Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Г. КАШИН

При интенсивной урбанизации и росте антропогенной нагрузки автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе. [4] Автотранспорт является основным источником загрязнения атмосферного воздуха, его вклад в загрязнение окружающей среды составляет 60 – 90 %. [8] По статистическим данным в среднем в 2013 году на 1 тыс. россиян приходилось 257 автомобилей, в 2012 году – 249 штук, рост составил 3,2%. В Тверской области эти показатели выше среднестатистических, по показателям обеспеченности автомашинами в ЦФО Тверская область занимает 6 место. В 2013 году на 1000 жителей региона приходилось 273 авто, в 2012 году – 256. Динамика составила 6,6%. [5]

Целью исследования является изучение воздействия автотранспорта на окружающую среду г. Кашин. г. Кашин расположен на востоке Тверской области в 200 километрах от Москвы, на притоке Волги – реке Кашинке [2]. Население города на 1 января 2013 года составляет 15419 жителей [7]. Площадь города 12 кв.км. Городское поселение г. Кашин находится вдали от основных автотранспортных коридоров федерального значения, но через город проходят важные региональные автомобильные дороги, обеспечивающие связь с центром области и соседних муниципальных районов. Важнейшее значение в жизни города имеет ООО «Санаторий Кашин», функционирующий на базе местных минеральных вод. Крупных предприятий в городе нет. [2,6]

Для оценки воздействия автотранспорта на окружающую среду г. Кашин были проанализированы интенсивность и состав транспортного потока на разных участках, выполнены расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проведены биоиндикационные исследования.

Интенсивность движения автотранспорта и состав транспортного потока визуально исследовались на отдельных участках в период с мая по сентябрь, когда транспортные нагрузки наиболее велики. В это время, в отличие от зимы, широко используется индивидуальный транспорт. Во время наибольшей транспортной активности (8.00–10.00, 13.00–14.30, 17.30–19.00) занималось место у исследуемой магистрали и в течение часа отмечался проезжающий через наблюдаемое сечение дороги транспорт.

По результатам исследований студентов кафедры экологии и наук о Земле университета «Дубна» в 6 точках наибольшей интенсивности движения автотранспорта (рис. 1, табл. 1) наиболее загруженным участком движения легкового автотранспорта является центральная часть территории г. Кашин (точка № 6). Это можно объяснить наличием основных рабочих мест, магазинов повседневного спроса, различных учреждений и т.д.

Также весьма интенсивным участком движения легкового, грузового карбюраторного до 3 т и грузового дизельного автотранспорта является участок пересечения ул. Льва Толстого и ул. Крестьянская (точка № 5). Это можно объяснить наличием трассы Кашин – Углич в одном направлении и наличием больницы и деревень, жители которых работают в городе, – в другом.

Наименее интенсивным участком движения автотранспорта является участок пересечения ул. Социалистическая и ул. Рудинская (точка № 4). Это можно объяснить малой используемостью дороги (табл. 1).

Рисунок 1. Точки контроля интенсивности движения автотранспорта и картосхема распределения концентраций диоксида азота по территории г. Кашин

Таблица 1. Количество единиц автотранспорта в точках контроля интенсивности движения в г. Кашин

Название улицы Легковые Легко вые дизельные Грузовые карбюраторные до 3т Грузовые карбюраторные от 3т Грузовые дизельные Автобусы карбюраторные Авто бусы дизельные
Перекрёсток ул.Калинина и ул.Железнодорожная. На Тверь 207 0 10 0 0 6 0
Перекрёсток ул.Гоголя и ул.К.Маркса. На Москву 216 0 9 2 4 0 2
Перекрёсток ул. Загородная и ул. Советская 168 0 5 0 9 0 0
Перекрёсток ул. Социалистическая и ул. Рудинская 147 0 4 0 4 4 0
Перекрёсток ул. Льва Толстого и ул. Крестьянская 258 0 12 0 12 0 0
Перекрёсток ул. Профсоюзов и ул. Ивана Тургенева 273 0 9 0 6 0 0

Данные об интенсивности движения и составе автотранспорта на территории города обрабатывались в программе «МАГИСТРАЛЬ-ГОРОД», а затем для дальнейшего расчета экспортировались в УПРЗА «ЭКОЛОГ». Система расчета величин выбросов автотранспорта на автомагистралях «МАГИСТРАЛЬ-ГОРОД» позволяет производить расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспортными потоками при движении автомобилей по городским магистралям. Расчет полей максимально-разовых концентраций загрязняющих веществ был произведен по данным, полученным на первом этапе создания информационного слоя о качестве состояния атмосферного воздуха в городе, в системе «ЭКОЛОГ-ГОРОД». Система разработана фирмой «Интеграл».

Исследовалось содержание свинца и его неорганических соединений, диоксида азота, оксида азота, сажи, диоксида серы, оксида углерода, бензапирена, формальдегида, бензина и керосина.

Общее количество выбросов составляет 238,05 мг/м3. Содержание диоксида азота – 50,3%, свинца и его неорганических соединений – 35,1%, оксида углерода – 7,9%, оксида азота – 4,1%, бензина – 0,9%, формальдегида – 0,6%, диоксида серы – 0,4%, бензапирена – 0,4%, керосина – 0,2%, сажи – 0,1%.

Результаты исследования по содержанию диоксида азота (рис. 1), свинца и его неорганических соединений, оксида углерода и оксида азота показали, что в атмосферном воздухе наибольшие концентрации наблюдаются в центральной части территории на уровне – 26ПДК, 18ПДК, 4ПДК и 2ПДК соответственно.

К периферии городской территории наблюдается значительное уменьшение содержания веществ. Подобное распределение можно объяснить концентрацией основного движения автотранспорта в центральной части территории, наличие автомобильных пробок.

