Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИХ МЕТОДОВ ФАРМАКОТЕРАПИИ АКТОВЕГИНОМ И ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ (СООБЩЕНИЕ II) | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИХ МЕТОДОВ ФАРМАКОТЕРАПИИ АКТОВЕГИНОМ И ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ (СООБЩЕНИЕ II)

В соответствии с классификацией Л.О. Бадаляна [1] алалия рассматривается как системное нарушение развития речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.

Начиная с ХIX века и по настоящее время в представлениях о патогенезе алалии ведущее значение отводиться воспалительным и алиментарно-трофическим нарушениям в период внутриутробного развития, при асфиксии плода и родовой травме, а также осложнениям раннего постнатального периода развития ребенка. При этом главным повреждающим фактором у новорожденных детей является гипоксия, предрасполагающая к развитию гипоксически-ишемической энцефалопатии [2,3].

В современных представлениях об уровне поражения ЦНС при алалии сторонники сенсомоторного подхода полагают, что в основе нарушения развития экспрессивной речи лежит поражение центрального (коркового) отдела рече-двигательного анализатора. Несовершенство развития сенсорной стороны речи связано с поражением центрального отдела рече-слухового анализатора (страдает задняя треть верхней височной извилины – Зона Вернике). Результатом этого является недостаточность фонематического восприятия, что определяет плохое понимание речи.

Сторонники психологического подхода полагают, что недостаточная сформированность высших психических функций ребенка (памяти, внимания, мыслительных процессов) и снижение психической активности ведет к грубым нарушениям формирования речи [4].

При моторной алалии, в зависимости от того, какой отдел рече-двигательного анализатора пострадал, выделяют моторную афферентную алалию, которая обусловлена нарушением постцентральной области коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария, который в норме отвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителя). Моторная эфферентная алалия обусловлена патологией премоторной области коры головного мозга (задняя треть нижнее лобной извилины – центр Брока). В норме центр Брока отвечает за последовательность и организацию сложных комплексных двигательных программ артикуляции. При этой форме алалии характерно диффузное поражение мозга стертого характера и снижение активности ЦНС. Вышеуказанные минимальные поражения носят билатеральный характер. У этого контингента детей страдают височная и затылочно-теменная области, а также сочетание нарушения функций затылочных областей и подкорковых структур с височными и лобными поражениями [4].

При сенсорной алалии имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца рече-слухового анализатора (верхняя височная извилина – петля Гешля), в которой происходит первичный анализ речевых звуков.

В современных способах коррекции нарушений развития детей с алалией, наряду с психолого-педагогическими методами широко используется физиотерапия и фармакологические средства – ноотропные препараты (пантогам, пирацетам, пантокальцин, энцефабол). При положительной динамике в речевом развитии прием выше перечисленных ноотропных средств, как правило, сопровождается повышенным возбуждением ребенка [4].

В первом сообщении [5] подробно описаны результаты исследования особенностей системных психолого-педагогических и психолого-физиологических нарушений в головном мозге и организме у детей с разными формами алалии, с использованием  разработанного в Лаборатории системно-интегративного мультидисциплинарного подхода и стандартного Протокола диагностики.

У всех детей с алалией, при выраженном нарушении речевого развития, в число основополагающих закономерностей входило обнаружение индивидуальных различий уровня и выраженности резидуально-органического поражения головного мозга. Почти у половины детей с сенсо-моторной алалией было обнаружено резидуально-органическое поражение глубоких структур головного мозга (преимущественно нижних отделов ствола). У большей половины того же контингента детей выявлено резидуально-органическое поражение корковых анализаторных систем мозга [5].

При грубом нарушении речевого развития дети с сенсо-моторной алалией существенно различались по характеру нарушений развития эмоционально-мотивационной сферы и приспособительного поведения. При этом прослеживалась неоднородность дезорганизации межсистемных взаимодействий в головном мозгу и нарушения компенсаторно-приспособительных механизмов, направленных на коррекцию этих взаимодействий.

По параметрам сверхмедленных информационно-управляющих систем головного мозга общим для всех детей с сенсо-моторной алалией и моторной алалией  было обнаружение выраженной дефицитарности корково-стволовых и лимбико-ретикулярных механизмов регуляции уровня активного бодрствования процессов внимания и психической активации. При этом обнаружены различия выраженности  нарушений надсегментарных механизмов вегетативного и гемодинамического обеспечения УАБ у детей с сенсо-моторной алалией 1-й и 2-й подгрупп.

Для 1-й подгруппы было характерно умеренно выраженное напряжение надсегментарных механизмов регуляции вегетативного тонуса, центральной гемодинамики и сердечно-сосудистой системы по симпатоадреналовому типу, при нарушении функций внешнего дыхания – в виде тахипноэ, характерном для гипоксического состояния мозга. Во 2-й подгруппе было обнаружено преобладание резкого выраженного напряжения и перенапряжения надсегментарных механизмов вегетативной регуляции, характерных для вегетативно-сосудистых расстройств по симпатоадреналовому типу, при выраженном гипоксическом состоянии (резко выраженное тахипноэ). Следует отметить, что у части детей 2-й подгруппы была обнаружена аутистическая симптоматика. Вскрытые закономерности сохранялись у обследованных детей с выходом из сенсо-моторной алалии [5].

По результатам психолого-физиологического исследования при моторной алалии и выходе из моторной алалии, так же как для детей с сенсо-моторной алалией, было  характерно преобладание низкого и сниженного уровня активного бодрствования. Это свидетельствовало о дефицитарности корково-стволовых и лимбико-ретикулярных механизмов его регуляции, основу которой составляли поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза в период внутриутробного развития обследованных детей [5,6].

Вскрытые закономерности являлись убедительным аргументом патогенетической значимости перенесенного обследованными детьми пре- и перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза, как в более раннем (глубокие структуры), так и в более позднем (корковые образования) периодах внутриутробного развития.

