Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Внедрение логистических методов управления здравоохранением в систему непрерывного профессионального развития

Основная цель подготовки медицинских кадров – обеспечение системы здравоохранения специалистами, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи модернизации здравоохранения, повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению [5,6, 9,11].

Подготовка специалистов в области управления здравоохранением является безусловным приоритетом при решении проблем развития и совершенствования системы здравоохранения, так как  профессиональное и грамотное применение организационных и управленческих технологий на 85% определяют достижение поставленных задач (правило Джурана), а дефекты управления являются основной причиной повышения затратности и снижения эффективности деятельности отрасли.

Дефекты управления органами и учреждениями здравоохранения, связаны, в значительной мере, с  недостаточной подготовкой специалистов в области управления здравоохранением в части практического применения управленческих и организационных технологий, совершенствования качества медицинской помощи населению, что делает очевидной необходимость более системной и дифференцированной подготовки специалистов в области управления здравоохранением. [10].

Анализ отечественных и зарубежный публикаций,  практической деятельности медицинского менеджмента на всех уровнях свидетельствует о том, что логистические методы исследования и вмешательства в управлении здравоохранением применяются весьма фрагментарно, непоследовательно, что негативным образом сказывается на эффективности деятельности системы здравоохранения, ее отдельных направлений и  организаций,  формировании рынка медицинских услуг и повышения качества и доступности медицинской помощи [1,3].

Анализ ситуации, сложившейся в сфере оказания образовательных услуг для специалистов здравоохранения, проведенный специалистами Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, свидетельствует о наличии серьезных проблем и нереализованных возможностей в этом направлении.   Так, социологическое исследование среди руководителей амбулаторно-поликлинических учреждений, которые несут  ответственность за планирование, организацию и реализацию качественной и эффективной медицинской помощи, финансовое, кадровое и иное ресурсное обеспечение деятельности вверенных им учреждений показало, что процент руководителей, получающих специальную постдипломную подготовку по ряду важных дисциплин (менеджмент, маркетинг, управление персоналом, управление закупочной деятельностью и др.) довольно низок. Всего  из 370 респондентов 50,8% имели подготовку по управлению качеством медицинской помощи, по 29,5% по управлению персоналом и проведению закупочной деятельности, 27,9% по менеджменту, 11,5% по маркетингу и 18% по иным современным проблемам управления здравоохранением.  При этом 94% респондентов согласны с тем, что им необходимо пройти подготовку по данным дисциплинам [2].

Основными причинами дефектов в управлении здравоохранением, связанными с недостаточной подготовкой специалистов в этой области являются следующие — отсутствие системного подхода к решению актуальных задач – мозаичность,  фрагментарность  и непоследовательность принимаемых решений; неумение построения приоритетов при постановке задач; недостаточное и неполное изучение возможных рисков от принятия и реализации некоторых управленческих решений; недостаточный уровень знаний и умений процессного управления отраслью и отдельными медицинскими службами и организациями; отсутствие современной  эффективной методологии и технологии принятия и реализации управленческих решений, все еще доминирование административных методов управления над профессиональными [4].

Все изложенное свидетельствует о необходимости изменения системы последипломной подготовки специалистов в области управления здравоохранением и применения новых, более современных и совершенных методик и технологий в этой работе [7,8].

Прежде всего необходимо формирование навыков процессного управления на всех уровнях и этапах организации и оказания медицинской помощи, основанного на анализе базовой ситуации, правильной конкретной постановке проблемы, определении задач, требующих решения, инструментов, необходимых для реализации поставленных задач (исследовательских, экономических, технологических и др.),  разработке организационных, информационных, клинических медицинских технологий, формировании, прогнозировании и оценке эффективности математических, организационно-функциональных и иных моделей деятельности органов, учреждений, подразделений, служб и специалистов системы здравоохранения.

Одной из ведущих образовательных технологий, определяющих процессный подход, представляется изучение и внедрение логистических вмешательств в систему медицинского менеджмента.

