Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРИКЛАДНОМ АСПЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРИКЛАДНОМ АСПЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ

Российское образование  вступило в новый этап своего развития,  связанный с введением  новых ФГОС. Поворот  к человеку, обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызваны интересом педагогов к концепции личностно-ориентированного образования: человекоцентрированного подхода в образовании (К.Рождерс), психолого-дидактической концепции, основанной на принципе субъективности (И.С.Якиманская), культурологической концепции личности (Е.В.Бондаревская) и др. Исторические корни личностно-ориентированного обучения авторы различных работ видят в педагогических идеях Я.А.Коменского. При всем различии концепций педагогов их объединяет стремление воспитать свободную личность, но становление декларируемого в образовательном учреждении личностно-ориентированного обучения обнаруживает серьёзные проблемы прикладного характера.

Опыт  работ в школе по разработке профилактической системы предупреждения проблем младших школьников, в частности, связанных с  психическим здоровьем [3,11], здоровьем личности, целью которых является своевременное изменение стратегии обучения при обнаружении латентных опасностей и рисков: тенденций к неврозу, «болезни личности», психосоматических заболеваний — болезней адаптации, субдепрессивных состояний, отверженность  в  коллективе,   аутоагрессия,  аддиктивное поведение,  «синдром неуспешной личности», выявил некоторые особенности. Противоречия, на наш субъективный взгляд, между:

открывшимися в ходе  реформ в образовании  новыми возможностями,  заложенными в содержание образования гуманистическими ценностями личностно-ориентированного обучения  и недостаточным использованием их потенциала в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, некоторой инерционностью присущих   процессов.

потребностью педагогической практики в научном  осмыслении инновационных процессов, происходящих в современной школе, и недостаточным количеством научно-прикладных  исследований, охватывающих весь спектр актуальных педагогических и психологических проблем.

Запросы практики, новые общественные потребности; социальные задачи  и реальное состояние дел, являющееся их источником, диктуют необходимость совершенствования методов научного исследования, уточнения системы психологических и педагогических категорий в обустройстве требуемого пространства  становления личности. Поэтому результаты работ  профилактического направления  — мало разработанного вида деятельности психолога, но практическая значимость которого отмечается всеми специалистами, имеющими отношение к школьной психологической службе, освещаются с целью привлечения внимания научной общественности к  проблемам типичной школы.

Психологическая модель личностно-ориентированного обучения до последнего времени сводилась к предсказанию различий в познавательных способностях учащихся, которые в образовательном процессе проявляются в обучаемости, индивидуальных способностей к усвоению знаний. Поэтому и заключалась во фрагментарной диагностической и консультативной деятельности психолога. ФГОС диктует новое содержание происходящих процессов и необходимость  понимания и удержания специалистами полноты их смысла при обустройстве пространства становления личности. В педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности. Наряду с интериоризацией (переводом внешних воздействий во внутренний план личности), которая прежде рассматривалась как главный механизм личностного развития (социализация), важное значение придаётся персонализации, самоидентификации, стремление к самоактуализации и другим внутренним механизмам индивидуального саморазвития.

В личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: образование личностных смыслов учащегося к жизни, развивающее обучение, педагогическая поддержка, становление детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка.   Суть личностно-ориентированной педагогики по И.Якиманской составляет признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Затем весь процесс строится на основе этого главного положения.

Однако  наукой отмечаются психолого-педагогические проблемы школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. Исследованиями Академии наук РСФСР отмечается рост  числа  нервно-психических заболеваний детей к младшему подростковому возрасту [10], увеличение пограничных расстройств к концу учебного года у первоклассников до 50-70% по сравнению с его началом (20%) – по данным  Института Физиологии РАО (1). По разработанным   в школе  нейропсихофизиологическим индикаторам в процессе мониторинга здоровья [3,11] выявлено 34% учащихся,  воспитание и обучение которых,  требовало индивидуального подхода (субъектно-деятельностного и антропологического) с учётом особенностей развития,  адекватного применения профессионалом – педагогом  техник, приёмов, методов в  учебно-воспитательном процессе, и  личностно-ориентированном обучении. В это число вошли:   4,5%   учащихся с признаками ММД;   7,2%  детей с признаками лёгких органических нарушений, 3,6%   учеников с истощением, утомлением, характерным для хронических заболеваний;  5,4%  — с риском заболевания вегетативной нервной системы;   13,4%    учащихся с отрицательным фоном настроения.

