Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СМЕРТЕЛЬНАЯ РЕЛЬСОВАЯ ТРАВМА В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Значение рельсовой травмы (железнодорожной, трамвайной) для судебно-медицинской практики определяется трудоемкостью исследования каждого случая смерти, сложностью описания и формулировки экспертных выводов, и обусловленным этим значительными временными затратами.  Вышесказанное определяется специфическими особенностями обстоятельств происшествия — массивностью травмирующих элементов транспортных средств, движением рельсового транспорта с большой скоростью, возможностью перемещения трупов пострадавших и частей трупов на большие расстояния и т.д., в конечном итоге — особенностями образования и характера повреждений. Следствие ставит перед врачом судебно-медицинским экспертом вопросы, полнота и правильность ответов на которые необходима для реконструкции обстоятельств происшествия [1]. К числу наиболее распространенных видов рельсовой травмы относятся столкновения на переездах подвижного состава с автотранспортными средствами, а также наезды на людей на железнодорожных путях, в том числе на производстве (шахтная рельсовая травма, травма в обособленных структурных подразделениях железнодорожного хозяйства). Актуальность проблемы рельсового травматизма в РФ определяется частотой встречаемости указанного вида травмы, который занимает второе место в структуре транспортного травматизма после автотравмы. Среди многообразия факторов, рассматриваемых в качестве условий для возникновения железнодорожных транспортных происшествий, отмечают грубые нарушения пострадавшими правил безопасности, недостаточное количество пешеходных переходов, несоответствие существующих переходов техническим требованиям, а также отсутствие ограждений зоны движения поездов [2,3].  Таким образом, мониторинг рельсового травматизма на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе причин и условий, способствовавших наступлению дорожно-транспортных происшествий, позволит определить важные показатели указанного вида транспортного травматизма, которые могут быть использованы при подготовке мероприятий по профилактике и диагностике травм.

Целью исследования стал анализ структуры смертельной рельсовой травмы  как одного  из видов  дорожно-транспортного травматизма.

Материал и методы исследования. Исследование выполнено в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Свердловской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (ГБУЗ СО «БСМЭ»).  Материалом послужили журналы регистрации исследований трупов отдела судебно-медицинской экспертизы трупов (ОСМЭТ), регистрационные карты исследования трупов, статистическая база данных регистратора в программном обеспечении версии 1.22 Alpha системы Windows регистратора  II, 1999, разработанная информационным центром Главного управления внутренних дел Свердловской области для ОСМЭТ ГБУЗ СО «БСМЭ». Единицей наблюдения являлся каждый случай смерти в результате рельсовой травмы в г.Екатеринбурге, исследование сплошное за период 10 лет (2004 – 2013 гг.). Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием PC Intel Core i7 в среде Windows с использованием пакета прикладных программ Microsoft Excel версии 2010 [4,5].

Результаты и обсуждения

За период с 2004 по 2013 гг. выполнено исследование 302 трупов с установленной в качестве причины смерти травмой, полученной в дорожно-транспортных происшествиях с участием рельсового транспорта. Среднее количество трупов указанной группы, исследованных за год,  составляло 0,42 % от общего количества исследуемых в ОСМЭТ случаев. Набольший процент травмы от воздействия рельсовым транспортом установлен в 2005 году — 0,7%, наименьшие — в 2011, 2012, 2013  годах — по 0,2 %. По отношению  к количеству исследуемых трупов с механической травмой доля трупов указанной группы составила 1,2 %. (Табл. 1).

Таблица №1

Распределение соотношения трупов, исследованных в ГБУЗ СО «БСМЭ»  за 2004-2013 гг.

Годы

Общее количество исследованных трупов   Общее   количество  исследованных трупов  с  механической  травмой

Количество трупов с  установленной  в качестве причины смерти травмой, причиненной рельсовым транспортом

Абс. %
2004 7034 2977 43 0,6 / 1,4
2005 7100 2957 53 0,7 / 1,8
2006 6735 2637 33 0,5 / 1,2
2007 6618 2431 35 0,5 / 1,4
2008 6875 2277 42 0,6 / 1,8
2009 7278 2014 31 0,4 / 1,5
2010 7918 1889 21 0,3 / 1,1
2011 7667 1769 17 0,2 / 0,9
2012 7469 1714 13 0,2 / 0,7
2013 7456 1688 14 0,2 / 0,8

В течение последних 10 лет в г. Екатеринбурге отмечается стойкая тенденция снижения абсолютного количества случаев смерти от повреждений, причиненных в результате рельсовой травмы  — с 53 в 2005 г. до 14 в 2013 г. (рис. 1). Кроме того, наблюдается и уменьшение экстенсивного показателя в  3,5 раза при относительно стабильном общем количестве исследуемых трупов в год.