Становиться понятным почему, при дефицитарности мозговых механизмов регуляции уровня активного бодрствования и общей психической активации в условиях выраженного гипоксического состояния мозга у детей с разными формами алалии, мало эффективны существующие психолого-педагогические методы коррекции нарушений развития речи у выше перечисленного контингента детей. Особенно ярко это проявляется при сенсо-моторной алалии.

Выше указанные факторы определили направление поиска новых способов реабилитации в условиях разнородных по характеру и выраженности нарушений психологического развития и особенностях дезорганизации регуляторных механизмов головного мозга, патогенетическую основу которых составляет пре- и перинатально обусловленные нарушения механизмов кислородзависимого энергообеспечения мозга [7-10].

В число задач настоящего исследования входил поиск способа патогенетически обоснованной коррекции сниженного энергетического потенциала головного мозга при последствиях пре- и перинатально обусловленного гипоксически-ишемического поражения головного мозга у детей с сенсо-моторной и моторной алалией.

Как показывает анализ литературы при достаточно широком спектре современных фармакологических средств нейромедиаторного и вазотропного типа действия весьма ограничен выбор лекарственных препаратов, обладающих комплексным политопным воздействием на метаболические процессы нейронов, прежде всего в условиях гипоксии. [11-13].

В обзоре С.Г. Бурчинского [13] представлено обоснование к использованию в качестве такого фармакологического средства – Актовегина для повышения адаптационно-компенсаторного потенциала головного мозга  детей. Как отмечает автор в основе метаболического действия актовегина лежит ценное, с точки зрения нейропротекции, сочетание антигипоксического и антиоксидантного эффектов.

Основной механизм действия Актовегина заключается в улучшении аэробного обмена за счет повышения поступления и утилизации глюкозы. Это приводит к стимуляции АТФ и нормализации энергетического метаболизма в условиях гипоксии, улучшению обмена веществ и функционирования клетки. При этом выделяются три основные составляющие этого эффекта: 1. воздействие на транспорт глюкозы; 2. положительное воздействие на процесс утилизации глюкозы; 3. улучшение внутриклеточной утилизации кислорода. Под воздействием Актовегина происходит увеличение образования энергетических фосфатов непосредственно в митахондриях. При этом насыщение мозга кислородом увеличивается приблизительно на 30%.

При гипоксии, как известно, снижается активность фермента пируватдегидрогеназы (ПДГ). Вследствие этого значительно ослабляется превращение глюкозы через пируват в ацетитилкоэнзим А (ацетитил-КоА). В свою очередь ацетил-КоА является тем субстратом, который включается в цикл лимонной кислоты и вместе с тем представляет собой мощный стимулятор аэробного обмена и энергообеспечения клетки.

Таким образом Актовегин действует как своеобразный универсальный биоэнергостабилизатор клеточного (и в первую очередь нейронального метаболизма). В этом состоит принципиальное отличие его действия от прочих ноотропных и вазотропных средств, влияющих как правило на отдельное звено энергообеспечения клетки или несколько звеньев, но не на весь процесс в целом. Помимо антигипоксического действия, актовегин обладает свойствами непрямого антиоксиданта, реализующегося благодаря активации ключевого фермента эндогенной антиоксидантной системы – супероксидисмутазы [13].

  1. I. Особенности клинического и психологического эффектов курса Актовегина у детей 3-5 лет с разными формами алалии.

 

На первом этапе было проведено пилотное исследование клинического и психолого-педагогического эффектов Актовегина у 20-ти детей с сенсо-моторной и моторной алалией.

В процессе реабилитации дети получали медикаментозную терапию Актовегином в дозе 5-10 мг /кг массы тела в сутки per os. Длительность курса от 3-х недель до 1месяца. Побочные эффекты не отмечены. В ходе фармакотерапии проводились психолого-логопедические коррекционно-развивающие занятия 2 раза в неделю по 45-60 минут. Кроме того родителям были даны рекомендации по организации развивающей среды, совместной деятельности и развивающим играм. Дети продолжали посещать дошкольные учреждения и заниматься со специалистами. Занятия со всеми детьми были направлены на развитие слухового и зрительного восприятия, понимание обращённой речи, развитие сенсорно-перцептивной сферы, продуктивной деятельности (рисование). При моторной алалии занятия с детьми были направлены на развитие произвольного внимания, понимания речи, формирование слоговой структуры слова, расширение пассивного и активного лексического запаса. Занятия проходили в игровой форме в комфортных для ребёнка условиях, на эмоционально значимом для ребёнка материале, с учётом индивидуальных потребностей ребёнка.

Анализ данных анамнеза показал, что ведущим у всех детей было гипоксически-ишемическое поражение головного мозга пре- и перинатального генеза. Внутриутробная гипоксия плода во время беременности (у 16 детей) проявлялась хронической маточно-плацентарной недостаточностью и внутриутробной гипотрофией плода. В родах клиническая оценка по шкале Апгар варьировала от 7/8 баллов(9детей) до 0/2 баллов (3 ребенка). По данным УЗИ головного мозга у 13 детей были установлены резидуально-органические изменения постгипоксического характера в виде: а) вентрикуломегалии; б) повышенной эхогенности в эпендиме боковых желудочков, таламусе; в) наличия кист в сосудистых сплетениях; г) расширения ликворных пространств; д) атрофических изменений в левой гемисфере.

На 1 году жизни признаки гипоксически-ишемического поражения головного мозга проявлялись в виде синдрома пирамидной недостаточности, гипертензионно-гидроцефального синдрома, синдрома вегето-висцеральных нарушений, экстрапирамидной недостаточности, симптомов поражения нижних отделов ствола. Моторное развитие шло с опережением, или развивалось в соответствии с нормой. Речевое развитие – отмечалась задержка в формировании лепетной речи. Первые слова появлялись после 1,5-2 лет или к 3 годам. При сенсо-моторной алалии дети начинали говорить с 1-1,5 лет, а затем постепенно отмечался регресс в развитии речи и познавательных процессов, при отсутствии каких-либо причин (инфекции, интоксикации), до полного исчезновения. Патологии зрения и слуха не было выявлено.

По результатам неврологического осмотра до курса актовегина  при разных формах алалии обнаружены особенности нарушений функций черепно-мозговой иннервации, пирамидных и экстрапирамидных нарушений.

