Основная цель подготовки медицинских кадров – обеспечение системы здравоохранения специалистами, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи модернизации здравоохранения, повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению [5,6, 9,11].
Подготовка специалистов в области управления здравоохранением является безусловным приоритетом при решении проблем развития и совершенствования системы здравоохранения, так как профессиональное и грамотное применение организационных и управленческих технологий на 85% определяют достижение поставленных задач (правило Джурана), а дефекты управления являются основной причиной повышения затратности и снижения эффективности деятельности отрасли.
Дефекты управления органами и учреждениями здравоохранения, связаны, в значительной мере, с недостаточной подготовкой специалистов в области управления здравоохранением в части практического применения управленческих и организационных технологий, совершенствования качества медицинской помощи населению, что делает очевидной необходимость более системной и дифференцированной подготовки специалистов в области управления здравоохранением. [10].
Анализ отечественных и зарубежный публикаций, практической деятельности медицинского менеджмента на всех уровнях свидетельствует о том, что логистические методы исследования и вмешательства в управлении здравоохранением применяются весьма фрагментарно, непоследовательно, что негативным образом сказывается на эффективности деятельности системы здравоохранения, ее отдельных направлений и организаций, формировании рынка медицинских услуг и повышения качества и доступности медицинской помощи [1,3].
Анализ ситуации, сложившейся в сфере оказания образовательных услуг для специалистов здравоохранения, проведенный специалистами Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, свидетельствует о наличии серьезных проблем и нереализованных возможностей в этом направлении. Так, социологическое исследование среди руководителей амбулаторно-поликлинических учреждений, которые несут ответственность за планирование, организацию и реализацию качественной и эффективной медицинской помощи, финансовое, кадровое и иное ресурсное обеспечение деятельности вверенных им учреждений показало, что процент руководителей, получающих специальную постдипломную подготовку по ряду важных дисциплин (менеджмент, маркетинг, управление персоналом, управление закупочной деятельностью и др.) довольно низок. Всего из 370 респондентов 50,8% имели подготовку по управлению качеством медицинской помощи, по 29,5% по управлению персоналом и проведению закупочной деятельности, 27,9% по менеджменту, 11,5% по маркетингу и 18% по иным современным проблемам управления здравоохранением. При этом 94% респондентов согласны с тем, что им необходимо пройти подготовку по данным дисциплинам [2].
Основными причинами дефектов в управлении здравоохранением, связанными с недостаточной подготовкой специалистов в этой области являются следующие — отсутствие системного подхода к решению актуальных задач – мозаичность, фрагментарность и непоследовательность принимаемых решений; неумение построения приоритетов при постановке задач; недостаточное и неполное изучение возможных рисков от принятия и реализации некоторых управленческих решений; недостаточный уровень знаний и умений процессного управления отраслью и отдельными медицинскими службами и организациями; отсутствие современной эффективной методологии и технологии принятия и реализации управленческих решений, все еще доминирование административных методов управления над профессиональными [4].
Все изложенное свидетельствует о необходимости изменения системы последипломной подготовки специалистов в области управления здравоохранением и применения новых, более современных и совершенных методик и технологий в этой работе [7,8].
Прежде всего необходимо формирование навыков процессного управления на всех уровнях и этапах организации и оказания медицинской помощи, основанного на анализе базовой ситуации, правильной конкретной постановке проблемы, определении задач, требующих решения, инструментов, необходимых для реализации поставленных задач (исследовательских, экономических, технологических и др.), разработке организационных, информационных, клинических медицинских технологий, формировании, прогнозировании и оценке эффективности математических, организационно-функциональных и иных моделей деятельности органов, учреждений, подразделений, служб и специалистов системы здравоохранения.
Одной из ведущих образовательных технологий, определяющих процессный подход, представляется изучение и внедрение логистических вмешательств в систему медицинского менеджмента.
Логистические исследования – это современное направление исследовательской деятельности, сложившееся на стыке общеэкономических и маркетинговых исследований, на базе собственной методологии, а также прикладных методов и процедур логистического анализа. Логистике свойственны системообразующая, интегрирующая, регулирующая и результирующая функции [3].
