Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов педагогической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
В нашем детском саду был создан проект, основной целью которого является создание и апробация модели взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Вокруг ребёнка с ДЦП совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя в рамках данного проекта является создание и апробирование модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка посредствам пескотерапии. И как следствие, создание авторской программы, которая в дальнейшем получила красивое название «Зыбкий песок».
В ряде исследований (М.М. Кольцова, М.С. Рудина) отмечается значительное влияние пальцевой моторики рук на функционирование речевых зон коры головного мозга. Вместе с тем недоразвитие моторного праксиса, как глобальное явление не нашло должной оценки в дефектологии. В практике работы логопедов, дефектологов и воспитателей используются традиционные приемы. И очень редко используются нетрадиционные методы и терапия, такие как пчелиный воск, глина, шерсть, дерево, щетки, арт-терапия, куклотерапия, и наконец, песок, несущие лечебное воздействие на функциональную систему в целом.
Таким образом, неразработанность методов и приемов профилактики и преодоления недоразвития общей и мелкой моторики у детей с речевой патологией, отсутствие методических рекомендаций, учитывающих природосообразное развитие ребенка, определяют актуальность предлагаемой программы.
В коррекционно- образовательной практике часто наблюдается обеднение сенсомоторики и гиперувелечение логической и речевой информации, изолированно используются символьные операции.
В основном сведения преподносятся в аудио-визуальном режиме ( пояснения, показ) и с помощью кинетико-кинестетических упражнений. На речевом уровне игнорируется важнейший этап в становлении «человека говорящего», как сопряжение речи с действиями ( обговаривание бытовых, трудовых, игровых, изобразительных, мыслительных процессов) , названный Выготским эгоцентрической речью. Она необходима для выработки умений и навыков связывания содержания события и речевых форм его выражения, согласования невербальных и вербальных способов освоения информации, а также образования намерения и плана деятельности и высказываний. Ведь именно песок иногда не требует говорения, как продукта речевой деятельности, и исподволь, ненавязчиво готовит ребенка к говорению и дает стимул и возможность осмысления, планирования высказывания.
Объектом изучения явился процесс коррекции и образования дошкольников с церебральным параличом посредствам игр с песком ( пескотерапии). Коррекция, развитие и образование проводились комплексно усилиями психолога, дефектолога, логопеда, воспитателя и родителей. При этом четко определено как место каждого участника процесса, так и система взаимодействия этих лиц.
Предметом изучения явились закономерности появления у ребенка ожидаемых качеств при создании условий работы с песком ( песочной терапии) в коррекционно-образовательном процессе.
Целью изучения — повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса с детьми ДЦП посредствам пескотерапии.
Гипотеза : выявив особенности общей и ручной моторики у детей старшего возрасти с речевой патологией, уровень развития познавательных процессов, наметив и проведя коррекционную работу с использованием пескотерапии, мы сможем компенсировать двигательные дефекты, устранить или приглушить психические и речевые расстройства.
Задачи изучения:
- Изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта в области коррекционно- педагогической работы дошкольников с ДЦП по креативной терапии.
- Психолого-педагогическое обследование дошкольников с ДЦП.
- Определение ожидаемого результата педагогической работы
в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и общества.
- Определение путей достижения ожидаемого результата работы.
- Определение содержания педагогической работы.
- Разработка, апробация и оценка эффективности программы по пескотерапии и ее место в коррекционно-образовательном процессе.
Содержание обучения, воспитания и развития по программе «Зыбкий песок».
Детям, имеющим поражение ЦНС, свойственны разнообразные сложные двигательные, сенсорные, эмоционально-волевые, когнитивные и речевые нарушения. Поэтому, мы считаем, весьма важным является раннее введение вспомогательных средств общения и технологий поддержки, которые позволяют развить врожденные способности ребенка.