Результаты исследований.

            Как показали результаты исследований на 3-4 день приема актовегина у детей появлялся интерес к вербальному взаимодействию с логопедом, повышалось внимание к обращенной речи. Ребенок начинал вступать в контакт с окружающим, появлялась поисковая активность. Ребенок становился более усидчивым, меньше отвлекался во время занятий, к концу курсового лечения актовегином у всех обследованных нами детей наблюдали выход из алалии.

            У части обследованных нами детей (7-и из 11 человек) с сенсо-моторной алалией  и 6-и из 8 детей с моторной алалией установлен парциальный однонаправленный эффект курса Атовегина, проявляющийся  в виде снижения на 1 балл от исходных показателей клинических проявлений резидуально-органического поражения глубоких структур. У детей, с преобладанием поражения корковых анализаторных систем, наблюдали изменение психологических показателей в виде уменьшения выраженности нарушений понимания и сформированности речи как средства общения, игровой и продуктивной деятельности (Таблица 1). В эмоционально-мотивационнной сфере было обнаружено выраженное снижение тревожности, уменьшение нарушений фона настроений и мотивации к деятельности, отмечено появление интереса в структуре эмоций (Таблица 2). В динамике приспособительного поведения выявлено уменьшение неусидчивости, расторможенности, импульсивности (Таблицы 3).

                                                                                                                          Таблица 1.

Особенности динамики психолого-педагогических показателей нарушения в развитии речи, игровой и продуктивной деятельности у детей с разными формами алалии после курса Актовигина

M±m

баллы

Количество лиц
ЭмЛ Тр НФН НМД НеЭм Интерес
до п до п до п до п до п до п
Сенсо-моторная алалия (n=10)
4,5±0,5 10 3 7 9 2 9 3 8 3
3,5±0,5 6 3 1 1 3 5
3,0±0,5 1 8 5 3 2 5
2,0±0,5 2 3 4
Моторная алалия (n=8)
4,5±0,5 8 2 7 7 8 1 3 2
3,5±0,5 1 1 5 6
3,5±0,5 6 7 7 7 6 6
2,0±0,5 1 1

 

Таблица 2

Особенности динамики психологических показателей нарушений в эмоционально-мотивационной сфере у детей с разными формами алалии после курса Актовегина

M±m

баллы

Количество лиц
ЭмЛ Тр НФН НМД НеЭм Интерес
до п до п до п до п до п до п
Сенсо-моторная алалия (n=10)
4,5±0,5 10 3 7 9 2 9 3 8 3
3,5±0,5 6 3 1 1 3 5
3,0±0,5 1 8 5 3 2 5
2,0±0,5 2 3 4
Моторная алалия (n=8)
4,5±0,5 8 2 7 7 8 1 3 2
3,5±0,5 1 1 5 6
3,5±0,5 6 7 7 7 6 6
2,0±0,5 1 1

Примечание: ЭмЛ – эмоциональная лабильность; Тр – тревожность; НФН – нарушение фона настроения; НМД – нарушение мотивации к деятельности; НеЭм — не дифференцированность эмоций; Интерес –интерес в структуре эмоций

                                                                                                                               Таблица 3

Особенности динамики психологических показателей нарушения адаптивного поведения у детей с разными формами алалии после курса Актовегина

 

M±m

баллы

Количество лиц
ЭмЛ Тр НФН НМД НеЭм Интерес
до п до п до п до п до п до п
Сенсо-моторная алалия (n=10)
4,5±0,5 10 3 7 9 2 9 3 8 3
3,5±0,5 6 3 1 1 3 5
3,0±0,5 1 8 5 3 2 5
2,0±0,5

2 3 4
Моторная алалия (n=8)
4,5±0,5 8 2 7 7 8 1 3 2
3,5±0,5 1 1 5 6
3,5±0,5 6 7 7 7 6 6
2,0±0,5 1 1

После курса Актовегина общая закономерность проявлялась в виде выхода из алалии всех детей. Основное отличие состояло в том, что у детей с легкой формой моторной алалии выход из моторной алалии проявлялся в виде симптомокомплекса общего недоразвития речи II-III уровня речевого развития.

У детей с сенсо-моторной алалией выход из алалии проявлялся в виде симптомокомплекса речевых расстройств, нарушений в эмоционально-мотивационной сфере и поведении, характерных для детей с моторной алалией.

  1. II. Клинико-психологические и психолого-физиологические эффекты курса транскраниальной микрополяризации (ТКМП), проводимого после фармакотерапии актовегином.

В настоящем разделе представлены результаты динамического, клинико-психологического, логопедического и психолого-физиологического исследования до и после курса ТКМП у 41-го ребенка 3-5 лет с разными формами алалии, в том числе у 31 ребенка с выходом из сенсо-моторной алалии и у 10 детей с выходом из моторной алалии.

Курс ТКМП проводили через 1-2 недели после фармакотерапии Актовегином с целью активации функций фронто-таламической системы, направленной на коррекцию дефицита мозговых механизмов регуляции уровня активного бодрствования, эмоционально-мотивационной, когнитивной сфер и приспособительного поведения [6,14-16].

Курс анодной ТКМП префронтальной области (поле 9), включал 3-4 сеанса длительностью 20 минут (сила тока 80-100 мА, интервалы между сеансами 1-2 недели; в) коррекционно-развивающие психологические и/или логопедические занятия, проводимые по ходу каждого сеанса и между сеансами ТКМП[15-17].

 

Результаты исследований

По результатам динамического исследования клинических проявлений резидуально-органического поражения ЦНС у большей половины обследованных детей с выходом из сенсо-моторной алалии, после фармакотерапии Актовегином, у которых в пре- и перенатальном периоде преобладало поражение глубоких структур мозга (1 подгруппа), курс ТКМП вызывал умеренное снижение (до 3-х баллов) нарушений регуляторных функций нижних отделов ствола, пирамидных и экстрапирамидных структур (Таблица 4).