Такой процент школьников требовал индивидуального подхода с учётом возрастных, психофизиологических  и индивидуальных составляющих и здоровьесберегающих педагогических особенностей: умение организационной деятельности, творческий поисковый стиль, конкретность  мышления, умение выделять главное, чувство меры в исполнении тех или иных форм и методов педагогического воздействия, эмоциональная отзывчивость, контактность в общении. Для того, чтобы в  образовательном процессе  создать  основные  психолого-педагогические  условия  формирования психически здоровой личности необходимо наличие положительного эмоционального фона, личность значимого взрослого, предъявление требований к воспитаннику с учётом возрастных и индивидуальных особенностей,  равномерное чередование психофизического напряжения с расслаблением, строго продуманная и соблюдаемая система поощрений и наказаний.

Личностно-ориентированный  подход связан с индивидуализацией, которая рассматривается как психологический механизм превращения педагогических воздействий в фактор развития личностных качеств ученика. В этом типе обучения (И.Якиманская) выделяются такие особенности, как  уважение к личности ученика, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости (субъектности), обучение, направленное на развитие личности учащегося, оригинального построения содержания и методов обучения, поиск новых форм и средств обучения.

Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизненного пространства и требуют  соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения. При этом к дидактическим особенностям школы, предрасполагающим к нарушению личностного развития, наука относит: унижения и гонения в школе, как фундамент развития психосоматических заболеваний во взрослой жизни; запугивание и перегрузки, которые являются причиной  дидактогенных неврозов; а также  конфликтные отношения в семье и школе  у детей в 7 лет, которые могут привести к дидактогенным депрессиям. Кроме профессиональной тревожности и недостаточного развития коммуникативных способностей учителей, психологический климат может быть причиной  прогрессирующей невротизации школьников, которые значительную часть жизни проживают в невротизирующей среде, во многом определяющейся недостаточной психологической толерантностью администрации и педагогов, когда любые противоречия между администрацией и учителями сказываются на учащихся.

Следует отметить основополагающие идеи психологии здоровья, в возникновении проблем с которым,  отводится место  психосоциальным  факторам. Концепция Маслоу  с обоснованием склонности личности к  неврозу из-за неудовлетворённой потребности в безопасности, сопричастности, уважении, признании;  объяснение  психодинамической теории психологической основы депрессий внутренним бессознательным конфликтом  (переживание гнева, обиды на окружающих в сочетании с потребностью быть всегда хорошим, добрым и сохранить расположение близких);  склонностью к  соматизации, связанную  с запретом на переработку и выражение эмоций  страха, агрессии (А. Б.Холмогорская и Н.Г.Гаранян).

Исходя из примата субъектности ученика в личностно-ориентированном обучении  определяются содержание и методы (способы, приёмы) учебного процесса и главное — стиль взаимоотношений учителя и ученика. Способ реализации человеком своей человеческой сущности (С.Л Рубинштейн) проявляется через отношение к другому субъекту в процессе деятельности, открывающей и усиливающей сущность другого субъекта. Учитель с классом, которые достигают высокого уровня взаимодействия, достигает его в определённый момент понимания, и это ведёт к результату. В этом суть полисубъектного подхода, определяемого Стандартами. Зависимость-самостоятельность, принятие — непринятие, система принуждения ((И.В.Вачков)  — это  психологические составляющие категории типов педагогов   при обучении.

Адекватные личностно-ориентированные педагогические технологии — это авторские технологии, «выращенные» в опыте. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуальности развития  ребёнка, предоставление им необходимой степени свободы для принятия самостоятельных решений, выбор содержания и способов поведения, сотворчество учителя и учащих.

В здоровьесберегающем направлении  в процессе апробации мониторинга здоровья в начальной школе [11]  среди прочих факторов (численности класса, профилактических работ психолога, опыта работы учителя), которые влияют  на  риски эмоционально-личностных нарушений,  выделена эффективная модель общения педагога.   Показатели психического здоровья  по обучению детей, с  так называемой личностной  моделью  взаимодействия,  в 1 классе  в отличие от других, дисциплинарных моделей, значительно «расходятся». Для данной модели и педагога характерно терпимое отношение к детям (сострадание, эмпатия, выдержка, самообладание).Изучая работы других исследователей в контексте психологических особенностей педагогической деятельности, стиль педагогического общения, среди других факторов (успешность в учёбе и возраст детей) оказывает влияние    на формирование ценностей дошкольников и младших школьников, что сказывается на духовно-нравственном развитии детей в приоритетном направлении новых  Стандартов. Они  оказывают определяющее значение на формирование отношения к понятиям «счастье», «справедливость», «дружба», «доброта», «восхищение» [9].

