Деление культуры на региональные типы является одним из способов типологизации культур. Самыми крупными и устойчивыми региональными типами культуры остаются западный и восточный типы. В культурологии понятие восточного и западного типов культуры имеет, несомненно, условное значение. Дихотомия Восток – Запад сложилась в глубокой древности. В настоящее время в период всеобщей интеграции намечается тенденция к универсализации национальных экономик, подчинению народных традиций общепринятым нормам. Однако и сейчас в культурологии применяется принцип определения типов культуры по региональному признаку. Это позволяет выделить основные черты культурного развития определённой эпохи или народа. В культурологии выработались общепринятые характеристики восточного и западного типов культуры: по политическому устройству общества, по особенностям экономического развития, по отношению общества к власти, по представлению о богах, по основным чертам в искусстве [2. С. 186-195].
Классическим примером восточного типа культуры являются крупнейшие регионы Древнего Востока – Египет, Китай, Месопотамия, Индия. Хотя территориально Египет располагается скорее к югу от Европы, чем к востоку. Тем не менее, по основным характеристикам египетская культура, начиная от Древнего царства до завоевания его Александром Македонским, представляет собой пример восточного типа культуры. В период античности сложился Западный тип культуры. В классическом варианте он представлен греческими городами-государствами и Римской республикой. С некоторыми изменениями основные черты культурного развития в этих регионах сохранялись в последующие века. Несмотря на явные интеграционные процессы их можно выделить и в современных условиях.
Однако важно отметить, что основные черты западного и восточного типов культуры надо воспринимать лишь как тенденцию. Ведь в странах Европы могут наблюдаться восточные черты и, наоборот, в некоторых восточных государствах – западные. Например, стремление государств западного типа культуры к установлению республиканской формы правления следует понимать именно как стремление, а не как обязательное условие. После распада Римской империи в Европе стали создаваться варварские королевства с монархической формой правления. Но, уже начиная с XIII века на юге Европы, на Апеннинском полуострове отдельные города, такие как Венеция, Флоренция, переходят к республиканской форме правления. В XVI в. происходит буржуазная революция в северных испанских провинциях, создаётся Республика Северных объединённых провинций – Голландия. В следующие столетия предпринимается серия попыток установить республику в Англии, Франции.
В некоторых культурных типах западного общества могут встречаться черты, характерные для культуры Востока. Наиболее ярким примером является культура средневековой Европы. Целью настоящего исследования является определение основных черт культуры европейского средневековья.
При определении восточного и западного типов культуры важной характерной чертой является понятие пространства. В восточном мире оно делилось на сакральное и мирское. В западном типе культуры с древности сложились другие представления. В период античности, когда сформировались основные доминанты западного типа культуры, пространство представлялось единым космосом. Сакральное не выделялось в особый мир. По представлению античного человека боги общались с людьми. Это отражено в греческой мифологии. Олимпийские боги спускались на землю, могли присутствовать среди людей не только духовно, но и физически, могли вступать в брак с людьми, отчего на свет появлялись герои – полубоги-полулюди. Однако в следующий период европейской истории, который принято называть средневековьем, такое общение человека с сакральным миром исчезло из менталитета. И дело не только в переходе от язычества к монотеизму. Изменилось само отношение к Богу. Он стал недосягаем для человека. Если герои античности бросали вызов богам, соревновались с ними в силе, ловкости и смекалке, то идеал средневековья – человек, смиренно принимающий удары судьбы, посылаемые Богом. С Богом не спорили, ему не возражали. Такое понятие сакрального мира ближе к характеристике восточного типа культуры. И всё же следует отметить, что Бог в христианском средневековье представлялся человекоподобным, также как боги античности. Ведь по Библии Бог сотворил человека по образу и подобию своему, а Иисус Христос, как одна из ипостасей единого Бога, родился в облике человека и воспринимался как вочеловечившийся Бог. Такое представление о Боге характерно для западного типа культуры, так как при становлении этого типа в античной Греции и в Древнем Риме господствовало антропоморфное представление о богах. На Востоке же боги чаще всего изображались с зооморфными чертами или искажёнными человеческими — несколько рук и ног, наличие крыльев, сильно изменённая форма головы и т. д.
