Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

НАРУШЕНИЯ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Актуальность выбранной темы обусловлена устойчивым ростом распространенности нарушений ортодонтического статуса в детской популяции. Многие исследователи [1, 3, 5, 6, 9 и др.] отмечают указанную тенденцию, которая не имеет склонности к снижению. Распространенность названных нарушений у детей занимает второе место в структуре стоматологической заболеваемости после кариеса [7]. Эпидемиологические стоматологические обследования свидетельствуют о том, что доля детей, имеющих те или иные нарушения ортодонтического статуса, составляет до 75% [4,6].

Необходимость устранения ортодонтических нарушений обусловлена рядом факторов. Функциональные расстройства зубочелюстной системы являются не только проблемой состояния здоровья человека, но и важным аспектом в процессе формирования личности и социального статуса [2]. Патологии прикуса, не выявленные и не устраненные в детском возрасте, в процессе роста и развития лицевого скелета, со временем приобретают более тяжелые формы, становятся более выраженными и хуже поддаются лечению [4].

Совершенно очевидно, что добиться снижения роста частоты нарушений ортодонтического статуса можно только при условии их профилактики и лечения, начиная с детского возраста.

В настоящей статье представлены результаты выборочного медико-статистического исследования, проведенного в период с 2011г. по 2014гг. (включительно) по материалам Нижегородской области.

В качестве репрезентативной выборки были отобраны 494 учащихся ряда городских школ 11,8±0,3 лет. Всем детям был проведен осмотр врачом-ортодонтом.

По результатам осмотра, больше половины школьников обладали лицом среднего типа (по ширине, 53,9%) треугольной формы (43,2%) и имели прямой профиль (50,2%). Ассиметрия лица наблюдалась лишь в единичных (девяти) случаях. В 62,6% случаев выстояние подбородка было нормальным, однако в 21,9% случаев отмечалось уменьшение выстояния, а в 15,5% — увеличение. В 81,7% наблюдений нижняя часть лица детей была в норме, у 12,6% отмечалось удлинение нижней трети лица, а в 5,7% случаев – укорочение. 88,6% детей имели носовой характер дыхания. По всем указанным признакам достоверных гендерных различий не было выявлено.

В ходе изучения состояния височно-нижнечелюстного сустава было выявлено, что в подавляющем большинстве (98,0%) случаев открывание рта у школьников было безболезненным, и все же  2,0% детей испытывали боль, 1% — имели трудности при открывании. У девочек эти симптомы встречались в 2 раза чаще, нежели у мальчиков.

У 13,2% детей отмечался хруст при движении нижней челюсти,  в 12,2%  — щелчки, в равных долях справа и слева.  В 23,6% наблюдений губы у детей были излишне сжаты, у 16,6% — приоткрыты. Выраженность носогубных складок была снижена у 35,9% осмотренных, повышена – в каждом десятом случае (10,8%).

Речеобразование было признано удовлетворительным лишь у половины школьников (56,8%). Нарушения речи составляли: у 21,8% детей — нарушение произношения буквы «р», у 7,9% — свистящая речь, 7,0% — преобладание шипящих звуков, 5,3% — нарушение произношения буквы «л», 1,2% — невнятная речь.

Среднее число вредных привычек составило 1,99 на 1 ребёнка, из них 1,89 приходилось на 1 мальчика, 2,07 – на 1 девочку (различие не было статистически достоверным). Наиболее распространенной вредной привычкой у детей было употребление семечек (53,8 на 100 осмотренных), также достаточно высокими были уровни таких привычек, как закусывание нижней губы (44,6 на 100), привычка грызть ногти (31,4 на 100) и ручку (30,1 на 100). Закусывают щеки 19,8 школьников из 100, верхнюю губу – 14,1. Самыми редкими были привычки сосать ручку и сосать палец (3,9 и 1,6 соответственно).

Среди осмотренных детей 17,8% получали ортодонтическое лечение, причем, девочки проходили лечение достоверно чаще мальчиков (23,0%, 11,0%, р≤0,001). На осмотре у специалиста на момент обследования побывало 9,3% школьников. Оставшиеся 72,9% детей ни разу не были у ортодонта, мальчики – достоверно реже, чем девочки.

Между тем, у 74,0% детей отмечалась деформация зубных рядов. Наиболее часто (46,0 случаев на 100) — деформации нижнего зубного ряда, в 28,0 – верхнего.

У 58,0% детей регистрировалась скученность зубов, в 23,4% случаев наблюдалась трема, а в 18,6% – диастема. Наиболее часто скученность зубов отмечалась в переднем отделе нижней челюсти (44,4 случая на 100 осмотренных), причем у девочек оно фиксировалось достоверно чаще. Реже — в переднем отделе верхней челюсти (16,1 на 100 осмотренных). Иные локализации данной патологии встречались редко.

