Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Активизация процесса профессионально-личностного развития педагога-воспитателя в среде профессионального общения

Выполненный нами анализ  литературы по междисциплинарному изучению средового фактора, оценки  степени его влияния на развитие различных сторон, свойств и качеств личности  показал, что в отечественной философии, психологии и  педагогике на сегодняшний день с большей либо меньшей обстоятельностью исследуются такие разнотипные среды как информационно-коммуникационная  среда (С.В. Зенкина, Е.О. Кубякин, Л.М. Мартынов, С.Л. Мякишев, И.Н. Розина и др.), образовательная среда (И. А. Баева, В.Т. Воронцова, Ю.С. Мануйлов, Т.В. Менг,  В.И. Слободчиков, Л.И. Холина, Г.Г.Шек,  В.А. Ясвин и др.), социокультурная среда (Г.Х. Азашиков, Е.А.Бурдуковская, М.М. Князева, Н.Б. Крылова, И.В. Лебедева, Н.Ф. Хилько, С.Н. Унарова и др.), профессионально-ориентирующая среда (М. Я. Виленский, А.В. Петухова, Л.К. Пикулева, М.В. Хлопов,  М.С. Чванова и др.), поликультурная  среда (В.И. Бондаренко, В.В. Гладких, В.Н. Гуров, Н.П. Едыгова, О.В. Михайлова, А.Е. Шабалдас и др. ) и др.

На наш взгляд, каждая из этих  сред для педагога-воспитателя, приоритетно решающего в своей профессиональной деятельности задачи воспитания, содержит в себе свой определённый потенциал профессионально-личностного развития, который современная психолого-педагогическая наука должна выявить и обратить в практику активизации процесса подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации. Для этого необходимо осуществить обобщение накопленных теоретических знаний, нужны соответствующие модели, в том числе и   модели организации профессионально-развивающей образовательной среды в постдипломном образовании[6].  Известный отечественный педагог А.П. Пинкевич подчёркивал, что среда  создается в целях педагогического воздействия [7],  в результате чего она становится  педагогически освоенным  средством обучения, воспитания и развития.

Ведущим условием эффективного самоопределения слушателей курсовой подготовки относительно задач непрерывного профессионально-личностного развития является педагогизация внутригрупповой среды профессионального общения, в которой процессы продуктивного профессионально-личностного самоизменения могут быть ускорены «если группообразование и развитие группы в коллектив не только ведут к групповому самоопределению участника группы, но и сами ценности коллектива носят педагогический характер»[1, с. 62].

Процесс педагогизации среды профессионального общения педагогов-воспитателей, повышающих свою квалификацию, должен быть обязательно  связан с решением  задач   проектирования результатов  развития личности. В своём исследовании, посвящённом вопросам воспитания через среду,  Ю. С. Мануйлов поставил к педагогическому обсуждению проблему средового продуцирования воспитательного результата и предложил отработку технологии формирования и развития определённого типа личности через среду[4,5]. Основываясь на выделенных этим учёным теоретико-методологических положениях, можно предположить, что, преподаватели курсовой подготовки могут целенаправленно проектировать  результат средового воздействия на определённые свойства и качества личности педагога как воспитателя-профессионала, организуя  среду профессионального общения как особого рода педагогическую систему, способную активизировать процесс профессионально-личностного развития слушателей.

Среда профессионального общения  определяется нами как оптимальная совокупность психолого-педагогических, организационно-методических условий, факторов и влияний,  способствующих мобилизации базовых компетенций педагога-воспитателя, непрерывному наращиванию различных сторон и свойств его профессионализма, обогащению его личностного воспитательного опыта средствами  профессионального общения.

В среде профессионального общения, складывающейся в  малой учебно-образовательной группе,  требуется специальная работа по  взаимоактуализации субъектных позиций слушателей, результатом такой взаимоактуализации  выступает возникающая общность взглядов, интересов, норм поведения, ценностных установок, а также специфический  общий «оттенок в идейной и эмоциональной атмосфере группы» (Л.П. Буева).

