Значение рельсовой травмы (железнодорожной, трамвайной) для судебно-медицинской практики определяется трудоемкостью исследования каждого случая смерти, сложностью описания и формулировки экспертных выводов, и обусловленным этим значительными временными затратами. Вышесказанное определяется специфическими особенностями обстоятельств происшествия — массивностью травмирующих элементов транспортных средств, движением рельсового транспорта с большой скоростью, возможностью перемещения трупов пострадавших и частей трупов на большие расстояния и т.д., в конечном итоге — особенностями образования и характера повреждений. Следствие ставит перед врачом судебно-медицинским экспертом вопросы, полнота и правильность ответов на которые необходима для реконструкции обстоятельств происшествия [1]. К числу наиболее распространенных видов рельсовой травмы относятся столкновения на переездах подвижного состава с автотранспортными средствами, а также наезды на людей на железнодорожных путях, в том числе на производстве (шахтная рельсовая травма, травма в обособленных структурных подразделениях железнодорожного хозяйства). Актуальность проблемы рельсового травматизма в РФ определяется частотой встречаемости указанного вида травмы, который занимает второе место в структуре транспортного травматизма после автотравмы. Среди многообразия факторов, рассматриваемых в качестве условий для возникновения железнодорожных транспортных происшествий, отмечают грубые нарушения пострадавшими правил безопасности, недостаточное количество пешеходных переходов, несоответствие существующих переходов техническим требованиям, а также отсутствие ограждений зоны движения поездов [2,3]. Таким образом, мониторинг рельсового травматизма на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе причин и условий, способствовавших наступлению дорожно-транспортных происшествий, позволит определить важные показатели указанного вида транспортного травматизма, которые могут быть использованы при подготовке мероприятий по профилактике и диагностике травм.
Целью исследования стал анализ структуры смертельной рельсовой травмы как одного из видов дорожно-транспортного травматизма.
Материал и методы исследования. Исследование выполнено в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Свердловской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (ГБУЗ СО «БСМЭ»). Материалом послужили журналы регистрации исследований трупов отдела судебно-медицинской экспертизы трупов (ОСМЭТ), регистрационные карты исследования трупов, статистическая база данных регистратора в программном обеспечении версии 1.22 Alpha системы Windows регистратора II, 1999, разработанная информационным центром Главного управления внутренних дел Свердловской области для ОСМЭТ ГБУЗ СО «БСМЭ». Единицей наблюдения являлся каждый случай смерти в результате рельсовой травмы в г.Екатеринбурге, исследование сплошное за период 10 лет (2004 – 2013 гг.). Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием PC Intel Core i7 в среде Windows с использованием пакета прикладных программ Microsoft Excel версии 2010 [4,5].
Результаты и обсуждения
За период с 2004 по 2013 гг. выполнено исследование 302 трупов с установленной в качестве причины смерти травмой, полученной в дорожно-транспортных происшествиях с участием рельсового транспорта. Среднее количество трупов указанной группы, исследованных за год, составляло 0,42 % от общего количества исследуемых в ОСМЭТ случаев. Набольший процент травмы от воздействия рельсовым транспортом установлен в 2005 году — 0,7%, наименьшие — в 2011, 2012, 2013 годах — по 0,2 %. По отношению к количеству исследуемых трупов с механической травмой доля трупов указанной группы составила 1,2 %. (Табл. 1).
Таблица №1
Распределение соотношения трупов, исследованных в ГБУЗ СО «БСМЭ» за 2004-2013 гг.
Годы |
Общее количество исследованных трупов | Общее количество исследованных трупов с механической травмой |
Количество трупов с установленной в качестве причины смерти травмой, причиненной рельсовым транспортом |
|
Абс. | % | |||
2004 | 7034 | 2977 | 43 | 0,6 / 1,4 |
2005 | 7100 | 2957 | 53 | 0,7 / 1,8 |
2006 | 6735 | 2637 | 33 | 0,5 / 1,2 |
2007 | 6618 | 2431 | 35 | 0,5 / 1,4 |
2008 | 6875 | 2277 | 42 | 0,6 / 1,8 |
2009 | 7278 | 2014 | 31 | 0,4 / 1,5 |
2010 | 7918 | 1889 | 21 | 0,3 / 1,1 |
2011 | 7667 | 1769 | 17 | 0,2 / 0,9 |
2012 | 7469 | 1714 | 13 | 0,2 / 0,7 |
2013 | 7456 | 1688 | 14 | 0,2 / 0,8 |
В течение последних 10 лет в г. Екатеринбурге отмечается стойкая тенденция снижения абсолютного количества случаев смерти от повреждений, причиненных в результате рельсовой травмы — с 53 в 2005 г. до 14 в 2013 г. (рис. 1). Кроме того, наблюдается и уменьшение экстенсивного показателя в 3,5 раза при относительно стабильном общем количестве исследуемых трупов в год.
