Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ПО ТИПУ СУТУЛОЙ И КРУГЛОЙ СПИНЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Во время обучения в школе происходит активный рост и развитие ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов внешней среды. Длительные статические нагрузки в школьном возрасте отрицательно влияют на состояние осанки детей. А при наличии существующих дефектов осанки несвоевременная коррекция представляет собой значимую угрозу ухудшения состояния здоровья. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания за счет уменьшения экскурсии грудной клетки и диафрагмы, негативно влияя на функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем [4,6].

Одними из распространенных видов дефектов осанки у детей являются сутулый и круглый типы, характеризующиеся увеличением грудной кифотической дуги, выведением головы и шеи вперед.

Длительное существование подобных типов нарушения осанки может приводить к мышечному дисбалансу шейного и грудного отделов в виде сочетания перерастянутых, ослабленных мышц и связок с адаптивно укороченными мышцами. Возникает снижение жизненной емкости легких, быстрой общей утомляемости и множество других проблем. Длительное существование триггерных точек в межреберных мышцах способствует ограничению подвижности ребер.  Нарушение функции грудо-брюшной диафрагмы, обеспечивающей 70-80% вдоха [16], приводит к перегрузке вспомогательных дыхательных мышц (mm. scaleane; m. Sternocleidomastoideus) [18]. Таким образом нарушение осанки и неоптимальный двигательный стереотип имеют как прямую, так и обратную связь влияя друг на друга.

В литературе описано применение различных методик лечебной физкультуры, как основного корригирующего фактора при нарушениях осанки [3,4,6].

Однако ряд работ убедительно доказывают необходимость комплексного воздействия на патогенетические факторы специфическими методиками, к которым можно отнести мануальную терапию [8,9,10]. Современные научные работы по биомеханике [1,2,14,15]. освещают новые факторы, поддерживающие нарушения осанки и нуждающиеся в дополнительной коррекции.

В литературных источниках встречаются данные, что специфические комплексы мануальных воздействий с диафрагмой и мышцами грудной клетки позволяют оптимизировать дыхательный паттерн, тем самым устраняя фактор, поддерживающий неоптимальную статику и динамику [12,13,17].

Таким образом, выявленная значимость расслабления дыхательных мышц и коррекция неоптимального дыхательного стереотипа при реабилитации детей с нарушениями осанки говорят о высокой актуальности данной проблемы.

 Целью данного исследования являлась разработка программы комплексного восстановительного лечения сутулого и круглого типов дефектов осанки у детей раннего школьного возраста с применением мануально-терапевтической коррекции.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить закономерности формирования постурального дисбаланса и функциональных блокад при сутулой и круглой типах дефектов осанки.
  2. Разработать комплексную методику лечения дефектов осанки у детей с применением мануальной терапии.
  3. Оценить эффективность разработанной методики коррекции дефектов осанки у детей.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В данной работе проводилось обследование детей младшего школьного возраста (7-10 лет) поступивших из поликлиники с диагнозом нарушение осанки по типу сутулой или круглой спины и проходящих лечебный курс в Санкт-Петербургском государственном учреждении  «Центре восстановительной медицины и реабилитации №3» с 2010 по 2013 гг. Было обследовано 72 мальчика и 45 девочек, всего 117 детей. Все дети  ходили в начальную школу и имели жалобы на быструю утомляемость при длительном сидении или стоянии, головные боли, дискомфорт в области спины.

Всем детям проводился реабилитационный курс лечения, состоящий из: массажа, лечебной физкультуры по классической методике, ношения ортопедических стелек, и мануально-терапевтическая коррекции функциональных блокад, постурального мышечного дисбаланса и дисфункций дыхательных мышц .

Распределение детей по возрастным группам представлено в таблице 1 .

Таблица 1

Распределение обследуемых детей по возрасту и полу.