Каждому 11 ребенку уздечка мешала движению языка. В трети случаев (34,5%) прикус был признан патологическим, причем с возрастом доля школьников с нарушением прикуса увеличивалась: если в возрастной группе до 7 лет доля таких школьников составляла 27,7%, то к 16 годам она вырастала до 38,8%.

В структуре видов патологического прикуса наиболее часто встречался глубокий (38,0%), на втором месте находился перекрестный тип (28,8%), 20,4% составил дистальный вид, 7,3% — прямой, 3,3% — открытый, 2,2% — мезиальный.

При оценке средней линии лица было установлено, что менее чем у половины детей (47,9%) она была в норме. В оставшихся случаях средняя линия лица была смещена, причем в 35,9% изменения касались нижнего зубного ряда, а в 16,2% — верхнего. Среди школьников нормальное состояние встречалось достоверно чаще, чем у школьниц (р≤0,01). Величина смещения средней линии лица, в основном, колебалась от 0,1 мм до 3,0 мм.

Наиболее распространенными отклонениями от нормы в развитии зубов у школьников явились аномалии размера (5,3 случая на 100 осмотренных) и аномалии положения, где на каждого школьника, в среднем, приходилось по 6,1 зубов аномальной формы .

Среди аномалий размеров зубов наиболее часто отмечалась микродентия (4,3 случая на 100 осмотренных).

Аномалии положения зубов наиболее часто наблюдались на резцах (354,2 случая на 100 осмотренных). Клыки были изменены в 113,8 случаях на 100 осмотренных. В 137,3 случаях на 100 осмотренных отмечались изменения коренных зубов (премаляров и маляров).

В структуре аномалий положения зубов первое место занимала тортопозиция (51,2%), на втором месте находилась эндопозиция (19,9%), на третьем – экзопозиция (11,8%), на четвертом – мезопозиция (6,8%), за ними следовали дистопозиция (6,1%), супрапозиция (3,0%) и инфрапозиция (1,4%).

Таким образом, в ходе обследования полости рта было выявлено, что в большинстве случаев у детей школьного возраста наблюдались аномалии развития зубов, что могло быть обусловлено, как врожденными факторами, так и воздействием внешних причин. Все подобные случаи должны иметь коррекцию у специалиста в целях ранней профилактики как самих ортодонтических нарушений, так и их последствий, однако родители не ведут детей на прием к ортодонту. Да и врачи-стоматологи детские крайне редко направляют таких пациентов на соответствующий прием. Наши исследования также показали, что уровень профилактических знаний родителей низок, равно и как их медицинская активность.

Резюмируя следует отметить, что организация профилактической работы должна быть сосредоточена в первичном звене здравоохранения – в территориальной детской стоматологической поликлинике, включая школьную сеть стоматологических кабинетов, с широким привлечением родителей и педагогов.

Литература

  1. Алимский A.B. Возрастная динамика роста распространенности и изменения структуры аномалий зубочелюстной системы среди дошкольников и школьников / Стоматология. 2002. — № 5. — С.67-71.
  2. Васильев, В. Г. Использование системного анализа в ортодонтии / В.Г.Васильев, В. Ю. Лебединский / Актуальные вопросы ортодонтического лечения. — Иркутск, 1990.-С. 15-19.
  3. Водолацкий, В. М. Клиника и комплексное лечение сочетанных форм аномалий окклюзии зубных рядов у детей и подростков: автореф. дисс. д.м.н. / В. М. Водолацкий, Ставрополь, 2010. – 43с.
  4. Каламкаров Х.А., Башляева З.А., Скорик П.А., Ушаков И.В. Распространенность зубочелюстных аномалий у детей дошкольного и школьного возраста / Стоматология. — 1973. № 4. — С.50-54.
  5. Кузьмина, Э.М. Некоторые показатели мониторинга стоматологической заболеваемости населения России / Фрагменты выступлений докладчиков на пленуме Научного совета по стоматологии РАМН и МЗСР РФ, посвященного проблемам профилактики в стоматологии России / Стоматология сегодня. 2008 — №9(79)
  6. Сатыго Е.А. Система профилактики зубочелюстных аномалий и кариеса зубов в период раннего сменного прикуса : автореф. дис. д.м.н. /Е.А. Сатыго. — СПб, 2014. – 38с.
  7. Ташуева Л.В. Оптимизация ортодонтического лечения при использовании съемной аппаратуры у детей : автореф. дисс. к.м.н. /Л.В. Ташуева — Краснодар, 2014. – 22с.
  8. Федорова Т.В. Обоснование проведения стоматологических «уроков здоровья» у детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности : автореф. дисс. к.м.н. /Т.В. Федорова. – Красноярск 2012. – 26с.
  9. Aggarwal S.P., S.P. Aggarwal, S.A. Odusanya Ortodontic status of school children in He-Ife, Nigeria / Acta Odont. Pediatr. 1985. — Vol. 6, № 1. — P. 9-12.[schema type=»book» name=»НАРУШЕНИЯ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА» author=»Аргутина Анастасия Сергеевна, Косюга Светлана Юрьевна, Лазарев Владимир Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found