Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАСТКОВЫХ ВРАЧЕЙ ПЕДИАТРОВ ГОРОДА ТЮМЕНИ

Качество оказания медицинской помощи населению страны, оптимальное использование ресурсов системы здравоохранения, повышение эффективности здравоохранения субъектов Российской Федерации, определенные Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 7 мая 2012 г. № 598, напрямую зависят от уровня подготовки медицинских специалистов, владеющих современными методами диагностики и лечения заболеваний, способных применять новейшие достижения медицинской науки, обеспечить профилактическую направленность ведения пациента [1,7]. К cистемным проблемам здравоохранения РФ относят: несоответствие системы повышения квалификации медицинских кадров потребностям практического здравоохранения и международным стандартам; технологии последипломного образования устарели, курсы повышения квалификации отрывают медицинских работников от практической деятельности на длительный срок; рабочие места врачей не обеспечены выходом в Интернет; специальные программы для дистанционного обучения не разработаны; в  бюджетах всех уровней не предусмотрены расходы на бесплатное персонифицированное  обучение медицинских работников [3].

Опыт ряда субъектов РФ показывает, что внедрение принципа непрерывности повышения квалификации медицинских специалистов, привлечение к обучению ведущих специалистов профессиональных некоммерческих организаций, включение в образовательную программу наиболее актуальных проблем практического здравоохранения, а также использование симуляционного обучения и дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного образования, могут существенно повысить мотивацию специалистов к систематическому обучению [1,3,7].

Учитывая актуальность перехода к системе непрерывного медицинского образования (НМО), Министерство здравоохранения РФ совместно с Национальной медицинской палатой и медицинскими некоммерческими организациями инициировало реализацию модели отработки основных принципов НМО для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики. Положение о модели регламентировано приказом Минздрава России №837 от 11.11.2013 г. [6]. Сроки реализации модели: 1 декабря 2013г. – 29 января 2015г.. Основные принципы реализации модели: внедрение непрерывности обучения врача – в течение всего календарного 2014 г. с использованием учебных модулей и включением обучающих очных циклов; применение в обучении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; формирование программ с учетом наиболее актуальных проблем практического здравоохранения.

Цель. Представить региональный опыт реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования участковых врачей педиатров города Тюмени в рамках пилотного проекта, реализуемого на территории Российской Федерации.

Результаты. В реализации непрерывного медицинского образования  в Тюменской области использована сетевая форма договора с некоммерческим Партнерством «Тюменское Региональное Медицинское Общество» (ТРМО), Департаментом Здравоохранения Тюменской Области (ДЗТО) и Тюменской государственной медицинской академией (ТГМА). Распределение образовательной нагрузки: ТРМО – 36 часов (36 кредитных единиц), из которых 20 часов выделено на участие в научно-практических конференциях, выступления на врачебных планерках с сообщениями; 16 часов (кредитных единиц) – лекции, семинары от представителей профессиональных ассоциаций и руководителей ДЗТО (25% – региональный компонент); кафедра педиатрии ФПК и ППС ТГМА – 108 часов, из которых 80% – с использованием дистанционных технологий.

В январе 2014 г. был сформирован реестр из 20 слушателей, принимающих участие в реализации модели. Все слушатели выразили свое согласие на участие в проекте. Проведено организационное собрание, где врачи были ознакомлены с образовательной программой. Разработанный учебный план включал в себя 17 учебных модулей для дистанционного и очного обучения, предполагалось участие в конференциях. Дистанционное электронное обучение проводилось через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет на рабочих местах и индивидуально во внерабочих условиях в системе EDUCON. Слушателям были присвоены индивидуальные логины и пароли для выхода в систему. В этой же системе регулярно осуществлялся мониторинг и контроль деятельности слушателей в рамках реализации модели. Преимущества и эффективность внедрения системы Educon: требует от врача постоянно, планово, в соответствии с утверждённым графиком, выполнять учебно-тематический план. Система создаёт и хранит портфолио каждого обучающегося (все зачёты, оценки, комментарии преподавателя). Предполагает пошаговое изучение учебного материала. В конце каждого модуля даются контрольные вопросы, на которые врачи должны ответить в раздела или темы конце раздела или темы к месяца. Система Educon автоматически оценивает уровень подготовки, ставит оценку и заносит в ведомость обучающегося.