Контингент исследуемых детей:

Пол/

возраст

Количество детей / (%)

 

Всего:

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет
Мальчики: 12 (10,3%) 19 (16,3%) 25 (21,3%) 16 (13,6%) 72(61,5%)
Девочки: 6 (5,2%) 17 (14,5%) 12(10,3%) 10 (8,5%) 45(38,5%)
Всего: 18 (15,5%) 36 (30,8%) 37(31,6%) 26(22,1%) 117  (100%)

Перед началом реабилитационного лечения всем детям проводилось комплексное биомеханическое обследования. Клиническое исследование состояло из опроса, визуальной диагностики в положении стоя, лежа и при наклоне вперед, пальпации паравертебральных зон, измерение длины нижних конечностей. С помощью функциональных проб с определением силовой выносливости мышц туловища, мануально-мышечного тестирования и пальпации определялась тонусно-силовая характеристика мышц и связок плечевого пояса, туловища, нижних конечностей, формирующая регионарно-постуральный мышечный дисбаланс и  поддерживающая выявленный дефект осанки. Также специфическими мануально-терапевтическими техниками выявлялись функциональные блоки в суставах позвоночника и таза. Оценивалась амплитуда и симметричность включения грудной клетки в акте дыхания.

На основании аппаратного исследования в виде компьютерно-оптический топографии (КОТ) [7] уточнялись и фиксировались наиболее значимые данные о состоянии позвоночника, отклонений положения таза и лопаток от нормативных значений.

На основании итогового заключения состоянии опорно-двигательного аппарата каждому ребенку составлялась индивидуальная программа комплексной медицинской реабилитации, состоящая из 2  этапов.

На первом этапе проводилась мануально-терапевтическая коррекция положений костей таза, устранение блокировки позвонково-двигательных сегментов позвоночника, устранение регионарно-постурального мышечного дисбаланса. Основной акцент делался на расслабление торакоабдоминальной диафрагмы и межреберных мышц для восстановления оптимального дыхательного стереотипа. Сперва проводилось пассивное моделирование оптимального дыхательного паттерна с активацией диафрагмы и нижних ребер при помощи мышечных энергетических техник и миофасциального релиза c применением дыхательных синкинезий [5]. Затем, постепенно, начиналась применятся активное моделирование с применением тактильного мониторинга и соответствующей вербальной обратной связью, закрепляя нормальное латеральное движение нижних ребер для скорейшей автоматизации контроля [11]. Также применялся дифференцированный массаж по классической методике при сутулой и круглой спине. При наличии деформации сводов стоп дети снабжались ортопедическими стельками.

На втором этапе к комплексу подключались занятия по лечебной физкультуре с подобранными корригирующими упражнениями при сутулой и круглой спине для постепенного укрепления мышечного корсета с  сохранением оптимального дыхательного паттерна. Лечебная физкультура проводилась после сеанса мануальной терапии, тем самым активированный оптимальный дыхательный паттерн более эффективно закреплялся при выполнении упражнений. Применяя принцип от «от простого к сложному» проводилось активное моделирование и закрепления правильного положения головы, шеи, плеч, грудной клетки, таза и ног с помощью сенсомоторной двигательной стимуляции по Vladimir Janda. Общая продолжительность процедуры составляла 40 минут, однако прекращалось при появлении усталости или боли, так-как это могло способствовать фиксации патологического паттерна.

Лечение проходило на протяжении месяца. Мануальная терапия проводилась от 8 до 10 процедур 2-3 раза в неделю. Лечебная физкультура и массаж применялись по 10 процедур через день.

РЕЗУЛЬТАТЫ   ИССЛЕДОВАНИЯ

В таблице 2 представлена локализация выявленных функциональных нарушений в позвоночнике и крестцово-подвздошном суставе. Диагностика проводилась с помощью специфических мануально-терапевтических тестов, основанных на определении ограничений подвижности от физиологических норм в позвонково-двигательных сегментах  позвоночника и крестцово-подвздошных суставах.

Таблица 2

Выявленные функциональные нарушения в позвоночнике суставах таза.

Динамика выявленных нарушений за время проводимого лечения.

