В школе 16% девочек и 28 % мальчиков занимаются в спортивных секциях. У основной массы школьников мотивированный интерес к занятиям спортом возникает в переходном возрасте. Однако к этому времени оказываются пропущенными сенситивные периоды развития физических качеств. Поэтому большинство юношей и девушек не могут добиться высоких спортивных результатов. Кроссфит помогает восполнить этот пробел в физическом развитии. Кроссфит – это круговая тренировка без отдыха, при которой выполняются упражнения одно за другим без отдыха (либо с минимальным отдыхом). Как правило, упражнения используются базовые многосуставные такие как: приседания, становая тяга и другие различные тяги, толчки, рывки, подтягивания, отжимания и т.д. все это для того чтобы вовлечь в работу как можно больше количество мышц.
Помимо этого так же используются упражнения из других различных видов спорта (гиревой спорт, тяжёлая атлетика, спортивная гимнастика, гребля, легкая атлетика и т.д.), где упражнения выполняются с высокой интенсивностью.
Нами культивируется кроссфит, включающий бокс и гиревой спорт. Сочетание двух видов спорта формирует аэробные и анаэробные энергетические системы организма. Соревнования регламентируются практически одним временем (в пределах 10 минут). Комбинирование двух видов спорта имеет профессионально – прикладное значение для лиц призывного возраста в Армию.
Анализ различных программ обучения боксу [1–15] показал, что все они ориентированы либо на ДЮСШ, где подготовка боксёров начинается с 10–12 лет, либо на школу высшего спортивного мастерства. Старшие школьники начинают заниматься боксом в возрасте 15 лет и даже старше.
Возрастные группы 10–12 и 15–16 лет имеют существенные отличия:
1) психологические особенности: в возрасте 15–16 лет человек имеет более совершенную психическую и психологическую устойчивость, проявляет осознанность в своих действиях, делах и поступках [21, 22], В этом возрасте юноши и девушки готовятся к призыву на военную службу в ряды Российской армии.
2) согласно действующим обязательным программам для спортивных организаций [1–15], возрастной период 15–16 лет – это этап спортивного совершенствования, основными задачами которого являются развитие спорта высших достижений, отбор перспективных спортсменов для достижения ими высоких и стабильных результатов посредством комплексного совершенствования всех сторон мастерства спортсмена, позволяющих войти в состав сборных команд России. У старших школьников же в этом периоде осуществляется начальная подготовка, то есть обучение основам бокса и гиревого спорта;
3) к физиологическим отличиям относятся сенситивные периоды развития двигательных качеств, а также факторы, ограничивающие нагрузку в этом возрасте.
При таких значительных отличиях нельзя одинаково подходить к обучению основам бокса и гиревого спорта молодежи с позиции подготовки детей 10–12 лет. Если в 10–12 лет можно наиболее эффективно развивать ловкость, гибкость, быстроту и скоростно-силовые качества, а развивать силу и выносливость ещё рано, то в 15–16 лет максимально развиваются сила и выносливость, а остальные качества уже должны быть сформированы [18–20] (табл. 2).
Таблица 1
Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств
Морфофункциональные показатели, физические качества |
Возраст, лет |
||||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Рост | + | + | + | + | |||||||
Мышечная масса | + | + | + | + | |||||||
Быстрота | + | + | + | + | + | ||||||
Скоростно-силовые качества | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Сила | + | + | + | + | |||||||
Выносливость (аэробные возможности) | + | + | + | + | + | + | |||||
Анаэробные возможности | + | + | + | ||||||||
Гибкость | + | + | + | + | + | + | |||||
Координационные способности | + | + | + | + | |||||||
Равновесие | + | + | + | + | + | + | + | + |
По нормативным документам программа обучения групп начальной подготовки (поурочные планы) рассчитана на 2 года при трёхразовых занятиях в неделю.
Факторы, ограничивающие нагрузку в возрасте 10–12 лет:
– недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;
– возрастные особенности физического развития;
– недостаточный общий объем двигательных умений.
Поэтому для возрастной группы 10–12 лет оправдано соотношение средств физической и технико-тактической подготовки. Оно в процентном отношении выглядит следующим образом: общая и специальная физическая подготовка – 75–80%, технико-тактическая подготовка (обучение основам бокса и гиревого спорта) – 20–25%. Из нормативной документации следует, что в возрасте 13–14 лет подросток уже должен заниматься на уровне учебно-тренировочной группы. Это предполагает совсем другое соотношение средств физической и технико-тактической подготовки. Общая и специальная физическая подготовка занимает 60–70% времени, а технико-тактическая – 30–40%. Соответственно объём выполняемой работы увеличивается в 2–3 раза, с 312–468 до 624–940 часов (табл. 2,3).