Определение логистики как интегрального инструмента менеджмента, способствующего достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации процессов за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными, а также сопутствующими им потоками (финансовыми, информационными и т.п.) как нельзя более соответствует задачам и требованиям к системе управления здравоохранениям в условиях модернизации отрасли и преодоления проблем, связанных с финансово-экономическим кризисом [3].
Целью логистических исследований и вмешательств является создание информационно-аналитической базы для принятия логистических решений и тем самым снижения уровня связанной с ними неопределенности, обеспечение эффективного управления.
По нашему мнению, проведение логистических исследований в системе управления здравоохранением должно быть направлено на разработку и проведение быстрых системных качественных преобразований отрасли, в результате которых деятельность системы здравоохранения должна стать более эффективной и результативной даже с учетом финансово-экономического кризиса. Это требует проведения системных мер, опирающихся на внедрение современных актуальных медицинских, (включая организационные, управленческие и клинические) технологий и методик, новейших достижений науки и техники, непрерывного совершенствования качества. Обучение специалистов знаниям, умениям и навыкам по применению этих методов с целью реализации поставленных задач — одно из самых актуальных направлений подготовки организаторов здравоохранения на современном этапе.
Необходимо подчеркнуть, что оптимальное решение любых управленческих и организационных проблем на всех уровнях управления здравоохранением – федеральном, региональном, муниципальном, медицинской организации — требует выполнения определенных объемов и алгоритмов деятельности, которые должны быть включены в образовательный процесс.
Основные этапы и алгоритм проведения логистических исследований в системе управления здравоохранением
- Постановка проблемы, чаще всего основанная на формировании социальной политики на том или ином уровне управления, и связанное с этим целеполагание при определении основных задач научной и практической деятельности в здравоохранении.
Уже на данном этапе исследования необходимо предусмотреть создание системы эффективного менеджмента, способного решать задачи изучения проблемы, а также последующего научно-практического сопровождения процесса реализации полученных и обоснованных результатов.
Создание эффективного менеджмента требует специальной подготовки профессиональных кадров, имеющих соответствующие знания, опыт деятельности по управлению здравоохранением, умение формировать команды специалистов, использовать современные технологии и привлекать к обсуждению ключевых проблем ведущих специалистов-экспертов.
- Следующим этапом логистического процесса должна стать разработка общей концепции логистического вмешательства (формулировка целей и задач, выбор рабочей гипотезы, конкретизация методов исследования)
Общая концепция логистического исследования в управлении здравоохранением основана на проведении методического анализа и оценки функциональных зон системы, выявления ее стратегически сильных и слабых сторон, определения предполагаемых направлений и возможностей дальнейшей деятельности, ожидаемых результатов.
Цель исследования отражает основные направления поиска наиболее эффективных вариантов достижения искомых результатов. Цель может быть текущей и перспективной, общей и детальной, постоянной и эпизодической. Она должна быть конкретной и измеримой, достижимой и адаптированной к общим направлениям проводимых в социальной сфере и отрасли преобразований.
На основании принятой цели может быть предложена рабочая гипотеза, включающая в себя сформулированное видение возможных, в том числе альтернативных, вариантов решения проблемы и задач, выполнение которых необходимо для дальнейшего развития данной гипотезы. Рабочая гипотеза должна также ориентироваться на существующие и перспективные возможности финансового, кадрового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения предполагаемых перемен.
Необходимо предусматривать и включать в учебные программы обучение определению и постановке общих первоначальных задач по достижению поставленной цели (целей). Такие задачи чаще всего включают в себя анализ стартовых позиций с точки зрения проблем, требующих решения, анализ действующей нормативной правовой базы по изучаемой проблеме и существующих подходов к решению выявленных проблем в отечественной и мировой практике, на основании которых формируются последующие этапы и задачи вмешательств.