Существующая зачастую несостоятельность традиционных психологических  методов работы (просветительское и консультативное направление) в новой практике школы обусловила апробацию новых технологий с целью адекватного психолого-педагогического сопровождения  в новых условиях реформы[4,5]. Одним из таких направлений является творческое самовыражение с элементами Арт-терапии. Гармонизация личности младшего школьника  творческим самовыражением  с элементами арт-терапии позволила корректировать неадекватные когнитивные, эмоциональные и поведенческих стереотипы. Арт-терапия в образовании (не арт-педагогика) — это системная инновация[8], которая имеет неклиническую направленность и рассчитана на потенциально здоровую личность, когда на первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации.

Результаты многолетней работы показали эффективность применения техник арт-терапии как прогрессивной психологической помощи, востребованной всеми субъектами образовательного процесса. Поступательное или даже форсированное развитие различных психических процессов и подсистем личности ребёнка и позитивные личностные изменения, становление уверенного свободного человека с максимальным раскрытием целостности личности и индивидуальности, умением защищать свои права, отказывать  в чем-либо, например,  для предупреждения психосоматических заболеваний и субдепрессивных состояний,  происходит в обстановке уважения к личности ребёнка с предоставленной  ему высокой степенью свободы и самостоятельности в процессе деятельности, наполненной разным «креативным» содержанием. Динамика происходящих изменений в процессе работы может быть охарактеризована как движение от бессознательного к смыслу, от слабости — к силе, от фрагментарности — к единству, от неуверенности в себе- к самодостаточности [7].

Из ценностного отношения к ребёнку вырастает понимание цели личностно-ориентированного отношения образования: не сформировать и даже не воспитывать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией (Е.В.Бондаревская).

Внутренняя оценка качества образовательного процесса в школе [6], построенная на анализе психического развития и психического здоровья   может представить объективную картину созданных условий личностно-ориентированного обучения. Проектирование, экспертиза, мониторинг психологических условий  и результатов образовательной деятельности  включены в психологическое  обеспечение начального образования как новое и  предполагает  высокий уровень профессионализма специалиста. В иерархической структуре образовательной системы на микроуровне, уровне образовательного учреждения деятельность административного аппарата, не обеспеченная в достаточном объёме необходимыми компетенциями, построенных на глубоко психологичной основе ФГОС (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин) осложняется. Потребность получения всеми субъектами образовательного процесса адекватных возникающим проблемам знаний, на наш взгляд, определяет  и кардинальный пересмотр  методического обеспечения на  мезоуровне образовательной системы (институты повышения квалификации, управления образования).

Таким образом, актуальные проблемы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития общества диктуют необходимость новых научных разработок по данному направлению и выраженную потребность во внедрении этих знаний и результатов научно-прикладных исследований в  практическую деятельность современных систем образования.

Литература

  1. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся: Справочник руководителя образовательного учреждения. №8.   2009.- С65-74
  2. Валанова Н.М. Информация для родителей. Н.Новгород: Поволжье,2008.- 287с
  3. Валанова Н.М. Новые здоровьесберегающие технологии в системе профилактической деятельности образовательного учреждения. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции «Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии»- Новосибирск., ООО»ЦСРНИ», 2014,с 80-92.
  4. 4.Валанова Н.М. Арт-терапия в условиях школы на этапе предупреждения проблем в развитии личности/Cб.ст. по материалам XLI международной научно-практической конференции  «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» №6(41) Новосибирск: Изд. «Сибак», 2014 С.12-17
  5. 5.Валанова Н.М. Уроки психологии с арт-терапией в проекте инновационной профилактической деятельности школы. Сборник статей по материалам XLVI международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» №11(46). Новосибирск: Изд. «Сибак», 2014. — С33-42
  6. Валанова Н.М.Технологии внутренней оценки качества образования в начальной школе. Сборник статей по материалам XLVIII международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» №1(48). Новосибирск: Изд. «Сибак», 2015. — С 11-20
  7. 7.Копытин А.И.Арт-терапия детей и подростков. М.:»Когнито-центр», 2007-197с
  8. 8.ЛебедеваЛ.Д. Практика арт-терапии:подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2008 -256с
  9. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография. СПб.:Речь; М.: Сфера, 2008.-176с
  10. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. «Директор школы», №5, 2010, С 47-5118.
  11. ValanovaN.M. Monitoring of the health — the base strategy to prevent the problems  of  younger hoolboys/ International  scientific  professional  periodical  ioumal »  THE  UNITY  OF  SCINCE  » publishing  office  Friedrichstrase 10-Vienna — Austri. 2014,  s 91-99.[schema type=»book» name=»АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРИКЛАДНОМ АСПЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ» description=»В статье приводятся результаты многолетней деятельности в школе в здоровьесберегающем направлении, характеризующие проблемы личностно-ориентированного обучения. Обосновывается потребность в новых научных разработках и внедрение их в практическую деятельность современных систем образования.» author=»Валанова Нина Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found