Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

БЛОГ КАК СПОСОБ НАРРАТИВНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Постановка проблемы. В традиционной  культуре для индивида значима принадлежность к социальной и культурной общности, осознание своего сходства с другими людьми. Культивирование идеи индивидуальности свойственной культуре модерна, лишило индивида необходимой стабильной основы собственного бытия. В условиях, когда быть личностью означает быть непохожим на других, идентификация по базовым критериям возраста, пола и т.д. перешла на второй план. Тождество в мире изменчивости практически невозможно, но отсутствие самотождественности есть свидетельство потери личностной определенности. Переход к обществу модерна дал возможность человеку выбирать, показал многообразие «Других», расширил горизонты ценностно-смыслового мира культуры. В это время идентичность превратилась в проблему, а ее основными характеристиками стали незавершенность и процессуальность. Поэтому выявление того, как возможна определенность личности в условиях всеобщей неопределенности становится важнейшей задачей исследователей.

Целью статьи является анализ нарративного конструирования идентичности в условиях сетевой культуры посредством блога.

Анализ публикаций по проблеме исследования. Рассмотрим подходы к трансформациям идентичности, распространенных в современной̆ науке. Первые исследования Интернета, акцентируют внимание на свойствах Сети как анонимность, множественность, указывали, что в виртуальном пространстве человек создает альтернативные Я-образы. В качестве базовых свойств «виртуальных идентичностей» или «виртуальных личностей̆» называли бестелесность, свободу или расширенные возможности идентификации, анонимность, множественность, т. е. возможность создавать неограниченное количество виртуальных личностей [1] Е.А. Горный, характеризуя виртуальную личность, отмечал, что она есть комплекс знаков, существующий̆ в электронной̆ среде, которая выступает носителем этих знаков. Виртуальная личность рассматривается как отдельное от человека образование, связанное с ним по модели творец – творение.

В пользу формирования «сетевой» или «виртуальной» идентичности, говорит анонимность пользователей, что позволяет с легкостью менять предписанные характеристики, такие как этничность, пол, возраст. Интернет создает возможности для распространения анонимности, позволяющей̆ снизить ответственность индивида за свои действия. Выделяют различные последствия анонимности: от позитивных до негативных. А.Е. Жичкина считает, что анонимность дает возможности для самопрезентации человека. Усиливая ориентацию индивида на «усредненного другого».  Создавая стремление быть понятным с общей для всех точки зрения. Г.И. Петрова считает, что нестабильность личностной идентичности, обусловлена тем, что перед современной̆ индивидуальностью открываются возможности одновременного существования во множестве реальностей̆, выполнение различных ролей. Знакомство с другими культурами  не означает, что человек идентифицирует себя с каждой̆ из них.  Речь в данном случае идет лишь о трансформациях ролевого комплекса, не затрагивающих устойчивое ядро идентичности.

Многие исследователи считали и продолжают полагать, что свобода идентификации в сети затрудняет формирование самоидентичности, приводит к формированию альтернативных идентичностей̆, возникновению множественной̆, идентичности. Во многих исследованиях подчеркивается негативное влияние анонимности на процесс идентификации.

Интернет предоставляет возможность экспериментировать с идентичностью, управлять виртуальным образом. Сети предоставляют новые возможности, позволяют приобщиться к новым социальным ролям.

Но виртуальная идентичность не вытесняет реальную.

На сегодняшний день Интернет вошел в повседневную жизнь значительного числа людей, сетевые структуры получили распространение в культуре, происходит взаимопроникновение реальной и сетевой идентичности. Позволяющее утверждать, что реальная идентичность включает элементы сетевой, а сетевая идентичность соответствует реальной. Интернет в форме новой коммуникативной среды становится сферой самопрезентации, расширяя возможности человека.

