Святейший Патриарх Кирилл 24 ноябрь 2014 г. на открытии V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров твердо и однозначно указал: «Сегодня миссионерская тема ― это главная тема Церкви». Развивая свою мысль, Первоиерарх РПЦ отметил: «… любое направление церковной деятельности должно быть сопряжено со свидетельством о Христе Распятом и Воскресшем» [1].
Говоря о развитии деятельности вновь учрежденных епархий, что верно и для давно существующих, Патриарх отметил, что первоочередной задачей следует определить создание «миссионерской карты». В этом документе должны быть отражены приоритетные направления работы, в частности, в медицинских и социальных учреждениях. Именно эти учреждения являются объектами внимание социальных церковных работников.
По итогам работы V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров был принят нормативно-методический документ Синодального миссионерского отдела РПЦ «Миссия Церкви в социальных учреждениях» [3].
Съездом определено, что миссия Церкви в социальных учреждениях должна быть восстановлена в первую очередь как диаконическое служение, которое должно быть адресовано всем нуждающимся и не может быть увязано ни с национальной, ни с вероисповедальной принадлежностью. Проповедь же и катехизация не может быть навязанной, но должна осуществляться в отношении лиц, готовых и желающих их принять.
Ни в коей мере недопустимо ставить предоставление помощи в зависимость от желания человека принять православную веру или воцерковиться. Миссия в социальных учреждениях определена как свидетельство христианской любви, проявляющейся в делах милосердия.
В решении подчеркнуто, что формы, методы и объем миссии Церкви в социальном служении определяется типами социального учреждения или обслуживания, возрастными и другими особенностями граждан, составляющих «миссионерское поле» [2] конкретного социального учреждения.
Нужно помнить, что и сами социальные церковные работники, а в большей степени социальные работники внецерковных учреждений могут нуждаться в духовной поддержке и стать ядром «миссионерского поля», центральными субъектами приложения усилий Церкви на «миссионерской карте».
И здесь встает вопрос о соответствующей и квалифицированной профессиональной подготовке священнослужителей, социальных работников и их добровольных помощников, как в части специфики их прямой деятельности, так и в части осуществления ими миссионерского служения.
Для подготовки церковных социальных работников и миссионеров разработаны, в 2013 г. приняты Высшим Церковным Советом и одобрены Священным Синодом РПЦ, Церковные образовательные стандарты [5,6]. Вместе с тем, не разработаны программы (процедуры) совмещения этих стандартов для применения социальными работниками, в соответствии с Церковными представлениями о том, что каждый христианин есть проповедник Христа. Не решены вопросы специфики организации учебного процесса, как в плане теоретической, так и практической профессиональной подготовки. Обозначенная специфика, в частности, диктуется социальными, личностными, психическими, медицинскими, и иными особенностями тех категорий нуждающихся, с которыми предстоит контактировать работнику в его социальном служении.
Все эти и другие нюансы целесообразно учесть конкретному учебному заведению, принимающему на себя обязанности по подготовке специалистов по направлению «Социальная работа», в детально разрабатываемых учебных программах. При этом, опираясь на неизменную и вариативную части принятых стандартов, возможно использовать эффективные подходы для организации учебного процесса, превращая его в наиболее доходчивый, наглядный и промыслительный для учащегося.
Понятно, что, применительно к будущей деятельности церковных социальных работников, программы их теоретической подготовки и практики должны согласовываться и реализовываться во взаимодействии с миссионерскими отделами синодального и епархиального уровней, а в некоторых случаях и на уровнях благочиний, приходов и монастырей, если таковые являются «заказчиками» подготовки работников и «специализируются» на осуществлении социального вида служения.
Нормативный документ [3] достаточно подробно раскрывает задачи и функции определенные для общецерковного, епархиального, благочиннического (приходского, монастырского) уровней организации и реализации миссионерского служения социальных работников Церкви.
Следует особо подчеркнуть, и это делается в рассматриваемом документе, важность православной миссии в социальных учреждениях, поскольку страждущие люди, в силу болезней или неблагоприятных обстоятельств, особенно расположены к восприятию доброго слова и духовным поискам.
Обыденным сознанием принято считать, что Православная Церковь монополизировала социальную сферу и другим вероисповеданиям путь в социальные и другие учреждения чуть ли не закрыт. Реально же именно РПЦ, проявляя максимальную щепетильность, наиболее сдержано входит в доступные сегодня сферы миссионерской деятельности. Это проявляется и в выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и в цитируемом выше документе. В это время иные нехристианские и инославные миссионеры, сектантские адепты вполне легально ведут свою проповедническую деятельность, как в учебных, так и в социальных учреждениях.
Поэтому верным является всемерная активизация миссионерского служения во всех сферах приложения сил православных христиан, особенно в социальном служении.