                                                                                                                         Таблица 4

Особенности изменений клинических проявлений резидуально-органического поражения глубоких структур мозга после курса ТКМП, проводимого после фармакотерапии Актовегином у детей с выходом из сенсо-моторной алалии (n= 31 чел)

№ раз-дела Уровень структурно-функционального поражения Выраженность нарушений в баллах (число лиц)
Подгруппа 1 (n= 13) Подгруппа 2 (n= 18)
до после до после
I. Изменение клинических проявлений резидуально-органического поражения мозга
— нижние отделы ствола 4,0±0,5 (7)

3,0±0,5 (6)

 

4,0±0,5 —

3,0±0,5(10)  2,0±0,5 (3)

Изменение резидуально-органического поражения соответствующих отделов корковых анализаторов оценивали по результатам психологического исследо-вания
-пирамидные образования 4,0±0,5 (4)

3,0±0,5 (7)

2,0±0,5 —

4,0±0,5 —

3,0±0,5 (8)

2,0±0,5 (3)

-экстрапирамидные структуры 4,0±0,5 (4)

3,0±0,5 (6)

2,0±0,5 —

4,0±0,5 —

3,0±0,5 (7)

2,0±0,5 (3)

По результатам психолого-педагогического исследования в тех же условиях у детей 1 подгруппы сохранялся II уровень актуального развития (Таблица 5).

При исходном резидуально-органическом поражении преимущественно корковых анализаторных систем (2 подгруппа) почти у половины детей (8 из 18 человек), с выходом из сенсо-моторной алалии, после фармакотерапии Актовегином, курс ТКМП вызывал переход на II-III уровень актуального развития (Таблица 5).

                                                                                                                           Таблица 5

Особенности изменений уровня актуального развития до и после курса ТКМП у детей с выходом из сенсо-моторной алалии, проведенного после фармакотерапии Актовегином (n= 31 чел)

№ раз-дела  

Параметры

 

Выраженность

изменений M±m   (баллы)

Число лиц
Подгруппа 1

(n= 13)

Подгруппа 2

(n= 18)

до после до после
                            Динамика уровня актуального развития (УАР)
— УАР  I уровень
— УАР  II уровень 13 8 18 10
-УАР II- III уровень 5 8

 

У тех же 8-ми детей 2-й подгруппы после курса ТКМП отмечено улучшение в речевом развитии (понимании и сформированности речи), при уменьшении выраженности нарушений игровой и продуктивной деятельности до 3 баллов.

Снижение нарушений в развитии эмоционально-мотивационной сферы после курса ТКМП до умеренно выраженных (3 балла) наблюдали в обеих подгруппах в виде уменьшения эмоциональной лабильности, негативной окраски фона настроения, а также в виде тенденции к оптимизации мотивации к активной деятельности. Появление интереса в структуре эмоций отмечено у детей с исходно недифференцированными эмоциями. Сходная тенденция была обнаружена в виде уменьшения или купирования нарушений показателей адаптивного поведения – неусидчивости, негативизма. У детей 2 подгруппы в тех же условиях выявлено исчезновение аутистической симптоматики.

По результатам психолого-физиологических исследований общим для детей 1 и 2 подгрупп было сохранение без изменений к окончанию курса ТКМП  сниженного или низкого уровня активного бодрствования (УАБ) у большей половины детей 1 подгруппы (10 из 13 детей) и половины детей 2 подгруппы (10 из 18 детей) – Таблица 6, I. При этом, во 2 подгруппе число детей, у которых УАБ повышался до нормы или возникало напряжение механизмов его регуляции, было больше (5 человек) по сравнению с 1 подгруппой (1 человек) – Таблица 6, I.

По интегральным параметрам вегетативного и гемодинамического обеспечения УАБ под влиянием курса ТКМП было установлено: а) сохранение доминирования исходно выраженного или резко выраженного напряжения надсегментарных механизмов регуляции вегетативного тонуса по симпатоадреналовому типу у большинства детей обеих подгрупп; б) нарастание исходно выраженного напряжения симпатоадреналовых механизмов регуляции вегетативного тонуса наблюдали у небольшого числа детей 1 и 2 подгруппы (Таблица 6 II, 2).

                                                                                                                                     Таблица 6

Особенности изменений уровня активного бодрствования, его вегетативного и гемодинамического обеспечения у детей с выходом из сенсо-моторной алалии после курса ТКМП, проводимого после фармакотерапии Актовегином

№ п/п  

Параметры

Выраженность изменений  (число лиц)
Подгруппа 1 (n=13 чел) Подгруппа 2 (n=18 чел)
до после до после
I.                       Уровень активного бодрствования (УАБ)
УАБ (ОПн в мВ)
— напряжение -48,0 (1) -65,0 (1)
— повышение до N -32,0 (1) -49,0 (1) -34,3±5,0 (4) -50,0±1,0 (4)
-оптимальный б/изм. -53,6±5,0 (2) -55,0±3,0 (2) -49,5±1,5 (3) -52,5±2,5 (3)
— снижение -40,0±1,0 (2) -29,0±2,0 (2) -40,0 (1) -42,0 (1)
— резкое снижение б/изм -22,4±5,0 (8) -30,0±5,0 (8) -22,0±7,0 (9) -25,0±5,0 (9)
II. Изменение вегетативного и гемодинамического обеспечения УАБ
1.ВИК (у.е.)
Напряжение механизм
— резко выраж. б/изм. 57,8±2,8 (6) 56,8±3,2 (6) 54,3±5,0 (8) 53,4±5,0 (8)
— выражено б/изм. 43,7±1,3 (3) 46,5±1,5 (3) 42,8±1,5 (3) 43,5±2,5 (3)
— нарастание напряж. 34,5±5,0 (2) 53,5±3,5 (2) 43,7±3,2 (4) 57,3±3,5 (4)
— тенденция к снижению

напряжения

50,5±0,5 (2) 40,0±2,0 (2) 59,5±1,0 (3) 41,0±4,0 (3)
2. МОК (л/мин.)
— высокий б/измен 6,5±0,5 (5) 5,1±0,4 (5)
— повышен  б/изм. 4,3±0,2 (5) 4,5±0,2 (5) 4,5 (1) 4,8 (1)
— повышение резко