В качестве таких технологий в нашем детском саду применяется арт-терапия ( рисование песком), песочная игра, средством общения выступает игровая терапия — способ коррекции, развития и обучения эмоциональных, поведенческих, двигательных и речевых нарушений и развитие коммуникации у детей, в основу которого положена игра.
Мы не суживаем себя рамками песочной терапии, применяя различные виды креативной терапии в коррекционно-образовательном процессе: это и сказкотерапия, в которую входят арт-терапевтические техники, телесно-ориентированные техники, игротерапия, но «царицей всея» мы все-таки взяли песочную терапию.
Техники, используемые в работе с детьми, подчинены решению конкретных задач: концентрации внимания, обеспечить поддержку, получить одобрение от детей и взрослых, стимуляция познавательной, двигательной , речевой деятельности, стремление и желание ребенка к общению. Просто в игру с детьми вносится эмоционально-смысловой комментарий. Это такой комментарий, который нам позволяет «поймать» смысл произносимых звуков, слов, фраз ребенка и его действий. Эмоционально- смысловые комментарии должны быть привязанными к опыту ребенка
В игре мы пытаемся развить потенциальные возможности ребенка, при этом возникает необходимость активно пользоваться речью на положительном фоне. Растормаживание речи, психики, движений ( т.е. «подхлестывание» двигательной и речевой инициативы) идет в следующих направлениях:
Провоцирование на непроизвольное подражание действиям , мимике, интонациям взрослого;
Повторение ребенком
Самостоятельная игра.
Основными принципами педагога, которые образуют базис проигранных отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка – это естественность, безусловное принятие, понимание. Игра с песком – это дать ребенку возможность избавиться от проблем с помощью фантазий, которые воплощаются на песке и с песком и формирование ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями и желаниями, мотивами и целями. Игра с песком – это процесс, песочный лоток – это средство, а песочный мир – это законченный продукт деятельности ребенка. Позиция педагогов – это «активное присутствие» в песочных играх. В процессе игры активизировать все имеющиеся возможности ребенка, развить его личность, психические функции, речевую активность и коммуникацию в целом.
Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и воспитателя в нашем учреждении представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.
В работе с детьми, имеющими двигательные нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия логопеда и воспитателя для согласованности проводимых ими мероприятий при работе с песком. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, также развитие и коррекция эмоциональной сферы, развитие и коррекция речевых нарушений.
Нами был разработан план по сопровождению детей коррекционных групп.
Содержание работы согласно данному плану распределяется условно на три периода (в соответствии с программой для коррекционных групп детского сада) и осуществляется, учитывая все формы взаимодействия: с детьми, педагогами и родителями.
Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности. Для воспитателя главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива логопеда, задача воспитателя– активизация речевой деятельности ребёнка.
Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и воспитателя в нашем дошкольном учреждении: – проведение и обсуждение результатов диагностики: логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, воспитатель обследует уровень развития общей и мелкой моторики и состояние игровой деятельности детей.– коррекционно-развивающие занятия На логопедических помимо коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, формирования связной речи с использованием игр и упражнений с песком, активизируются психические процессы, изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту с применением пескотерапии активизируется речевое высказывание детей, формируются навыки общения, отрабатываются стойкие стереотипы поведения, развивается стойкий познавательный интерес; На занятиях воспитателя закрепляются полученные навыки, обогащается активный словарь, организуется и поощряет как самостоятельные игры с песком, так и во время занятий художественно-продуктивной деятельностью;– интегрированные занятия с детьми; Совместная работа логопеда и воспитателя с детьми с использованием песка;- праздники с использованием песка, спектакли, конкурсы родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются психолого -педагогические вопросы, речевого развития, общей и мелкой моторики.
Диагностика дошкольников проводится совместно. Нами был составлен план обследования, данные которого, мы заносим в специальную карту.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Предлагаемые занятия, игры, упражнения рассчитаны на детей от 5-8 лет и распределены по блокам
I блок «Песочные говорилки»- блок коррекционных игр и упражнений, проводимых учителем-логопедом;
II блок – «Песочная фантазия» — блок коррекционных игр и упражнений, проводимых воспитателем.