Логистические исследования – это современное направление исследовательской деятельности, сложившееся на стыке общеэкономических и маркетинговых исследований, на базе собственной методологии, а также прикладных методов и процедур логистического анализа. Логистике свойственны системообразующая, интегрирующая, регулирующая и результирующая функции [3].

Определение логистики как интегрального инструмента менеджмента, способствующего достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации процессов за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными, а также сопутствующими им потоками (финансовыми, информационными и т.п.) как нельзя более соответствует задачам и требованиям к системе управления здравоохранениям в условиях модернизации отрасли и преодоления проблем, связанных с финансово-экономическим кризисом [3].

Целью логистических исследований и вмешательств является создание информационно-аналитической базы для принятия логистических решений и тем самым снижения уровня связанной с ними неопределенности, обеспечение эффективного управления.

По нашему мнению, проведение логистических исследований в системе управления здравоохранением должно быть направлено на разработку и проведение быстрых  системных качественных преобразований отрасли, в результате которых деятельность системы здравоохранения должна стать более эффективной и результативной даже с учетом финансово-экономического кризиса. Это требует проведения системных мер, опирающихся на внедрение современных актуальных медицинских, (включая организационные, управленческие и клинические) технологий и методик, новейших достижений науки и техники, непрерывного совершенствования качества. Обучение специалистов знаниям, умениям и навыкам по применению этих методов с целью реализации поставленных задач  — одно из самых актуальных направлений подготовки организаторов здравоохранения на современном этапе.

Необходимо подчеркнуть, что оптимальное решение любых управленческих и организационных проблем на всех уровнях управления здравоохранением – федеральном, региональном, муниципальном, медицинской организации — требует выполнения определенных объемов и алгоритмов деятельности, которые должны быть включены в образовательный процесс.

Основные этапы и алгоритм проведения логистических исследований в системе управления здравоохранением

  1. Постановка проблемы, чаще всего основанная на формировании социальной политики на том или ином уровне управления, и связанное с этим целеполагание при определении основных задач научной и практической деятельности в здравоохранении.

 Уже на данном этапе исследования необходимо предусмотреть создание системы эффективного менеджмента, способного решать задачи изучения проблемы, а также последующего научно-практического сопровождения процесса реализации полученных и обоснованных результатов.

Создание эффективного менеджмента требует специальной подготовки профессиональных кадров, имеющих соответствующие знания, опыт деятельности по управлению здравоохранением,  умение формировать команды специалистов,  использовать современные технологии и привлекать к обсуждению ключевых проблем ведущих специалистов-экспертов.

  1. Следующим этапом логистического процесса должна стать разработка общей концепции логистического вмешательства (формулировка целей и задач, выбор рабочей гипотезы, конкретизация методов исследования)

Общая концепция логистического исследования в управлении здравоохранением основана на проведении методического анализа и оценки функциональных зон системы, выявления ее стратегически сильных и слабых сторон,  определения предполагаемых направлений и возможностей дальнейшей деятельности, ожидаемых результатов.

Цель исследования отражает основные направления поиска наиболее эффективных вариантов достижения искомых результатов. Цель может быть текущей и перспективной, общей и детальной, постоянной и эпизодической.  Она должна быть конкретной и измеримой,  достижимой и адаптированной к общим направлениям проводимых в социальной сфере и отрасли преобразований.

На основании принятой цели может быть предложена рабочая гипотеза, включающая в себя сформулированное видение возможных, в том числе альтернативных, вариантов решения проблемы и задач, выполнение которых необходимо для дальнейшего развития данной гипотезы. Рабочая гипотеза должна также ориентироваться на существующие и перспективные возможности финансового, кадрового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения предполагаемых перемен.

Необходимо предусматривать и включать в учебные программы обучение  определению и постановке общих первоначальных задач по достижению поставленной цели (целей).  Такие задачи чаще всего включают в себя    анализ стартовых позиций с точки зрения проблем, требующих решения, анализ действующей нормативной правовой базы по изучаемой проблеме и существующих подходов к решению выявленных проблем в отечественной и мировой практике, на основании которых формируются последующие этапы и  задачи вмешательств.