выражено

 

4,6±0,1 (6)

 

5,8±0,3 (6)

 

3,5±0,5 (9)

 

6,6±0,3 (9)

— вариант нормы 3,3±0,5 (2) 4,1±0,2 (2)
— повышение до N 2,2 (1) 3,4 (1)
— снижение до N 5,0±0,2 (2) 3,7±0,1 (2) 6,6 (1) 3,8 (1)
— низкий 2,3 (1) 2,5 (1)
3. ЧСС (уд./мин.)
— появление тахикардии 99,5±3,5 (2) 112,0±5,3 (2) 94,7±5,1 (11) 109,2±3,1 (11)
— нарастание тахикардии 108,0 (1) 120,0 (1)
— тахикардия б/изм. 105,0 (1) 104,0 (1)
-уменьшение тахикардии 105,5±2,5 (4) 98,0±2,3 (4) 131,3±5,0 (3) 104,0±4,2 (3)
— вариант нормы 95,5±1,0 (2) 100,0 (2) 94,0±4,2 (3) 95,3±3,5 (3)
— появление брадикардии 90,0 (1) 64,0 (1)
III  Изменение показателей внешнего дыхания и вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем
Частота дыхания цикл/мин.

-появление тахипноэ

 

 

20,0 (2)

 

 

25,5±0,5 (2)

 

 

20,0 (6)

 

 

24,0 (6)

— усиление тахипноэ 22,5±0,5 (3) 30,6±0,4 (3) 24,0 (3) 29,3±0,7 (3)
— тахипноэ б/изм. 26,0±0,2 (3) 26,0±0,2 (3) 24,0 (2) 24,0 (2)
— уменьшен тахипноэ 28,0 (2) 24,0 (2) 27,5±0,4 (4) 24,0±0,5 (4)
— вариант нормы 20,0 (3) 18,6 (3) 20,0 (3) 20,0 (3)
Коэффициент Хильдебранта (баллы)
— высокий 5,0 (1) 5,0 (1)
— повышение 4,1±0,1 (2) 5,1±0,1 (2) 4,2±0,2 (4) 5,1±0,1 (4)
— повышение до N 2,3±0,1 (2) 4,0±0,4 (2)
— возрастная норма 4,3±0,4 (9) 4,2±0,5 (9) 4,1±0,3 (9) 4,4±0,5 (9)
— снижение до N 6,3±0,3 (3) 4,2±0,1 (3)
— снижение 4,0 (1) 2,4 (1)

Примечания: ВИК – Вегетативный Индекс Кердо; МОК – минутный объем кровообращения; ЧСС – частота сердечных сокращений;

В тех же условиях отмечено сохранение без изменений исходно высоких показателей минутного объема кровообращения (МОК) в обеих подгруппах при большем числе лиц 2 подгруппы (9 человек), у которых после курса ТКМП было выявлено повышение МОК от исходно нормальных показателей (таблица 6 II, 2).

У преимущественного большинства детей 2-й подгруппы (11 человек) в тех же условиях наблюдали появление тахикардии. В 1 подгруппе в единичных случаях была обнаружена брадикардия (Таблица 6 II, 3). У большей половины детей 1 и 2 подгрупп к концу курса ТКМП обнаружено появление или усиление тахипноэ (Таблица 6 III). Тенденцию к уменьшению выраженности тахипноэ в тех же условиях отмечено в единичных случаях у детей 2-й подгруппы (4 из 18 человек).

Характерно, что при выраженных нарушениях надсегментарных механизмов регуляции вегетативного тонуса и центральной гемодинамики у преимущественного большинства детей 1 подгруппы (9 человек) и 2 подгруппы (14 человек) после курса ТКМП сохранялись или достигались возрастные нормативы вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем по показателю коэффициента Хильдебранта (Таблица 6 III).

У детей с выходом из моторной алалии после фармакотерапии Актовегином курс ТКМП вызывал: а) уменьшение выраженности нарушения функций экстрапирамидной системы у половины детей, а также исчезновение пирамидной симптоматики у большинства детей той же группы (Таблица 7); б) увеличение числа детей со II и III уровнем актуального развития (Таблица 8).

                                                                                                                                      Таблица 7

Особенности изменения клинических проявлений резидуально-органического поражения мозга под влиянием транскраниальной микрополяризации, проводимой после курса Актовегина у детей с выходом из моторной алалии

№ раздела Уровень структурно-функционального поражения Выраженность нарушений

M±m   (баллы)

Число лиц
до после
I — Нижние отделы ствола 4,0±0,5

3,0±0,5

2,0±0,5

4

6

2

8

— пирамидные образования 4,0±0,5

3,0±0,5

2,0±0,5

3

7

3

7

— экстрапирамидные структуры 4,0±0,5

3,0±0,5

2,0±0,5

2

5

5

2

 

В этих условиях отмечено повышение уровня речевого развития (понимание и сформированность речи), характерного для ОНР II и III речевого развития. Сократилось число детей с тревожностью и негативным фоном настроения. У большинства детей: а) повысилась мотивация к активной деятельности; б) исчезла расторможенность, импульсивность и коммуникативные нарушения.

                                                                                                                                         Таблица 8

Особенности изменений уровня актуального развития, до и после курса ТКМП, проведенного у детей с выходом из моторной алалии после фармакотерапии Актовегином (n= 10 чел)

№ раздела  

Параметры

 

Выраженность

изменений

M±m   (баллы)

Число лиц

(n= 10)

до после
.                                Динамика уровня актуального развития (УАР)
УА Р II уровень 5 3
УА Р III уровень 4 6
УА Р IV  уровень 1 1

 

Однако, по результатам психолого-физиологического исследования было установлено, что курс ТКМП у большинства детей с выходом из моторной алалии (7-и из 11 детей) вызывал снижение или сохранение исходно сниженного уровня активного бодрствования (Таблица 9 I). У того же контингента детей сохранялось выраженное напряжение или нарастание напряжения надсегментарных механизмов регуляции вегетативного тонуса и центральной гемодинамики по симпатоадреналовому типу (Таблица 9 II). В тех же условиях имело место появление, усиление или сохранение без изменений показателей внешнего дыхания (тахипноэ), свидетельствующего о гипоксии мозга (Таблица 9 III).