Рис. 1. Количество исследованных трупов с повреждениями, возникшими от воздействия рельсового транспорта (2004-2013 гг.)
Большинство погибших в результате рельсовой травмы — лица мужского пола 77,1% (233 чел.), женщины получают смертельные повреждения реже – в 22,9% случаев (69 чел.). Показатели возрастной характеристики стабильны на протяжении всего исследованного временного промежутка. Средний возраст погибших от рельсовой травмы вне зависимости от пола 47 (17) лет, Me – 48 лет.
За период с 2004 по 2013 годы в г. Екатеринбурге в результате рельсовой травмы погибло 6 детей в возрасте от 9 до 17 лет, что составило 1,9% от общего количества погибших за 10 лет.
По результатам судебно-медицинской экспертизы трупов у пострадавших в результате рельсовой травмы на долю тяжелой черепно-мозговой травмы приходится 10% случаев смерти от общего количества смертельно травмированных железнодорожным транспортом, повреждения верхних и нижних конечностей встречаются в 5,2%, травмы органов груди и брюшной полости — в 9,6%, сочетание повреждений головы и туловища – в 12,5%. На основании анализа объема травмы и локализации повреждений у пострадавших более чем в половине случаев смерть наступила в результате сочетанной механической травмы головы, туловища и конечностей.
На протяжении исследуемого периода на фоне снижения общего количества случаев смерти от повреждений, полученных в результате рельсовой травмы, доля сочетанных повреждений имеет тенденцию к увеличению — от 39% в 2004 году до 71% в 2013 году (Рис. 2), что может косвенно свидетельствовать о своевременном и качественном оказании медицинской помощи пострадавшим с повреждениями, совместимыми с жизнью.
Рис. 2 Локализация смертельных повреждений, полученных в результате рельсовой травмы
Выводы.
- В период 2004 – 2013 гг. в г. Екатеринбурге наблюдается стойкая тенденция снижения количества случаев смерти от повреждений, причиненных в результате различных видов рельсовой травмы.
- Среди пострадавших 77,1% составляют лица мужского пола.
- Наибольшее количество смертельных случаев приходится на трудоспособную часть населения, средний возраст пострадавших составляет 47 (17) лет.
- Среди смертельных повреждений преобладает сочетанная механическая травма головы, туловища, конечностей.
Литература
- Генеральная прокуратура о состоянии травматизма на железнодорожном транспорте // Транспортная безопасность и технологии. №1 (36)
- Кулебякин. И. Ю. Анализ смертельной рельсовой травмы по г. Барнаулу за 2007-2008 гг. / Кулебякин. И. Ю. О. А. Шепелев, А. Л. Кочоян, Б. А. Саркисян// Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. Новосибирск — 2009. — Вып. 15.
- Ian Savage. Analysis of fatal train-pedestrian collisions in metropolitan Chicago 2004-2012 / Ian Savage Northwestern University Evanston, Illinois, United States of America // Proceedings of the 2014 Global Level Crossing Symposium 4-8 August 2014, Urbana, IL, USA.
- Гланц С. Медико-биологическая статистика. — М: Практика, 1998. – 459 с.
- Петри А., Сэбин К. Наглядная медицинская статистика /А.Петри, К Сэбин; пер с англ. под ред. В.П. Леонова.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЕОТАР- Медиа, 2010. С168.[schema type=»book» name=»СМЕРТЕЛЬНАЯ РЕЛЬСОВАЯ ТРАВМА В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ» author=»Пермякова Надежда Викторовна, Долгова Оксана Борисовна, Соколова Светлана Леонидовна, Ножкина Наталья Владимировна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]