Таблица 2
Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки
по годам обучения, %
Вид подготовки |
Этап |
||||||
спортивно-оздоровительный | начальной
подготовки |
учебно-
тренировочный |
спортивного
совершенствования |
||||
Весь
период |
1-й год | Свыше
1-го года |
До 2-х
лет |
Свыше
2-х лет |
1-й год | Свыше
1-го года |
|
Общая физическая | 60 | 60 | 55 | 45 | 30 | 35 | 40 |
Специальная
физическая |
30 | 20 | 20 | 25 | 30 | 30 | 25 |
Технико-тактическая | 10 | 20 | 25 | 30 | 40 | 35 | 35 |
Таблица 3
Примерный учебный план на 52 недели учебно-тренировочных
занятий в ДЮСШ и СДЮШОР, часов
Вид подготовки |
Этап |
||||||
спортивно-оздоровительный | начальной
подготовки |
учебно-
тренировочный |
спортивного
совершенствования |
||||
Весь
период |
1-й
год |
2-й и
3-й год |
1-й и
2-й год |
Свыше
2-х лет |
1-й
год |
2-й и
3-й год |
|
Общая физическая | 178 | 178 | 249 | 256 | 263 | 383 | 485 |
Специальная физическая | 90 | 60 | 90 | 142 | 263 | 330 | 300 |
Технико-тактическая | 30 | 60 | 113 | 170 | 350 | 380 | 420 |
Теоретическая | 6 | 6 | 6 | 22 | 24 | 30 | 32 |
Контрольно-переводные
испытания |
4 | 4 | 6 | 12 | 12 | 20 | 28 |
Контрольные соревнования | – | – | – | 6 | 8 | 60 | 80 |
Инструкторская
и судейская практика |
– | – | – | 4 | 6 | 10 | 36 |
Восстановительные
мероприятия |
– | – | – | 8 | 10 | 30 | 70 |
Медицинское обследование | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Всего | 312 | 312 | 468 | 624 | 940 | 1248 | 1456 |
За 4 года тренировок молодые люди выполняют все требования по общефизической подготовке (ОФП), специальной физической подготовке (СПФ), а также технико-тактической подготовке (ТТП). Группы спортивного совершенствования формируются из спортсменов 17 лет, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта или мастера спорта. Объём выполняемой тренировочной работы у них составляет 1248–1456 часов в год, а по той же нормативной документации сокращение недельной нагрузки разрешается, но не более чем на 25%.
Вывод прост. Необходимо пересмотреть систему обучения (начальной подготовки) для старшего возраста по соотношению средств физической и технико-тактической подготовки в сторону именно технико-тактической.
Кроме того, в действующих программах упущены естественные сенситивные периоды развития физических качеств [20, 24, 25]. Их компенсация обеспечивается наращиванием интенсивности тренировочного процесса, что требует перепланирования соотношения средств физической и технико-тактической подготовки на весь период обучения в старших классах, а затем в вузе.
В связи с выявленными проблемами решения требуют следующие задачи:
а) интенсификация тренировок путём совершенствования восстановительного процесса организма;
б) модификация имеющихся тренажёров для инновационного подхода обучения технике движения спортсменов;
в) алгоритмическое построение тренировочного процесса.
Предложенная авторами программа обучения студенческой молодежи позволяет научить азам бокса и гиревого спорта при двухразовых занятиях в неделю физической культурой. Необходимо учитывать, что часть учеников будет заниматься боксом и гиревым спортом в оздоровительном режиме (спортивно-оздоровительные группы). Поэтому школьники данной категории обосабливаются в отдельную группу, поскольку после освоения ими начальных приёмов бокса и гиревого спорта задача дальнейшего совершенствования мастерства перед ними не ставится.
Школьникам необходимо форсировать развитие физических качеств, которые не были развиты ранее. В программе, предложенной авторами, наибольшее внимание уделяется скоростно-силовым качествам юношей и девушек (табл. 4).