Принципиальное  значение для педагогически целесообразной   организации среды профессионального  общения педагогов-воспитателей в процессе повышения квалификации  имеет  целевая методологическая  установка на обеспечение единства профессиональных и личностных качеств  данной категории педагогических работников  (Л. И. Боровиков, Л.М. Митина, Н.А. Эверт и др.).

Исходя из диалектически последовательной, сбалансированной  схемы сопряжения личностного и профессионального мы  попытались выделить в качестве следствия активизации профессионально-личностного  развития педагога-воспитателя, следующие  стадии приращения  его профессионального воспитательного опыта в среде профессионального общения, на эмпирическом уровне зафиксированные нами  в процессе повышения квалификации:

  1. Стадия развития воспитательного опыта  педагога,  связанная с  активным, сознательным и целеустремлённым  овладением слушателями   базовыми  знаниями, умениями  и навыками профессиональной воспитательной деятельности, необходимыми для их каждодневного практического применения;
  2. Стадия развития  воспитательного опыта педагога, выражающаяся в  стремлении достичь    оптимальных пропорций в   соотношении приобретаемых  теоретическо-методических  компетенций и  компетенций  операционально-деятельностного уровня, что приводит к возникновению особого  позиционно-личностного  состояния,  позволяющего педагогу  достигать стабильных воспитательных результатов за счёт гибкого реагирования на любую моделируемую в процессе повышения квалификации проблемную воспитательную ситуацию, как методико-теоретическим знанием, так и операционально-практическим действием.
  3. Стадия развития профессионального воспитательного опыта педагога, выражающаяся в высоком  профессиональном  мастерстве, которое проявляется в наличии индивидуального  стиляпрофессиональной воспитательной деятельности,   готовности к активной самостоятельной творческой  деятельности, стратегически и тактически осмысленному  профессионально-личностному саморазвитию в среде профессионального общения.

Не претендуя на окончательное решение   проблемы  управления профессиональным развитием личности педагога-воспитателя, укажем, что в процессе повышения квалификации интегративным результатом системно сконцентрированных,   организованных  действий команды преподавателей  должно выступать  последовательное приобретение  слушателями  опыта  проектирования  стратегий  и определение индивидуально приемлемых способов профессионально-личностного развития. Под проектированием перспектив профессионально-личностного развития мы понимаем процесс целенаправленной, осознанной, самостоятельной деятельности педагога-воспитателя, направленной на определение стратегии саморазвития и   последовательное преобразование сложившейся системы профессионально значимых качеств, а также совершенствование различных сторон и свойств индивидуального воспитательного опыта, как в рамках курсовой подготовки, так и в посткурсовой  период.

В основе построения системы    стратегического проектирования профессионального развития личности педагога-воспитателя  мы, вслед за Г.К. Селевко[8], определяем  действие трёх обязательных интегративных факторов: потребности личности, её направленности и Я-концепции. Как мы убедились в ходе проведения  опытно-экспериментальной работы,  активно задействованный ресурс  творчески ориентированного профессионального общения слушателей может обеспечить синтез этих факторов в процессе повышения квалификации.

Оптимальной для системы повышения квалификации представляется такая концептуальная средовая  педагогическая модель, где будут обязательно задействованы личностно-мотивационные механизмы формирования    ценностно-смысловой направленности  личности педагога  средствами профессионального общения, осуществлена мобилизация  его интеллектуально-аналитических, деятельностно-практических  и рефлексивно-аналитических потенциалов. Только в   сбалансированном единстве такие потенциалы обеспечивают развитие индивидуального воспитательного опыта педагога, актуализацию его профессиональной воспитательной позиции, внутреннюю готовность педагога-воспитателя к проектированию перспектив своего дальнейшего развития как индивида, как личности и как субъекта профессиональной воспитательной деятельности.