Становление сетевой культуры, виртуализация социума, с одной стороны, усложняют, а с другой – обогащают формирование самоидентичности. Виртуальная реальность преподносит возможность конструирования идентичности, расширяя число Других, с которыми взаимодействует человек. Виртуальная или сетевая идентичность не рассматриваться как самостоятельные сущности, как субъекты деятельности и поведения, как альтернативы «реальной» самоидентичности. Это всего лишь один из аспектов идентичности, результат самопрезентации личности в виртуальном пространстве.

Основное изложение материала. Существенное влияние на формирование самоидентификации оказывают сетевые дневники – блоги, которые получают все большее распространение. Блог – веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

На сегодняшний день выделяют следующие модели блогов:

1. Блог-дневник, в нем размещаются записи, фото, аудио, видеоматериалы жизни самого автора. Интересующие его вопросы или волнующие его проблемы.

2. Блог как место размещения, своих произведений.

3.Блог как форум; задачей автора в этом случае выступает организация дискуссий.

4.Рекламный-блог, автор рекламирует рестораны, магазины и т. п., даются ссылки на сайты.

5.Блог как концептуальный проект. Автор анонимен, виртуален.

Социальные интернет-сети схожи с блогами, они дают возможность для самопрезентации, самохарактеризации личности. Самопрезентация понимается как сознательная контролируемая передача собеседнику определенной информации о себе [2].  Под самохарактеризацией имеется в виду использование пользователем ссылок на его социальные характеристики, личные качества, необходимые для отнесение его к некоторой референтной группе [3]. Механизмы самопрезентации различаются в блогах и социальных сетях. В интернет-социальных сетях самопрезентация происходит через профиль, аватар, информации о себе. В блоге центральное место занимает авторский текст, самопрезентация в нем представляет собой фрагмент текста, характеризующийся целеустановкой автора, направленной на самохарактеризацию и воздействие на читателя. Блог оказывает влияние на формирование самоидентичности, как на индивидуальный, так и социокультурный уровень. Социокультурный уровень самоидентификации предполагает идентификацию с определенной общностью, с социальной средой. Влияние блога на уровень идентификации говорит само слово «блоггер», означающее человека, ведущего блог. Блоггеры склонны идентифицировать себя как социальную общность, имеющую свои нормы и ценности [4].

Повествовательное конструирование индивидом своего образа в блоге, является важнейшим механизмом формирование идентичности. Блог помогает человеку, обратится к хранимым в автобиографической памяти отрывкам прошлого для устойчивого формирования образа Я, преодоление травматических событий в жизни, решения психологических проблем. Ведение блога подразумевает рефлексию с расчетом поддержания своей идентичности.

Блог является своеобразным нарративом. Д. Шифрин определяет нарратив как «форму дискурса, через которую мы реконструируем и репрезентируем прошлый опыт для себя и для других» [5]. В автобиографическом нарративе, события собственной жизни объясняются самому себе. Личностный нарратив помимо интерпретационной функции выполняет презентационную, рассказывает другим о взглядах, качествах человека. Нарративизация подразумевает отбор определенного материала. Искусство повествования – это прежде всего искусство умолчания. Так как подразумевает удаление незначительного, не относящегося к основному предмету нарратива. Дневниковым записям присуща избирательность, отбирание фактов, происходит в зависимости от желаемой степени отображения действительности. Описывая событие, автор тем самым говорит о его субъективной значимости.

Особое внимания заслуживает сравнение сетевого и традиционного дневника. Как правило, принципиальное отличие, заключается в том, что бумажные дневники пишутся обычно для себя, электронные – большей частью для другого. Открытость в виртуальном пространстве и в реальности отличаются. Виртуальная открытость преследует некие цели, и не является необходимой. Цели бывают различные, такие как спасение от одиночества, привлечение внимания и т.п. Неосознанно человек ограничивает личную информацию, размещаемую в сети, он не полностью открыт в ней. Это позволяет говорить о «симуляции интимности» в сети.

