Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРИКЛАДНОМ АСПЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ

Российское образование  вступило в новый этап своего развития,  связанный с введением  новых ФГОС. Поворот  к человеку, обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызваны интересом педагогов к концепции личностно-ориентированного образования: человекоцентрированного подхода в образовании (К.Рождерс), психолого-дидактической концепции, основанной на принципе субъективности (И.С.Якиманская), культурологической концепции личности (Е.В.Бондаревская) и др. Исторические корни личностно-ориентированного обучения авторы различных работ видят в педагогических идеях Я.А.Коменского. При всем различии концепций педагогов их объединяет стремление воспитать свободную личность, но становление декларируемого в образовательном учреждении личностно-ориентированного обучения обнаруживает серьёзные проблемы прикладного характера.

Опыт  работ в школе по разработке профилактической системы предупреждения проблем младших школьников, в частности, связанных с  психическим здоровьем [3,11], здоровьем личности, целью которых является своевременное изменение стратегии обучения при обнаружении латентных опасностей и рисков: тенденций к неврозу, «болезни личности», психосоматических заболеваний — болезней адаптации, субдепрессивных состояний, отверженность  в  коллективе,   аутоагрессия,  аддиктивное поведение,  «синдром неуспешной личности», выявил некоторые особенности. Противоречия, на наш субъективный взгляд, между:

открывшимися в ходе  реформ в образовании  новыми возможностями,  заложенными в содержание образования гуманистическими ценностями личностно-ориентированного обучения  и недостаточным использованием их потенциала в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, некоторой инерционностью присущих   процессов.

потребностью педагогической практики в научном  осмыслении инновационных процессов, происходящих в современной школе, и недостаточным количеством научно-прикладных  исследований, охватывающих весь спектр актуальных педагогических и психологических проблем.

Запросы практики, новые общественные потребности; социальные задачи  и реальное состояние дел, являющееся их источником, диктуют необходимость совершенствования методов научного исследования, уточнения системы психологических и педагогических категорий в обустройстве требуемого пространства  становления личности. Поэтому результаты работ  профилактического направления  — мало разработанного вида деятельности психолога, но практическая значимость которого отмечается всеми специалистами, имеющими отношение к школьной психологической службе, освещаются с целью привлечения внимания научной общественности к  проблемам типичной школы.

Психологическая модель личностно-ориентированного обучения до последнего времени сводилась к предсказанию различий в познавательных способностях учащихся, которые в образовательном процессе проявляются в обучаемости, индивидуальных способностей к усвоению знаний. Поэтому и заключалась во фрагментарной диагностической и консультативной деятельности психолога. ФГОС диктует новое содержание происходящих процессов и необходимость  понимания и удержания специалистами полноты их смысла при обустройстве пространства становления личности. В педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности. Наряду с интериоризацией (переводом внешних воздействий во внутренний план личности), которая прежде рассматривалась как главный механизм личностного развития (социализация), важное значение придаётся персонализации, самоидентификации, стремление к самоактуализации и другим внутренним механизмам индивидуального саморазвития.

В личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: образование личностных смыслов учащегося к жизни, развивающее обучение, педагогическая поддержка, становление детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка.   Суть личностно-ориентированной педагогики по И.Якиманской составляет признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Затем весь процесс строится на основе этого главного положения.

Однако  наукой отмечаются психолого-педагогические проблемы школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. Исследованиями Академии наук РСФСР отмечается рост  числа  нервно-психических заболеваний детей к младшему подростковому возрасту [10], увеличение пограничных расстройств к концу учебного года у первоклассников до 50-70% по сравнению с его началом (20%) – по данным  Института Физиологии РАО (1). По разработанным   в школе  нейропсихофизиологическим индикаторам в процессе мониторинга здоровья [3,11] выявлено 34% учащихся,  воспитание и обучение которых,  требовало индивидуального подхода (субъектно-деятельностного и антропологического) с учётом особенностей развития,  адекватного применения профессионалом – педагогом  техник, приёмов, методов в  учебно-воспитательном процессе, и  личностно-ориентированном обучении. В это число вошли:   4,5%   учащихся с признаками ММД;   7,2%  детей с признаками лёгких органических нарушений, 3,6%   учеников с истощением, утомлением, характерным для хронических заболеваний;  5,4%  — с риском заболевания вегетативной нервной системы;   13,4%    учащихся с отрицательным фоном настроения.