Задачи исследования – это четко сформулированные взаимосвязанные конкретные  фрагменты  исследования, пошаговая реализация которых позволяет уточнить подходы и найти оптимальные пути достижения поставленной цели.  При постановке задач, входящих в сферу проблемы,  следует дифференцировать их по степени приоритетности и разделять на стратегические, тактические и оперативные, а также на теоретические и прикладные, учитывать уровень и специфику предполагаемых внедренческих технологий.

  1. Дальнейшая деятельность при применении логистических методов управления связана с определением необходимого количества и качества логистической информации, очередности и последовательности ее получения.

Реализация каждого этапа требует четкого определения возможной информации, требуемой для изучения и оценки ситуации и определения возможных путей решения.

При проведении исследований могут использоваться как официальные источники информации, так и полученные в результате специальных исследований (социологических, экспертных, экспериментальных, путем проведения специальной выборки и т.д.).

При планировании и проведении данного этапа исследований необходимо  обучать определению путей и сроков получения или запроса информации, оценке ее качества, достоверности, репрезентативности.

  1. Далее необходимо включать в образовательный процесс обучение подходам к сбору, обработке и анализу логистической информации, моделированию и формированию банка либо баз данных, прогнозирование и получение прогнозных оценок.

Как правило, в современных системах управления большой объем требуемой доступной для пользования информации получается в режиме on line, основанном на возможностях интернета, телемедицины, наличии баз данных и регистров по различным проблемам общественного здоровья и здравоохранения.

  1. Следующим этапом логистического вмешательства является планирование и сопровождение внедрения управленческих решений и форм их реализации.

Как показывает анализ, специалисты в области управления здравоохранением зачастую недостаточно владеют методиками планирования  как процесса разработки развернутой во времени последовательности будущих действий по достижению поставленных целей и задач. Планирование внедрения результатов логистического вмешательства характеризуется наличием системного подхода и четкой взаимосвязи между стратегическим и оперативным планированием, с обеспечением приоритета первого. Только такой подход может обеспечить надежность и устойчивость системы здравоохранения.

Наиболее уязвимым звеном в процессе реализации планируемых мероприятий на современном этапе является отсутствие унифицированных организационных технологий их реализации., т.е. комплекса организационных и организационно-распорядительных мероприятий. Такие мероприятия должны быть основаны на современных достижениях науки и практики, направлены на наиболее результативное использование ресурсов, с целью  эффективного управления доступностью, качеством, объемами и структурой медицинской помощи для достижения поставленных целей. Организационные технологии должны разрабатываться и реализовываться как в управленческой, так и в клинической практике.

На этапах планирования и внедрения моделей логистического менеджмента необходима проработка экономического обоснования и потребностей ресурсного обеспечения  предлагаемых мероприятий на всех уровнях внедрения,  с учетом поэтапного принятия предлагаемых мер, и этому также необходимо обучать.

Результаты логистического вмешательства и предлагаемые модели менеджмента системами общественного здоровья и здравоохранения требуют не только описания расчетов и прогнозов, но и отработки действующих моделей на пилотных площадках. Внедрение предлагаемых логистических моделей менеджмента на всех этапах, включая работу на пилотных площадках, требует научно-практического сопровождения со стороны менеджеров-логистиков, принимавших участие в разработках, и способных к проведению этапного анализа хода внедрения и внесению корректив по ходу внедрения, так как по мере отработки моделей могут возникнуть потребности в их корректировке.

  1. Оценка эффективности и результативности логистических вмешательств представляет собой систематический анализ уместности, адекватности, продвижения, успеха, эффективности и влияния предполагаемых или уже осуществленных вмешательств. Она включает в себя изучение промежуточных (этапных), краткосрочных и долгосрочных результатов вмешательств на основе мониторинга здоровья, спектра и объемов оказания соответствующих медицинских услуг, и  должна опираться на теоретические и практические исследования.