Вторым документом съезда, важным для сферы социального церковного служения, является «Положение о приходской миссии Церкви» [4], переданное на рассмотрение и утверждение священноначалия.
Здесь однозначно указано (п. 3.1), что «Внешняя миссия на территории прихода включает в себя: … 3.1.3. Социальную миссию, включающую в себя работу в социальных и медицинских учреждениях – больницах, хосписах, приютах, детских домах, домах престарелых, обществах инвалидов и т.д.».
В подпункте 4.6, пункта 4 «Миссия внутри прихода», определяется такое деяние как: «Социальная миссия, направленная на оказание социальной помощи прихожанам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. …».
При этом подпункт 5.1 указывает на то, что «организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей» есть «миссионерское поручение» для члена приходской общины.
Таким образом, следует признать, что социальная церковная работа есть неотъемлемая часть миссионерского служения РПЦ. Верно и обратное: миссионерские деяния должны духом своим, а нередко и буквой, пронизывать социальное церковное служение.
Из сказанного следует, что в церковном ВУЗе недопустима разобщенность или несогласованность программ обще-профессиональной подготовки (ОПП) по социальной работе на базе ФГОСа и дополнительной образовательной программы (ДОП) «Богословие православной миссии». Наличие такого разрыва в теоретической подготовке слушателя (студента) приводит к отсутствию миссионерской составляющей в практическом социальном церковном служении, что противоречит христианской природе последнего.
Вернемся к проблеме теоретической и практической подготовки выпускника.
Центральной задачей следует определить четко сформулированное и развитое богословское обоснование неразрывности миссионерской деятельности РПЦ и ее социального служения. Начала обучения должно сопровождаться уяснением слушателями органического включения миссионерского аспекта в церковную социальную работу.
Как отмечалось выше, будущие социальные церковные работники являются первоуровневыми объектами миссионерского учебного воздействия. Однако их последующая практическая миссионерская деятельность, в свою очередь, направлена (целевым и естественным образом) на реализацию православной миссии среди трех категорий лиц:
- Помощников, непосредственно принимающих участие в социальной работе. Это могут быть как благотворители, так и разного рода добровольцы. Важность духовного развития этой категории лиц (мотивации доброделания, православной самоиндификации, укрепления внутренней позиции духовного взрастания) определяется тем, что они становятся в последующем усилителями, резонаторами, в конечном итоге – ретрансляторами православной миссии в социальном служении Церкви.
- Собственно объектов оказания социальной помощи. Здесь важно использование всего разнообразия совокупности форм и методов миссионерских действий: начиная от «личного примера» и заканчивая, в необходимых случаях, прямой проповедью Христа и Евангелия. Познание комплекса миссионерской деятельности является предметом изучения на специализированных кафедрах ВУЗа, целью же их использования является преображение объекта социальной помощи, способствование укреплению его духа и исцелению от недугов.
- Лиц, являющихся свидетелями оказания социальной помощи от лица Церкви. Социальные работники и их помощники, не скрывая свою религиозную принадлежность в повседневной деятельности, становятся невербальными (при необходимости и голосовыми) проводниками христианской морали и нравственности, являются примерами доброго делания. Целью такой формы воздействия на окружающих лиц может быть определено, как вовлечение их в сферу благотворительности и милосердия, так и ознакомление с церковными деяниями.
Таким образом, от духовного учебного заведения, как от миссионерского центра, генерируются потоки миссионерских дел, порождающих и пронизывающих всю последующую жизнедеятельность выпускников в социальной сфере церковной деятельности.
В теоретической подготовке студента могут быть использованы следующие подходы:
— исследование в учебном процессе примеров миссионерских деяний, где социальное служение явилось значимым фактором привлечения иноверцев и атеистов в православную (христианскую) веру;
— преподавание системы знаний, имеющей миссионерскую направленность и эффективно проявившую себя в сфере социального служения;
— создание видеорядов (презентаций) по ключевым дисциплинам и ситуациям, изучаемым в программах основного о дополнительного образования;
— целевая подготовка по вопросам специфики психологии личности различных подопечных, с которыми взаимодействует социальный работник;
— обучение решениям задач типа «не только, но и…» или «если…, то…» с целью коллективного поиска альтернативных (инвариантных) ответов на поставленные проблемы, с последующим разбором преподавателем, психологом и коллективом учащихся предложенных слушателями решений;
— моделирование «внезапных» ситуаций и отработка сценариев их разрешения, то есть использование имитационно-ситуационных подходов для анализа развития процессов, когда учащиеся моделируют возможные пути развития ситуаций из заданного состояния, также с последующим разбором;
— приглашение выпускников и организация «гостевых» лекций-бесед с целью уяснения учащимися актуальных задач и проблем по специальности, приоритетных знаний, особо необходимых в дальнейшей работе, изучения практического опыта специалистов, разбора «нештатных» ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности (подобные встречи могут явиться «положительной обратной связью» для корректировки учебного процесса, изменения акцентов преподавания).
