Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

За последние 15 лет уровень заболеваемости психоневрологическими расстройствами (ПНР) среди детей вырос на 56,8%, а среди подростков – на 90,9%. Умственная отсталость является наиболее широко распространенной психоневрологической патологией среди детского населения России. Причем, диагностируется данный диагноз у 16,4 % больных в детском и у 22,9 % в подростковом возрасте [4]. Среди форм данного расстройства наибольший процент занимает легкая степень заболевания, в среднем, 68,9-88,9 % [5, с.28].

Патология сопровождается интеллектуальной недостаточностью, проявляется в недоразвитии познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы и оказывает значительное влияние на качество жизни ребёнка, его семьи и общества в целом [3, с 241; 5, с.24].

По ряду причин, стоматологическая заболеваемость этого контингента имеет более высокие значения в сравнении со здоровыми детьми [1, с.84]. Кроме того, определенную трудность представляет налаживание психологического контакта между врачом и пациентом [6]. Неадекватность поведения, заторможенность делают невозможным проведение некоторых стоматологических манипуляций. Сложности удержания этой категории пациентов в терапевтическом процессе объясняются существенными особенностями психосоциального контекста детей с ПНР, снижающими эффективность проводимых стоматологических мероприятий и усугубляющими стоматологическую патологию. Поэтому для грамотного планирования приоритетности этапов последующего лечения и реабилитации детей с ПНР необходимо обеспечить достаточно высокий уровень мотивации.

Анкетирование, как дополнительный способ получения анамнестической информации, способствует своевременному выявлению «этиологических рисков» стоматологической заболеваемости, косвенной оценке уровня стоматологического комплаенса и коррекции мотивационных акцентов.

Цель исследования – на основании комплексного стоматологического обследования определить динамику показателей стоматологической заболеваемости у детей с умственной отсталостью разных возрастных групп за годовой период.

Материалы и методы исследования. Нами проведено динамическое наблюдение 151 ребенка в возрасте от 8 до 18 лет в течение 1 года, имеющих диагноз «умственная отсталость легкой степени тяжести», учащихся профильной коррекционной  школы VIII типа детей. Вышеуказанная школа закреплена за детским стоматологическим отделением стоматологической поликлиники ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, где проводится ежегодная диспансеризация детей. Для удобства оценки стоматологического статуса группа была разделена на две возрастных подгруппы: от 8 до 12 лет (период смешанного прикуса) (соответственно группа 1 (n=76 чел.) и группа 2 (n=75 чел.)). По полу обследованные дети обеих групп распределились, в основном, в соотношении 1:1,05. На момент осмотра все дети постоянно проживали в г. Краснодаре.

Обследование носило комплексный подход и включало:

— определение уровня гигиены полости рта (индекс Федорова-Володкиной (1971));

— оценка и анализ показателей распространенности и интенсивности кариеса временных и постоянных зубов (индексы кпу, КПУ+кпу, КПУ);

— выявление распространенности и тяжести заболеваний пародонта (индекс РМА по Парма (C. Parma, 1960));

— определение наличия заболеваний слизистой оболочки полости рта и губ;

— выявление распространенности и структуры аномалий окклюзии (согласно клинико-морфологической классификации Д. А. Калвелиса (1957));

— выявление хирургической стоматологической патологии.

Осмотр полости рта проводился согласно рекомендациям ВОЗ, с использованием стандартного набора инструментов при искусственном освещении. Данные заносились в медицинскую карту стоматологического больного. Определенную сложность в процессе обследования играл тот факт, что часть детей на плановую санацию приходили без сопровождающих лиц, что отражалось в неполном сборе данных анамнеза и сложности установления «фармакологического анамнеза», хотя факт системного употребления лекарственных средств, учитывая основное заболевание, не подвергается сомнению.

Кроме того, до начала осмотра, школьникам или их представителям было предложено заполнить разработанную нами анкету по оценке стоматологического комплаенса [2, с. 56-57].

Статистическую оценку результатов проводили с использованием программного обеспечения «Microsoft Excel 2010».

После первичного обследования и анализа полученных данных была разработана стартовая схема санитарно-просветительной работы, которая включала в себя беседу с пациентами и их родителями, уроки гигиены, контролируемую чистку зубов. Повторные осмотры проводили спустя 6 и 12 мес.

Результаты исследования и их обсуждение.

Индексная оценка гигиены  при первичном осмотре выявила более высокие показатели  индекса Федорова-Володкиной, чем при повторном. В среднем, показатели улучшились в группе 1 – на 1,32-3,93%, в группе 2 – на 0,55-14,65% (р>0,01). Сравнительные данные приведены на рис. 1.

Рис. 1. Динамика индексной оценки уровня гигиены

Распространенность кариеса временных зубов у детей группы 1 за год снизилась на 5,27%, а постоянных зубов – выросла на 3,95%. Распространенность кариеса постоянных зубов в группе 2 за годичный интервал не изменилась (рис. 2).

Рис. 2. Динамика показателей распространенности кариеса зубов в исследуемых группах

Показатели индексной оценки интенсивности кариозного процесса обследуемых детей приведены на рисунке 3. Следует отметить, что при первичном осмотре преобладает показатель «к» (кариес), а при повторном  – показатель «п» (пломба).

Рис. 3. Динамика показателей интенсивности кариеса зубов

Примечание: * значение р<0,05 по t-критерию

Среди заболеваний пародонта обследуемых во всех подгруппах большую часть занимает гингивит различной степени тяжести (до 100% встречаемости). Данные о распространенности и структуре заболеваний пародонта приведены на рис. 4. Следует отметить, что у 2 пациентов в группе 1 и у 5 пациентов в группе 2 при первичном осмотре выявлен локальный пародонтит, явления которого повторном обследовании отсутствовали.

