознание КИМ1 5 157 47 23,64 9,68 0,84 -0,06 -0,51
КИМ2 5 445 46 21,91 8,60 0,79 0,13 -0,32
19 Физика КИМ1 5 254 35 18,69 8,62 0,87 0,49 0,26
КИМ2 4 775 39 18,56 8,50 0,87 0,47 0,18
20 Химия КИМ1 5 339 42 27,18 14,17 0,92 0,31 -0,65
КИМ2 4 940 43 27,27 14,30 0,92 0,28 -0,69

Обработанные данные об итогах экзаменов позволили выделить следующие особенности апробированных экзаменационных моделей КИМ для проведения ГИА:

Таким образом, анализ показателей тестовых заданий в целом показывают высокое качество разработанных моделей КИМ. Исследованные статистические характеристики вариантов и отдельных тестовых заданий показывают направления и механизмы коррекции теста для достижения оптимальных показателей трудности и ее сбалансированности, надежности, дифференцирующей способности, формы кривой диаграммы распределения верных ответов, за счет коррекции конкретных выявленных проблемных тестовых заданий.

Выводы. Проведенная апробация технологии и программного обеспечения формирования КИМ, включая подготовку банков заданий для проведения автоматической генерации вариантов КИМ, позволила сделать следующие выводы:

качество подготовленных экзаменационных моделей соответствует требованиям, предъявляемым к стандартизированным измерителям при проведении ГИА по образовательным программам основного общего образования;

проведенная апробация позволяет судить как о качестве экзаменационных моделей, так и об уровне подготовленности испытуемых по проверяемым предметам;

статистические характеристики тестовых заданий и вариантов в целом показывают направления и механизмы коррекции теста для повышения точности тестовых баллов предложенных КИМ.

Проведенная работа показала, что экзаменационные модели, составленные с использованием технологии программного формирования КИМ в образовательных организациях, могут использоваться в процедурах ГИА и других процедурах оценки качества образования для повышения эффективности управления системой образования Российской Федерации.

 

Список литературы:

  1. Открытый банк заданий ОГЭ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  2. Открытый банк заданий ЕГЭ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  3. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  4. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: type=»book» name=»АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»Проведена разработка и апробация технологии и программного обеспечения формирования контрольно-измерительных материалов, сделаны выводы о качестве подготовленных экзаменационных моделей.» author=»Тугой Иван Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.12.16_33(1)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found