Получение-передача знаний признано является целью учебного процесса, но более важным следует признать получение выпускником устойчивых профессиональных навыков и умений, жизненного опыта. На решение этой центральной проблемы должны быть направлены практические (семинарские) занятия, производственные и преддипломные практики, система учебно-практических послушаний студентов.
Для усвоения навыков поведения в ситуациях, которые могут встречаться в жизни и профессии, возможно применение таких учебных форм, как:
— расширенная теоретическая и практическая подготовка учащихся к использованию в своей профессиональной деятельности такой формы взаимодействия, как «рассказ-беседа», поскольку эта форма является универсальным средством общения в социальном и миссионерском служениях;
— внедрение в учебный процесс «ролевых игр», когда студент исполняет последовательно различные роли в некоторых заданных ситуациях, и далее по каждому участнику и каждой его роли дается заключение психолога и преподавателя-специалиста;
— постановка всем учащимся, в ходе прохождения практики (например, в церковных социальных учреждениях) миссионерских задач, определение путей их достижения и обеспечение практической реализации. Конкретные актуальные миссионерские задачи ставятся по согласованию с руководством учреждения, с отражением этих задач и результатов их выполнения в дневнике практики. Миссионерская составляющая практики может иметь установленный балл в интегральной оценке ее результатов;
— привлечение студентов социального профиля к участию в организованных миссионерских экспедициях и иных миссионерских мероприятиях, с предварительным согласованием персональных задач первых в части социального церковного служения;
— организации проведения производственных и преддипломных практик в местах деятельности выпускников ВУЗа, занимающихся социальным и миссионерским служением, способных на личном опыте показать формы и методы социальных и миссионерских деяний с различными категориями подопечных. Такая практика поможет учащимся получить благоприятную помощь, находится на острие проблем, пройти профориентацию и самоопределение, принять участие в развитии традиций учебного заведения, социального и миссионерского служений;
— назначение для будущих социальных работников миссионерских послушаний, как установленной доли в общем числе их учебно-практических послушаний.
Понятно, что внедрение предложенных инноваций предъявляет существенно более высокие требования к квалификации преподавательского состава и его самоотдаче, требует дополнительных ресурсов (кадровых и материально-денежных), оптимизации учебного плана (процесса).
Вместе с тем, обозначенные подходы открывают пути для межвузовского взаимовыгодного общения и совместной научно-методической деятельности, как на формализованной, так и на неформальной основах, возможности для вовлечения студентов в активный учебный процесс и студенческую научно-исследовательскую работу (НИРС). И все это – в единстве социального и миссионерского служений.
Список литературы:
- Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров. 24 ноябрь 2014. Сайт «Портал-миссия.рф», официальный портал Синодального миссионерского отдела РПЦ, URL: https://портал-миссия.рф/index.php/novosti/item/vystuplenie-svyatejshego-patriarkha-kirilla-na-otkrytii-v-vsetserkovnogo-s-ezda-eparkhialnykh-missionerov (дата актуализации 18 февраля 2015 г.).
- Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Документ утвержден определением Священного Синода РПЦ 27 марта 2007 г. (Журнал №12). Сайт «Портал-миссия.рф», официальный портал Синодального миссионерского отдела РПЦ, URL: https://портал-миссия.рф/index.php/item/kontseptsiya-missionerskoj-deyatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi (дата актуализации 18 февраля 2015 г.).
- Нормативно-методический документ Синодального миссионерского отдела РПЦ «Миссия Церкви в социальных учреждениях», принят 24.11.2014 г. V Всецерковным съездом епархиальных миссионеров. Сайт «Портал-миссия.рф», официальный портал Синодального миссионерского отдела РПЦ, URL: https://портал-миссия.рф/index.php/novosti/item/proekty-dokumentov-v-vsetserkovnogo-s-ezda-eparkhialnykh-missionerov (дата актуализации 18 февраля 2015 г.).
- «Положение о приходской миссии Церкви», принято 24.11.2014 г. V Всецерковным съездом епархиальных миссионеров. Сайт «Портал-миссия.рф», официальный портал Синодального миссионерского отдела РПЦ, URL: https://портал-миссия.рф/index.php/novosti/item/proekty-dokumentov-v-vsetserkovnogo-s-ezda-eparkhialnykh-missionerov (дата актуализации 18 февраля 2015 г.).
- Церковный образовательный стандарт по подготовке социальных работников. Документ принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 г. и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 г. (журнал № 74).
- Церковный образовательный стандарт по подготовке миссионеров. Документ принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 г. и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 г. (журнал № 74).[schema type=»book» name=»АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА – ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА В ДУХОВНОМ ВУЗЕ » author=»Смулов Алексей Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]