                                                                                                                                      Таблица 9

Особенности изменений уровня активного бодрствования, его вегетативного и гемодинамического обеспечения у детей с выходом из моторной алалии после курса ТКМП, проводимого после фармакотерапии Актовегином

№ раздела  

Параметры

Выраженность изменений  (число лиц)

 

до после
I. Динамика уровня активного бодрствования (УАБ)
УАБ (ОПн в мВ)
— напряжение б/изм. -56,0±4,0 (2) -56,0±4,0 (2)
— повышение до N -39,5±5,0 (2) -53,5±4,5 (2)
-оптимальный б/изм.
— снижение -41,5±1,5 (2) -28,5±5,0 (2)
— низкий б/изм -34,0±4,0 (3) -36,3±5,0 (3)
— резко снижен б/изм -27,5±5,0 (2) -30,0±1,0 (2)
II. Изменение вегетативного и гемодинамического обеспечения УАБ
1.ВИК (у.е.)
Напряжение механизм
— резко выражено б/изм. 63,3±5,1 (3) 53,7±6,1 (3)
— выражено б/изм. 37,7±0,5 (2) 30,0±2,0 (2)
— нарастание напряжения. 37,0±3,0 (4) 54,9±5,1 (4)
— снижение напряж. 47,0±6,5 (2) 31,0±6,1 (2)
2. МОК (л/мин.)
— высокий б/изм. 7,6±0,3 (2) 5,8±0,1 (2)
— исх. повышен  б/изм. 4,0±0,1 (2) 4,0±0,1 (2)
— повышение 3,7±0,3 (3) 6,3±0,5 (3)
— вариант нормы 3,7±0,4 (2) 3,5±0,1 (2)
— повышение до N 2,7 (1) 3,3 (1)
— снижение до N 5,4 (1) 3,2 (1)
3. ЧСС (уд./мин.)
— появление тахикардии 97,5±1,5 (4) 117,0±4,0 (4)
— тахикардия б/изм. 108,0 (1) 108,0 (1)
-уменьшение тахикардии 120,0 (1) 100,0 (1)
— вариант нормы 100,0 (1) 92,0 (1)
— появление брадикардии 104,4±4,0 (4) 87,0±2,0 (4)
III. Изменение показателей внешнего дыхания и вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем
Частота дыхания цикл/мин.
-появление тахипноэ 20,0 (1) 24,0 (1)
— усиление тахипноэ 24,0 (1) 28,0 (1)
— тахипноэ б/изм. 26,4±4,0 (5) 26,4±3,0 (5)
— уменьшен тахипноэ 24,0 (1) 16,0 (1)
— вариант нормы 20,0±1,0 (3) 20,0±1,0 (3)
Коэффициент Хильдебранта (баллы)
— высокий 5,4 (1) 5,4 (1)
— повышение 4,1±0,1 (2) 6,30,7 (2)
— возрастная норма 3,9±0,9 (8) 4,1±0,5 (8)

Примечания: ВИК – Вегетативный Индекс Кердо; МОК – минутный объем кровообращения; ЧСС – частота сердечных сокращений;

Заключение

Обобщение результатов исследования с использованием разработанного в Лаборатории мультидисциплинарного подхода и стандартизированного Протокола диагностики существенно расширили представления о сложности и многогранности системных регуляторных расстройств в головном мозгу и организме детей с разными формами алалии.

Установлено, что в число общих факторов резидуально-органического поражения головного мозга, характерного для разных форм алалии, были пре- и перинатально обусловленные поражения нижних отделов ствола, пирамидных и экстрапирамидных образований головного мозга разной степени выраженности и частоты встречаемости.

При сенсо-моторной алалии в число особенностей резидуально-органического поражения головного мозга входило существование подгруппы детей, у которых  резидуально-органическое поражение глубоких структур мозга сочеталось с поражением функций корковых анализаторных систем (1 подгруппа). В другой подгруппе (2 подгруппа) основу резидуально-органического поражения ЦНС составляло преимущественное поражение функций корковых анализаторных систем в более позднем периоде пре- и перинатального развития [5,18].

По данным литературы, результатам анамнеза и психолого-физиологическим исследованиям получены подтверждения гипоксически-ишемического генеза резидуально-органического поражения головного мозга при разных формах алалии [4,6,7].

Включение в Протокол диагностики психолого-физиологического раздела и использование интегральных параметров сверхмедленных информационно-управляющих систем головного мозга и организма впервые обеспечило возможность анализа особенностей исходных нарушений механизмов нейрогуморальной и биохимической регуляции у детей с сенсо-моторной и моторной алалией, участвующих в организации состояния активного бодрствования, эмоций и мотивации к деятельности, высших психических функций, включая речь и адаптивного поведения [5,6,17,18].

По результатам психолого-физиологических исследований было установлено, что у детей с разными формами алалии исходно доминирует дефицитарность мозговых механизмов регуляции уровня активного бодрствования, что составляет физиологическую основу быстрой истощаемости нервных процессов, снижение вербальной обучаемости и воспроизведение обученных навыков [7,17,19].

 У того же контингента детей выявлено разной степени выраженности напряжение надсегментарных и гемодинамических механизмов обеспечения уровня активного бодрствования в виде вегетативно-сосудистых расстройств по симпатоадреналовому типу. У части детей, в тех же условиях, отмечены отклонения от возрастной нормы показателей сердечной деятельности (тахикардия, брадикардия). Для большинства детей с алалией характерно нарушение функций внешнего дыхания (тахипроэ) разной степени выраженности.

Таким образом результаты психолого-физиологических исследований существенно расширили представления о мозговых механизмах системных и межсистемных регуляторных расстройствах при алалии. Получены психолого-физиологические доказательства, что у детей с алалией в основе нарушений вербальной обучаемости, эмоционально-мотивационных расстройств и нарушения адаптивного поведения лежат пре- и перинатально обмусленное поражение функций ЦНС гипоксически-ишемического генеза с дезорганизацией сверхмедленных информационно-управляющих систем головного мозга и регулируемых мозгом систем организма.

