В работе рассматриваются морфологические и генетические особенности почв в зонах воздействия аэропортов Московского региона, на примере «Домодедово», «Шереметьево» и «Чкаловский». Общая зона воздействия на почвенный покров этих аэропортов охватывает значительную по площади территорию (тысячи га). Она разделяется на две части: центральную зону или собственно территорию аэропорта и периферийную (буферную или санитарно-гигиеническую) зону, расположенную за пределами территории аэропорта.
В периферийной зоне воздействия преимущественно формируются фоновые дерново-подзолистые почвы (Пд) естественного профиля под вторичным лесом и антропогенно-преобразованные почвы – агродерново-подзолистые (АПд), частично использующиеся в сельскохозяйственном производстве и в настоящее время.
Центральная зона – наиболее неоднородная по степени техногенного воздействия со сложным комплексом почв и почвоподобных образований. Она включает:
- Участки с депонированными (закрытыми) асфальтом и/или бетоном почвами, которые относятся к «экраноземам» [4, 10]. Как правило, экраноземы сформированы на антропогенно-поверхностно-преобразованных и реже естественных не нарушенных почвах с помощью отложения с поверхности насыпных техногенных субстратов. Экраноземы приурочены к взлетно-посадочным полосам, магистральным и рулежным дорожкам, стоянкам самолетов, перронам, терминалам, ангарам и другим подсобными помещениям. Они занимают наименьшую часть от общей площади аэропорта. Как отмечают авторы монографий «Почва. Город. Экология» и «Антропогенные почвы» экраноземы «…существенно уплотнены, в них меняются водный, тепловой и газовый режимы; микробиота функционирует в основном по анаэробному типу; не происходит поступления вещества извне…» [10, с.95; 4, с. 224]. Для экраноземов характерна высокая карбонатность, что «…способствует не только сдвигу величины рН в щелочную сторону, но и осаждению большого количества тяжелых металлов» [10, с.97 и 99].
- Участки с открытым (не депонированным) почвенным покровом. Занимают большую часть территории аэропорта, которую можно назвать общим термином, устоявшимся со времен полевых аэродромов – «летное поле». Открытые почвы летного поля аэропорта объединяет единая экосистема, представленная травяным покрытием – зеленым газоном. Почвы летного поля существенно отличаются от депонированных, формируя в свою очередь техногенную «мозаику» почвенного покрова. Мозаика обусловлена механическими и химическими воздействиями на почвенный покров и представлена двумя группами почв: 1) техногенно-преобразованными с поверхностными трансформациями и 2) Пд почвами естественного профиля.
Происхождение техногенно-преобразованных почв связано со строительством взлетно-посадочных полос, магистральных и рулежных дорожек, летного поля вблизи депонированных почв путем формирования поверхностного насыпного органоминерального и/или органогенного слоя мощностью до 10-15 см, на котором после посева семян из районированных травосмесей образуется дерновый горизонт и зеленый газон.
Процессы механических трансформаций естественных почв дерново-подзолистого типа на территории летного поля аэропортов приводят в совокупности к формированию техногенно-преобразованных почв или группы техно-почв [4, с. 122]. В пределах группы техногенно-преобразованных почв «Следуя принципам «Классификации почв России», в случаях перемешивания природных и техногенных субстратов и аккумуляции могут быть выделены сложные подтипы турбированных и/или стратифицированных типов техно-почв» [там же с.123]. Исходя из этого тезиса, мы относим эти почвы к природным почвам с поверхностной механической трансформацией в пределах верхней 5-50 см толщи и предлагаем их называть технодерново-подзолистые почвы (ТПд).
Данный термин в полной мере отражает признаки техногенной трансформации (присутствует насыпной горизонт) и естественных почв (погребенный под насыпным горизонтом почвенный профиль с полным или усеченным набором генетических горизонтов). Техногенно-преобразованные почвы формируются рядом с депонированными, являясь их открытым продолжением «…с поверхностными механическими трансформациями» [4, с. 122]. Эта зона поверхностных механических трансформаций может составлять до сотни метров [1, 2].
Дерново-подзолистые и агродерново-подзолистые почвы зон воздействия аэропортов занимают в классификации почв четкую таксономическую ячейку, обоснованы с генетических позиций и имеют характерные морфолого-диагностические параметры [8]. Выделенные нами технодерново-подзолистые почвы, напротив, не имеют четкой классификационной принадлежности к определенным таксонам природных и агрогенных почв. Их можно отнести как к техногенным поверхностным образованиям – ТПО, группе «квазиземы» [2, 8], так и к почвоподобным техногенным образованиям – ПТО [7], поскольку в них присутствуют признаки как тех, так и других почвоподобных образований.
Рассмотрим морфо-генетические особенности технодерново-подзолистых почв, их классификационное обоснование и выделение на территории аэропортов в качестве самостоятельной группы почв. Отнесение ТПд к техногенным поверхностным образованиям не обосновано по ряду причин. Техногенные поверхностные образования «…находясь на поверхности и, тем самым функционируя в экосистеме, не являются почвами в докучаевском смысле этого понятия, поскольку в них еще не сформировались генетические горизонты» [8, с. 274] и поэтому «…ТПО не могут быть предметом генетической почвенной классификации» [8].