Выявленные нарушения До лечения После лечения
Функц. блок шейного отдела позв. 43 (36,7%) 12 (10%)
Функц. блок грудного отдела позв. 74 (63%) 6 (5%)
Функц. блок поясничного отдела позв 27 (23%) 3 (2,5%)
Функц. блок крестцово-подвздошн. суст. 39 (33%) 5 (4%)
Косой таз 12 (10%) 0 (0%)
Скрученный таз 26 (22%) 5 (4%)
Функциональное укорочение нижн. конечн. 34 (29%) 0 (0%)
Истинное укорочение нижн. конечн. 5 (4%) 5 (4%)

Дисфункция шейного отдела позвоночника в виде функциональных блоков встречалась у 17 (14,5 %) детей с сутулой спиной и 26 (22%) детей с круглой спиной. Из таблицы 2 видно, что наиболее характерная локализация функциональных блоков при круглой и сутулой спине является грудной отдел позвоночника. Причем для сутулой спины была характерна локализация в верхнегрудном  отделе позвоночника,  а для круглой спины в среднегрудном отделе. Функциональные блоки в поясничном отделе выявлялись в 8 (7%) случаях у детей с сутулой спиной и 19 (16%) у детей с круглой спиной. Блоки КПС диагностировались в 13 (11%) случаях у детей с сутулой спиной и 26 (22%) случаях с круглой спиной.

У 34 детей диагностировалась функциональное укорочение нижней конечности на фоне блока крестцово-подвздошного сочленения и смещения костей таза, поддерживаемого мышечно-связочным дисбалансом. При повторном обследовании данная дисфункция отсутствовала у всех исследуемых детей. Плоско-вальгусная установка стоп выявлялась у 46 детей (39%) и была компенсирована ортопедическими стельками. У 5 детей диагностировалась истинная (анатомическая) разновысокость нижних конечностей, которая, несмотря на мануально-терапевтическое воздействие полностью не ликвидировалось, и была скомпенсирована разновысокими ортопедическими стельками. Нарушение осанки во фронтальной плоскости в виде асимметрии надплечий, лопаток и позиции таза присутствовали у 93 детей (79,5%).

Важной находкой, на наш взгляд, являлось наличие дисфункции диафрагмы и межреберных мышц у всех обследуемых детей, характеризующееся болезненностью при пальпации в межреберных промежутках, уплотнение и болезненность при пальпации области прикрепления диафрагмы под реберной дугой,  также снижение амплитуды и/или наличие асимметрии нижних ребер при дыхании. Более того, у 87 (74%) детей наблюдалось парадоксальный тип дыхания, характеризующийся снижением включения в дыхательный акт диафрагмальных мышц. Для компенсации  неэффективной работой диафрагмы в состояние перегрузки вовлекаются вспомогательные дыхательные мышцы, такие как m. sternocleidomastoideus  и mm. scalene , что выявлялось при мануальном мышечном тестировании у 84 (72%) детей. Наличие всего комплекса мышечно-тонического дисбаланса приводило к зажатию грудной клетки во фронтальной и сагиттальной плоскостях и поддержанию грудной клеткой характерный кифозированный вид. На наш взгляд, данное наблюдение о наличии неоптимального дыхательного стереотипа и постурального мышечного дисбаланса обосновывало необходимость мауально-терапевтической коррекции диафрагмы как основной дыхательной мышцы.

В качестве аппаратного метода исследования применялась компьютерная оптическая топография (КОТ) [7]. С помощью данного исследования определялись и сравнивались параметры, характеризующие отклонение туловища в сагиттальной плоскости, выраженность грудного кифоза и симметричность положения лопаток: ST (угол наклона сагиттального профиля), A1K (описательный угол кифоза), FS (угол наклона нижних углов лопаток относительно горизонтали).

В таблице 4 представлено общие изменения топографических параметров   под влиянием курса медицинской реабилитации у детей при положительной динамике.

Табл.4

Динамика топографических параметров за время реабилитационного лечения.

Параметры: До После
 

Сагит. Пл.

SST 3,2±1,4 1,4±0,6
AA1K 56,2±1,3 46,5±0,6
Фронт. Пл. FS 2,9±0,6 0,4±0,5

Под воздействием комплексного восстановительного лечения наблюдалось улучшение показателей силовой выносливости мышц спины (СВМС), мышц живота (СВМЖ) и ягодичных мышц (СВЯМ). Так СВМС в основной группе возросла на  43%, СВМЖ на 38%, СВМБП на  52%. Результаты положительной динамики функционального состояния мышц представлена в таблице 5.

Таблица 5.

Динамика функционального состояния мышц спины, живота, ягодичных мышц.

Единицы измерен.

сек.

