Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ НА ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЯХ К ПРОЕКТИРУЕМОМУ ТРАНСПОРТНОМУ КОРИДОРУ «ЕВРОПА – ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ» (ОРЕНБУРГСКИЙ УЧАСТОК)

Развитие международного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС побудило к созданию международного транспортного маршрута Западный Китай- Европа. Маршрут будет проходить по следующим городам: Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Казань, Оренбург, Актобе, Кызылорда, Шымкент, Тараз, Кордай, Алматы, Хоргос, Урумчи, Ланьчжоу, Чжэнчжоу, Ляньюнган с общей протяженностью 8445 км, из них 2233 км по территории Российской Федерации. На состоявшемся в начале декабря 2014 года в г. Оренбурге IV Евразийском экономическом форуме были представлены проекты строительства участков дорог в Оренбургской области по двум направлениям: с использованием существующей федеральной сети дорог (на территории региона 467 км) и строительство скоростного участка Кумертау – Сагарчин  (172 км). В центральной части проектируемой трассы в 50 км от г. Оренбург планируется создать мультимодальный транспортно-логистический центр (МЛЦ), представляющий собой комплекс различных видов транспорта, позволяющий организовать перевозку, хранение, сортировку, перегузку, страхование и информационное сопровождение грузов при наличии единого оператора мультимодального центра [1] (рис. 1).

Рисунок 1. Прохождение международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» по территории Оренбургской области по двум направлениям

 

 Очевидно, внимание уделяется логистике и торговле, однако не стоит забывать про туристко-рекреационные возможности территорий прилегающих к проектируемому участку трассы на территории Оренбурской области.

Прохождение проектируемой трассы предполагается по территории Октябрьского, Тюльганского, Сакмарского, Оренбургского, Беляевского и Акбулакского районов (рис. 2).

Октябрьский район – самый северный на пути проектируемого транспортного коридора (ПТК) в пределах Оренбургской области. Ведущее место из достопримечательностей района занимают Каргалинские медные рудники. Каргалы относятся к природно-историческому наследию международного значения, Институтом Степи УрО РАН подготовлен проект ландшафтно-археологического заповедника «Каргалинские рудники» на площади 1298 га. Обладая туристско-рекреационным потенциалом этот объект может стать частью туристского кластера в прилегающих к ПТК территориях.

Рисунок 2. Схема прохождение ПТК в разрезе муниципальных образований Оренбургской области

 

Тюльганский район интересен с точки зрения развития множества видов туризма, в том числе и экстремальных. Высшая точка области г. Накас находится в относительной близости (40 км) от предполагаемого прохождения трассы. Горно-долинный характер ландшафта Малого Накаса, пересечённость рельефа, способствует прокладке оригинальных труднопроходимых маршрутов (пеших, велосипедных и мотоциклетных). На базах Тугустемира и Ташлы созданы условия для горнолыжного спорта, сноуборда и катания на лыжах с использованием трамплинов. [2]

Сакмарский район характеризуется наличием достаточно развитой инфраструктуры туризма и рекреации. Места отдыха в летнее время в основном приурочены к территориям прилегающим к пойме реки Сакмара. Проектируемы маршрут автомобильной трассы пройдёт в непосредственной близости к геологическим памятникам природы регионального значения на территории района. Так, например, при соблюдении параметров рекреационной нагрузки возможно строительство смотровых площадок и кемпингов в окрестности Белой горы. В зимнее время туристский потенциал района связан с использованием рекреационных возможностей горы Гребени.

Оренбургский район в рамках реализуемого проекта с точки зрения туризма и рекреации прежде всего интересен наличием развитой туристской инфраструктуры в окрестностях с. Нежинка и с. Самородово. Туристические базы и дома отдыха восточной части района могут стать основой туристско-рекреационного кластера ПТК.

Соль-Илецкий район традиционно интересен туристам наличием курорта на солёном озере «Развал», уникальном природно-антропогенном объекте, имеющим важное рекреационное и бальнеологическое значение. Также в непосредственной близости к ПТК расположены геологические и геолого-геоморфологические объекты: гора Змеииная, Букобайские яры, гора Алеутас и др. Особого внимания заслуживают песчаные пляжи реки Илек, уникальные геологические памятники Урало-Илекского междуречья, участки девственных степей Урало-Илекского междуречья с аспектами цветных тюльпанов и ковылей, возможности конного туризма и кумысолечения, своеобразный «бахчёвый рай» в период созревания арбузов и дынь, «золотое кольцо» сарматских курганов и других памятников Урало-Илекского междуречья. [3]

Беляевский район в контексте развития туризма и рекреации имеет перспективы связанные с использованием природного потенциала планируемого к созданию шестого участка государственного заповедника «Оренбургский»  («Предуральская степь») . Участок располагается в 20 км на северо-восток от трассы на границе Беляевского и Акбулакского районов. В 2013 году на окраине п. Сазан создан «Центр разведения степных животных», первыми его обитателями стаи лошади Пржевальского, кианги и двугорбые верблюды. С целью дальнейшего развития проекта предлагается создать в 2015 году областной природный парк «Оренбургская Тарпания». К специфическим направлениям развития и задачам функционирования участка  относятся осуществление реинтродукции лошади Пржевальского, организация экологического просвещения, развитие познавательного туризма.

Акбулакский район – представляя собой южный район в пределах прохождения участка ПТК. В условиях безводных южностепных ландшафтов Акбулакского района особую привлекательность приобретают урочища, связанные с родниковыми выходами грунтовых вод. Так как прохождение ПТК планируется вблизи с. Сагарчин, особое внимание привлекает ландшафтно-ботанический памятник  Сагарчинская лесная дача. Памятник регионального уровня имеет большое природоохранное и научно-просветительское значение. [4]

Очевидно, территории, прилегающие к проектируемому транспортному коридору «Европа – Западный Китай» в пределах Оренбургской области, обладают значительными возможностями развития туризма и рекреации. Однако, для реализации туристско-рекреационного потенциала этих территорий необходимы инвестиции, которые способствовали бы доведению качества уже существующих объектов туристской инфраструктуры мировым стандартам.

Список использованной литературы:

  1. Доклад «Прохождение международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» по территории Оренбургской области» / Д.Л. Хусид. – Оренбург: IV Евразийский экономический форум, 2014.
  2. Тюльганский район Оренбургской области: краеведческий атлас / А.А. Чибилев, О.С. Руднева, В.М. Павлейчик. Вступительное слово Шмарина В.Н. Под общей редакцией А.А. Чибилева – Оренбург: Институт степи УрО РАН, 2008. – 40 с.
  3. Рекреационно-туристические оесурсы Оренбургской области / А.А. Чибилев. – Оренбург: «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2007. – 60 с.
  4. Чибилёв А.А., Павлейчик В.М., Чибилёв А.А. (мл.) Природное наследие Оренбургской области: особо охраняемые природные территории. – Оренбург: УрО РАН, Печатный дом «Димур», 2009. – 328 с.[schema type=»book» name=»ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ НА ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЯХ К ПРОЕКТИРУЕМОМУ ТРАНСПОРТНОМУ КОРИДОРУ «ЕВРОПА – ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ» (ОРЕНБУРГСКИЙ УЧАСТОК)» author=»Григоревский Д.В., Чибилёв А.А.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found