Выполненный нами анализ литературы по междисциплинарному изучению средового фактора, оценки степени его влияния на развитие различных сторон, свойств и качеств личности показал, что в отечественной философии, психологии и педагогике на сегодняшний день с большей либо меньшей обстоятельностью исследуются такие разнотипные среды как информационно-коммуникационная среда (С.В. Зенкина, Е.О. Кубякин, Л.М. Мартынов, С.Л. Мякишев, И.Н. Розина и др.), образовательная среда (И. А. Баева, В.Т. Воронцова, Ю.С. Мануйлов, Т.В. Менг, В.И. Слободчиков, Л.И. Холина, Г.Г.Шек, В.А. Ясвин и др.), социокультурная среда (Г.Х. Азашиков, Е.А.Бурдуковская, М.М. Князева, Н.Б. Крылова, И.В. Лебедева, Н.Ф. Хилько, С.Н. Унарова и др.), профессионально-ориентирующая среда (М. Я. Виленский, А.В. Петухова, Л.К. Пикулева, М.В. Хлопов, М.С. Чванова и др.), поликультурная среда (В.И. Бондаренко, В.В. Гладких, В.Н. Гуров, Н.П. Едыгова, О.В. Михайлова, А.Е. Шабалдас и др. ) и др.
На наш взгляд, каждая из этих сред для педагога-воспитателя, приоритетно решающего в своей профессиональной деятельности задачи воспитания, содержит в себе свой определённый потенциал профессионально-личностного развития, который современная психолого-педагогическая наука должна выявить и обратить в практику активизации процесса подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации. Для этого необходимо осуществить обобщение накопленных теоретических знаний, нужны соответствующие модели, в том числе и модели организации профессионально-развивающей образовательной среды в постдипломном образовании[6]. Известный отечественный педагог А.П. Пинкевич подчёркивал, что среда создается в целях педагогического воздействия [7], в результате чего она становится педагогически освоенным средством обучения, воспитания и развития.
Ведущим условием эффективного самоопределения слушателей курсовой подготовки относительно задач непрерывного профессионально-личностного развития является педагогизация внутригрупповой среды профессионального общения, в которой процессы продуктивного профессионально-личностного самоизменения могут быть ускорены «если группообразование и развитие группы в коллектив не только ведут к групповому самоопределению участника группы, но и сами ценности коллектива носят педагогический характер»[1, с. 62].
Процесс педагогизации среды профессионального общения педагогов-воспитателей, повышающих свою квалификацию, должен быть обязательно связан с решением задач проектирования результатов развития личности. В своём исследовании, посвящённом вопросам воспитания через среду, Ю. С. Мануйлов поставил к педагогическому обсуждению проблему средового продуцирования воспитательного результата и предложил отработку технологии формирования и развития определённого типа личности через среду[4,5]. Основываясь на выделенных этим учёным теоретико-методологических положениях, можно предположить, что, преподаватели курсовой подготовки могут целенаправленно проектировать результат средового воздействия на определённые свойства и качества личности педагога как воспитателя-профессионала, организуя среду профессионального общения как особого рода педагогическую систему, способную активизировать процесс профессионально-личностного развития слушателей.
Среда профессионального общения определяется нами как оптимальная совокупность психолого-педагогических, организационно-методических условий, факторов и влияний, способствующих мобилизации базовых компетенций педагога-воспитателя, непрерывному наращиванию различных сторон и свойств его профессионализма, обогащению его личностного воспитательного опыта средствами профессионального общения.
В среде профессионального общения, складывающейся в малой учебно-образовательной группе, требуется специальная работа по взаимоактуализации субъектных позиций слушателей, результатом такой взаимоактуализации выступает возникающая общность взглядов, интересов, норм поведения, ценностных установок, а также специфический общий «оттенок в идейной и эмоциональной атмосфере группы» (Л.П. Буева).
Принципиальное значение для педагогически целесообразной организации среды профессионального общения педагогов-воспитателей в процессе повышения квалификации имеет целевая методологическая установка на обеспечение единства профессиональных и личностных качеств данной категории педагогических работников (Л. И. Боровиков, Л.М. Митина, Н.А. Эверт и др.).
Исходя из диалектически последовательной, сбалансированной схемы сопряжения личностного и профессионального мы попытались выделить в качестве следствия активизации профессионально-личностного развития педагога-воспитателя, следующие стадии приращения его профессионального воспитательного опыта в среде профессионального общения, на эмпирическом уровне зафиксированные нами в процессе повышения квалификации:
- Стадия развития воспитательного опыта педагога, связанная с активным, сознательным и целеустремлённым овладением слушателями базовыми знаниями, умениями и навыками профессиональной воспитательной деятельности, необходимыми для их каждодневного практического применения;
- Стадия развития воспитательного опыта педагога, выражающаяся в стремлении достичь оптимальных пропорций в соотношении приобретаемых теоретическо-методических компетенций и компетенций операционально-деятельностного уровня, что приводит к возникновению особого позиционно-личностного состояния, позволяющего педагогу достигать стабильных воспитательных результатов за счёт гибкого реагирования на любую моделируемую в процессе повышения квалификации проблемную воспитательную ситуацию, как методико-теоретическим знанием, так и операционально-практическим действием.
- Стадия развития профессионального воспитательного опыта педагога, выражающаяся в высоком профессиональном мастерстве, которое проявляется в наличии индивидуального стиляпрофессиональной воспитательной деятельности, готовности к активной самостоятельной творческой деятельности, стратегически и тактически осмысленному профессионально-личностному саморазвитию в среде профессионального общения.
