Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ КУЗБАССА

Угольная промышленность является одной из экологически сложных отраслей народного хозяйства страны. Предприятия угольной промышленности оказывают существенное негативное воздействие на все компоненты окружающей природной среды, вызывая нежелательные их изменения [1]. Нарушенные земли становятся очагами загрязнения атмосферы, воды и почв, прилегающих угодий, ухудшают санитарно-гигиенические условия жизни населения. Зоны отрицательного воздействия нарушенных земель нередко в несколько раз превышают площади, занятые карьерными выемками и отвалами [2].

Эксплуатация угольных месторождений Кузбасса, где на ограниченной территории сконцентрированы многомиллиардные запасы угля, определяет неизбежную трансформацию естественных ландшафтов в техногенные [3]. По данным космического мониторинга, около 40-45% площади Кемеровской области занимает антропогенный ландшафт [4]. По доле нарушенных земель в общей территории региона Кузбасс в 10 раз опережает средний показатель по России [5].

В современных условиях интенсивность преобразующего воздействия угледобывающего производства Кузбасса, на почвенный покров и природные ландшафты в целом, достигла такого уровня, при котором негативные последствия оказывают существенное влияние на природные процессы и среду обитания человека.

Наиболее эффективным способом восстановления почвенно-экологических функций нарушенных экосистем является рекультивация нарушенных земель. Под рекультивацией понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества [6].

Выбор рационального направления рекультивации, которое способствовало бы созданию устойчивых природно-техногенных комплексов, основан на анализе большого количества разнородной и многоуровневой информации [7]. Поэтому одной из главных задач в рекультивации нарушенных земель является выбор рационального направления рекультивации.

Направление рекультивации принимается в соответствии с положениями ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации» [8], ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации» [9] и «Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» [10].

При обосновании направления рекультивации учитывают рельеф, геологические и гидрогеологические условия, состав и свойства пород и почв прилегающих территорий, погодно-климатические условия, состав растительности, экономико-географические, хозяйственные, социально-экономические и санитарно-гигиенические условия [11].

В зависимости от целевого использования нарушенных земель существуют следующие направления рекультивации – сельскохозяйственное, лесохозяйственное, водохозяйственное, рекреационное, санитарно-гигиеническое, строительное [8].

Выбранное направление рекультивации должно с наибольшим эффектом и наименьшими затратами обеспечивать решение задач рационального и комплексного использования земельных ресурсов района, создания гармонических ландшафтов, отвечающих экологическим, хозяйственным, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Согласно ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» [12] нарушенные земли должны быть рекультивированы преимущественно под пашню и другие сельскохозяйственные угодья. Но для вторичного сельскохозяйственного использования нарушенных земель, необходимо создавать рекультивационный корнеобитаемый горизонт. Он формируется по аналогии с природным строением почвенного профиля, двучленной структуры – гумусированная, селективно снятая почва и под ней слой потенциально плодородных рыхлых покровных отложений [13]. Поэтому сельскохозяйственное направление рекультивации рационально применять только в районах с наличием плодородных почв и благоприятными природными условиями, где возможно производство сельскохозяйственной продукции.

Основные площади плодородных серых лесных почв и черноземов на территории Кузбасса располагаются в районах Кузнецкой котловины (юго-западные части Беловского, Ленинск-Кузнецкого и Промышленновского районов) [14]. Эти районы характеризуется высокой плотностью населения, что позволяет создавать здесь крупные сельскохозяйственные предприятия. Хорошие дороги, близость мест потребления выращиваемой продукции создают условия для высокой рентабельности хозяйств и стимулируют интенсивное проведение сельскохозяйственной рекультивации (рисунок 1).

Рис. 1. Направления рекультивации в зависимости от целевого использования нарушенных земель.

Лесная рекультивация предусматривается тогда, когда невозможна или нецелесообразна сельскохозяйственная, но требуется улучшение экологической обстановки, защита прилегающих земель от эрозии и дефляции, необходимо восстановление лесных массивов, нарушенных в процессе разработки полезных ископаемых [12]. Земельные участки в составе земель лесного фонда преимущественно подлежат лесохозяйственному направлению рекультивации [15].

Согласно региональной схеме восстановления нарушенных земель Кузбасса, лесное направление должно составлять в среднем 60 %, а сельскохозяйственное – 40 % [3]. Облесение поверхности техногенных ландшафтов является наиболее перспективным способом биологической рекультивации, с точки зрения затрат на ее проведение и рекреационного значения [16].