Особо надо отметить политическое устройство европейского средневековья. В этом отношении для Европы периода средних веков было свойственно тяготение к монархии. Стремление обществ западного культурного типа к установлению республиканской формы правления как бы приостанавливается именно в период средневековья. С V по XV века в Европе возникают, распадаются и вновь объединяются королевства. И, наконец, к концу средневековья начинают образовываться национальные государства. Кроме отдельных итальянских городов-республик все эти государства имели монархическую форму правления. Однако эту черту средневекового общества нельзя однозначно отнести к восточному культурному типу. На Древнем и средневековом Востоке характерным признаком политического устройства общества была деспотия, при которой правитель не только не подчинялся любому другому органу власти и опирался в своём правлении на военную силу, но и имел исключительное право на жизнь и имущество любого своего подданного. Однако в Западной Европе даже при сильном монархе его правление никак нельзя назвать деспотическим. Король не мог отобрать у феодала его феод, не мог казнить дворянина без суда, не распоряжался жизнью и имуществом вассалов своих вассалов.
Европейские средневековые государства отличает от восточного типа культуры отношение их общества к своему правителю. На Востоке долгое время в правителе видели Бога. Египетские фараоны считались сыном солнечного бога, китайский император был сыном Бога Неба, цари Аккада, Ассирии и Вавилона в Месопотамии также объявляли себя богами. Такое отношение сохранялось в некоторых регионах Востока и в средневековье, а в Японии вплоть до второй половины XX века. В средневековых европейских государствах, несмотря на то, что власть короля считалась данной Богом, правитель государства воспринимался не богом, а человеком. Ему не отдавали божеских почестей, ему не посвящались храмы. Иконы создавались не в его честь, а в честь его божественного покровителя – святого, именем которого он был назван при крещении.
При характеристике восточного и западного типов культуры важно и их экономическое развитие. На Востоке долгое время не складывался внутренний рынок. Торговля развивалась в основном внешняя. Также для восточных государств характерно отсутствие частной собственности на основные средства производства. В западном типе культуры в области экономики со времён античности укрепились рыночные отношения и частная собственность на средства производства. Однако средневековые европейские страны отличались натуральным характером хозяйства, отсутствием рыночных отношений вплоть до позднего средневековья, что придаёт экономике европейских стран этого периода восточные черты. Причём однозначно нельзя характеризовать особенности экономики европейского средневековья как черты восточного типа культуры. В средневековой Европе строго соблюдалась частная собственность на основные средства производства, каковыми являлись земельные владения феодалов. А это характерный признак экономики западного культурного типа.
Особенно ярко восточные черты культурного развития проявлялись в Европе в области искусства. В архитектуре и романский, и готический стили отвечали основным доминантам развития искусства восточного типа культуры – сакральности, монументальности, каноничности. Сакральность выражалась в том, что в средневековом обществе все виды искусства служили христианской церкви. Монументальность проявлялась в основном в архитектуре. Однако живопись и скульптура в средние века составляли с архитектурой единое целое и поэтому воспринимались также монументально. Также все художественные произведения должны были отвечать установленным канонам. В отличие от восточных обществ художественные каноны европейского средневековья были более динамичны, они менялись в течение всего средневековья. Однако они обязательно существовали и определяли архитектуру средних веков.