Исследуемая группа

До лечения После  лечения
СВМС 43±5 71±3
СВМЖ 35±3 51±2
СВЯМ 27±4 56±4

Также для оценки эффективности проводимого лечения проводилось измерение экскурсии грудной клетки и подвижности позвоночника в грудном отделе с помощью теста Отта и поясничном отделе с помощью теста Шобера. За время реабилитационного лечения подвижность в грудном отделе улучшилась на 82% с 2,3 см до 4,2 см, подвижность в поясничном отделе улучшилась на 65% с 3,2 см. до 4,9 см.. Экскурсия грудной клетки увеличилась на 67% с 3,9 см. До 5,8 см.

ВЫВОДЫ

Обнаруженные у детей с сутулой и круглой типами нарушения осанки дисфункции грудо-брюшной диафрагмы и межреберных мышц считаем одни из ключевых в поддержании неправильной осанки. Данная дисфункция  приводит к развитию неоптимального дыхательного стереотипа с перегрузкой вспомогательной дыхательной мускулатуры и ,как следствие, поддержание или усугубление нарушения осанки. Применение клинического и аппаратного методов исследования позволило наиболее информативно, точно и объективно интерпретировать полученные данные. Применение Мануально-терапевтических методик для расслабления грудо-брюшной диафрагмы и межреберных мышц позволяет восстановить оптимальный дыхательный стереотип и улучшить коррекцию дефектов осанки при комплексном лечении. Воздействие на грудную клетку через движения ребер оказывает корригирующее влияние на позвоночник.

Список литературы:

 

  1. Васильева Л.Ф. Мануальная диагностика и терапия (клиническая биомеханика и патобиомеханика) руководство для врачей. СПб., 1999. 145-154 с.
  2. Дубровский В.И., Федорова В.Н. Биомеханика. Москва., 2003. 415-426 с.
  3. Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия. СПб., 2007. 99-147 с.
  4. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей.: Медицина. 1988. 14-19 с.
  5. Новосельцев С.В. Введение в остеопатию. Мягкотканные и суставные техники. Практическое руководство для врачей. СПб., 2005. 220-233 с.
  6. Потапчук А.А. Спирина И.Ю. Осанка детей. Практические советы врача по коррекции нарушений. – СПб.: ТИТ “Комета” 1994. 13-25 с.
  7. Сарнадский В.Н., Садовой М.А., Фомичев Н.Г. Способ оптической компьютерной топографии тела человека и устройство для его осуществления / Заяв. 26.08.96. Евразийский патент № 000111.
  8. Сквознова Т.М. Комплексная коррекция статических деформаций у подростков с дефектами осанки и сколиозами 1-й и 2-й степени: дис… д-ра мед. наук. М., 2008. 16 с.
  9. Фаттахова Л.С. Комплексная диагностика и реабилитация детей школьного возраста с различными видами нарушений осанки дисс… к-та мед. наук. 2003. 24-25 с.
  10. Шитиков Т.А. Эффективность комплексной реабилитации детей и подростков с нарушениями осанки и функциональными сколиотическими деформациями дисс… к-та мед. Наук. М., 2004. 44-46 с.
  11. Gallego J, de la Sota AP, Vardon G, at al.: Electromyographic feedback for learning to activate thoracic inspiratory muscles. Am J Phys Med Rehabil 70(4). 1991 186-190.
  12. Goodridge JP, Kuchera WA: Muscle energy treatment technique for specific areas. Chapter 54. In: Foundations for Osteopathic Medicine. 1997 pp. 697-761.
  13. Ingber RS: Atypical chest pain due to myofascial dysfunction of the diaphragm muscle: a case report. Arch Phys Med Rehabil p 729.
  14. Lewit K.,Sachse J., Janda V., Manuelle medizin. Москва 1993г. С 261-264
  15. Myers T. Anatomy trains. CПб. 2007. p
  16. Reid WD, Dechman G: Considerations when testing and training the respiratory muscles. Phys Ther 75(11):971-982, 1995
  17. Stoddard A. Manual of osteopathic technique London 2000 P. 65-70
  18. Travell, J.G. Myofascial pain and dysfunction the trigger point manual / J.G. Travell, D.G. Simons. – М. : Медицина, 2005. – Т. 1. – 635-625 с.[schema type=»book» name=»КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ПО ТИПУ СУТУЛОЙ И КРУГЛОЙ СПИНЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ» author=»Трухманов Иван Михайлович, Суслова Галина Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found