Рис. 4. Изменение показателей распространенности и структуры заболеваний пародонта (абсолютные значения)

Из заболеваний слизистой оболочки полости рта нами были диагностированы только различные формы хейлита и травматические поражения, представленные чаще закусыванием щек, губ и языка (табл. 1). Статистической достоверности при этом не выявлено.

Таблица 1

Встречаемость патологии слизистой оболочки полости рта

                            Подгруппа Диагноз 

группа 1, чел.

группа 2, чел.

2014 2015 2014 2015
Метеорологический хейлит 13 14 12 11
Ангулярный хейлит 11 9 4 3
Эксфолиативный хейлит 3 4 4 5
Травматические поражения слизистой оболочки полости рта 35 32 24 22

Ортодонтическая патология была выявлена у 100% обследованных детей. Данные о структуре ортодонтической патологии сведены в таблице 2. Заметим, что в таблицу включены пункты о типе глотания и дыхания, как провоцирующие и усугубляющие течение патологии зубочелюстной системы. Стоит отметить, что через год после первичного обследования всего 10,53% группы 1 и 4% группы 2 проводили ортодонтическое лечение.

Таблица 2

Структура ортодонтической патологии

                                          Подгруппа

Диагноз 

группа 1, случаев группа 2, случаев
Дистальная окклюзия 32 22
Мезиальная окклюзия 6 9
Перекрестная окклюзия 13 10
Открытая резцовая дизокклюзия 4 2
Глубокая резцовая окклюзия 7 4
Глубокая резцовая дизокклюзия 6 2
Скученность зубов верхней челюсти 6 12
Скученность зубов нижней челюсти 13 11
Сужение верхнего зубного ряда 11 9
Сужение нижнего зубного ряда 7 4
Диастема 16 13
Тремы 8 7
Тортоаномалии 12 8
Первичная адентия 4 3
Инфантильный тип глотания 18 13
Ротовой тип дыхания 28 14

Хирургическая патология была выявлена у 68,4% и 50,7% в группах 1 и 2 соответственно. В структуре учитывались аномалии уздечек и преддверия полости рта (табл. 3).

Таблица 3

Структура хирургической патологии

                                                        Подгруппа Диагноз  группа 1, чел. группа 2, чел.
Низкое прикрепление уздечки верхней губы 25 17
Укорочение уздечки нижней губы 12 7
Укорочение уздечки языка 7 4
Мелкое преддверие полости рта 23 24

При повторном осмотре выявлено, что устранение хирургической патологии в осмотренных группах не проводилось.

Согласно данным анкетирования уровень стоматологического комплаенса при первом осмотре соответствовал среднему уровню. Изменение среднего показателя за год приведено в табл. 4.

Таблица 4.

Оценка динамики уровня стоматологического комплаенса

                       Подгруппа

Показатель

группа 1 группа 2
2014 2015 2014 2015
Очень низкий уровень (0-7 баллов) 0 0 0 0
Низкий уровень

(8-15 баллов)

35% 30,26% 30,67% 22,67%
Средний уровень

(16-23 балла)

60,53% 63,16% 60,0% 64,0%
Высокий уровень (24-33 балла) 5,26% 6,58% 9,33% 13,33%
Средний балл 17,5+1,65 19,81+2,05 18,35+1,87 22,76+2,39*

p≤0.01 по t-критерию

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

Поэтому, лечение данного контингента детей должно иметь комплексный характер, включающий в себя стоматологические манипуляции (миогимнастику, санацию полости рта, ортодонтическое  и  хирургическое пособие, и профилактические меры) и полноценную психологическую протекцию и санитарно-просветительскую работу в качестве начального этапа.

 

Список литературы:

  1. Гуленко О.В. Структурно-функциональный анализ стоматологического статуса у детей с умственной отсталостью / О.В. Гуленко, В.В. Волобуев, И.К. Севастьянова, Н.И. Быкова, Е.А. Фарапонова, С.Б. Хагурова // Кубанский научный медицинский вестник. – 2013. – № 6. – с.81-85.
  2. Гуленко О.В. Конструирование анкеты для определения уровня стоматологического комплаенса / О.В. Гуленко, В.В. Волобуев // Новые стандарты модернизации педагогического образования в формировании здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности: материалы III Региональной научно-практической конференции ЮФО 11 декабря 2014 г. – Краснодар: ИПЦ КубГУ, 2015. – С. 54-59.
  3. Детская психиатрия и основы социальной психологии: учеб. пособие / В.Г. Косенко, Г.А. Набиркин, Л.Ф Смоленко, Т.А. Чебуракова. – Краснодар: Совет. Кубань, 2011. – 392 с.
  4. Менделевич Б.Д. Заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения детского населения Российской Федерации / Б.Д. Менделевич // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». – №3. – 2009 (11) (дата обращения 21.03.2015)
  5. Михейкина О.В. Эпидемиология умственной отсталости (обзор литературы) / О.В. Михейкина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2012. – №3. – С. 24-33.
  6. Medicaid Compliance for the Dental Professional / L. D. Mouden / December 12, 2013. URL: https:// aapd.org/ assets/1/7/ Medicaid Compliance Webinar 2013.pdf (дата обращения 22.03.2015)[schema type=»book» name=»ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» author=»Волобуев Владимир Викторович, Гуленко Ольга Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found