В целенаправленно организуемой среде профессионального общения на  смену механическому   воспроизводству  комплекса личностно отчуждённых от педагога знаний, умений и навыков  приходят  методы и способы приобретения   слушателями  личностно-значимых,   самостоятельно осмысленных ими, так называемых «живых» знаний (В.П. Зинченко,  Я. А. Коменский,  А. М. Пятигорский, С. Л. Франк и др.). Иными словами, знания, выведенные из практического воспитательного опыта, эмоционально окрашенные, личностно-значимые,  в конечном счёте,  «оперативно передаваемые из рук в руки» в процессе  организуемого  профессионального общения.

Анализ результатов проведённого  нами  педагогического  эксперимента показывает, что целенаправленно  педагогически организуемая среда профессионального общения педагогов-воспитателей  обеспечивает достижение следующих статистически регистрируемых результатов,  во-первых, по мнению 180 опрошенных педагогов-воспитателей (педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, заместителей  директоров образовательных учреждений по воспитательной работе)     активизируется  процесс взаимообмена индивидуальными творческими   методическими наработками  в сфере воспитания (42%);  во-вторых, обеспечивается последовательный   выход слушателей в режим  проектирования перспектив своего профессионально-личностного развития (38%); в-третьих, расширяется спектр вариативных   способов выстраивания  совместной  коммуникативно-образовательной деятельности и  обеспечивается   актуализация позиционно-личностных установок на саморазвитие (33%).

Перед  современными учреждениями системы повышения квалификации стоит сегодня задача  актуализации процессов самосовершенствования педагогов, формирование  потребности  к    непрерывному профессиональному   развитию (В.А. Антипова, Е.Н. Богданов, Л.И. Боровиков, Е.В. Вторина, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Е.В. Селезнёва,  В.И. Слободчиков, В.Я. Синенко, Ю.К. Янковский и др.).   Более успешно достичь этого эффекта можно предприняв  частичную переориентацию позиционно-целевых установок совместной творчески-ориентированной  профессионально-образовательной деятельности слушателей, повысив статус   профессионального общения, обогатив  содержание курсовой подготовки актуальной для педагогов-практиков информацией  о технике и профессионально-развивающих возможностях самых различных форм  внутригруппового коммуникативно-образовательного взаимодействия. В этом случае среда профессионального общения станет действительно педагогически освоенным ресурсом системы повышения квалификации, активизирующим процесс профессионально-личностного развития  педагога-воспитателя.

Литература:

  1. Анисимов, О.С. Игровой тренинг мыслительной деятельности: учебное пособие. / О.С. Анисимов, Т.П. Данько; М.: Рос. экон. акад., 1992. -76 с.
  2. Боровиков, Л.И. Технологическая модель эффективного развития воспитательного профессионализма у опытных педагогов-практиков в процессе повышения квалификации. Сибирский учитель, № 1, 2006.- С. 22-26.
  3. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение. — М: Мысль, 1978.-216 с.
  4. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю.С. Мануйлов // Педагогика – 2000. -№7. С. 36-41.
  5. Мануйлов,Ю. С. Средовой подход в воспитании: Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук.13.00.01 — М., 1998. — 209 с.
  6. Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании: Материалы первой международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. 17-18 апрель 2001 г., сост. С.Г.Вершловский и др.  / под. ред. Миненко Е.В., СПбГУПМ, 2001. — 271 с.
  7. Пинкевич, А.П. Введение в педагогику. 4-е изд. М.: Работник просвещения, 1930. — 176 с.
  8. Селевко, Г. К., Современные образовательные технологии . Учеб. пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  9. Селезнёва, Е.В. Общение как среда для саморазвития личности: монография. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 192 с.[schema type=»book» name=»Активизация процесса профессионально-личностного развития педагога-воспитателя в среде профессионального общения» author=»Лапковская Светлана Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found