Задачи исследования – это четко сформулированные взаимосвязанные конкретные фрагменты исследования, пошаговая реализация которых позволяет уточнить подходы и найти оптимальные пути достижения поставленной цели. При постановке задач, входящих в сферу проблемы, следует дифференцировать их по степени приоритетности и разделять на стратегические, тактические и оперативные, а также на теоретические и прикладные, учитывать уровень и специфику предполагаемых внедренческих технологий.
- Дальнейшая деятельность при применении логистических методов управления связана с определением необходимого количества и качества логистической информации, очередности и последовательности ее получения.
Реализация каждого этапа требует четкого определения возможной информации, требуемой для изучения и оценки ситуации и определения возможных путей решения.
При проведении исследований могут использоваться как официальные источники информации, так и полученные в результате специальных исследований (социологических, экспертных, экспериментальных, путем проведения специальной выборки и т.д.).
При планировании и проведении данного этапа исследований необходимо обучать определению путей и сроков получения или запроса информации, оценке ее качества, достоверности, репрезентативности.
- Далее необходимо включать в образовательный процесс обучение подходам к сбору, обработке и анализу логистической информации, моделированию и формированию банка либо баз данных, прогнозирование и получение прогнозных оценок.
Как правило, в современных системах управления большой объем требуемой доступной для пользования информации получается в режиме on line, основанном на возможностях интернета, телемедицины, наличии баз данных и регистров по различным проблемам общественного здоровья и здравоохранения.
- Следующим этапом логистического вмешательства является планирование и сопровождение внедрения управленческих решений и форм их реализации.
Как показывает анализ, специалисты в области управления здравоохранением зачастую недостаточно владеют методиками планирования как процесса разработки развернутой во времени последовательности будущих действий по достижению поставленных целей и задач. Планирование внедрения результатов логистического вмешательства характеризуется наличием системного подхода и четкой взаимосвязи между стратегическим и оперативным планированием, с обеспечением приоритета первого. Только такой подход может обеспечить надежность и устойчивость системы здравоохранения.
Наиболее уязвимым звеном в процессе реализации планируемых мероприятий на современном этапе является отсутствие унифицированных организационных технологий их реализации., т.е. комплекса организационных и организационно-распорядительных мероприятий. Такие мероприятия должны быть основаны на современных достижениях науки и практики, направлены на наиболее результативное использование ресурсов, с целью эффективного управления доступностью, качеством, объемами и структурой медицинской помощи для достижения поставленных целей. Организационные технологии должны разрабатываться и реализовываться как в управленческой, так и в клинической практике.
На этапах планирования и внедрения моделей логистического менеджмента необходима проработка экономического обоснования и потребностей ресурсного обеспечения предлагаемых мероприятий на всех уровнях внедрения, с учетом поэтапного принятия предлагаемых мер, и этому также необходимо обучать.
Результаты логистического вмешательства и предлагаемые модели менеджмента системами общественного здоровья и здравоохранения требуют не только описания расчетов и прогнозов, но и отработки действующих моделей на пилотных площадках. Внедрение предлагаемых логистических моделей менеджмента на всех этапах, включая работу на пилотных площадках, требует научно-практического сопровождения со стороны менеджеров-логистиков, принимавших участие в разработках, и способных к проведению этапного анализа хода внедрения и внесению корректив по ходу внедрения, так как по мере отработки моделей могут возникнуть потребности в их корректировке.
- Оценка эффективности и результативности логистических вмешательств представляет собой систематический анализ уместности, адекватности, продвижения, успеха, эффективности и влияния предполагаемых или уже осуществленных вмешательств. Она включает в себя изучение промежуточных (этапных), краткосрочных и долгосрочных результатов вмешательств на основе мониторинга здоровья, спектра и объемов оказания соответствующих медицинских услуг, и должна опираться на теоретические и практические исследования.
При проведении оценки эффективности вмешательств могут применяться используемые ВОЗ подходы, основанные на изучении динамики здоровья населения и его отдельных групп с учетом доли влияния системы здравоохранения, отзывчивости этой системы в плане доступности и качества медицинской помощи, соответствующей ожиданиям пациентов, бремени финансовых расходов государства и граждан и др. Могут использоваться показатели, принятые и используемые в практике работы медицинских организаций, а также специально разработанные для оценки конкретных вмешательств качественные и количественные критерии и индикаторы деятельности, позволяющие оценить не только результат, но и ход процесса реализации.