Содержание в атмосферном воздухе бензина, сажи, диоксида серы, бензапирена, формальдегида и керосина не превышает установленных нормативов, что можно объяснить небольшим количеством автотранспорта, использующим дизельное топлива в двигателях внутреннего сгорания. [3]

При выполнении биоиндикационных исследований проведен анализ флуктуирующей асимметрии листовых пластин древесных и травянистых видов растений: березы бородавчатой (Betula Pendula Roth), клена остролистного (Acer Platanoides L.), сныти обыкновенной (Aegopodium Podagraria L.), мать-и-мачехи обыкновенной (Tussilago Farfara L.), клевера гибридного (Trifolium Hybridum L.) в 30 точках по равномерной сети, охватывающей всю территорию города и все его функциональные зоны.

Флуктуирующая асимметрия – количественная характеристика стабильности индивидуального развития у билатерально-симметричных живых организмов, определяется исходя из различий счетных признаков по разным сторонам. Метод основан на измерении симметричных жилок листовых пластин древесных и травянистых растений. Величина флуктуирующей асимметрии оценивается с помощью интегрального показателя – величины среднего относительного различия по признакам. [1]

Результаты исследования березы бородавчатой (Betula Pendula Roth) показали, что на юге и на севере территории наблюдаются высокие показатели коэффициента (0,0052 – 0,0076). Подобное распределение можно объяснить преобладающим юго-западным направлением ветра, наличием ППО ОАО «Кашинский льнозавод» и заброшенных сельскохозяйственных земель, стоматологического цента Никитина, а также проведением строительных работ.

Результаты исследования сныти обыкновенной (Aegopodium Podagraria L.) показали, что повышенные значения коэффициента (0,005 – 0,008) наблюдаются на северо-востоке и юго-западе территории. Подобное распределение можно объяснить наличием мастерской по изготовлению тротуарной плитки, памятников и оград.

Результаты исследования мать-и-мачехи обыкновенной (Tussilago Farfara L.) показали, что на юго-западе и на севере наблюдаются высокие значения коэффициента (0,01 – 0,0015). Подобное распределение можно объяснить наличием несанкционированной свалки на севере городской территории и сельскохозяйственных территорий на юго-западе.

Результаты исследования клевера гибридного (Trifolium Hybridum L.) показали, что вся территория покрыта низкими значениями коэффициента, повышение происходит на северо-запад – до значений 0,018. Это может быть связано с расположением там территорий садового товарищества и кладбища.

Результаты интегрального анализа (рис. 2) показали, что большей частью городская территория характеризуется невысокими значениями коэффициента флуктуирующей асимметрии (0,0035 – 0,0065). Участки повышенных показателей (0,0085 – 0,0135) представлены двумя территориями, одна из которых расположена на северо-западе, вторая – на юго-западе. Подобное распределение можно объяснить достаточно сглаженной экологической обстановкой в городе Кашин и наличием отдельных небольших по своему воздействию техногенных объектов, например, кладбища, сельскохозяйственных территорий, мастерской по изготовлению тротуарной плитки, памятников и оград. То есть влияние выбросов автотранспорта на состояние растительности в настоящее время не фиксируется. [3]

Рисунок 2. Картосхема распределения интегрального коэффициента флуктуирующей асимметрии [3]

По результатам анализа интенсивности движения автотранспорта, расчета выбросов загрязняющих веществ, биоиндикационных исследований на территории г. Кашин можно сделать вывод, что наибольшие показатели интенсивности движения автотранспорта, а, следовательно, и загрязнения атмосферного воздуха наблюдаются в центральной части города, к периферии городской территории воздействие автотранспорта снижается. Влияние на растительность через показатели флуктуирующей асимметрии листовых пластин в настоящее время не выявлено.

Тем не менее, при существующих темпах прироста автомобильного парка и выявленных в настоящее время повышенных уровнях некоторых загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для недопущения снижения качества окружающей среды целесообразно предложить организацию комплексного экологического мониторинга и ряд мероприятий экологической направленности. Среди них: контроль качества топлива, обновление автотранспортного парка, организация производства газобаллонного оборудования и ускорение темпов перевода автомобилей на использование сжатого природного газа; усиление системы контроля за экологическим состоянием автомобилей.

Список литературы

  1. Захаров В.М., Баранов А.С., Борисов В.И., Валецкий А.В., Кряжева Н.Г., Чистякова Е.К., Чубинишвили А.Т. Здоровье среды: методика оценки. – М.: Центр экологической политики России, 2000.
  2. Кошелевский В.Н. Кашин и его курорт. – М.: Московский рабочий, 1975. – 200 с.
  3. Савватеева О.А., Миронова К.В. Оценка состояния окружающей среды территории г. Кашин с помощью метода биоиндикации. // Евразийский Союз Ученых. Ежемесячный научный журнал. – М.: 2014. № 4/2014 (часть 6). С. 36–39.
  4. https://innosfera.org/node/728 — Автотранспорт и окружающая среда. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.12.2014.
  5. https://tvernews.ru/news/152893/ — tvernews.ru–Тверское Информационное Агентство. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 27.12.2014г.
  6. https://tverskaya-oblast.ru/kashin.html ̶ Тверская область. История городов и поселков Тверской области. Кашин – история города. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 25.12.2014.
  7. https://www.bankgorodov.ru/place/inform.php?id=2605 – BankGorodov.ru. Кашин. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.12.2014.
  8. https://www.studfiles.ru/dir/cat17/subj306/file4268/view35996/page2.html — Влияние автотранспорта на окружающую среду. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.12.2014.[schema type=»book» name=»ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Г. КАШИН» author=»Миронова Ксения Викторовна, Савватеева Ольга Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found