Среди факторов риска основных неинфекционных заболеваний одним из ведущих является табакокурение. Эта привычка широко распространена в разных странах, варьируя среди взрослого населения от 20 % до 85 %.
Для выработки правильной профилактической стратегии в деле оптимизации ситуации с курением необходимо иметь представление о степени патогенности данного фактора в отношении основных неинфекционных заболеваний.
Что касается ишемической болезни сердца (ИБС), имеется большое число длительных наблюдений по изучениювозникновения этого заболевания среди курящих лиц. Согласно полученным данным у регулярных курильщиков частота новых случаев ИБС в 1,5-1,6 раз больше, чем среди никогда не куривших. Относительный риск первого клинического проявления ИБС среди мужчин 45-49 лет, выкуривающих за день пачку сигарет и более, по сравнению с никогда не курившими составил 4,1. При сравнении курящих и некурящих– мужчин 40-59 лет, сопоставимых по возрасту, уровню артериального давления и холестерина плазмы крови, риск появления ИБС выявлялся в 3,0 раза выше среди курящих. Частота возникновения клинически выраженной ИБС у мужчин в возрасте до 60 лет среди не куривших составила 15 %, а среди выкуривающих более 20 сигарет в день – 33 %.
При длительном наблюдении за выкуривающими более 20 сигарет в сутки показано, что первый инфаркт миокарда у них возникает в 3 раза чаще.Риск повторного инфаркт миокарда среди курящих мужчин среднего возраста по сравнению с некурящими увеличивался в 1,7 раза.
Выраженные атеросклеротические изменения у интенсивных курильщиков выявляются даже в молодом и среднем возрасте, в том числе при проведении коронарографических исследований. Клиническими проявлениями этих поражений выступают «табачная стенокардия» (загрудинные боли после выкуренной сигареты) и стенокардия напряжения, а также инфаркт миокарда, нередко с исходом в аневризму сердца и развитием недостаточности кровообращения.
Смертность от сердечно-сосудистой патологии среди курящего населения также выше. Курящие мужчины и женщины имеют риск смерти от ИБС почти на 50 % выше, чем некурящие.
Наблюдение за группой из 1206 мужчин – 40-59 лет показало, что смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) среди интенсивно курящих (20 сигарет в день и более) в 2,5 раза выше по сравнению с таковой у лиц, никогда не куривших.
Курящие люди в значительной степени отличаются от некурящих по уровню внезапной смерти. Результаты проспективного исследования во показали, что ее уровень среди регулярно курящих лиц по сравнению с некурящими в 4,9 раза выше. Среди мужчин среднего возраста, перенесших инфаркт миокарда, показатель относительного риска внезапной смерти составил 1,3 по сравнению с некурящими.
Курящие отличаются более интенсивным возникновением и других сердечно-сосудистых заболеваний. Среди курящих мужчин в возрасте до 55 лет на 30-50 % выше риск развития цереброваскулярной патологии. У курящих чаще наблюдаются болезни периферических сосудов, почечных, абдоминальных артерий. Курящие составляют свыше 95 % больных облитерирующим эндартериитом. Смертность от разрыва атеросклеротической аневризмы аорты более чем в 6 раз выше у курящих, чем у некурящих и в 10 раз выше у курильщиков, выкуривающих 25 и более сигарет в день.
Среди других хронических заболеваний тесная связь с курением обнаружена для неспецифических заболеваний легких, имеющих широкую распространенность в различных странах мира. Курение рассматривается как один из основных факторов экзогенной природы, ведущих к развитию и прогрессированию бронхиальной астмы, эмфиземы легких, хронического обструктивного бронхита, острых респираторных заболеваний. Среди курящих лиц чаще отмечается снижение показателей функциональных легочных проб. Исследование показало связь привычки курения с развитием язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических гастритов и других заболеваний органов пищеварения.