Не претендуя на окончательное решение проблемы управления профессиональным развитием личности педагога-воспитателя, укажем, что в процессе повышения квалификации интегративным результатом системно сконцентрированных, организованных действий команды преподавателей должно выступать последовательное приобретение слушателями опыта проектирования стратегий и определение индивидуально приемлемых способов профессионально-личностного развития. Под проектированием перспектив профессионально-личностного развития мы понимаем процесс целенаправленной, осознанной, самостоятельной деятельности педагога-воспитателя, направленной на определение стратегии саморазвития и последовательное преобразование сложившейся системы профессионально значимых качеств, а также совершенствование различных сторон и свойств индивидуального воспитательного опыта, как в рамках курсовой подготовки, так и в посткурсовой период.
В основе построения системы стратегического проектирования профессионального развития личности педагога-воспитателя мы, вслед за Г.К. Селевко[8], определяем действие трёх обязательных интегративных факторов: потребности личности, её направленности и Я-концепции. Как мы убедились в ходе проведения опытно-экспериментальной работы, активно задействованный ресурс творчески ориентированного профессионального общения слушателей может обеспечить синтез этих факторов в процессе повышения квалификации.
Оптимальной для системы повышения квалификации представляется такая концептуальная средовая педагогическая модель, где будут обязательно задействованы личностно-мотивационные механизмы формирования ценностно-смысловой направленности личности педагога средствами профессионального общения, осуществлена мобилизация его интеллектуально-аналитических, деятельностно-практических и рефлексивно-аналитических потенциалов. Только в сбалансированном единстве такие потенциалы обеспечивают развитие индивидуального воспитательного опыта педагога, актуализацию его профессиональной воспитательной позиции, внутреннюю готовность педагога-воспитателя к проектированию перспектив своего дальнейшего развития как индивида, как личности и как субъекта профессиональной воспитательной деятельности.
В целенаправленно организуемой среде профессионального общения на смену механическому воспроизводству комплекса личностно отчуждённых от педагога знаний, умений и навыков приходят методы и способы приобретения слушателями личностно-значимых, самостоятельно осмысленных ими, так называемых «живых» знаний (В.П. Зинченко, Я. А. Коменский, А. М. Пятигорский, С. Л. Франк и др.). Иными словами, знания, выведенные из практического воспитательного опыта, эмоционально окрашенные, личностно-значимые, в конечном счёте, «оперативно передаваемые из рук в руки» в процессе организуемого профессионального общения.
Анализ результатов проведённого нами педагогического эксперимента показывает, что целенаправленно педагогически организуемая среда профессионального общения педагогов-воспитателей обеспечивает достижение следующих статистически регистрируемых результатов, во-первых, по мнению 180 опрошенных педагогов-воспитателей (педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе) активизируется процесс взаимообмена индивидуальными творческими методическими наработками в сфере воспитания (42%); во-вторых, обеспечивается последовательный выход слушателей в режим проектирования перспектив своего профессионально-личностного развития (38%); в-третьих, расширяется спектр вариативных способов выстраивания совместной коммуникативно-образовательной деятельности и обеспечивается актуализация позиционно-личностных установок на саморазвитие (33%).
Перед современными учреждениями системы повышения квалификации стоит сегодня задача актуализации процессов самосовершенствования педагогов, формирование потребности к непрерывному профессиональному развитию (В.А. Антипова, Е.Н. Богданов, Л.И. Боровиков, Е.В. Вторина, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Е.В. Селезнёва, В.И. Слободчиков, В.Я. Синенко, Ю.К. Янковский и др.). Более успешно достичь этого эффекта можно предприняв частичную переориентацию позиционно-целевых установок совместной творчески-ориентированной профессионально-образовательной деятельности слушателей, повысив статус профессионального общения, обогатив содержание курсовой подготовки актуальной для педагогов-практиков информацией о технике и профессионально-развивающих возможностях самых различных форм внутригруппового коммуникативно-образовательного взаимодействия. В этом случае среда профессионального общения станет действительно педагогически освоенным ресурсом системы повышения квалификации, активизирующим процесс профессионально-личностного развития педагога-воспитателя.
Литература:
- Анисимов, О.С. Игровой тренинг мыслительной деятельности: учебное пособие. / О.С. Анисимов, Т.П. Данько; М.: Рос. экон. акад., 1992. -76 с.
- Боровиков, Л.И. Технологическая модель эффективного развития воспитательного профессионализма у опытных педагогов-практиков в процессе повышения квалификации. Сибирский учитель, № 1, 2006.- С. 22-26.
- Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение. — М: Мысль, 1978.-216 с.
- Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю.С. Мануйлов // Педагогика – 2000. -№7. С. 36-41.
- Мануйлов,Ю. С. Средовой подход в воспитании: Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук.13.00.01 — М., 1998. — 209 с.
- Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании: Материалы первой международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. 17-18 апрель 2001 г., сост. С.Г.Вершловский и др. / под. ред. Миненко Е.В., СПбГУПМ, 2001. — 271 с.
- Пинкевич, А.П. Введение в педагогику. 4-е изд. М.: Работник просвещения, 1930. — 176 с.
- Селевко, Г. К., Современные образовательные технологии . Учеб. пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Селезнёва, Е.В. Общение как среда для саморазвития личности: монография. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 192 с.[schema type=»book» name=»Активизация процесса профессионально-личностного развития педагога-воспитателя в среде профессионального общения» author=»Лапковская Светлана Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]