Рис. 1.  Количество исследованных трупов с повреждениями, возникшими  от  воздействия  рельсового транспорта  (2004-2013 гг.)

Большинство погибших в результате  рельсовой  травмы  — лица мужского пола 77,1% (233 чел.), женщины получают смертельные повреждения реже – в 22,9% случаев (69 чел.). Показатели возрастной характеристики стабильны на протяжении всего исследованного временного промежутка. Средний возраст погибших от рельсовой травмы вне зависимости от пола 47 (17) лет, Me – 48 лет.

За период с 2004 по 2013 годы в г. Екатеринбурге в результате рельсовой травмы погибло 6 детей в возрасте от 9 до 17 лет, что составило 1,9% от общего количества погибших за 10 лет.

По результатам судебно-медицинской экспертизы трупов у пострадавших  в результате рельсовой травмы на долю тяжелой черепно-мозговой травмы приходится 10% случаев смерти от общего количества смертельно травмированных железнодорожным транспортом, повреждения верхних и нижних конечностей встречаются в 5,2%, травмы органов груди и брюшной полости — в 9,6%, сочетание повреждений головы и туловища – в 12,5%.  На основании анализа объема травмы и локализации повреждений у пострадавших более чем в половине случаев смерть наступила в результате сочетанной механической травмы головы, туловища и конечностей.

На протяжении исследуемого периода на фоне снижения общего количества случаев смерти от повреждений, полученных в результате  рельсовой травмы, доля сочетанных повреждений имеет тенденцию к увеличению — от 39% в 2004 году до 71% в 2013 году (Рис. 2), что может косвенно свидетельствовать о своевременном и качественном оказании медицинской помощи пострадавшим с повреждениями, совместимыми с жизнью.

Рис. 2 Локализация смертельных повреждений, полученных в результате рельсовой травмы

Выводы.

  1. В период 2004 – 2013 гг. в г. Екатеринбурге наблюдается стойкая тенденция снижения количества случаев смерти от повреждений, причиненных в результате различных видов рельсовой травмы.
  2. Среди пострадавших 77,1% составляют лица мужского пола.
  3. Наибольшее количество смертельных случаев приходится на трудоспособную часть населения, средний возраст пострадавших составляет 47 (17) лет.
  4. Среди смертельных повреждений преобладает сочетанная механическая травма головы, туловища, конечностей.

Литература

  1. Генеральная прокуратура о состоянии травматизма на железнодорожном транспорте // Транспортная безопасность и технологии. №1 (36)
  2. Кулебякин. И. Ю. Анализ смертельной рельсовой травмы по г. Барнаулу за 2007-2008 гг. / Кулебякин. И. Ю. О. А. Шепелев, А. Л. Кочоян, Б. А. Саркисян// Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. Новосибирск  — 2009. — Вып. 15.
  3. Ian Savage. Analysis  of fatal train-pedestrian collisions in metropolitan Chicago 2004-2012  / Ian Savage Northwestern University Evanston, Illinois, United States of America // Proceedings of the 2014 Global Level Crossing Symposium  4-8 August 2014, Urbana, IL, USA.
  1. Петри А., Сэбин К. Наглядная медицинская статистика /А.Петри, К Сэбин; пер с англ. под ред.  В.П. Леонова.- 2-е изд., перераб. и доп. —  М.: ГЕОТАР- Медиа, 2010. С168.[schema type=»book» name=»СМЕРТЕЛЬНАЯ РЕЛЬСОВАЯ ТРАВМА В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ» author=»Пермякова Надежда Викторовна, Долгова Оксана Борисовна, Соколова Светлана Леонидовна, Ножкина Наталья Владимировна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found