Такой процент школьников требовал индивидуального подхода с учётом возрастных, психофизиологических  и индивидуальных составляющих и здоровьесберегающих педагогических особенностей: умение организационной деятельности, творческий поисковый стиль, конкретность  мышления, умение выделять главное, чувство меры в исполнении тех или иных форм и методов педагогического воздействия, эмоциональная отзывчивость, контактность в общении. Для того, чтобы в  образовательном процессе  создать  основные  психолого-педагогические  условия  формирования психически здоровой личности необходимо наличие положительного эмоционального фона, личность значимого взрослого, предъявление требований к воспитаннику с учётом возрастных и индивидуальных особенностей,  равномерное чередование психофизического напряжения с расслаблением, строго продуманная и соблюдаемая система поощрений и наказаний.

Личностно-ориентированный  подход связан с индивидуализацией, которая рассматривается как психологический механизм превращения педагогических воздействий в фактор развития личностных качеств ученика. В этом типе обучения (И.Якиманская) выделяются такие особенности, как  уважение к личности ученика, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости (субъектности), обучение, направленное на развитие личности учащегося, оригинального построения содержания и методов обучения, поиск новых форм и средств обучения.

Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизненного пространства и требуют  соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения. При этом к дидактическим особенностям школы, предрасполагающим к нарушению личностного развития, наука относит: унижения и гонения в школе, как фундамент развития психосоматических заболеваний во взрослой жизни; запугивание и перегрузки, которые являются причиной  дидактогенных неврозов; а также  конфликтные отношения в семье и школе  у детей в 7 лет, которые могут привести к дидактогенным депрессиям. Кроме профессиональной тревожности и недостаточного развития коммуникативных способностей учителей, психологический климат может быть причиной  прогрессирующей невротизации школьников, которые значительную часть жизни проживают в невротизирующей среде, во многом определяющейся недостаточной психологической толерантностью администрации и педагогов, когда любые противоречия между администрацией и учителями сказываются на учащихся.

Следует отметить основополагающие идеи психологии здоровья, в возникновении проблем с которым,  отводится место  психосоциальным  факторам. Концепция Маслоу  с обоснованием склонности личности к  неврозу из-за неудовлетворённой потребности в безопасности, сопричастности, уважении, признании;  объяснение  психодинамической теории психологической основы депрессий внутренним бессознательным конфликтом  (переживание гнева, обиды на окружающих в сочетании с потребностью быть всегда хорошим, добрым и сохранить расположение близких);  склонностью к  соматизации, связанную  с запретом на переработку и выражение эмоций  страха, агрессии (А. Б.Холмогорская и Н.Г.Гаранян).

Исходя из примата субъектности ученика в личностно-ориентированном обучении  определяются содержание и методы (способы, приёмы) учебного процесса и главное — стиль взаимоотношений учителя и ученика. Способ реализации человеком своей человеческой сущности (С.Л Рубинштейн) проявляется через отношение к другому субъекту в процессе деятельности, открывающей и усиливающей сущность другого субъекта. Учитель с классом, которые достигают высокого уровня взаимодействия, достигает его в определённый момент понимания, и это ведёт к результату. В этом суть полисубъектного подхода, определяемого Стандартами. Зависимость-самостоятельность, принятие — непринятие, система принуждения ((И.В.Вачков)  — это  психологические составляющие категории типов педагогов   при обучении.

Адекватные личностно-ориентированные педагогические технологии — это авторские технологии, «выращенные» в опыте. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуальности развития  ребёнка, предоставление им необходимой степени свободы для принятия самостоятельных решений, выбор содержания и способов поведения, сотворчество учителя и учащих.

В здоровьесберегающем направлении  в процессе апробации мониторинга здоровья в начальной школе [11]  среди прочих факторов (численности класса, профилактических работ психолога, опыта работы учителя), которые влияют  на  риски эмоционально-личностных нарушений,  выделена эффективная модель общения педагога.   Показатели психического здоровья  по обучению детей, с  так называемой личностной  моделью  взаимодействия,  в 1 классе  в отличие от других, дисциплинарных моделей, значительно «расходятся». Для данной модели и педагога характерно терпимое отношение к детям (сострадание, эмпатия, выдержка, самообладание).Изучая работы других исследователей в контексте психологических особенностей педагогической деятельности, стиль педагогического общения, среди других факторов (успешность в учёбе и возраст детей) оказывает влияние    на формирование ценностей дошкольников и младших школьников, что сказывается на духовно-нравственном развитии детей в приоритетном направлении новых  Стандартов. Они  оказывают определяющее значение на формирование отношения к понятиям «счастье», «справедливость», «дружба», «доброта», «восхищение» [9].