Большинство техногенных элювиев вскрышных пород угольных месторождений Сибири, и в частности Кузбасса, обладает благоприятными для создания лесонасаждений водно-физическими свойствами. Относительно низкое содержание в техногенных элювиях вскрышных пород элементов зольного питания и азота не препятствует лесоразведению [18]. Также лесные насаждения способствует очищению воздуха от копоти и пыли. Зеленые насаждения улавливают пыль в наиболее загрязненном слое атмосферы, очищая воздух от вредных примесей. В течение года кроны одного гектара еловых лесов фильтруют из воздуха 32 тонны пыли, а сосновых лесов – 36 тонн [17]. Поэтому около 90 % всех восстанавливаемых земель Кузбасса передано под облесение [19].

Климатические особенности, отсутствие необходимого количества ПСП для покрытия отвалов, отсутствие вблизи агропромышленных предприятий определяют проведение лесохозяйственной рекультивации в горно-таежной природной зоне и на севере угольного бассейна в лесной зоне и частью в лесостепной (рисунок 1).

Почвенный покров горно-таежной природной зоны представлен бурыми таежными и дерново-подзолистыми почвами. На севере угольного бассейна получили распространение,в основном, дерново-подзолистые и серые лесные почвы [14]. По своим агрохимическим и физическим свойствам данные почвы благоприятны для проведения лесохозяйственной рекультивации.

Санитарно-гигиеническое направление рекультивации предусматривает биологическую (или техническую) консервацию нарушенных земель с целью предупреждения их отрицательного воздействия на окружающую среду, в том числе атмосферу, прилегающие земельные угодья, поверхностные и грунтовые воды.

Технология рекультивации основывается на методах сельскохозяйственного и лесохозяйственного направлений, но, в отличие от них, используется в первую очередь способность травянистых, древесных и кустарниковых растений произрастать на породах с низким плодородием и в других экстремальных условиях [11].

Экономический, санитарно-гигиенический вред от разрушения земель, лишившихся в результате промышленной деятельности естественной продуктивности и являющихся источником загрязнения окружающей среды, вызывает необходимость проведения в санитарно-гигиенической рекультивации вПрокопьевском и Новокузнецком районах (рисунок 1).

Отдельно стоить отметить Восточный Кузбасс, который относительно недавно стал осваиваться угольной промышленностью. Природные условия этой территории предусматривают лесохозяйственное направление. Но в этом районе мало отработанных участков, где возможна лесная рекультивация. Поскольку в зоне очень высокая концентрация угледобывающих предприятий (действующих, строящихся и проектируемых), то это создает угрозу экологического кризиса территории и необходимость проведения активных мероприятий по его предотвращению. В этих целях необходимо практиковать проведение временной санитарно-гигиенической рекультивации нарушенных земель [17].

Рекреационное направление рекультивации предусматривает создание на нарушенных землях различных объектов отдыха. Рекультивации в рекреационном направлении, как правило, подвергаются участки нарушенных земель, находящиеся вблизи населенных пунктов.

Города Кузбасса являются крупными индустриальными центрами с высоким уровнем атмосферного загрязнения, поэтому на первый план ставится задача улучшения санитарно-гигиенических условий труда и жизни, необходимость создания лесных зеленных зон, лесных санитарно-защитных зон, организации мест отдыха трудящихся (зон рекреации) в целом – улучшение экологических условий [18].

Водохозяйственное направление рекультивации предусматривает создание в карьерных выемках водоёмов хозяйственно-бытового (питьевого, противопожарного, оросительного, рыбоводческого и др.) назначения.

Согласно ГОСТу 17.5.1.02–85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации» [8] водохозяйственной рекультивации подлежат, прежде всего, обводненные карьерные выемки, в которых наблюдается выклинивание подземных вод и приток поверхностных вод с образованием открытых водоёмов при низкой водопроницаемости пород.

Проведенные исследования послужат основой для разработки схемы биорекультивационого районирования нарушенных угледобывающей промышленностью земель Кузбасса. Построение схемы биорекультивационого районирования позволит осуществить дифференцированный подход к выбору более рационального направления рекультивации нарушенных земель, а значит, позволит изменить в лучшую сторону качество выполнения рекультивации нарушенных земель.