Сакральность литературных произведений проявлялась в их религиозной составляющей. Основными произведениями были Библия, жития святых, молитвослов, произведения христианских философов и поэтов. Когда к середине средневековья стали записываться легенды о доблестных рыцарях, создаваться рыцарские куртуазные романы, их герои представлялись стойкими христианами, или были наказываемы Богом за какие-то прегрешения. Даже древняя кельтская легенда о короле Британии Артуре, возникшая, по всей видимости, до принятия христианства, со временем превратила его в доблестного рыцаря-христианина, сражавшегося с язычниками – германскими племенами [1]. В основе артуровских легенд лежат кельтские эпические сказания о прославленном вожде бриттов, в которых прослеживается связь Артура с языческим богом кельтов Браном. К XI веку эти легенды были переосмыслены и записаны с учётом сложившихся рыцарских традиций. Король Артур стал защитником христианских доблестей, а его рыцари Круглого стола совершали подвиги в поисках чаши Грааля, в которую предположительно собрал кровь Иисуса Христа его тайный последователь Иосиф Аримафейский.
Принцип каноничности также характерен для средневековой литературы. Все жития святых составлялись по установленному образцу. В рыцарских романах существовали определённые правила – подвиги, жертвование собой во имя долга и чести, обязательное наказание за совершённый грех, страдания от любви. Даже связанность большинства сюжетов о рыцарях поисками Грааля тоже является своего рода образцом, на основе которого средневековые авторы описывали приключения того или иного своего героя.
Наиболее ярко сакральность, монументальность и каноничность проявились в средневековой архитектуре. Основная часть построек периода средневековья относится к церковной архитектуре. Это, прежде всего, храмы и монастыри. Светские здания, в основном жилые помещения, конечно, сооружались, но они не были так прочны, практически не украшались, в их постройке не выдерживался определённый художественный стиль. Даже в укреплённых замках феодалов самым красивыми помещениями были храм или часовня.
Не вызывает сомнений монументальность романских и готических соборов. Храмы строились как фортификационные сооружения. К тому же церковная архитектура должна была возвеличивать церковь, королевство, город. В средневековой Европе храмы были самыми высокими ориентирами местности. Готические соборы создавались настолько величественными, что один город мог позволить себе постройку только одного храма. Его строили всем миром, часто в течение нескольких поколений [4].
Общепринятыми были каноны архитектурных сооружений. Храмы, построенные в средневековье, имели купол, обязательный алтарь в восточной части, с западной стороны две сторожевые башни, а также другие обязательные архитектурные детали. Архитектурные стили средневековья, и романский, и готический, сами по себе представляли своеобразные каноны. Готический храм имел в основании форму католического креста, тяжесть купола распределялась на специальные наружные упорные арки – аркбутаны. Каноном были также большие окна-витражи.
До последних веков средневековья в Европе отсутствовала светская живопись. Фрески, мозаика, иконы и витражи имели сакральный характер. Об этом говорит их библейская тематика, а также их месторасположение – внутреннее убранство храмов и монастырей. Монументальность в живописи выражена менее определённо: лишь большие поверхности стен в романских храмах, сплошь украшенные фресками или мозаикой, а также витражи в огромных готических окнах соборов выглядят монументально. Также для живописи средневековья характерна строгая определённость канонов: обратная перспектива, плоскостность изображений, нейтральный фон, определённый облик святых.
Сакральность, монументальность и каноничность характерны и для скульптуры средневековой Европы. Изображались святые, Дева Мария, распятие Христа. Скульптура украшала романские и готические соборы. Вместе с архитектурными деталями скульптура храмов воспринималась единым комплексом, поэтому выглядела монументально. Так же, как и в живописи, в скульптуре соблюдались строгие каноны. Они были разные для романской и готической эпох, но неукоснительно выполнялись. В романских соборах скульптурные изображения ставились внутри помещения вдоль стен, имели грубые черты, одевались в натуральные одежды. В готических храмах скульптура украшала не только алтари, но и стены, башни и перекрытия с внешней стороны. В тематике скульптурных изображений готического стиля появились фантастические чудовища, обитатели ада, призванные устрашать верующих.
