Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА С ДЕТЬМИ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ

С первого посещения стоматолога ребенок должен накапливать положительный эмоциональный опыт лечения. Между врачом и ребенком должна быть установлена положительная коммуникация. Имеются два основных пути установления такой связи: вербальный и невербальный.

По утверждению психологов, передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38%, а за счет невербальных средств — на 55% [2,4]. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическим состоянием и служит средством его выражения, оно меньше контролируется сознанием, поэтому считается более достоверным [4].

Эти данные заставляют задуматься над значением невербальных методов управления поведением ребенка на стоматологическом приеме и обратить особое внимание на значение позы, жестов и мимики детей [5]. У детей наблюдается преобладание невербальных каналов коммуникации. Анализ жестов, мимики, позы ребенка позволяет судить о его психологическом состоянии на стоматологическом приеме [3,5]. Использование невербальных средств коммуникации особенно актуально для врача-стоматолога в связи со спецификой работы, невозможностью словесного общения с пациентом, а невербальные методы управления поведением детей помогают установить  контакт с ребенком на стоматологическом приеме, уменьшить  страх и беспокойство и создать доверительные отношения с маленьким пациентом.

Цель исследования  —  изучить особенности невербального поведения детей школьного возраста на стоматологическом приеме.

Материал и методы. В 2015 году на базе ГУО «СШ №12 г. Минска» проведен опрос 53 детей 3-6 классов (в возрасте 8-12 лет) c использованием анонимной анкеты для определения невербальных характеристик поведения детей при посещении врача-стоматолога. Анкета включала 10 вопросов и варианты ответов к ним. Предварительно было получено разрешение директора школы на проведение исследования и информированное согласие родителей на опрос детей. Также была проведена оценка поведения 37 детей на стоматологическом приеме в ГУ «РКСП» г. Минска. Школьникам было предложено изобразить на рисунке свой визит к врачу-стоматологу. Всего был проведен анализ 30 детских рисунков (таблица 1).

Таблица 1.

Объект и методы исследования

Объект Возраст, лет Количество,

человек

Место исследования Методы
Школьники 8-12 лет 53 ГУО «СШ №12 г. Минска» Анкетирование;

анализ рисунков

Пациенты 37 ГУ «РКСП»

г. Минска

Оценка поведения

Данные статистически обработаны при помощи компьютерной программы Microsoft Excel 2010 с использованием методов параметрической статистики.

Результаты исследования  и их обсуждение. На основании полученных в ходе анкетирования данных составлен ряд числовых значений, отражающих проявления страха у детей (рисунок 1): почти половина детей (45%) ощущают дрожь; 38% зажмуривают глаза; 6% кричат и плачут; у 11% респондентов страх проявляется иным образом. Однако по данным литературы [3,5], проявлениями страха чаще являются широко распахнутые глаза и приподнятые кверху брови.

Рисунок 1. Невербальные признаки тревоги детей

Важно отметить, какие чувства испытывает ребенок в процессе ожидания приема врача-стоматолога. По результатам анкетирования наиболее часто (38%) дети сидят возле кабинета, опустив голову, или ходят из стороны в сторону (34%), 13% — часто вздрагивают, и только 15% детей сидят спокойно (рисунок 2) . Следовательно, 85%  школьников испытывают негативные эмоции тревоги при планировании ожидания стоматологического приема.

Рисунок 2. Действия детей при ожидании стоматологического приема

Психологи утверждают, что положения тела (позы) значимы для понимания их психологического смысла как сами по себе, так и в системе отношений между пациентом и врачом [1, 2]. При рассмотрении невербальных признаков тревоги, проявляемых во время лечения (рисунок 3), было выявлено, что чаще всего дети закрывают глаза (45%) и скрещивают руки перед собой (21%), реже пытаются прикрыть рот рукой (13%). Это можно объяснить непривычной, часто пугающей обстановкой кабинета, стоматологическими инструментами, находящимися в непосредственной близости от лица ребенка, темным тоном перчаток и маски врача, ярким светом лампы над головой.

Рисунок 3. Признаки тревоги у детей при нахождении в стоматологическом кресле

Невербальное поведение ярко иллюстрирует внутренние переживания пациентов [2]. По результатам анкетирования (рисунок 4) больше половины школьников (53%) при чувстве страха во время лечения крепко сжимают подлокотники стоматологического кресла, 15% съеживаются и пытаются сползти с кресла, 9% поворачивают голову в разные стороны и 9% пытаются схватить врача за руки.