При проведении оценки эффективности вмешательств могут применяться используемые ВОЗ подходы, основанные на изучении динамики здоровья населения и его отдельных групп с учетом доли влияния системы здравоохранения,  отзывчивости этой  системы в плане доступности и качества медицинской помощи, соответствующей ожиданиям пациентов, бремени финансовых расходов государства и граждан и др.  Могут использоваться показатели,  принятые и используемые в практике работы медицинских организаций, а также специально разработанные для оценки конкретных вмешательств качественные и количественные критерии и индикаторы деятельности,  позволяющие оценить не только результат, но и ход процесса реализации.

В эффективности и результативности внедряемых решений и логистических моделей существенное участие должны принимать заинтересованные организации и специалисты в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, профессиональное экспертное сообщество, а также потребители медицинских услуг. Наличие обратной связи в виде информации о степени удовлетворенности доступностью, качеством и стоимостью медицинских услуг со стороны заказчиков, посредников и потребителей крайне важно для оценки проведенных вмешательств.

Примером  логистического цикла может служить изучение проблемы и реализация мер по организации и оказанию медицинских услуг определенного направления и качества, которое должно включать следующие этапы:

Таким образом, логистика – это современная теоретическая и практическая основа  системного  менеджмента, которая позволяет разрабатывать эффективные подходы к управлению здравоохранением как сложной социально-экономической системой  с учетом многоаспектности и ответственности деятельности отрасли, влияния на нее других государственных и общественных систем. Логистическим методам необходимо обучать всех специалистов в области управления здравоохранением, с целью совершенствования подходов при принятии и реализации управленческих решений.

Литература

  1. Бердутин В. А. Элементы логистического подхода в управлении медицинским учреждением : автореф. дис….канд. мед. наук / В. А. Бердутин. — М., 2009. — 22 с.
  2. Вялков А.И., Решетников В.А. Сквирская Г.П., Манерова О.А. Профессиональное развитие руководителя медицинской организации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» // Главный врач. — — № 12. — С. 15-23
  3. Вялков А.И., Сквирская Г.П. Логистические исследования в управлении здравоохранением. Возможности и перспективы. //Проблемы управления здравоохранением. – 2011.- № 2 -С.6-13
  4. Клинический менеджмент / Под ред. А.И. Вялкова, В.З. Кучеренко. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. – 304 с.
  5. О реализации программы подготовки управленческих кадров в сферах здравоохранения и образования. — https://rezerv.gov.ru
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 24. 03.2007 г. № 177 с учетом изменений и дополнений от 2009 и 2011 гг. «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 – 2014/15 учебных годах».
  7. Решетников В.А., Сквирская Г.П., Сырцова Л.Е., Косаговская И.И., Боярский С.Г. Концептуальные подходы к подготовке специалистов в области управления здравоохранением // Здравоохранение Российской Федерации. — 2013. — №6. – С. 9-14.
  8. Решетников В.А., Сквирская Г.П., Тимина Е.И. Проблемы подготовки специалистов по управлению здравоохранением // Общественное здоровье и здравоохранение. -2013. — № 4.- С.15-20.
  9. Решетников В.А., Сквирская Г.П., Сырцова Л.Е., Косаговская И.И., Боярский С.Г. Инновационный подход к непрерывному профессиональному развитию специалистов в области управления здравоохранением // Заместитель главного врач. —   — № 8. – С. 86-93.
  10. Сквирская Г.П. Практико-ориентированное обучение при подготовке специалистов в области управления здравоохранением. //Материалы межрегиональной научно-методической конференции «От декларативного знания к практике. Дидактические основы проведения тренингов и консалтингов». Регистрации в Информрегистре № 0321302167 245-249[schema type=»book» name=»Внедрение логистических методов управления здравоохранением в систему непрерывного профессионального развития» author=»Сквирская Галина Петровна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found