При характеристике Европы периода средневековья следует обратить внимание на отношение к личности и обществу. Если для Востока характерно выражение «личность – ничто, а общество – всё», то для западного типа культуры определяющей доминантной являются интересы личности, а общество представляется, лишь как совокупность отдельных личностей. В этом отношении средневековое западное общество лишь условно можно отнести к западному типу культуры. Личность имела значение только в случае, если она относилась к высшему слою общества. Личностью могли быть только предводители – короли, герцоги, графы. Недаром в средневековой литературе только благородные рыцари совершают подвиги, защищают слабых, верно служат своему сюзерену и церкви. За простолюдином не признаётся право на индивидуальность. Простой народ – это общество в целом. Отдельный человек спокойно приносился в жертву ради общественных интересов.
В средневековой Европе цель существования общества понималась как приближение к божественному идеалу. С точки зрения классического понимания восточного и западного типов культуры такое положение было свойственно восточному типу культуры, для которого было характерно стремление к духовному совершенству, истовость религиозного поиска [3. С. 47]. То же самое было и в средневековой Европе. Недаром с определённой лёгкостью можно было призвать людей в дальние походы на защиту христианских ценностей. В знаменитых крестовых походах участвовали не только рыцари, но массы простых людей. Истории известен даже «детский» крестовый поход. Однако в этом же примере есть и истинно западная черта. Если для Востока главной ценностью бытия является постижение высшего сакрального смысла, то для западной культуры главным оказалось достижение конкретной цели. В данном случае – конкретные военные походы ради освобождения гроба Господня. Нельзя не учитывать и чисто прагматические цели рыцарей – захват новых земель.
Тем не менее, отличительной чертой общественного сознания была сосредоточенность на духовном, что характерно для восточного типа культуры. Действительность воспринималась через призму религиозной догматики. Средневековый человек искренне верил, что конец света наступит в реально обозримом будущем. Его ожидали, если не в текущем году, то через несколько лет обязательно. Конца света не боялись, как и не боялись смерти. Боялись другого: умереть, не успев покаяться. Самым страшным считалась смерть при отлучении от церкви.
Социальный идеал, созданный героическим эпосом и литературной рыцарской традицией средневековья – бескорыстный рыцарь, служащий высокому долгу. Такой идеал напоминает образец конфуцианской этики [3. С. 46-48].
Таким образом, культура средневековой Европы, относясь к западному культурному типу не только по территориальному признаку, но и по многим своим характеристикам – государственному устройству, отношению к правителю государства, преобладанию частной собственности на основные средства производства, представлениям о Боге, – всё же имеет большое количество характерных тенденций, условно определяемых как восточные. В экономике – это преобладание натуральной системы хозяйства. В политике – отсутствие стремления к республиканской форме правления. В искусстве наиболее ярко проявились монументальность, сакральность и каноничность. В идеологии – смирение перед Богом. Также для европейского средневековья характерна истовость религиозного поиска вплоть до самоотречения, что подчёркивает сосредоточенность общества на духовном идеале.
Список литературы:
- Воронова Г. Е. Легенды о короле Артуре. М.: Айрис-пресс. 2008.
- Ермишина Н. Д. Культурология. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект. Трикста, 2006.
- Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:Интерпракс,1994.
- Хёйзинга Й. Осень средневековья.//Хёйзинга Й. Сочинения в 3-х т.– Т.1. – М.: Издательство Ивана Лимбаха. 2011.[schema type=»book» name=»ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В КОНТЕКСТЕ ПОНЯТИЙ ЗАПАДНЫЙ И ВОСТОЧНЫЙ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ» description=»В статье предлагается анализ культуры средневековой Европы с позиции дихотомии западного и восточного типов культуры. Характеризуется образ жизни средневекового европейского общества. Проводится анализ всех элементов и проявлений культуры в исследуемый период.» author=»Ермишина Надежда Дмитриевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]