 Разработанные сотрудниками кафедры учебные модули имели следующую структуру: тема, тесты для определения исходного уровня знаний по данной проблеме, теоретическое изложение материала с поставленной целью и актуальностью, перечень знаний и умений по теме, список литературы, контрольные вопросы, тесты, ситуационные задачи. Ежемесячно проводился контроль освоения учебных модулей. Анализировались результаты контроля исходного уровня знаний и заключительного контроля. Ежемесячно формировался отчет о реализации модели отработки основных принципов непрерывного образования.

Обучение разделилось на весенний и осенний семестры с дистанционным и очным освоением программы. В весеннем семестре дистанционно врачами-педиатрами – участниками пилотного проекта было освоено 6 учебных модулей со сдачей зачетов. В апреле все педиатры приняли участие в областной научно-практической конференции «Актуальные вопросы неонатологии, неврологии и педиатрии раннего возраста» с приглашением ведущих ученых педиатров, представляющих Союз педиатров России. В заключении конференции педиатры получили сертификаты на 12 кредитных единиц. Проведено два вебинара по актуальным вопросам через интернет в системе on-line с возможностью общения и ответов на вопросы. С 23 по 28 июня 2014 г. проводилась очная часть обучения с освоением смежных дисциплин (детские инфекции, туберкулез, неонатология) и актуальных вопросов педиатрии. Для чтения лекций и проведения семинаров привлекались специалисты Департамента здравоохранения Тюменской области и представители областной профессиональной ассоциации педиатров. В заключение был проведен рубежный контроль знаний. Средний процент правильных ответов по тестам по группе составил 76,3% – удовлетворительный результат.

В осеннем семестре дистанционно врачи осваивали 3 учебных модуля, прослушали 2 вебинара, в ноябре участвовали в юбилейной областной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педиатрии и неврологии детского возраста» также с получением сертификатов на 12 кредитных единиц. С 18 по 24 декабря состоялась вторая очная часть. Включено освещение новых диагностических и лечебных технологий в педиатрии, в том числе по ведущим направлениям научно-практической деятельности кафедры педиатрии ФПК и ППС, актуальным для регионального здравоохранения: профилактика хронических неинфекционных заболеваний у детей и подростков [10], ранняя диагностика и лечение заболеваний органов дыхания [2,5] и сердечно-сосудистой системы [9], инновационные технологии оказания помощи детям с ревматическими заболеваниями [11], скрининговые технологии диагностики врожденных заболеваний [12], стандартизация оказания неотложной помощи детям [4,8]. Тема «Первичная легочно-сердечная реанимация у детей» освоена врачами на фантомах в симуляционном центре ТГМА под руководством учебного мастера. За время обучения врачи создали на электронном носителе подборку материалов, необходимых им для профессиональной деятельности и самообразования.

По окончании второй очной части все врачи сдали зачет по практическим навыкам, прошли тестирование (представлены 2 варианта) на кафедре. Результат тестирования: средний процент правильных ответов составил 85,6%, что показало положительную динамику в сравнение с весенним семестром и, в целом, хороший результат обучения. 25 декабря врачи – участники пилотного проекта сдали компьютерный экзамен на подтверждение сертификата специалиста по педиатрии. Экзамен выдержали все, результат – 80,5% правильных ответов, что расценивается как «хорошо».

Целевые показатели реализации модели непрерывного медицинского образования в нашем регионе были выполнены на 100%: все 20 врачей завершили обучение, успешно прошли итоговую аттестацию и успешно сдали сертификационный экзамен. Удовлетворены качеством и формой реализации образовательной программы 95% слушателей. Предложения по оптимизации системы НМО врачей, прошедших обучение  в рамках реализации пилотного проекта: 1) сократить сроки с 10 месяцев до 4-6 месяцев; 2) увеличить количество часов для повышения квалификации до 250 часов; 3) очная часть должна составлять не менее 50 процентов; 4) время проведения  вебинаров  не должно совпадать с приемом пациентов.