На психолого-физиологическом уровне это проявлялось: — напряжением или дефицитарностью мозговых механизмов регуляции уровня активного бодрствования (УАБ); — напряжением разной степени выраженности надсегментарных механизмов вегетативного и гемодинамического обеспечения УАБ; — в нарушениях функций сердечно-сосудистой системы (тахикардия, брадикардия); — в нарушениях механизмов регуляции внешнего дыхания, характерных для гипоксического состояния мозга (тахикардия).

Возникает вполне закономерный вывод о невозможности коррекции выше перечисленных мультисистемных нарушений у детей с алалией только психолого-педагогическими методами, что и подтверждается в многочисленных психологических и логопедических исследованиях. С другой стороны речевое развитие не возможно без вербального обучения ребенка.

В нашей работе проанализирована эффективность использования вербальных корркционно-развивающих занятий : а) по ходу курса фармакотерапии нейропротектором – Актовегином, эффективно повышающим адаптационно-компенсаторный потенциал головного мозга детей с алалией [13]); б) по ходу курса транскраниальных микрополяризаций, направленных на активацию фронто-таламической системы, участвующей в механизмах регуляции уровня активного бодрствования и внимания, как состояния [14-16,20].

Установлено, что психологический эффект фармакотерапии Актовегином проявлялся в виде выхода из сенсо-моторной и моторной алалии. При этом у детей с легкой формой моторной алалии выход из алалии проявлялся в виде симптомокомплекса общего недоразвития речи II-III уровня речевого развития. При сенсо-моторной алалии выход из алалии проявлялся в виде речевых расстройств, нарушений в эмоционально-мотивационной сфере и адаптивном поведении, характерных для моторной алалии.

Анализ эффектов курса ТКМП, при использованной схеме и режимах, у детей с выходом из сенсо-моторной и моторной алалии после фармакотерапии Актовегином, по результатам клинического неврологического исследований показал: а) снижение на 1 балл клинических проявлений резидуально-органического поражения нижних отделов ствола мозга, пирамидных и экстрапирамидных структур у большинства детей 1 подгруппы с сенсо-моторной алалией; б) уменьшение выраженности нарушений функций экстрапирамидной системы и исчезновение пирамидной симптоматики у большинства детей с выходом из моторной алалии в тех же условиях.

По результатам психолого-педагогических исследований у части детей 1-й и 2-й подгрупп после курса ТКМП наблюдали: а) переход на II-III уровни актуального развития; б) улучшение развития речи (понимание, сформированность); в) улучшение на 1 балл игровой и продуктивной деятельности; г) исчезновение тревожности, уменьшение эмоциональной лабильности; повышение фона настроения, снижение нарушений мотивации к деятельности, появление интереса в структуре эмоций, положительную динамику в адаптивном поведении.

Психолого-физиологический анализ эффектов ТКМП показал, что выше указанные положительные изменения в развитии речи, высших психических функций, эмоций и адаптивном поведении были обнаружены в обеих подгруппах только в тех случаях, когда физиологический эффект ТКМП проявлялся в виде достижения оптимальных параметров уровня активного бодрствования, а также при сохранении или тенденции к повышению напряжения механизмов его регуляции.

Оптимизацию механизмов регуляции УАБ наблюдали у 9-и из 31 ребенка 1 и 2 подгрупп с выходом из сенсо-моторной алалии и в единичных случаев у детей с выходом из моторной алалии в тех же условиях. У преимущественного большинства детей 1-й и 2-й подгрупп после курса ТКМП было обнаружено снижение или сохранение без изменений сниженного и низкого УАБ, что свидетельствовало о появлении или сохранении дефицитарности мозговых механизмов его обеспечения (см. Таблицы 6,9)

Увеличение или сохранение без изменений исходного напряжения надсегментарных механизмов регуляции вегетативного тонуса и центральной гемодинамики по симпатоадреналовому типу к концу ТКМП являлось физиологическим эквивалентом стресса при нарастании гипоксии мозга в тех же условиях. Последнее находило отражение в появлении, усилении или сохранении нарушений механизмов регуляции внешнего дыхания в виде разной степени выраженности тахипноэ у обследованных детей с выходом из сенсорно-моторной и моторной алалии.

Вскрытые по результатам психолого-физиологического анализа особенности эффектов курса ТКМП у детей 1-й и 2-й подгрупп свидетельствовали о существенных различиях адаптационного ресурса и компенсаторных возможностей у обследованного контингента детей с разной формой алалии.

При высоком адаптационном ресурсе и сохранности компенсаторно-приспособительных механизмах у детей с алалией комплексная реабилитация, включающая фармакотерапию Актовегином, ТКМП (по предложенной схеме и режимам) и вербальные коррекционно-развивающие занятия была эффективной, что отражалось в повышении уровня актуального развития, улучшении развития речи, эмоционально-мотивационной сферы и приспособительного поведения. Такого рода психологический эффект развивался в условиях физиологической стресс-реакции вегетативной, гемодинамической и сердечно-сосудистой систем под влиянием ТКМП.

Можно предположить, что назначение дополнительных курсов фармакотерапии Актовегином после курса ТКМП у этого контингента детей будет способствовать закреплению или повышению достигнутого эффекта, существенно повысит вербальную обучаемость, при снижении (купировании) гипоксии мозга и оптимизации мозговых механизмов регуляции УАБ, его вегетативного и гемодинамического обеспечения.

Для детей с исходной дефицитарностью мозговых механизмов регуляции уровня активного бодрствования, по-видимому, необходимо более длительная фармакотерапия Актовегином в сочетании с вербальными коррекционно-развивающими занятиями для повышения адаптационно-компенсаторного ресурса мозга и организма этой категории детей. И только после этого целесообразно применять ТКМП, с увеличением интервалов между сеансами до 2-3 недель («эффект толчка»).