Существующая зачастую несостоятельность традиционных психологических  методов работы (просветительское и консультативное направление) в новой практике школы обусловила апробацию новых технологий с целью адекватного психолого-педагогического сопровождения  в новых условиях реформы[4,5]. Одним из таких направлений является творческое самовыражение с элементами Арт-терапии. Гармонизация личности младшего школьника  творческим самовыражением  с элементами арт-терапии позволила корректировать неадекватные когнитивные, эмоциональные и поведенческих стереотипы. Арт-терапия в образовании (не арт-педагогика) — это системная инновация[8], которая имеет неклиническую направленность и рассчитана на потенциально здоровую личность, когда на первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации.

Результаты многолетней работы показали эффективность применения техник арт-терапии как прогрессивной психологической помощи, востребованной всеми субъектами образовательного процесса. Поступательное или даже форсированное развитие различных психических процессов и подсистем личности ребёнка и позитивные личностные изменения, становление уверенного свободного человека с максимальным раскрытием целостности личности и индивидуальности, умением защищать свои права, отказывать  в чем-либо, например,  для предупреждения психосоматических заболеваний и субдепрессивных состояний,  происходит в обстановке уважения к личности ребёнка с предоставленной  ему высокой степенью свободы и самостоятельности в процессе деятельности, наполненной разным «креативным» содержанием. Динамика происходящих изменений в процессе работы может быть охарактеризована как движение от бессознательного к смыслу, от слабости — к силе, от фрагментарности — к единству, от неуверенности в себе- к самодостаточности [7].

Из ценностного отношения к ребёнку вырастает понимание цели личностно-ориентированного отношения образования: не сформировать и даже не воспитывать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией (Е.В.Бондаревская).

Внутренняя оценка качества образовательного процесса в школе [6], построенная на анализе психического развития и психического здоровья   может представить объективную картину созданных условий личностно-ориентированного обучения. Проектирование, экспертиза, мониторинг психологических условий  и результатов образовательной деятельности  включены в психологическое  обеспечение начального образования как новое и  предполагает  высокий уровень профессионализма специалиста. В иерархической структуре образовательной системы на микроуровне, уровне образовательного учреждения деятельность административного аппарата, не обеспеченная в достаточном объёме необходимыми компетенциями, построенных на глубоко психологичной основе ФГОС (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин) осложняется. Потребность получения всеми субъектами образовательного процесса адекватных возникающим проблемам знаний, на наш взгляд, определяет  и кардинальный пересмотр  методического обеспечения на  мезоуровне образовательной системы (институты повышения квалификации, управления образования).

Таким образом, актуальные проблемы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития общества диктуют необходимость новых научных разработок по данному направлению и выраженную потребность во внедрении этих знаний и результатов научно-прикладных исследований в  практическую деятельность современных систем образования.

Литература

  1. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся: Справочник руководителя образовательного учреждения. №8.   2009.- С65-74
  2. Валанова Н.М. Информация для родителей. Н.Новгород: Поволжье,2008.- 287с
  3. Валанова Н.М. Новые здоровьесберегающие технологии в системе профилактической деятельности образовательного учреждения. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции «Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии»- Новосибирск., ООО»ЦСРНИ», 2014,с 80-92.
  4. 4.Валанова Н.М. Арт-терапия в условиях школы на этапе предупреждения проблем в развитии личности/Cб.ст. по материалам XLI международной научно-практической конференции  «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» №6(41) Новосибирск: Изд. «Сибак», 2014 С.12-17
  5. 5.Валанова Н.М. Уроки психологии с арт-терапией в проекте инновационной профилактической деятельности школы. Сборник статей по материалам XLVI международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» №11(46). Новосибирск: Изд. «Сибак», 2014. — С33-42
  6. Валанова Н.М.Технологии внутренней оценки качества образования в начальной школе. Сборник статей по материалам XLVIII международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» №1(48). Новосибирск: Изд. «Сибак», 2015. — С 11-20
  7. 7.Копытин А.И.Арт-терапия детей и подростков. М.:»Когнито-центр», 2007-197с
  8. 8.ЛебедеваЛ.Д. Практика арт-терапии:подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2008 -256с
  9. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография. СПб.:Речь; М.: Сфера, 2008.-176с
  10. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. «Директор школы», №5, 2010, С 47-5118.
  11. ValanovaN.M. Monitoring of the health — the base strategy to prevent the problems  of  younger hoolboys/ International  scientific  professional  periodical  ioumal »  THE  UNITY  OF  SCINCE  » publishing  office  Friedrichstrase 10-Vienna — Austri. 2014,  s 91-99.[schema type=»book» name=»АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРИКЛАДНОМ АСПЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ» description=»В статье приводятся результаты многолетней деятельности в школе в здоровьесберегающем направлении, характеризующие проблемы личностно-ориентированного обучения. Обосновывается потребность в новых научных разработках и внедрение их в практическую деятельность современных систем образования.» author=»Валанова Нина Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found