Выводы. 1. Итоговый уровень знаний, умений, навыков и компетенций  участковых врачей педиатров, прошедших обучение в рамках пилотного проекта отработки основных принципов непрерывного медицинского образования, характеризует достаточную подготовленность специалистов к выполнению профессиональной деятельности.

  1. Предложенная образовательная модель последипломной подготовки врача педиатра способствует формированию у него потребности в непрерывном самостоятельном овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками и отвечает реализации современной парадигмы высшего образования «образование через всю жизнь».

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования //Педагогическое образование в России.- 2014. – № 3.– с.74-82.
  2. Кайб И.Д., Никогосян А.С., Петрушина А.Д., Киянюк Н.С. Показатели провоспалительных цитокинов и уровня гиперреактивности бронхов при инфекционном бронхообструктивном синдроме у детей раннего возраста // Медицинская наука и образование Урала. – 2011. − №3. – С. 67-69.
  3. Методические рекомендации МЗ РФ и Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования по реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций. М.: 2013.–21 с.
  4. Петрушина А.Д., Мальченко Л.А., Кретинина Л.Н., Ушакова С.А., Иванова Е.Е., Кайб И.Д., Балдашова Ф.Р., Левитина Е.В. Неотложные состояния у детей. М.: Медицинская книга, 2002.– 176 с.
  5. Петрушина А.Д., Никогосян А.С., Кайб И.Д., Мальченко Л.А., Ушакова С.А. Использование ингаляций эфирными маслами в комплексной терапии и для профилактики ОРВИ у детей // Вопросы современной педиатрии.– 2012.––с. 32.
  6. Приказ Минздрава России от 11.11.2013 N 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».
  7. Трегубов В.Н., Сизова Ж.М. Формирование индивидуальной траектории самообразования врача-специалиста в системе непрерывного медицинского образования //Медицинское образование и профессиональное развитие.– 2014.– № 4 (18).– С. 91-99.
  8. Ушакова С.А., Мальченко Л.А., Шевелев А.Н. Алгоритмы неотложной помощи при отравлениях у детей // Научный вестник Тюменской медицинской академии.–2003.–№3.–с.115-124.
  9. Ушакова С.А., Кляшев С.М., Кузьмина Е.Н. Особенности диастолической функции при ремоделировании миокарда левого желудочка у подростков с артериальной гипертензией и абдоминальным ожирением //Медицинская наука и образование Урала.– 2010.– Т. 11.– № 3.– С. 41-46.
  10. Ушакова С.А., Хаит О.В., Петрушина А.Д., Мальченко Л.А. Факторы риска развития артериальной гипертензии у подростков г. Тюмени и приоритетные направления популяционной профилактики //Академический журнал Западной Сибири.– 2014.– Т. 10.– № 1.– С. 8.
  11. Ушакова С.А., Ащеулова Н.Л., Конева Л.Н., Халидуллина О.Ю., Павлова О.В., Резенова В.С., Лукьянова В.Н., Фёдорова Э.Э., Пшеничникова М.В. Эффективное применение моноклональных антител к TNFα — адалимумаба — как препарата переключения у пациента с ювенильным идиопатическим полиартритом и увеитом //Педиатрическая фармакология.– 2014.– Т. 11.– № 6.– С. 66-72.
  12. Шайтарова А.В. Скрининг врожденной дисфункции коры надпочечников: причины и следствия ошибок метода: автореферат дис. … кандидата медицинских наук: Тюмень, 2011.– 23 c.[schema type=»book» name=»ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАСТКОВЫХ ВРАЧЕЙ ПЕДИАТРОВ ГОРОДА ТЮМЕНИ» description=»В статье представлен региональный опыт реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования участковых врачей педиатров города Тюмени. Предложенная образовательная модель способствует формированию у врачей потребности в непрерывном самостоятельном овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками.» author=»Петрушина Антонина Дмитриевна, Мальченко Любовь Александровна, Ушакова Светлана Анатольевна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found