Рисунок 4. Невербальные показатели страха во время лечения у врача-стоматолога

На основании наблюдения за поведением детей на стоматологическом приеме и анализа рисунков детей были выявлены и представлены наиболее типичные невербальные признаки эмоций, характерных для различных типов поведения детей.

При изначальной неготовности или отказе от лечения дети демонстрируют следующие невербальные признаки: приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, растянутые в стороны губы, опущенные и несколько отведенные назад уголки рта, закрытые руками уши (рисунок 5).

Рисунок 5. Изначальная неготовность или отказ ребенка от лечения

Нежелание лечиться и сопротивление проявляется нахмуренными бровями, зажмуренными глазами, поворотами головы в разные стороны; попыткой взять за руки, укусить пальцы врача, съежится и сползти с кресла, прикрытием рта рукой (рисунок 6).

Рисунок 6. Нежелание ребенка лечиться

Если же ребенок с настороженностью принимает лечение (рисунок 7), то для него характерно следующее поведение: бегающий взгляд, втягивание головы в плечи, крепкое сжимание подлокотников стоматологического кресла, скрещивание и опускание рук, при этом одна как бы пожимает другую, перекрещивание ног.

Рисунок 7. Настороженное отношение ребенка к лечению

При готовности ребенка к лечению (рисунок 8) его взгляд спокойный, он с интересом смотрит на врача и его действия, улыбается, сидит в расслабленной позе.

Рисунок 8. Готовность ребенка к лечению

Нами были предложены следующие невербальные  методы управления поведением ребенка на стоматологическом приеме. Дизайн кабинета и общая атмосфера стоматологической клиники по возможности должны снижать тревожность маленьких пациентов: желательно использовать светлые тона стен и стоматологического кресла, иметь телевизор и радиоприемник. Врач-стоматолог устанавливает невербальную связь с ребенком через зрительный контакт, доброжелательную улыбку, покачивание головой в такт словам пациентам, особым расположением тела по отношению к ребенку (на расстоянии 120-180 см), одобрительным пожатием рук и прикосновением к плечам и голове ребенка. Голос врача должен быть мягким, но решительным и требовательным, а слова — простыми и понятными для ребенка. Во время осмотра и лечения ребенок должен слышать, видеть, сотрудничать, помогать. По возможности ребенку следует разрешать дотрагиваться до некоторых приборов и наконечников стоматологической установки. Из поля зрения ребенка всевозможные устрашающие предметы следует убрать (зонд, шприц, щипцы и т.д.).

Заключение.  Изученные особенности невербального поведения детей, в результате  анализа данных самостоятельно разработанной анкеты, рисунков детей  и оценке поведения их на стоматологическом приеме позволяют врачу судить об их психологическом состоянии во время ожидания приема (одним из способов выявления скрытой тревоги являются рисунки детей, которые можно предложить нарисовать им перед посещением врача-стоматолога) и в процессе лечения. Все выше перечисленное поможет в ранней  диагностике тревоги и страха у  маленького пациента и позволят врачу своевременно провести корректирующие мероприятия для улучшения эмоционального состояния ребенка и создания положительной коммуникации, что в последующем будет способствовать формированию мотивации к  стоматологическому лечению.

Список литературы:

  1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. / В. А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – с. 15-27.
  2. Айслер-Мертц, К. Язык жестов / К. Айслер-Мертц. – М. : Гранд, Фаир-Пресс, 2003. — 160 с.
  3. Киселева, Е. Г. Профилактика страха у детей перед лечением зубов. Часть 1. / Е. Г. Киселева, А. А. Васянина, Д. А. Кузьмина // Стоматология детского возраста и профилактика. — 2006. — № 1-2. — С. 54-62.
  4. Ларенцова, Л. И. Психология взаимоотношения врача и пациента: учеб. пособие / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. –  152 с.
  5. Шарова, Т. Н. Прогнозирование эмоционального состояния пациентов на стоматологическом приеме/ Т. Н. Шарова, А. А. Антонова // Современная стоматология. – 2014. — № 1. – С. 94-95.[schema type=»book» name=»НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА С ДЕТЬМИ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ» description=»На основании наблюдения за поведением детей на стоматологическом приеме, анализа рисунков и анкет школьников в статье приведены особенности невербального поведения детей в зависимости от их эмоционального состояния. Были выявлены и представлены наиболее типичные невербальные признаки эмоций, характерных для различных типов поведения детей, а также предложены невербальные методы управления поведением ребенка на стоматологическом приеме.» author=»Шаковец Наталья Вячеславовна, Антоненко Анна Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found