Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РОССИЙСКИЕ ТУРИСТЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДЛАГАЕМЫМ НАПИТКАМ И БЛЮДАМ

Целью работы явилась сравнительная оценка выбора напитков и блюд российских и внутренних туристов во время отдыха на курортах Иссык-Куля.

Методы исследования: проведен осмотр 100 торговых точек и анкетирование 600 отдыхающих на северном побережье Иссык-Куля (курортные зоны Кош-Кол, Чон-Сары-Ой, Чолпон-Ата и Бостери).

В торговых точках определялся ассортимент алкогольных и безалкогольных напитков, соков. Использована разработанная анкета, включающая 30 вопросов. Группы внешних (российских и казахстанских) и внутренних туристов (n-300) были репрезентативны по возрасту и полу.

Результаты исследования: В ассортименте алкогольных напитков превалировала водка (40,3%). Другие крепкие напитки (коньяки, бренди, виски, ром) составляли 16,3%. Ликеры составляли 1,4%. Вина – 16,5%. Пиво – 23,6%. Алкогольные коктейли -1,9%. Водка и коньяки на половину были представлены отечественными марками. Среди вин, местные марки составили 6,7%, а пива – 24,3%. Доля продаж водки (2/3 торговых точек отказались представить даже ориентировочные данные) превышает 50%, продажи пива превышают 35%.

Энотерапия является полезным компонентом в реабилитационных комплексах на многих европейских курортах. Энотерапия – лечение вином имеет давние традиции в народной и курортной медицине [2, 4, 6, 10 ].

Красные десертные вина, как например «Кагор», используются для получения настоев алоэ и других лекарственных трав. Лечебные эффекты плодов малины, черной смородины, рябины (жаропонижающий, общеукрепляющий, витаминный) сохраняются в приготовленных из них винах [9 ]. Этому способствует высокое содержание сахара и спирта (не менее 15% того и другого) в десертных винах, они хорошо хранятся. Современная академическая медицина признает такие профилактический эффекты сухих вин, особенно красных, таких как антиоксидантный, антиатеросклеротический, антистрессовый [3, 7,11 ].

Сухие вина и вина, ароматизированные травами, типа «Вермут» повышают аппетит [4, 12]. Качество вина и его профилактические свойства усиливаются при выдержке вин в бочках. В курортной медицине принято после бальнеопроцедур, массажа предлагать в комнатах отдыха выбор травяных чаев и вина. Для многих курортов характерно наличие собственных выдержанных марочных вин [10].

Виноделие на территории Кыргызстана имеет трехтысячелетнюю историю. В советский (доперестроечный) период в Кыргызстане имелось развитое виноградарство и виноделие, были свои марочные вина «Мускат киргизский фиолетовый», «Кыргызстан» и другие. Столовые вина «Серебряная свадьба», «Мелодия» также отличались высоким качеством. К сожалению, в современном Кыргызстане виноделие пришло в упадок.

Вернемся к результатам анкетирования. Вина, составляющие 16,5% ассортимента, представлены в основном невыдержанными молдавскими и казахстанскими винами, в некоторых торговых точках имеется небольшая доля грузинских вин.

Кыргызстанские вина составляют 3-4% ассортимента спиртных напитков и представлены в основном кагором «Черные глаза», крепленными плодово-виноградными смесями и газированными (игристыми) винами, значительно уступающими по качеству импортной продукции. У туристов кыргызстанские вина совершенно не пользуются спросом. В Кыргызстане не сложилась культура винолечения, характерная для курортов, в результате на пляжах идет распивание водки, что ведет к извращению санаторно-курортного лечения.

В частности не контролируется процесс загара, сплошь наблюдаются солнечные ожоги. В тоже время климатические условия Кыргызстана дают прекрасные возможности для виноградарства, а развитая структура санаториев, пансионатов, курортных отелей  – для энотерапии.

Одним из самых известных брендов во времена Союза был Кыргызский бальзам. Бальзамы используются вместе чаями, минеральной водой, в коктейлях, доказан  ряд их лечебных эффектов [1]. Еще десять лет назад на витринах Кыргызстана можно было увидеть несколько его разновидностей в емкостях различного объема и дизайна, обращали на себя внимание красочные фарфоровые сосуды. В настоящее время бальзамы разлиты в стеклянные бутылки емкостью 0,5 и 0,2 литра, такие же, как и для других алкогольных напитков (коньяк, бренди, кальвадос). Интерес к «Кыргызскому бальзаму» сильно упал, так как в СНГ появилось множество своих спиртовых бальзамов на растительном сырье [8], и отечественный бренд нуждается в активной рекламной поддержке.

Различие в предпочтениях алкогольных напитков у внешних и внутренних туристов были недостоверными, за исключением коньяков «Кыргызстан», «Бишкек», пользующихся у местных жителей устойчивым спросом. Наоборот виски, ромы, текила достоверно чаще покупаются внешними туристами. У внутренних туристов большим спросом пользуется местные сорта пива «Арпа», «Свежее», у россиян –известные им сорта, у казахстанцев не выявлено четкого предпочтения –они пьют и местные, и привозные сорта пива.

Структура предпочтения безалкогольных напитков у жителей Бишкека, Чолпон-Аты и у туристов была разной (рис.1). Бутилированную воду предпочитали 42% бишкекчан, максым и другие национальные целебные напитки –19%, 26% покупали пепси, колу, в небольших количествах 3-4% предпочтение отдавалась холодному чаю и витаминным подслащенным напиткам, включая лимонад. Иссык-кульцы достоверно меньше потребляли бутилированные национальные целебные напитки, и подслащенные витаминные напитки, скорее всего потому, что они часто готовят их в домашних условиях. В тоже время они больше других любят колу и пепси (до 33%). Туристы предпочитают воды, но также большая доля выпадает на пепси, колу. Национальные питательные напитки туристы не знают, поэтому чаще предпочитают известный им квас.