Публичность дает человеку свидетельство о его существовании, и средство для подтверждения своей уникальности. Благодаря блогосфере создаются новые возможности, которые удовлетворяют имеющиеся у человека потребности.

Блог можно рассматривать как хранилище значимой информации о прошлом, которое будет надежно зафиксировано, не забудутся. Когда человек собирает и упорядочивает события своей жизни, он получает возможность реконструкции прошлого, что необходимо для осознания самотождественности.

Блог, не имеющий конкретного адресата, снимает множество моральных запретов, то, что не примет реальное общество может принять виртуальное. В Интернет-среде так же сложно, как и в реальной завоевать внимание аудитории и тем более удержать его. Человеку, которому нечего сказать другим, который испытывает сложности с изложением собственных мыслей, ведение блога не принесет известность и признание, блог станет средством презентации его неинтересности.

Итак, для современного человека блог является одним из способов повествовательного конструирования идентичности. Блоггер обращаясь к своему прошлому, создает полноценный образ себя, связывая прошлое с настоящим и ожидающим будущие, придает смысл своего существования. Ведение блога предполагает рефлексию, самопрезентацию. Блог стал новым типом автобиографического нарратива. Нарративизация придает осмысленность человеческому существованию. В условиях сетевой культуры с ее ориентацией на публичность блог дает возможность заявить о себе.

Выводы.                                                                                                         

1. Влияние сетевой культуры на самоидентичность стало объектом активного изучения в настоящее время. Среди ученых нет единого мнения как сущности, так и направленности происходящих изменений. Виртуальная и сетевая идентичность употребляются для обозначения многофакторной, изменчивой идентичности современного человека. Информационно-коммуникативные технологии могут способствовать формированию стабильной самоидентичности, так и затруднять ее процесс. Положительное воздействие оказывает на процесс идентификации ведение блога, представляющего новый̆ тип автобиографического нарратива.                                                                            2. Существенное воздействие на формирование персональной̆ идентичности оказывает современное социокультурное пространство, выстроенное по сетевому принципу, с доминированием сетевых структур, распространение которых обусловлено развитием информационно-коммуникационных технологий.                                                                                     3. В условиях сетевой культуры частный сетевой дневник – блог – может рассматриваться как новый тип автобиографического нарратива.                             4. Социальные сети и блогосфера предоставляет человеку возможности экспериментировать с идентичностью, выражая различные аспекты своей̆ личности, изменяя свой аскриптивный статус и факты биографии. Итогом самопрезентации в виртуальном пространстве может стать построение совершенно нового образа, не свойственного человеку в реальной жизни.

Список литературы

  1. Горный Е.А. Онтология виртуальной личности / Е.А. Горный // Бытие и язык: Сб. статей по материалам международной конференции. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права; Новосибирское книжное издательство, 2004. – С. 78–88.
  2. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении / Н.В. Амяга// Личность. Общение. Групповые процессы. – М., 1991. – С. 37.
  3. Козлова Н.С. Самопрезентация личности в условиях виртуальной коммуникации (на примере немецко-язычных блогов) / Н.С. Козлова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2012. – N 25. – С. 114.
  4. Boyd D. A Blogger’s Blog: Exploring the Definition of a Medium // Reconstruction. – 2006. – No 6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.danah.org/papers/ABloggersBlog.pdf.
  5. Schiffrin D. In Other Words: Variation in Reference and Narrative. Cambridge: Cambridge University Press. – 2006. – Р. 321.[schema type=»book» name=»БЛОГ КАК СПОСОБ НАРРАТИВНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ» description=»В статье анализируется блог как способ нарративного конструирования идентичности в условиях сетевой культуры. Автор отмечает, что на формирование персональной̆ идентичности влияет современное социокультурное пространство, выстроенное по сетевому принципу, с доминированием сетевых структур, распространение которых обусловлено развитием информационно-коммуникационных технологий.» author=»Сенченко Наталья Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found