Список литературы:

  1. Малышенко В. С. Совершенствование природоохранных работ в угольной промышленности / В. С. Малышенко, Ю. В. Каплунов, А. П. Красавин, А. А. Харионовский. – М.: ЦНИЭИуголь, 1992. – 142 с.
  2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2004 году» – М: АНО «Центр международных проектов», 2005. – 494 с.
  3. 3.Баранник Л. П. Рекультивация земель / Л. П. Баранник, А. М. Шмонов. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1988б. – 67 с.
  4. 4.Литвиненко В. С. Экологическая емкость природной среды Кемеровской области. Перспективы развития промышленности / В. С. Литвиненко, Н. В. Пашкевич, Ю. В. Шувалов // Эко–бюллетень ИнЭкА. – 2008. – № 3 (128). – C. 28–34.
  5. 5.Малахов С. М. Чрезвычайная экологическая ситуация в Кузбассе – возможные пути решения / С. М. Малахов // Труды Междунар. науч.–практ. конф. «Экологические проблемы угледобывающей отрасли в регионе при переходе к устойчивому развитию». – 1999. –Т. 1. – С. 120–125.
  6. ГОСТ 17.5.1.01–83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения. – Введ. 1983–12–13.
  7. Ярощук О. Н. Применение системного анализа при выборе направления рекультивации земель/ О. Н. Ярощук, В. А. Светлосанов, Е. И. Хабарова // Состояние биосферы и здоровье людей: сборник материалов V Всероссийской научно–практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2005. – С. 111–114.
  8. ГОСТ 17.5.1.02–85 Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации. – Введ. 1985–07–16.
  9. ГОСТ 17.5.1.03–86 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации. – Введ. 1986–11–10.
  10. Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы. – Введ. 1995–12–22.
  11. Методические указания по проектированию рекультивации нарушенных земель на действующих и проектируемых предприятиях угольной промышленности. – Пермь: ВНИИОСуголь, 1991.
  12. ГОСТ 17.5.3.04–83 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель. – Введ. 1983–03–30.
  13. Кандрашин Е. Р. Проведение сельскохозяйственной рекультивации земель, нарушенных при открытой добыче каменных углей в зонах степей, лесостепей и подтайги Сибири / Е. Р. Кандрашин // Биологическая рекультивация земель в Сибири и на Урале. – Новосибирск: Наука, 1981. – С. 5–28.
  14. Трофимов С. С. Экология почв и почвенные ресурсы Кемеровской области / С. С. Трофимов. – Новосибирск: Наука, 1975. – 299 с.
  15. Лесной кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2014. – 48 с. (по сост. на 12 марта 2014 г.).
  16. Бессонова Е. А. Экономическая оценка различных видов биологической рекультивации нарушенных земель / Е. А. Бессонова // Вестник ОрелГАУ. – 2011 – № 1 (28). – С. 99–102
  17. Рекомендации по лесной рекультивации нарушенных угледобычей земель в Кузбассе: Кемеровская обл. общественная организация «Союз экологов Кузбасса». Лаборатория рекультивации нарушенных земель и экологических исследований. – Кемерово: ИНТ , 2005. – 26 с.
  18. Баранник Л. П. Лесная рекультивация отвалов угольных карьеров в южном Кузбассе / Л. П. Баранник // Рекультивация в Сибири и на Урале. Новосибирск: Наука, 1970. – С. 125–128
  19. Баранник Л. П. Рекультивация нарушенных земель / Труды международной научно практической конференции «Экологические проблемы угледобывающей отрасли в регионе при переходе к устойчивому развитию» / Л. П. Баранник, Е. П. Счастливцев. – Кемерово, 1999. – С. 232–238.[schema type=»book» name=»ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ КУЗБАССА» description=»Сложившаяся в горнодобывающей промышленности Кузбасса экологическая обстановка вызывает необходимость сохранения и восстановления почвенного покрова путем проведения рекультивационных работ. Без преодоления процесса деградации почв и сохранения почвенного покрова невозможно сохранить ни растительный и животный мир, ни чистоту воды и воздуха, ни в целом нормальное функционирование биосферы. В результате анализа разнородной и многоуровневой информации территория Кузбасса разделена на несколько районов по приоритетному направлению рекультивации.» author=»Кожевников Николай Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found