I блок «Песочные говорилки»- блок коррекционных игр и упражнений , проводимый учителем-логопедом, в который входят разделы:
1 «Песочная игра» – игры на развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
- «Песочная мастерская»- игры на развитие культуры и техники речи,
- «Песочная грамотейка» — игры, направленные на формирование и совершенствование фонетико-фонематического строя речи;
- «Песочные буквы» — игры, направленные на профилактику и коррекцию дислексии и дисграфии у детей 5-7 лет.
5.« Песочные думки» — игры, направленные на развитие связной грамматически правильной речи;
- «Песочные диктанты» — игры, направленные на обучение чтению и письму.
II блок – «Песочная фантазия» — блок коррекционных игр и упражнений, проводимый воспитателем, в который входят разделы:
1 «Пальчик, рука, ладошка» — игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы ( ощущения и восприятие) и активизация «мануального, ручного интеллекта»;
- « Песочная кладовая или Песочное хранилище»- игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений и пространственной ориентировки);
- «Песочный калейдоскоп» « Песочные эмоции»- игры, направленные на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы;
- « Зоркий глаз» — игры, направленные на коррекцию и развитие произвольного внимания и памяти, развитие глазомера;
- «Песочное чудо» — игры, направленные на коррекцию и развитие коммуникативных навыков ( навыки общения);
- «Песочные Умейки» — игры, направленные на коррекцию и развитие элементарных математических представлений;
- «Песочная грамота»- игры, направленные на развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму;
- « Песочные Знайки», «Хрупкий песок» — игры, направленные на знакомство с окружающим миром;
- «Песочный рисунок», «Послушный песок» — игры, направленные на формирование творческих способностей ребенка ( рисование песком).
Игры II блока могут быть использованы на всех видах занятий, проводимых воспитателем самостоятельно, так и во время коррекционного часа по заданию логопеда. Интегрированная, совместная деятельность специалистов и воспитателя предполагает использование игр как на занятиях логопеда, так и воспитателя (выборочно), активный словарь подбирается и «нанизывается»,как кольца на пирамиду, в зависимости от изучаемой лексической темы.
Структура занятий ««Песочные говорилки»
Структура занятий учителя –логопеда строится в зависимости от того, отрабатывает ли логопед лексико-грамматические категории, или формирует фонетико- фонематический строй, или развивает навыки связной речи.
Логопед использует при планировании занятий лексико-грамматический подход, не ограничивая тем самым активный словарь и пассивный, на базе которого формируется та или иная грамматическая конструкция.
Организационный момент Песочная игра
«Песочная мастерская» объяснение нового материала
Закрепление полученных знаний в песочнице на фронтальном наглядном материале.
Динамические паузы в, физминутки, игры с пальчиками.
Закрепление полученных знаний в песочнице на индивидуальном наглядном материале.
Итог занятия.
При планировании занятий по формированию и совершенствованию навыков связной речи, не уходя от традиционных форм организации и проведения занятий, логопед переносить пересказы рассказов по демонстрируемому действию, составление рассказов по демонстрируемому действию, пересказы рассказов с использованием фланелеграфа и пр., в песочницу, моделируя сюжеты на песке. Благодатным материалом является песочница для творческих рассказов , который в коррекционной педагогике является наиболее сложным. Добавление в песочный сюжет предшествующих и последующих событий, изменяя время и место, результат действия ( просто берется другая песочница) и сюжет спокойно «переезжает», переносится, на песке легко включить и исключить объекты, или составить рассказ по комплекту игрушек, находящихся в песочнице и пр..