Результаты исследований показали тесную связь курения с онкологическими заболеваниями. Рак легких в настоящее время является важной причиной смерти от злокачественных новообразований во всем мире. Частота его возникновения у интенсивных курильщиков в 20-30 раз выше, чем у некурящих.Смертность от онкологических заболеваний среди интенсивно курящих в 3 раза выше по сравнению с никогда не курившими.Что касается общей смертности среди курильщиков среднего возраста, то она примерно в 2-3 раза больше, чем среди некурящих. Так, общая смертность мужского населения 45-49 лет среди регулярно курящих мужчин 45-49 лет оказалась в 2,7 раза выше, чем среди некурящих и почти в 1,5 раза выше, чем среди куривших в прошлом. Разница в продолжительности жизни курящих и некурящих достигает 7-15 лет.
Приведенные выше факты однозначно убеждают в том, что никогда не курившие и бросившие курить имеют более низкую заболеваемость ОНЗ и смертность по сравнению с курильщиками.
При изучении связи курения с развитием рака легких у мужчин различных профессий показано, что профессиональные факторы способны определять различие уровней онкологической смертности на 64%.
В рамках традиционных представлений трудно объяснить низкую смертность среди курильщиков трубок и сигар. Так, при 20-летнем наблюдении за врачами смертность среди тех, кто курит сигары, оказалась ниже, чем у никогда не куривших. Одним из объяснений может служить то, что сигары курят люди более высокого социального статуса, обладающиеболее благоприятными условиями жизни и возможностями лечения.
Все перечисленное приводит к предположению, что кроменегативного влияния на организм курильщика физико-химических свойств табачного дыма, не менее сильное воздействие оказывают какие-то другие факторы, «сцепленные» с курением и увеличивающие сами по себе риск заболеваемости и смертности.
Изучена связь между курением и фертильностью среди 713 супружеских пар. При одномерном анализе увеличение интенсивности курения коррелировало со снижением детородной активности. Однако при включении других факторов связь между курением и репродуктивной способностью исчезала.
Висследовании продемонстрирована одномерная связь курения со смертностью от ИБС. В то же время при многомерном анализе с учетом возраста, артериального давления, холестерина плазмы крови и психологического типа личности эта связь исчезала.
При наблюдении за 425 мальчиками от рождения до закуривания оказалось, что дети, которые в последующем закурили, имели ряд существенных психологических отличий. Среди них было больше с типом А личности (настойчивых, честолюбивых, деловых), больше экстравертов, а также лиц гневливых, способных быстро рассердиться, беспокойных. Такие особенности личности сами по себе увеличивают риск заболеваемости и смертности. При изучении развития подростков–курильщиков у них выявлены различные показатели психологического неблагополучия: склонность к невротическим реакциям и переживаниям, эмоциональная напряженность и др.
В старших возрастных группах показаны существенные различия между бросающими курить и продолжающими курение. Последние характеризовались большей невротизацией, более выраженной интенсивностью курения, имели отличия по употреблению алкоголя, длительности ночного сна и другим признакам. Можно полагать, что более благоприятный прогноз у бросивших курить определяется как раз перечисленными психо-биологическими особенностями. В этом проявляется действие механизма селекции, когда окончательный эффект определяется не только отказом от курения, но и наличием у отказавшихся дополнительного комплекса свойств.
Изучение таких «сцепленных» с курением факторов расширяет диапазон эффективных подходов к улучшению здоровья курильщиков. Актуальность их поиска диктуется еще и тем, что тяга к курению зачастую оказывается непреодолимой. Среди отказавшихся от этой привычки через год-полтора вновь закуривают до 75-85% пациентов.
Проблема оптимизации ситуации с курением осложняется также тем, что даже после эффективного отказа от курения длительность жизни бывшего курильщика увеличивается незначительно. Достаточно сказать, что из 1000 человек, бросивших курить 950 не получают обещанного увеличения продолжительности жизни. При таком влиянии на риск смерти коэффициент полезного действия отказа от курения составляет всего 0,3-0,5% в год. Еще ниже он в отношении риска смерти от рака легкого, болезней сердца.
Все вышеизложенное является в настоящей работе основанием для проведения поиска и изучения «сцепленных» с курением факторов образа жизни, оказывающих самостоятельное влияние на риск заболеваемости и смертности среди курящего населения.[schema type=»book» name=»КУРЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РИСКА ОСНОВНЫХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» author=»Газиева Эсмеральда Магомедовна, Гаджиева Лейла Адильгереевна, ГамзаеваМиасатАмиргамзаевна, Абдулкеримова Джамиля Рамидиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]