В эффективности и результативности внедряемых решений и логистических моделей существенное участие должны принимать заинтересованные организации и специалисты в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, профессиональное экспертное сообщество, а также потребители медицинских услуг. Наличие обратной связи в виде информации о степени удовлетворенности доступностью, качеством и стоимостью медицинских услуг со стороны заказчиков, посредников и потребителей крайне важно для оценки проведенных вмешательств.
Примером логистического цикла может служить изучение проблемы и реализация мер по организации и оказанию медицинских услуг определенного направления и качества, которое должно включать следующие этапы:
- Этап изучения потребности в медицинских услугах определенного спектра, доступности, объема, качества с учетом условий их получения.
- Этап формирования потребительского спроса
- Этап изучения возможностей системы и (или) учреждений здравоохранения по производству медицинских услуг соответствующего потребностям спектра, объема и качества.
- Этап обеспечения производства востребованных медицинских услуг с учетом применения современных технологий, оптимизации себестоимости путем создания эффективного клинического и финансового менеджмента.
- Этап планирования требуемых ресурсов, а также порядка формирования и организации ресурсного обеспечения.
- Этап оценки объемов, качества и эффективности оказанных медицинских услуг в соответствии с разработанными критериями.
- Этап анализа всей вышепоименованной деятельности и подготовки отчетов.
Таким образом, логистика – это современная теоретическая и практическая основа системного менеджмента, которая позволяет разрабатывать эффективные подходы к управлению здравоохранением как сложной социально-экономической системой с учетом многоаспектности и ответственности деятельности отрасли, влияния на нее других государственных и общественных систем. Логистическим методам необходимо обучать всех специалистов в области управления здравоохранением, с целью совершенствования подходов при принятии и реализации управленческих решений.
Литература
- Бердутин В. А. Элементы логистического подхода в управлении медицинским учреждением : автореф. дис….канд. мед. наук / В. А. Бердутин. — М., 2009. — 22 с.
- Вялков А.И., Решетников В.А. Сквирская Г.П., Манерова О.А. Профессиональное развитие руководителя медицинской организации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» // Главный врач. — — № 12. — С. 15-23
- Вялков А.И., Сквирская Г.П. Логистические исследования в управлении здравоохранением. Возможности и перспективы. //Проблемы управления здравоохранением. – 2011.- № 2 -С.6-13
- Клинический менеджмент / Под ред. А.И. Вялкова, В.З. Кучеренко. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. – 304 с.
- О реализации программы подготовки управленческих кадров в сферах здравоохранения и образования. — https://rezerv.gov.ru
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24. 03.2007 г. № 177 с учетом изменений и дополнений от 2009 и 2011 гг. «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 – 2014/15 учебных годах».
- Решетников В.А., Сквирская Г.П., Сырцова Л.Е., Косаговская И.И., Боярский С.Г. Концептуальные подходы к подготовке специалистов в области управления здравоохранением // Здравоохранение Российской Федерации. — 2013. — №6. – С. 9-14.
- Решетников В.А., Сквирская Г.П., Тимина Е.И. Проблемы подготовки специалистов по управлению здравоохранением // Общественное здоровье и здравоохранение. -2013. — № 4.- С.15-20.
- Решетников В.А., Сквирская Г.П., Сырцова Л.Е., Косаговская И.И., Боярский С.Г. Инновационный подход к непрерывному профессиональному развитию специалистов в области управления здравоохранением // Заместитель главного врач. — — № 8. – С. 86-93.
- Сквирская Г.П. Практико-ориентированное обучение при подготовке специалистов в области управления здравоохранением. //Материалы межрегиональной научно-методической конференции «От декларативного знания к практике. Дидактические основы проведения тренингов и консалтингов». Регистрации в Информрегистре № 0321302167 245-249[schema type=»book» name=»Внедрение логистических методов управления здравоохранением в систему непрерывного профессионального развития» author=»Сквирская Галина Петровна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]