Следует подчеркнуть, что исследование представляет собой первичный анализ данных анкет, которые были обработаны с учетом возрастных ограничений.
На первом этапе исследования из 98 анкет школы г. Бобров был выявлен единичный случай с сомнительным результатом, в свою очередь из 94 анкет средней школы г. Воронеж – несколько случаев с сомнительным результатом, что в значительной степени свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, то есть является показателем скрытой тревожности.
Данные исследования подсчитывались также по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности», которая имеет в свою очередь критическое значение (по данной субшкале – 9). Этот и более высокий результат был подтвержден у 2% (2 человека) – школа г. Бобров и у 6,4% (6 человек) – школа г. Воронеж, что свидетельствует о недостоверности ответов респондентов, которые могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.
Из школы г. Бобров всего в исследовании участвовало 62 девочки, что составило 63% от всех респондентов и 36 мальчиков – 37%, а 50 девочек (53%) и 44 мальчика (47%) стали участниками анкетирования в школе г. Воронеж.
На основании полученной шкальной оценки в соответствии с различными уровнями тревожности испытуемого, характеристика уровней тревожности дала следующие результаты: полное отсутствие тревожности или «чрезмерное спокойствие» (может иметь или не иметь защитного характера) – не было выявлено ни у одного из респондентов в свете данного положения исследования, касательно школы г. Бобров. Среди респондентов школы г. Воронеж полное отсутствие тревожности было выявлено у 11% (10 человек). Наиболее распространенным показателем, таким как низкий уровень тревожности, что в большей мере необходимо для адаптации и продуктивной деятельности, им располагали 49% (48 человек) Бобровской школы и 51% (48 человек) Воронежской школы. Повышенная тревожность была выявлена у 47% (46 человек) и 30% (28 человек) школы г. Бобров и школы г.Воронеж соответственно, проявление таковой часто бывает связано с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. В свою очередь у 2% (2 человека) Бобровской школы и 4% (4 человека) Воронежской школы имели высокую тревожность, которая носит «разлитой», генерализованный характер. Очень высокой тревожностью располагали 2% (2 человека) и 4% (4 человека) Бобровской и Воронежской школ соответственно, что является группой риска.
Рисунок 1. Характеристика уровней тревожности.
Следует отметить, что из 36 анкетируемых мальчиков ни у одного не было отмечено полного отсутствия тревожности (школа г. Бобров), чего нельзя сказать о результатах, полученных в школе г. Воронеж – отсутствие тревожности наблюдалось у 14% (6 человек) из 44 мальчиков. Низкий уровень тревожности был выявлен у 44% (32 человека) Бобровской школы и у 68% (30 человек) Воронежской школы. 50 % (36 человек) и 9% (4 человека) располагали повышенной тревожностью (Бобровская и Воронежская школы соответственно). Среди респондентов мужского пола школы г. Бобров высокой тревожности не наблюдалось, данный уровень тревожности был зафиксирован у 4,5% (2 человека) – учащиеся школы г. Воронеж. 6% (2 человека) и 4,5% (2 человека) – очень высокая тревожность школа г. Бобров и школа г. Воронеж соответственно.
Рисунок 2. Распределение уровней тревожности относительно респондентов мужского пола.
В свою очередь, у 62 девочек из всех анкетируемых детей Бобровской школы, показатели тревожности распределились следующим образом: отсутствие тревожности не было отмечено среди респондентов женского пола, а среди 50 респондентов женского пола Воронежской школы отсутствие тревожности было выявлено у 8% (4 человека). 52% (32 человека) и 36% (18 человек) школа г. Бобров и школа г. Воронеж соответственно – имели низкий уровень тревожности. 45% (28 человек) школы г. Бобров располагали повышенным уровнем тревожности, данный показатель среди анкетируемых детей в школе г. Воронеж варьировал в пределах 48% (24 человека). У 3% (2 человека) Бобровской школы наблюдался высокий уровень тревожности, у девочек Воронежской школы показатель данного уровня тревожности был несколько выше и составил 4% (2 человека). Очень высокая тревожность, как и отсутствие тревожности в целом отмечено не было у детей школы г. Бобров, но в школе г. Воронеж очень высокая тревожность была зафиксирована у 4% (2 человека).
Рисунок 3. Распределение уровней тревожности относительно респондентов женского пола.
Из всего вышесказанного, следует отметить, что повышенная тревожность чаще встречается у девочек, чем у мальчиков, а низкий уровень тревожности свойственен больше мальчикам.
Обсуждение результатов.
Данные проведенного научного исследования позволяют установить четкую зависимость между тревожностью и личностными, интеллектуальными особенностями, некоторыми особенностями восприятия, а также полом, параметрами социальной, школьной среды и т. д. Обнаружена также прямая связь между тревожностью и крайними значениями когнитивного стиля «импульсивность — рефлексивность».
Вывод
В свою очередь, полученные данные и научное обоснование приоритетных показателей проведенной работы свидетельствуют о необходимости дальнейшего анализа повозрастных коэффициентов и уровня детской тревожности в структуре распространенности детского дорожно-транспортного травматизма на территории г.Воронежа и Воронежской области, а также дальнейшего развития научно-исследовательских работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и продолжения анкетирования детей в школах с выявлением групп риска, что поможет достичь существенного снижения смертности и инвалидизации детей от дорожно-транспортных травм.
Список литературы:
- Прихожан А. М. П75 Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 108 с.
- Цветков В.Н. Предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах. Учебно-методическое пособие. Москва 2010г. С. 34.
- Кешишян Р.А. Дорожно-транспортный травматизм у детей: медико-организационные аспекты, проблемы // Автореферат диссертации кандидата медицинских наук, Москва – 2010. С. 18.
- Федотов С.А. «Организация медицинского обеспечения в дорожно-транспортных происшествиях в Москве». Автореферат, Москва – 2012. С. 44.[schema type=»book» name=»СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ФАКТОРА РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДТП НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКИХ ШКОЛ» author=»Бережнова Татьяна Александровна, Кулинцова Яна Викторовна, Енин Андрей Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]