Типичными ТПО являются «квазиземы», которые «…представляют собой гумусированные, внешне сходные с почвами, т.е. почвоподобные образования. Состоят из одного или нескольких слоев привнесенного гумусированного (часто материал гумусовых горизонтов) или минерально-органического плодородного материала, который подстилается не гумусированным или менее гумусированным минеральным субстратом, культурным слоем, городским мусором и пр.» [8, с. 275-276].
Технодерново-подзолистые почвы аэропортов при наличии диагностического насыпного гумусированного горизонта, формируются непосредственно на погребенной в неизмененном виде или срезанной естественной почве. В отличие от определения данного ТПО никакого культурного слоя, субстрата не почвенной природы или городского мусора в этих почвах под насыпным гумусированным горизонтом нет. Техногенная трансформация охватывает только поверхностную часть почв, оставляя неизменной срединные и глубинные горизонты природной Пд почвы.
Отнесение ТПд почв к почвоподобным техногенным образованиям также не корректно. ПТО подробно рассмотрены в работе [7] на примере футбольных полей России. В отличие от техногенных поверхностных образований они представляют собой сконструированные почвенные профили. На срезанной до 50-80 см почве сформировано несколько минеральных горизонтов (слоев) разного состава, перекрытых как и ТПд гумусированным слоем. Отсюда можно сделать вывод, что технодерново-подзолистые почвы аэропортов, имеющие, как правило, один насыпной поверхностный гумусированный слой, не являются в полной мере сконструированными почвоподобными техногенными образованиями. В силу этого нет объективных оснований для включения ТПд почв в группу почвоподобных техногенных образований.
По периферии депонированных и ТПд почв летного поля расположены не измененные или малоизмененные механическими нарушениями профиля естественные Пд почвы, продолжением которых за пределами аэропорта являются те же самые почвы под лесом или АПд, приуроченные к пахотным и залежным сельскохозяйственным угодьям.
Таким образом, в зоне техногенного воздействия аэропортов можно выделить два тренда по степени трансформации почвенных профилей. Один из трендов, условно назовем его периферийный, охватывает буферную зону и территорию аэропорта с дерново-подзолистыми, агродерново-подзолистыми и технодерново-подзолистыми почвами. Второй тренд локальный, ограниченный территорией аэропорта с дерново-подзолистыми, тенодерново-подзолистыми и депонированными почвами.
Почвы буферной зоны воздействия хорошо изучены и в меньшей степени подвержены техногенным преобразованиям по сравнению с почвами территории аэропорта [1,2,5,9]. Они локально, в особенности агродерново-подзолистые почвы, загрязнены поллютантами, среди которых обнаруживаются аномалии тяжелых металлов, углеводородов, в частности бенз(а)пирена, нефтепродуктов и др., накопление которых связывают с разными факторами: аэрозольным загрязнением почв, воздействием транспорта и свалок твердых бытовых отходов, внесением удобрений, захоронением промышленных стоков и др. [3,5,6,9,11].
Депонированные и технодерново-подзолистые почвы центральной зоны аэропортов отличаются от почв периферийной зоны более сильными механическими и в особенности химическими трансформациями почвенных профилей. Механические трансформации почв создают в них геохимические барьеры, где происходит резкое уменьшение интенсивности миграции химических элементов. Это приводит к накоплению химических элементов и в целом поллютантов в концентрациях превышающих ПДК.
Список литературы:
- Белобров В.П., Голубев С.В., Журков Д.Д. Почвогрунты и зеленые газоны аэропорта «Домодедово» // Вестник МГПУ. – 2005. — №2. – С. 61-64.
- Белобров В.П., Замотаев И.В. Почвогрунты и зеленые газоны спортивных и технических сооружений. – М.: «ГЕОС», 2007. – 168 с.
- Белобров В.П., Гуськов А.Е., Петров А.А. Микроэлементный состав снеговой воды в зоне аэропортов Московского региона и его влияние на загрязнение почв // Проблемы региональной экологии. – 2014. — №2. – С. 28-32.
- Герасимова М.И., Строганова М.Н., Можарова Н.В., Прокофьева Т.В. Антропогенные почвы: генезис, география, рекультивация : учеб. пособие. Смоленск: Ойкумена, 2003. – 268 с.
- Голубев С.В., Белобров В.П. Техногенное загрязнение почв в зоне влияния аэропорта «Домодедово» // Агрохимический вестник. – 2007. -№ 5. – С. 26-28.
- Гуськов А.Е., Белобров В.П. Характер загрязнения почвогрунтов аэропортов Московского региона // Экология урбанизированных территорий. – 2014. — №2. – С. 81-86.
- Замотаев И.В., Белобров В.П., Дмитриева В.Т., Шевелев Д.Л. Технопедогенез на футбольных полях России. – М.: ООО «Медиа-ПРЕСС», 2012. – 264 с.
- Классификация и диагностика почв СССР. – М.: Колос, 1977. – 235 с.
- Лисовицкая О.В. Углеводородное загрязнение почв в условиях комплексного техногенного воздействия // Дисс…Канд. биол. наук / МГУ, факультет почвоведения. – М., 2008. – 142 с.
- Почва. Город. Экология. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 320 с.
- Почвы Московской области и их использование // Коллектив авторов, в 2-х томах. Т.1. М.: Почвенный институт им. В.В. Докучаева РАСХН. 2002. – 499 с.[schema type=»book» name=»МОРФО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЧВ В ЗОНЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АЭРОПОРТОВ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА» author=»Гуськов Александр Евгеньевич, Белобров Виктор Петрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]