Структура занятий ««Песочная фантазия»
Специфика работы воспитателя коррекционной группы состоит в том, что воспитатель работает по плану специалистов (занятия по физической культуре проводит физкультурный инструктор, развитие элементарных математических представлений проводит дефектолог), а воспитатель – развитие речи, ознакомление с окружающим, занятия по изодеятельности.
В рамках указанной лексической темы, воспитатель по ознакомлению с окружающим проводит текущие и итоговые беседы, рассматривает объекты и предметы, составляет сравнительные рассказы, моделирует всевозможные сюжеты на песке с использованием различного материала, фигурок, игрушек, разыгрывает совместно с детьми игры-драматизации и пр.
Игры, направленная на развитие внимания и памяти. игры из разделов «Зоркий глаз», «Песочный калейдоскоп», «Песочное чудо» и др.
Беседа, рассказ воспитателя( по изучаемой лексической теме), проблемная ситуация и пр.- игры из разделов « Песочные Знайки», «Хрупкий песок» и пр.
Игры на развитие психомоторной, сенсорно-перцептивной сферы.
Закрепление полученных знаний : рассказы детей с демонстрацией действий, разыгрывание по ролям, творческие рассказы и пр.
Итог занятия.
Правила поведения: говорить негромко (не кричать); сидеть спокойно (не вставать); смело показывать свои способности (не стесняться);заботиться друг о друге (не обижать); помогать друг другу (не смеяться);внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).
Структура занятий специалистов и воспитателя разработана с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач программы, она очень подвижна, может меняться: игры и упражнения варьируются в зависимости от возраста, двигательных, интеллектуальных, речевых возможностей детей.
Занятия учителя-логопеда длительностью 25-30 минут проводились в кабинете учителя-логопеда с подгруппой детей из 2-4 человек и индивидуально, длительность индивидуальных занятий – 15 минут. Воспитатель игры и занятия с детьми организовывал индивидуально и с подгруппой в свободной деятельности детей, в основном во вторую половину дня- во время свободных игр и во время коррекционного часа по заданию учителя-логопеда.
Формы работы с детьми: Данная программа предполагает как подгрупповые, так и индивидуальные формы организации работы.
Итог: разработанная программа позволила:– совершенствовать психологическую базу речи: память, внимание, восприятие, мышление; – формировать у детей стойкий познавательный интерес и самостоятельно корректировать эмоциональные состояния;– выработать ловкость и умение управлять своими движениями;– выработать у детей четкую громкую, интонационно-выразительную речь;– подготовить руку к быстрому усвоению навыков письма
Список используемой и рекомендуемой литературы:
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003.
- Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
- Подобед С.О. Детский сад: или – как им управлять. Красноярск, 2003.
- Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи . – Мн.: «Аверсэв», 2005.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003.
7.Клюева Н.В Касаткина Ю.В. Учим детей общению.Ярославль,1996.
8.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.
9.Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.,2000.
10.Зинкевич-Евстегнеева.Т.Д. Путь к волшебству. С-Пб.,1998.
11.Зинкевич-Евстегнеева.Т.Д. Как помочь особому ребенку. С-Пб.,2000.
12.Зинкевич-Евстегнеева.Т.Д.Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб. : Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера»,2001.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. –М: Мозаика-Синтез.2006.
14.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. –М: Мозаика-Синтез.2006.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж:ТЦ «Учитель», 2004.
- Волшебная страна внутри нас. Программа эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста. Липецк, УМЦ. 2004.
17.Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.
18.Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.Н. Ранняя диагностика нарушения
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ ГОВОРИМ И РАСТЕМ, чтения и его коррекция. М., 2000.
19.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
20.Костпромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006.
21.Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., 1999.
22.Лалаева РМ., Бенедиктова ЛВ. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
23.Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. М., 2002.
24.Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.
25.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.[schema type=»book» name=»«Песочные миражи»» author=»Авилова Надежда Николаевна, Иванова Светлана Галимзяновна, Краснолобова Ольга Ивановна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]