В настоящее время изменились требования к образованию, профессиональным умениям и навыкам, личностным качествам выпускников высших учебных заведений.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. От применяемых методов обучения зависит успех всего образовательного процесса. Методы обучения – это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на достижения ими образовательных целей.
В целом, можно выделить три формы взаимодействия преподавателя и студентов:
- Пассивные, при которых преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей
- Активные, где студенты являются активными участниками, студенты и преподаватель находятся на равных правах
- Интерактивные – взаимодействие студентов происходит не только с преподавателем, но и друг с другом, активность студентов в процессе обучения доминирует.
Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в медицинском ВУЗе. Преподавателю теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания на занятии. Активно складываются предпосылки к иному подходу и средствам в современном обучении.
Внедрение таких форм обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном Вузе. Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством их активного вовлечения в учебный процесс.
Интерактивное обучение (от английского слова interation – взаимодействие), то есть обучение, основанное на взаимодействии учащегося и учителя, когда наиболее активная роль отводится учащемуся, его опыт служит основным источником познания.
Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта [3].
Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
В учебном процессе интерактивные методы позволяют преподавателю создавать особую учебную среду, творчески конструировать учебную ситуацию, добиваясь повышения активности студентов в овладении знаниями и умениями, и, тем самым, улучшая качество учения последних. Интерактивные методы преподавания не только позволяют проявиться способностям каждого студента, но и активно способствуют их формированию и совершенствованию. В частности, они дают возможность создать ситуацию, в которой бы учащиеся самостоятельно открывали и конструировали знания. Ценность такого сформированного умения в процессе овладения будущей профессией и в социальной практике не вызывает сомнения.
Цель интерактивных методов в преподавании состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою интеллектуальную состоятельность и успешность, что делает эффективным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение – это, в первую очередь, диалоговое обучение, в процессе которого происходит как взаимодействие между студентом и преподавателем, так и между самими студентами.
Задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения [4]:
— пробуждение интереса у студентов к дисциплине и самообразованию;
— формирование у студентов собственного мнения и умения отстаивать свои позиции;
— формирование социальных и профессиональных навыков;
— эффективное усвоение преподаваемого материала;
— самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной задачи, также обоснование принятого решения;
— установление активного взаимодействия между студентами, обучение работы в команде;
— формирование уровня осознанной компетентности студента.
Существует классификация интерактивных методов обучения [1]:
- Творческие задания.
- Работа в малых группах.
- Обучающие игры.
3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.
- Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.
- Социальные проекты.
5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
- Разминки (различного рода).
- Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
7.5. Использование и анализ видео -, аудио — материалов;
7.6. Практическая задача, кейс-метод; разбор ситуаций из практики участника;
- Работа с документами.
8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
- Обсуждение сложных и дискуссионных проблем
- Тестирование, экзамен с последующим анализом результатом
В зависимости от конкретной ситуации, преподаватель сам выбирает наиболее удобные формы обучения.
Преподнося учебный материал на интерактивном занятии, следует придерживаться определённых принципов работы.
Первый принцип: занятие – это не монотонная лекция, а общая работа и взаимодействие студентов друг с другом и преподавателем.
Второй принцип: все студенты равны, независимо от социального статуса, возраста, опыта, места работы и т.д.
Третий принцип: каждый студент имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
Четвёртый принцип: ни в коем случае не поддавать критике личность, подвергнуться критике может только сама идея.
Пятый принцип: все сказанное на занятии не является руководством к действию, а лишь информацией к размышлению.
Следуя данным принципам, и преподаватель, и студенты получат максимальный эффект от интерактивных занятий.
Интерактивное обучение имеет много общего с педагогикой сотрудничества, с проблемно-развивающим обучением, с оптимизацией учебной деятельности, межпредметными связями [3].
Таким образом, внедрение интерактивных методов обучения в настоящее время является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Интерактивные методы – методы, основывающиеся на взаимодействии не только преподавателя со студентами, но, прежде всего студентов между собой. Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности, осуществляемая в форме активного взаимодействия студентов между собой.
Интерактивные методы обучения позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения студентов в активную учебно-познавательную деятельность. Обучение с использованием данных методов приносит студентам лучшие результаты: обеспечивает вовлеченность обучающихся (участие в процессе обучения активное, а не пассивное); основано на опыте; отвечает первоочередным потребностям и опирается на личные побудительные мотивы: осуществляет обратную связь; демонстрирует уважение к обучающимся; создает дружелюбную атмосферу и др.
Литература:
- Артюхина А.И., Чумаков В.И. « интерактивные методы обучения в медицинском вузе » Волгоград 2011
- Артюхина А.И. Педагогическое проектирование образовательной среды кафедры при ситуационно-средовом подходе / А.И. Артюхина // Вестник ВолГМУ. Волгоград. 2006. 4(16). С. 24 — 26.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1988.
- Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно — методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.[schema type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ» author=»Журбенко Вероника Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]