Высокая информативность исследуемых параметров сверхмедленных информационно-управляющих систем мозга и организма, при простоте и доступности экспресс-методов их регистрации и расчета, обеспечивает возможность объективной оценки эффективности каждого этапа реабилитации и повышение общего эффекта комплексного лечения детей с алалией.

Список литературы

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. 3-е издание. М: Медицина, 1984. 536 с.
  2. Барашнев Ю.И. Исходы перинатальных расстройств у детей. //В кн.: Перинатальная неврология. М.: Триада, 2001, Глава 10.2., С. 538.
  3. Харченко Е.П., Клименко М.И. Языковая система мозга// Реализация идеи «новой школы» в работе с детьми с речевыми нарушениями. Раздел 4. Диагностика и коррекция нарушений речи/ под ред. Н.П. Яковлевой, Е.А. Петровой. СПб АППО, 2010, С. 179-184.
  4. Заведенко Н.Н. Нарушение развития речи у детей и их коррекция// Ж. Лечащий врач, № 5.- С.362-366.
  5. Илюхина В.А., Броневая Т. Б., Нурок М.Ю., М.А. Кошулько, Мультидисциплинарный подход и Протокол диагностики нарушений мозговых механизмов регуляции уровня бодрствования, высших психических функций, речи и поведения у детей 3-5 лет с алалией (Сообщение I)//Журнал Актуальные проблемы в современной науке и пути их решения, Евразийский Союз Ученых, 2016 б-С. 27-38.
  1. Илюхина В. А. Перинатальный энергодефицит в снижении уровня здоровья с нарушениями нервно-психического и речевого развития. СПб.: Информ-Навигатор, 2015.— 176 с.
  1. Илюхина В.А., Заболотских И.Б. Энергодефицитные состояния здорового и больного человека. СПб: Изд. Печатник, 1993, 192 с.
  2. Заболотских И.Б., Илюхина В.А. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека. Краснодар, Изд. Кубанской мед. академии, 1995, 101 с.
  3. Илюхина В.А., Матвеев Ю.К., Иванова Т.Б., Кошулько М.А., Нурок М.Ю. Особенности мозговых механизмов компенсации кислородзависимого энергодефицита, организации эмоций и познавательной деятельности, при отдаленных последствиях перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза у детей 3-6 лет с задержкой психического развития//Ж. Эволюционной биохимии и физиологии. 2014 а. -Т. 50.-  № 2. — С. 109-120.
  4. Илюхина В.А., Броневая Т.Б. (Иванова Т.Б.), Кошулько М.А., Нурок М.Ю. Мультидисциплинарный подход к изучению и коррекции нарушений мозговых механизмов при задержке психического и речевого развития у детей дошкольного возраста// Психология образования  в поликультурном пространстве. Елец. Т.2. (№ 26), -2014 б.- С.7-25.
  1. Бояринов Г.А., Пепкович А.А., Мухина И.В. Метаболические эффекты нейротропного действия актовегина в условиях гипоксии//Экспер. фармакология 1999.-Т.62.-№2.-С.61-63.
  2. Беливоленский Н.Г., Евлев В.Н., Руменкова С.А. Антигипоксанты в реаниматологии и неврологии// Рус. мед. журнал, 2004.-Т.12.-№22.-С.1263-1267.
  3. Бурчинский С.Г. Нейропротекция как комплексная фармакотерапевтическая и фармакопрофилактическая стратегия//Therapla.-2008.-№2.-С. 53-56.
  4. Илюхина В.А., Кожушко Н.Ю., Матвеев Ю.К., Пономарева Е.М., Чернышева Е.М., Шаптилей М.А. Транскраниальные микрополяризации в комплексном лечении темповой задержки речевого и общего психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста.// Ж. неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова. 2004, Т.104, №11, С.34-41.
  5. Илюхина В.А., Матвеев Ю.К., Чернышева Е.М. Транскраниальные микрополяризации в физиологии и клинике. СПб: Изд .ИМЧРАН, 2006, 192 с.
  1. Илюхина В.А. Теоретические и прикладные аспекты использования транскраниальных электрических воздействий слабым постоянным током в психофизиологии и клинике. /Глава в колл. монограф. «Лечебно-диагностические стимуляции мозга. Под общей редакцией. акад. Н.П. Бехтеревой». Глава 9. М.: Изд. Сова. 2008. С. 378-461
  1. Илюхина В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. СПб: Н-Л, 2010.- 362 с. Главы 4,5,6 С.166-246.
  1. Илюхина В.А. Формирование субкомплексов физиологических показателей, отражающих динамику сверхмедленных процессов в ЦНС и других системах организма//В кн.: Сверхмедленные физиологические процессы и межсистемные взаимодействия в организме. Л.:Наука, 1986. С. 84-93.
  2.  Илюхина В.А., Сычев А.Г., Щербакова Н.И., Барышев Г.И., Денисова В.В. Омега-потенциал — количественный показатель состояний  структур мозга и  организма. Сообщение II. Возможности и ограничения использования  омега-потенциала для экспресс-оценки состояний организма человека.// Физиология человека. 1982, Т.8, N 5, С.721-733.
  1. Батуев А.С. Принцип доминанты как основа когнитивного развития ребенка на ранних этапах онтогенеза. //Физиология человека. – 2002.-Т.28.-№ 2.- С. 17-19.[schema type=»book» name=»ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИХ МЕТОДОВ ФАРМАКОТЕРАПИИ АКТОВЕГИНОМ И ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ (СООБЩЕНИЕ II)» description=»В статье впервые проанализированы особенности эффектов комплексной реабилитации, включающей сочетанное использование фармакотерапии актовегином, транскраниальных микрополяризаций и вербальных коррекционно-развивающих занятий у детей с разными формами алалии по результатам динамических: а) психолого-педагогических исследований, включая развитие речи, эмотивационно-мотивационной сферы и адаптивного поведения; б) психолого-физиологических исследований механизмов регуляции сверхмедленных информационно-управляющих систем головного мозга и организма.» author=»Илюхина Валентина Александровна, Нурок Марина Юрьевна, Броневая Татьяна Борисовна, Кошулько Марина Алексеевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-04″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found