Бесспорно самым знаковым брендом бутилированных вод Кыргызстана является питьевая вода «Легенда», которой отдают предпочтение 39% бишкекчан. На 2 месте (21%) стоит слабоминерализованная вода «Иссык-Ата», на третьем (15%) минеральная лечебно-столовая вода «Джалал-Абад», на четвертом с 8% –лицензионная «Бон-Аква», на 5 с 7% импортная «Есентуки», остальные марки все вместе пользуются преимущественным спросом у 10% респондентов.

Туристы явно предпочитают знакомые бренды вод: импортные Боржоми, Еcсентуки, Vitel. 48% спроса приходится на воду Бон-Аква, выпускаемую в Бишкеке из воды системы центрального водоснабжения турецкой фирмой “Кока-Кола Бишкек Ботлерс” по лицензии. Так как большинство туристов приезжают на Иссык-Куль из Казахстана они стараются купить знакомые «Сары-Агаш» и «Тасай», а также лицензионную воду «Акваминерале», всего казахстанские воды предпочитают 14% туристов, российские воды –16%, грузинскую «Боржоми», если она таковой является» –3%.

Суммарно, отчественные марки вод «Легенда», «Джалал-Абад», «Иссык-Ата» предпочитают 19% внешних респондентов.

Ясно, что отечественные воды покупаются мало, они не знакомы туристам и нуждаются в активной рекламе.

Кафе и сезонные точки питания на курортах предлагают блюда европейской, русской, кыргызской, уйгурской, корейской и дунганской кухни. Есть много первых вторых острые блюд, большое количество жирных мясных блюд, шашлыков, мяса в тесте, различные салаты, рыбные блюда, есть диетические блюда, включая экзотические для россиян манты с жусаем, с тыквой. Фаст-фуд предпочитают 24% внешних и 11% внутренних туристов.

ссортиментом довольны 65% внешних и 84% внутренних туристов, ачеством –74% и 65% соответственно, обслуживанием довольны лишь 22% внешних и 35% внутренних туристов.

Исследования показали, что на спрос в напитках и водах в курортных зонах озера Ыссык-Куль влияют не вкусовые, физические качества предлагаемых напитков, а известность, узнаваемость товарных знаков. И поэтому отечественные воды покупаются мало, они не знакомы туристам и нуждаются в активной рекламе. Данная проблема нуждается в дальнейших как научных, так и маркетинговых исследованиях для выработки предложений по улучшению бренда кыргызских питьевых вод.

Список литературы:

  1. Белов Г.В., Джумадилова Ж.Ш. Влияние бальзама и минеральной воды «Джалал-Абад» на силу и выносливость гребцов при тренировках на среднегорном озере «Иссык-Куль» // Медицина Кыргызстана. 2010. –№2. – С.43-44.
  2. Белов Г.В., Рахимова Ч.К., Дергачев Р.А. Возможности винолечения на курортах Кыргызстана // Современные аспекты реабилитации в медицине: Материалы международной конференции, Ереван, 2011. – С.316.
  3. Белякин С.А. Алкоголь. роль в патогенезе болезней печени и возможности саногенетического применения в восстановительной медицине // Вестник восстановительной медицины. 2009. № 3. С. 22-25.
  4. Валуйко Г.Г. Вино и здоровье. – Симферополь: Ди Ай Пи,2007. -170 с.
  5. Давидович Е.А. Антиоксидантные свойства и качество натуральных красных и белых сухих вин // Пищевая и перерабатывающая промышленность. Реферативный журнал. 2010. № 4. С. 1037.
  6. Ежов В.В., Яланецкий А.Я., Мизин В.И. и др. Эффективность энотерапии в восстановительном лечении больных гипертонической болезнью на курортах Крыма // Медицинская реабилитация, курортология, физиотерапия. 2011. № 1 (65). С. 9-13.
  7. Кушнерева Е.В., Гугучкина Т.И., Ботнарь В.И. Кластерный анализ физико-химического состава вин с выявлением критериальных групп биологически ценных компонентов вин для энотерапии // Известия высших учебных заведений.Пищевая технология. 2013. № 1 (331). С. 18.
  8. Попков П.Н. Получение фитоадаптогенных бальзамов на основе растительного сырья // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 1137.
  9. Синичкин В. Православные методы лечения вином:уникальные монастырские рецепты лечения вином, врачевание вином через таинство причащения, использование вина в косметологии, изготовление вина в домашних условиях, врачевание недуга пьянства, целебные составы на основе вина / отец Вадим. Ростов-на-Дону, 2009. 303 с.
  10. Яланецкий А.Я.Виноградное вино как функциональный продукт питания лечебно-профилактического назначения // Магарач. Виноградарство и виноделие. 2010. № 4. С.36-37.
  11. Яланецкий А.Я. Полифенольный комплекс вина при лечении ишемической болезни сердца // Магарач. Виноградарство и виноделие. № 2. С. 30-33.
  12. Jackson R.S. Wine science. Principles and applications. 3 rd ed. -Oxford: Elsevier, 2008. -794 p.[schema type=»book» name=»РОССИЙСКИЕ ТУРИСТЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДЛАГАЕМЫМ НАПИТКАМ И БЛЮДАМ» description=»Целью работы явилась сравнительная оценка выбора напитков и блюд российских и внутренних туристов во время отдыха на курортах Иссык-Куля. Проведен осмотр 100 торговых точек и анкетирование 600 отдыхающих на северном побережье Иссык-Куля.» author=»Белов Георгий Васильевич, Касымбеков Жаркынбек Орозбекович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found