Таблица 4
Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств
студентов-боксёров
Морфофункциональные показатели, физические качества |
Возраст, лет |
|||
16 | 17 | 18 | 19 | |
Рост | + | + | ||
Мышечная масса | + | ++ | + | + |
Быстрота | ++ | + | + | + |
Скоростно-силовые качества | +++ | + | + | + |
Сила | + | + | + | + |
Выносливость (аэробные возможности) | ++ | + | + | + |
Анаэробные возможности | + | ++ | ||
Гибкость | + | + | + | + |
Координационные способности | ++ | + | + | + |
Равновесие | + | + | + | + |
Естественно, что такое изменение соотношения средств физической и технико-тактической подготовки отражается в предлагаемой учителем физической нагрузке.
Школьники тренировались по следующей схеме, обусловленной физиологической последовательностью протекающих в организме биохимических процессов (табл. 5). Учитывая специфику тренировки боксёров и гиревиков, а также возраст акцент ставился на развитие физического качества — скоростную силу [21]. Поэтому её развитию уделяется большее внимание, и соответственно отводится времени в тренировочном процессе. Этот порядок тренировки обусловлен физиологическими особенностями деятельности организма. % указывает количество нагрузки и времени, уделяемые развитию физического качества.
Развитие выносливости достигается длительной циклической работой с гирями. Упражнения комплекса развивающих упражнений повторяются в равномерном темпе до появления утомления.
Таблица 5
Месячный план тренировок развития физических качеств,
процентное соотношение времени тренировки
Физическое качество |
Месячный цикл тренировок |
|||
I-я неделя | II–я неделя | III-я неделя | IV-я неделя | |
Выносливость | 10% | 10% | 15% | 15% |
Сила | 15% | 20% | 5% | 15% |
Скоростная сила (быстрота) | 40% | 50% | 65–70% | 30% |
Силовая выносливость | 35% | 20% | 10% | 40% |
Для развития силы применяется небольшое отягощение, позволяющее повторить упражнение 8–10 раз. В зависимости от подготовленности спортсмена можно повторить упражнения в комплексе упражнений от трёх до шести подходов. Скоростную силу развивают упражнения с отягощениями, составляющими 25%–50% от веса, применявшегося в упражнениях на развитие силы, но выполняющиеся с повторением 20–30 раз за определённый промежуток времени до появления утомления. Силовая выносливость вырабатывается с отягощениями, достигающими 75–85% от веса для развития силы с максимально возможным числом повторений данного упражнения.
Таким образом, несмотря на недостаточность тренировочного времени, практическая работа авторов демонстрирует высокую физическую подготовку школьников, которая проводится в короткие сроки на базе инновационных технологий.
Список литературы:
- Бокс: Программа для спортивных секций коллективов физической культуры / Комитет по физической культуре и спорту при СМ СССР. М., 1954. 63 с.
- Бокс: Программа для спортивных секций коллективов физической культуры / Комитет по физической культуре и спорту при СМ СССР. М., 1958. 55 с.
- Бокс: программа для детских спортивных школ / Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР. М.: Физкультура и спорт, 1960. 75 с.
- Бокс: программа для детских спортивных школ / Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР. М.: Физкультура и спорт, 1962. 72 с.
- Бокс: программа для педагогических факультетов институтов физической культуры / Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР. М.: Физкультура и спорт, 1964. 24 с.
- Бокс: программа для спортивных факультетов институтов физической культуры (курс специализации) / Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР; метод. кабинет ГЦОЛИФКа. М., 1965. 38 с.
- Бокс: программа для школ тренеров / Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР; метод. кабинет ГЦОЛИФКа. М., 1965. 25 с.
- Бокс: Программа для спортивных секций коллективов физической культуры / сост. А.И. Булычев; Центр. Совет Союза спорт обществ и организаций СССР; Метод. кабинет ГЦОЛИФКа. М., 1967. 48 с.
- Бокс: Программа для секций коллективов физической культуры средних школ / Центр. Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР. М., 1968. 48 с.
- Бокс: Программа для спортивных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов / Комитет по физической культуре и спорту при СМ СССР, программно-методический отдел. М.: Физкультура и спорт, 1972. 64 с.
- Бокс: Программа для спортивных и педагогических факультетов институтов физической культуры (курс специализации) / Комитет по физической культуре и спорту при СМ СССР / сост. А.И. Булычев. М., 1974. 58 с.[schema type=»book» name=»АКТУАЛЬНОСТЬ КРОССФИТА В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЁЖИ» author=»Хомяков Геннадий Константинович, Ступников Андрей Николаевич, Цуккер Леонид Гарриевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]